Ограничительный палец ваз 2106 для чего нужен

Обновлено: 02.07.2024

Клуб любителей ВАЗ 2104 "четвёрка"

Андрей Лузин

Андрей Лузин запись закреплена

Всем привет? Вопрос такой: Можно ли эксплуатировать двигатель без ограничительного пальца цепи грм?

Николай Кокус

Андрей Лузин

Николай Кокус

Если натяжитель умрет или цепь хорошо растянеться то может перескочить. Лучше поставить

Андрей Лузин

Николай, Его обломило когда цепь порвалась, и шпилька от него осталась внутри. А выкрутить её уже 2-й день не могу

Хотя цепь газораспределительного механизма ВАЗ 2106 имеет большой ресурс, со временем она изнашивается. При значительном износе ее нужно срочно менять. Процедура замены трудоемкая, но, если знать устройство узла и следовать пошаговой инструкции, ее можно выполнить собственноручно в домашних условиях.

Для чего нужна цепь ГРМ и ее характеристики

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Старые модели ВАЗ 2106 оснащались механическим плунжером
натяжного устройства, в котором шток выдвигает пружина. В новых модификациях
устанавливаются плунжера гидравлического типа, они работают за счет давления
масла. Цепь должна быть всегда натянута для корректной работы двигателя.

Натяжка осуществляется с помощью полукруглого башмака,
который подпирает элемент слева. К цепи также примыкает пластина успокоителя.
От соскакивания цепи с нижней звездочки в случае значительной растяжки
уберегает металлический ограничитель, находящийся на блоке цилиндров. Когда
вращаются элементы привода, на цепь с разных сторон давит башмак и успокоитель.

Цепной привод ГРМ в силовом агрегате ВАЗ 2106 выполняет
следующие функции:

  • передает вращательный момент от коленвала к
    распредвалу, который регулирует положение впускных и выпускных клапанов ГБЦ;
  • вращает вал трамблера;
  • шестерня в середине обеспечивает работу
    масляного насоса.

Количество звеньев зависит от типа установленного двигателя.
На шестые модели устанавливались силовые агрегаты объемом 1,3, 1,4 и 1,6. Длина
хода поршня для моторов 1-го вида равна 66 мм, для двух других – 80 мм. В
зависимости от объема силового агрегата берется цепь определенного размера:

  • 1,3 л – 114 звеньев;
  • 1,5 и 1,6 – 116 звеньев.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Определяем необходимость замены цепи

Эксплуатационный срок цепи ГРМ достаточно большой и
составляет около 100 тысяч километров пробега. С течением времени при
эксплуатации машины цепь постепенно растягивается. При этом металлические
звенья не деформируются, стираются их шарниры, появляется люфт, образуются
зазоры. Для небольшого участка эта выработка незаметна, но, если взять в целом
по цепному приводу, длина детали значительно увеличится.

Степень изношенности цепного привода определяется по таким
симптомам:

  • Из-под крышки клапанов слышны посторонние звуки.
    Если цепь слишком растянута, раздается громкое бряцанье.
  • Демонтировав клапанную крышку, проверяется
    совпадение выступа на шкиве коленчатого вала с меткой на шестерне распредвала.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Если есть смещение хотя бы на 1 см, это
говорит о растяжении цепи.

  • Выполнив натяжение цепи, запускают двигатель и по
    новой выставляют метки. При существенном удлинении, эти действия не приведут к
    нужному результату, плунжерное устройство не может убрать слабину.
  • Сняв крышку клапанов, проверяют, в каком
    техсостоянии находится успокоитель. Бывают случаи, когда слишком растянутая
    цепь обрывает накладку или срывает весь элемент полностью. Если оборван успокоитель,
    происходит трение цепи о корпус ГБЦ, в нем образуется канавка.

Цепь, которая растянулась на более чем 10 мм, может
перескакивать через несколько звеньев по шестерням. Перепрыгивание через одну
секцию чревато нарушением фазы газораспределения. В этом случае двигатель
вибрирует при любом режиме работы, часто глохнет, значительно падает его
мощность. Признаки проявляются в виде выстрелов в выхлопную трубу или
карбюратор. Не помогает убрать вибрацию регулировка зажигания и подачи топлива.

При перескакивании на 2-4 зуба мотор глохнет и больше не
запускается. Самая неприятная ситуация, когда поршни встречаются с клапанами
из-за нарушения фаз газораспределения. Это грозит капитальным ремонтом
двигателя.

Подготовка к замене: материалы, инструменты и разборка

При долгой эксплуатации силового агрегата изнашивается не только цепной привод, но и некоторые, связанные с ним элементы:

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • приходят в негодность накладки натяжителя и
    успокоителя.
  • цепи ГРМ подходящего размера;
  • башмака натяжителя;
  • трех шестеренок;
  • успокоителя;
  • переднего сальника и шпонки шкива коленвала.

Понадобится высокотемпературный герметик. Шпонка шкива часто теряется при ремонте, а без нее сборка невозможна. Поэтому имеет смысл купить запасную, стоимость ее небольшая.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Из инструментов нужно подготовить:

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • комплект накидных головок;
  • отвертки;
  • пассатижи;
  • сухие тряпки.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

Удобнее работы проводить на подъемном приспособлении, но
можно обойтись без него, сняв капот у машины или лежа на земле.

На подготовительном этапе обеспечиваем доступ к приводу ГРМ
и передней стенке блока цилиндров. Для этого ждем, когда остынет двигатель,
устанавливаем авто на ручной тормоз, выполняем следующие действия:

  • Спускаемся под машину и снимаем защиту картера.
  • Откручиваем нижнее крепление генератора.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • В моторном отсеке демонтируем корпус воздушного
    фильтра, прикрученного на карбюраторе.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Отсоединяем тягу педали газа и трос привода
    подсоса, трубки, закрывающие крепления крышки клапанов.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Откручиваем болты и снимаем клапанную крышку.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Отсоединяем от вентилятора охлаждения штекер с
    проводами и, выкрутив крепления, демонтируем устройство.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Чтобы ослабить натяжение ремня, отворачиваем
    гайку на крепежном кронштейне и монтировкой пододвигаем агрегат к блоку
    цилиндров.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Теперь можно снять ремень.
  • Очищаем узлы от загрязнений и масляных пятен,
    чтобы после демонтажа крышки ГРМ в поддон картера не попали инородные тела.

Демонтаж и установка нового цепного привода

При замене цепного привода ГРМ нужно строго придерживаться
пошаговой инструкции:

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Поддевая шкив отверткой с плоским лезвием
    демонтируем его.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Открутив 6 болтов и 3 гайки, снимаем переднюю
    крышку узла.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Отгибаем края стопорных шайб и откручиваем болты
    крепления шестеренок.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Совмещаем выступ на распредвале с меткой на
    верхней звездочке.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Далее снимаем плунжерное устройство и
    успокоитель цепи, открутив крепежные болты.
  • Когда проверены метки и ослабла цепь,
    выкручиваем полностью болты и демонтируем звездочки.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Опускаем цепь вниз, вывинчиваем ограничитель,
    демонтируем цепь и малую шестеренку вместе со шпонкой.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Затем откручиваем башмак натяжного устройства.

Монтаж цепи и запасных деталей выполняем по следующему
алгоритму:

  • Очищаем ветошью все рабочие поверхности,
    прикрываем картер тряпкой.
  • Устанавливаем новые шестерни на привод.
    Смазываем новую цепь и опускаем ее в свободное пространство головки
    цилиндров.
  • Подвешиваем цепь на какой-нибудь инструмент,
    чтобы она не упала.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Проверяем совпадение меток на коленвале и
    корпусе блока цилиндров, насаживаем малую шестеренку и надеваем на нее цепь.

Проверяем и меняем цепь ГРМ на ВАЗ 2106

  • Устанавливаем новые детали натяжного устройства.
  • Подтягиваем болты звездочек и надеваем на них
    цепь.
  • Устанавливаем плунжер и регулируем натяжение
    цепного привода. Еще раз проверяем метки.
  • Дальнейшая сборка выполняется в обратной
    разборке порядке.

Наладка или как выставить метки узлов ГРМ на ВАЗ 2106 самостоятельно


Расшифровка пометок

Без предварительного базирования поршней и клапанов установка цепи грм на ВАЗ 2106 по меткам невозможна. Стало быть, значимость отметок вовсе не условно-декоративная. Знаки дают понимание о положении деталей внутри мотора:

  • Пометка на шкиве КВ, совпадающая с длинной черточкой на передней крышке, означает достижение поршнями 1 и 4 цилиндров ВМТ.
  • Метка на звездочке РВ, совмещенная с приливом на постели, информирует о закрытых клапанах в 4 цилиндре – здесь происходит такт сжатия.

Как восстановить совпадение меток

Базой служит положение коленвала, при котором отметка шкива совпадает с длинной чертой на передней крышке. При этом засверловка звезды распредвала должна находиться ближе к приливу. Этого нужно добиться в первую очередь. Стоит помнить, что передача выполнена с соотношением 2:1 – двум оборотам коленчатого вала соответствует один оборот распределительного.

Излишние опасения при демонтаже звездочки РВ не уместны. В конструкции вала предусмотрен штифт. Кроме передачи крутящего момента он выполняет роль фиксатора определенного положения.

Как одеть цепь

Монтаж новой цепочки начинается с ее насадки на новую звезду коленвала. Далее монтируются успокоитель, башмак натяжителя, ограничитель. Цепка пропускается через шестерню приводного вала с попутным его закреплением. После она насаживается на звездочку распределительного вала, и выполняется корректировка ее положения по циклу:

  • Одеть на вал.
  • Посмотреть на относительное расположение засверловки и прилива.
  • Снять.
  • Передвинуть на один зуб в нужную сторону.

Завершающая процедура – натяжка цепки, в ходе которой натяжитель закручивается до упора хорошим усилием. После вращения КВ ключом производится окончательный контроль совпадения знаков.


Замена цепи ГРМ на ВАЗ 2106

Последовательность действий выглядит следующим образом:

  1. Снимаете корпус воздушного фильтра, ветошью закрываете карбюратор, чтобы в него не попало ничего лишнего. На этом же этапе можно слить масло из двигателя.
  2. Отсоединяете тросик подсоса и центральный провод с трамблера.
  3. Отсоединяете трубки и уводите их в сторону, чтобы не мешали.
  4. Демонтируете кожух вентилятора.
  5. Если крыльчатка находится на помпе, то выкручиваете болты ее крепления и снимаете вместе с ремнем привода генератора и шкивом.
  6. Снимаете защиту картера.
  7. Очищаете всю переднюю часть мотора от грязи, промываете растворителем или бензином.
  8. Устанавливаете под задние колеса упоры, включаете максимальную передачу (четвертую или пятую), вытягиваете ручник.
  9. Чтобы ослабить гайку на храповике, необходимо нанести по ней резкий удар молотком.
  10. Демонтируете крышку с головки блока, выкрутив все гайки ее крепления.
  11. Отгибаете шайбу, которая находится под болтом звездочки распределительного вала. Резко ударив по нему молотком, ослабляете затяжку.
  12. Снимаете автомобиль со скорости.
  13. Проворачиваете шкив коленчатого вала до тех пор, покуда не сместится метка на его шкиве с риской на передней крышке. Вместе с этим должны совместиться метка на звездочке распревала и отлив на пастели.
  14. Отверните гайку на храповике и снимите шкив.
  15. Выкрутите гайки и болты, которыми произведено крепление передней крышки двигателя. Всего 9 точек крепления. Снимите крышку.
  16. Отогните стопорную пластину и выкрутите болт со звездочки привода вспомогательных механизмов.
  17. Ослабляете гайку на натяжителе цепи ГРМ ВАЗ 2106. Монтажной лопаткой отжимаете натяжитель и фиксируете его, затянув гайку.
  18. Выкручиваете болт на распределительном валу.
  19. Выкручиваете возле маленькой звездочки коленчатого вала ограничительный палец.
  20. Отпускаете цепь и снимаете эту звездочку с коленчатого вала.
  21. Стараясь не провернуть, снимаете звездочку привода вспомогательных механизмов и цепь ГРМ 2106.

На этом снятие можно считать завершенным, теперь нужно установить новую. Но обязательно перед началом всех работ обильно смажьте цепь свежим моторным маслом.



Метки на распределительном валу ВАЗ 2106

Даже больше скажу – желательно проводить замену цепи ГРМ тогда же, когда и меняете масло в двигателе ВАЗ 2106. В целом же последовательность строго обратная:

  1. Наживляете все болты, которыми крепятся звездочки. Проворачиваете коленчатый вал на два оборота, чтобы проверить, совмещаются ли метки на звездочках коленчатого и распределительного валов. Если все верно установлено, то все метки должны совпасть (на звездочке коленвала напротив отлива в блоке, а на звездочке распределительного напротив отлива крышки подшипников).
  2. Все болты затягиваются только динамометрическим ключом. Момент затяжки должен быть в интервале 41,2-51 Н*м.
  3. Производите натяжку цепи.
  4. Протираете все посадочные места и устанавливаете прокладки (новые).
  5. Устанавливаете привод генератора и крыльчатку.
  6. Проверяете угол опережения зажигания. Если нужно, производите его регулировку.

Нюансы в установке цепи ГРМ по заводским меткам на ВАЗ 2106: подводные камни

Идеального совмещения двух пар пометок добиться сложно. Основная причина – использование компонентов с выдержанными по предельной границе размерами. К слову, регулировка карбюратора ВАЗ 2106 своими руками также никогда не происходит по идеальному сценарию – практически всегда используются дополнительные рекомендации опытных мастеров.

Допустимые сдвиги отметок

Одна из неписанных норм допускает расхождение засверловки звезды и прилива корпуса подшипников распределительного вала в пределах ползуба в ту или иную сторону. Если поконкретнее, то установка цепи ГРМ двигателя ВАЗ 2106 по меткам считается оконченной, когда звездочка распредвала стоит точно, а отметка шкива коленвала уходит чуть вперед. Это гарантия устойчивой тяги во всем скоростном диапазоне.

Крайности

Расхождение между метками постели и звезды распределительного вала в один зуб недопустимо. Обычно это доказательство критического растяжения цепочки. Когда же она новая стоит осмотреть посадочное место под шпонку на коленвале – возможно оно разбито, отсюда – чрезмерный люфт.

Двигатели с существенным пробегом нередко склонны к произвольному изменению расположения пометки звезды РВ в процессе вращения КВ. К этому приводят:

К сведению. Использование разрезной звезды помогает добиться идеального расположения меток. Она устанавливается взамен штатной зубчатой шестерни распределительного вала.

Как устроен цепной привод ГРМ автомобиля ВАЗ 2106: обзор и замена

Популярный автомобиль ВАЗ 2106, чей выпуск начался во времена СССР, комплектовался тремя типами двигателей — рабочим объёмом 1300, 1500 и 1600 см куб. Конструкция перечисленных моторов одинакова, разница заключается только в размерах цилиндропоршневой группы, коленчатого вала и шатунов. На всех силовых агрегатах шестерни газораспределительного механизма (ГРМ) приводятся в движение двухрядной цепью. Последняя постепенно вытягивается и нуждается в периодической подтяжке, минимальный ресурс детали — 100 тыс. км пробега. Когда натягивание не даёт результата, цепной привод меняется целиком — вместе с шестерёнками.

Назначение и конструкция привода

Замену цепи и шестерён ГРМ нельзя отнести к сложным операциям, но процедура довольно трудоёмкая. Чтобы выполнить работы своими руками, надо понимать принцип действия и устройство привода, состоящего из таких элементов:

  • на переднем конце коленчатого вала установлена ведущая шестерёнка малого диаметра;
  • над ней расположена промежуточная большая звёздочка, отвечающая за вращение привода масляного насоса и трамблёра;
  • к торцу распредвала прикреплена третья ведомая шестерня большого диаметра;
  • 3 вышеуказанные звёзды соединяются двухрядной цепью;
  • с одной стороны цепь натягивается изогнутым башмаком, который поджимает плунжерное устройство;
  • чтобы исключить биение ослабленной цепи, с другой стороны предусмотрен второй башмак — так называемый успокоитель;
  • возле ведущей звёздочки установлен ограничительный палец, не позволяющий цепи соскочить с зубьев.


Соотношение размеров шестерён — приблизительно 1:2. То есть, пока ведущая звёздочка коленчатого вала совершает 2 оборота, шестерёнка распредвала поворачивается 1 раз.

Требуемую натяжку привода ГРМ ВАЗ 2106 обеспечивает плунжерное устройство, подпирающее полукруглый башмак. Автомобили старого выпуска оснащались чисто механическим плунжером — выдвигающимся штоком с мощной пружиной, который приходилось подтягивать вручную. Более поздние модели получили гидравлический натяжитель цепи, работающий автоматически.

Привод ГРМ смазывается моторным маслом, поступающим от распределительного вала. Чтобы смазка не разбрызгивалась, механизм спрятан за герметичной алюминиевой крышкой, прикрученной к торцу блока цилиндров 9 болтами М6. Ещё 3 винта соединяет защитный кожух с поддоном масляного картера.

Итак, цепной привод выполняет 3 функции:

Сборка двигателя ВАЗ 2106

После установки новой цепи нужно тщательно перепроверить метки, которые есть на отливе блока цилиндров и на отливе корпуса распредвала, а также соответствие меток на шестернях им. Если цепь установлена правильно, автоматический гидравлический пружинный натяжитель сам позаботится о натяжке цепи, нам останется только собрать двигатель в обратном порядке.


При установке крышки не стоит использовать старую прокладку, даже если на вид она выглядит идеально. Она уже продавлена и не сможет выполнять свои функции на должном уровне. Сейчас в продаже есть масса хороших герметиков, которые полностью заменяют прокладку из бумаги, герметизируют соединение надежно и не боятся высокой температуры.


Вовремя заменив цепь ГРМ ВАЗ 2106, мы не только избавимся от лишнего шума и лязга при работе мотора, но и предотвратим более серьезные неисправности, которыми грозит изношенная цепь механизма. Меняйте цепи вовремя, и удачных дорог!

Как подобрать цепь по длине

При покупке новой запчасти нужно учитывать один параметр — длину, определяемую числом звеньев. Указанная величина зависит от типа двигателя, установленного на конкретном авто. У моторов рабочим объёмом 1,5 и 1,6 л (модификации ВАЗ 21061 и 2106) ход поршня составляет 80 мм, а в силовых агрегатах 1,3 л (ВАЗ 21063) этот показатель равен 66 мм. Соответственно, блоки двигателей 1,5 и 1,6 л выше, а цепь — длиннее:

  • версии ВАЗ 21061 и 2106 — 116 секций;
  • ВАЗ 21063 — 114 звеньев.


Количество секций новой запчасти можно выяснить без изнурительного пересчёта. Уложите цепь на плоскую поверхность, чтобы соседние звенья соприкасались. Если крайние секции выглядят одинаково, в цепи 116 звеньев. Деталь из 114 частей выдаёт одно последнее звено, повёрнутое под углом.

При замене приводной цепи категорически рекомендуется ставить новые звёздочки — ведущую, ведомую и промежуточную. Иначе механизм долго не прослужит — звенья снова растянутся. Шестерни продаются комплектами по 3 шт.

Замена цепного привода — пошаговая инструкция

Часть ремонтных работ ведётся из смотровой канавы. Придётся ослаблять ось генератора, демонтировать защиту и откручивать гайку храповика — перечисленные операции выполняются снизу автомобиля. Для полной замены привода лучше приобрести готовый ремкомплект ГРМ для ВАЗ 2106, состоящий из следующих запчастей:

  • три звёздочки;
  • цепь на 114 или 116 секций в зависимости от рабочего объёма мотора;
  • башмаки успокоителя и натяжителя;
  • механический плунжер (гидравлический менять не обязательно);
  • прокладки для крышки и плунжерного устройства.

Значение цепи ГРМ


С одной стороны, казалось бы все предельно просто. Для того, чтобы привести в движение распределительный вал, цепь — самое надежное и простое решение. Она гораздо легче, чем механизм шестерен, ей не нужен такой тщательный уход и обильная смазка, как шестеренчатому приводному механизму, он не отбирает такое количество кинетической энергии у коленвала и дешевле в производстве.

Но при этом приводная цепь имеет массу недостатков:

  • неремонтопригодность — цепь не восстанавливается и при выходе из строя подлежит замене;
  • шумная в работе;
  • сложности в натяжении;
  • непростой монтаж и демонтаж.


Также стоит отметить, что замена цепи ГРМ ВАЗ 2106 производится не по регламенту, а по факту износа, поскольку качество цепей, которые поступают в продажу, чрезвычайно нестабильно. Одни цепи могут смело пройти весь цикл до следующего капитального ремонта двигателя, а другие цепи растягиваются уже через 5-7 тысяч км. Поэтому их и меняют довольно часто, а если этого не сделать — сбоя в работе газораспределительного механизма не избежать.

Чтобы понять назначение цепи газораспределительного механизма, необходимо в общих чертах обрисовать, что представляют собой двигатели классических моделей ВАЗ. Все эти двигатели являются верхневальными. То есть вал газораспределительного механизма (он же ГРМ) находится в верхней части мотора, над коленчатым валом и над валом масляного насоса.

Цепь ГРМ

Цепь ГРМ является основным связующим звеном в моторе ВАЗ 2107

Все эти валы снабжены звёздочками, на которые и надевается цепь ГРМ. Задача цепи проста: она должна передавать крутящий момент от вала ГРМ на коленчатый вал и на вал маслонасоса. С коленвала крутящий момент передаётся на ходовую часть, а оттуда — на ведущие колёса. Они начинают вращаться и автомобиль движется вперёд. Таким образом, цепь ГРМ является важнейшим связующим звеном между тремя валами двигателя и любая поломка этого звена неизбежно приведёт либо к серьёзным неполадкам в работе мотора, либо к его полному заклиниванию, если цепь порвётся.

Длина цепей ГРМ для двигателей ВАЗ

Исходя из всего вышесказанного, водителю в магазине придётся определить, какую он покупает цепь — короткую или длинную. Для этого есть два способа:

  • первый способ очевиден: просто подсчитать количество звеньев. Если их 116 — цепь для ВАЗ 2107 найдена;
  • второй способ проще: цепь нужно сложить пополам, а затем взглянуть на пару концевых звеньев. Если эти звенья будут симметричными, значит, цепь на 116 звеньев. Если нет — цепь короткая, на 114 звеньев.

Здесь же следует отметить, что в последнее время на прилавках магазинов часто встречаются поддельные цепи ГРМ. К счастью, подделки выполнены довольно небрежно, так что внимательный автолюбитель сразу сможет заподозрить неладное.

Видео: как распознать поддельную цепь ГРМ

Сколько зубьев на цепи грм ваз 2107?

цепи на 116 звеньев. Они устанавливаются на модели ВАЗ с 2103 по 2107 включительно.

Основные элементы натяжительной системы цепи ГРМ

Цепь ГРМ в моторе держится не только на трёх звёздочках, о которых говорилось выше. Её поддерживает ещё несколько важных устройств.

Устройство натяжительной системы ВАЗ 2107

Натяжительная система цепи ГРМ состоит из нескольких важнейших элементов

Разберёмся с ними подробнее.

Ограничительный палец цепи ГРМ

Цепь ГРМ в двигателе ВАЗ 2107 поддерживается с помощью сложной системы натяжения. Одним из элементов этой системы является ограничительный палец. Это небольшая деталь цилиндрической формы, вкрученная в стенку блока цилиндров. Располагается палец рядом со звёздочкой коленчатого вала. Назначение пальца состоит в следующем: если натяжение цепи ГРМ внезапно ослабнет, палец не позволит цепи соскочить со звёздочки коленвала.

Ограничительный палец цепи ГРМ

Конструкция ограничительного пальца предельно проста — это обычный болт с усечённой по бокам головкой

Цепь при этом начнёт задевать за ограничитель с характерным звяканьем, которое обязательно привлечёт внимание водителя, поскольку звук этот будет слышен даже в салоне. В случае обрыва цепи ограничитель не позволит ей полностью слететь со звёздочки и сломать находящиеся рядом звёздочки маслонасоса и вала ГРМ. Если же цепь ГРМ натянута нормально, за ограничительный палец она не задевает, так как в этом случае между ней и пальцем имеется постоянный зазор примерно в 1.5 см.

О натяжителях цепи ГРМ

О назначении натяжителя цепи ГРМ нетрудно догадаться из его названия. Он должен постоянно натягивать цепь, не допуская её провисания. Если цепь провиснет хотя бы на полсантиметра, она может слететь с одной из звёздочек (хотя это случается довольно редко, намного чаще бывают ситуации, когда цепь остаётся на звёздочке, но при этом перескакивает на несколько зубьев вперёд, в результате чего равномерность её натяжения полностью нарушается, а провисание увеличивается ещё больше). В разное время на ВАЗ 2107 устанавливались разные типы натяжителей.

Натяжители механические

В механическом натяжителе усилие, необходимое для того, чтобы натяжительный башмак давил на цепь, создаётся обычной пружиной. Она давит на шток, он выдвигается из корпуса и давит на башмак. А башмак, в свою очередь, давит на цепь, постоянно гася её колебания.

Устройство механического натяжителя

Главным элементом механического натяжителя является плунжерная пружина

Пружина в таком натяжителе регулируется обычной плунжерной гайкой. Если водителю нужно немного подтянуть цепь, он просто слегка подтягивает гайку, устраняя провисание.

Механческий натяжитель цепи ГРМ

Механические натяжители для ВАЗ 2107 отличаются надёжностью и простотой конструкции

Натяжители автоматические

Автоматические натяжители устанавливались на более поздние модели ВАЗ 2107. В отличие от механических устройств, в конструкции этого натяжителя предусмотрена зубчатая планка с храповиком.

Натяжитель автоматический

Основным элементом автоматического натяжителя цепи ГРМ является зубчатая планка

Плунжерная пружина давит на эту планку, а планка передаёт это усилие на башмак. Храповик не позволяет планке вернуться в исходное положение. Таким образом сохраняется постоянное натяжение цепи ГРМ.

Автоматический натяжитель цепи ГРМ

Найти в продаже автоматические натяжители для ВАЗ 2107 в последнее время всё труднее

Натяжители гидравлические

Эти натяжители устанавливались в самые последние модели ВАЗ 2107. Главным отличием этих устройств является принцип их работы. Усилие в гидравлическом натяжителе создаётся не с помощью пружины, а с помощью давления масла. Оно подаётся на натяжитель по армированному шлангу высокого давления.

Гидравлический натяжитель со шлангом

Масло подаётся в гидравлический натяжитель по специальному армированному шлангу

Успокоитель цепи ГРМ

Успокоитель цепи ГРМ — это ещё один незаменимый элемент системы натяжения, без которого равномерная работа цепи ГРМ невозможна. Успокоитель представляет собой металлическую пластину, которая крепится к стенке блока цилиндров.

Успокоитель цепи ГРМ

Находится эта пластина напротив натяжителя, то есть воздействует успокоитель на вторую половину цепи. Поскольку натяжитель давит на цепь очень резко, противоположная сторона этой цепи неизбежно начинает вибрировать. Для гашения этой вибрации и нужен успокоитель. Цепь, задев за пластину успокоителя, теряет часть энергии и амплитуда её колебаний существенно уменьшается. Без сдерживающего действия успокоителя цепь будет растягиваться гораздо быстрее.

Что будет, если вовремя не заменить цепь ГРМ

Если на ВАЗ-2107 установлен инжектор, при удлиненной детали ГРМ из-за превышения обычного расстояния между звеньями деталь функционирует на холостом ходу неровно. Почему так происходит? Если должное натяжение отсутствует, каждое звено изнашивается по-разному. В одних случаях отламывается успокоитель, может пострадать состояние ограничительного пальца или уголка башмака.

Когда цепь перескакивает хотя бы на пару зубьев, мотор ВАЗ-2107 глохнет или полностью выходит из строя. Стоит мотор слишком дорого чтобы им можно было пожертвовать. Поэтому дабы предотвратить негативные последствия, автомеханики советуют тщательно, как можно чаще проверять и контролировать натяжение детали ГРМ. Если башмак натяжителя износился, его нужно заменить.

Перед тем как приступить к ремонту своими руками, осмотрите цепь ГРМ:

  1. Идеальное состояние новой детали – когда закалены втулки и звенья. Если металл сырой, такую запчасть лучше отложить.
  2. Также проверьте натяжение, если прогиб близится к 7-10 мм, можно считать деталь ГРМ в ВАЗ-2107 пригодной для установки.

Специалисты рекомендуют присмотреться в автомагазине к продукции фирмы Sachs – цепь ГРМ этого производителя может прослужить дольше.

Что произойдет, если длина цепи увеличится?

Настроить холостой ход двигателя ВАЗ 2106 не получится, работа его окажется неровной и неустойчивой. Можно сотню раз перепроверить все узлы, включая системы питания и зажигания, выставить зазоры в клапанах, измерить компрессию, неполадки устранить не получится.

Обратите внимание на то, что в цепи ГРМ все звенья имеют различный износ, следовательно, постоянно меняются фазы газораспределения.


Также появляется шум со стороны цепи, так как звенья ее проваливаются в звездочку. Также не исключена поломка успокоителя, ограничительного пальца или уголка башмака. Но самое страшное – это перескакивание цепи ГРМ на несколько зубьев. Как правило, от 1 до 5.

Даже если она проскочит на пару зубьев, то самый благоприятный исход – это остановка двигателя. А самый печальный – загибание клапанов. По этой причине и нужно следить за состоянием цепи ГРМ ВАЗ 2106, своевременно производить ее замену и натяжение.

Перескок цепи ГРМ и его признаки

Цепь, как и любая другая деталь автомобиля, со временем изнашивается. Износ обычно проявляется в растяжении цепи. Причиной растяжения является так называемая усталость металла, которой подвержены практически все детали, испытывающие циклические нагрузки. Растянувшись, цепь начинает существенно провисать. Если водитель ничего не предпринимает, то рано или поздно возникнет ситуация, когда на одной из звёздочек цепь перескочит на один или два зубца вперёд. После этого все фазы газораспределения в двигателе будут нарушены, как и его работа. Вот основные признаки перескочившей цепи ГРМ:

  • двигатель работает с перебоями, причём возникают они даже на холостых оборотах;
  • во время езды появляются провалы мощности, которые чаще всего возникают в процессе разгона автомобиля;
  • двигатель очень плохо заводится, причём это не зависит от температуры на улице;
  • из-под капота раздаётся характерное позвякивание, которое усиливается по мере увеличения оборотов мотора.

Все эти признаки говорят о том, что цепь ГРМ не только ослабла, но и перескочила. И водителю необходимо как можно скорее произвести её замену. Если этого не сделать, двигатель рано или поздно заклинит, после чего придётся делать дорогостоящий капитальный ремонт.

Процедура замены цепи ГРМ на ВАЗ 2107

Перед началом замены следует подобрать все необходимые инструменты и расходники. Нам необходимы следующие вещи:

  • новая оригинальная вазовская цепь на 116 звеньев;
  • рожковые ключи в комплекте;
  • торцевые головки и длинный вороток;
  • отвёртка плоская;
  • отрезок стальной проволоки длиной 20 см.

Последовательность операций

Поскольку замена цепи ГРМ операция серьёзная, её невозможно произвести без предварительной подготовки. Эта подготовка включает в себя полный слив охлаждающей жидкости и снятие радиатора.

    Клапанная крышка снимается с помощью торцевой головки. Открывается доступ к звёздочкам на коленчатом и распределительном валах. На этих звёздочках есть небольшие углубления-метки, которые следует совместить с метками-выступами на корпусе ГРМ.

Метки на валу и корпусе ГРМ

Перед заменой цепи ГРМ метки на валах и корпусе должны быть совмещены

Откручивание гайки коленвала

Чтобы открутить гайку коленвала, требуется ключ на 38 и огромное усилие

Снятие передней крышки мотора

Крышка мотора держится на девяти наружных болтах и на трёх болтах в поддоне, о которых нельзя забывать

Разгибание шплинтов на валах

Чтобы разогнуть шплинты на валах, следует использовать молоток и отвёртку

Откручивание гайки натяжителя

Гайку на натяжителе придётся открутить, так как без этого ослабить цепь не получится

После ослабления натяжителя цепь ГРМ сильно провисает и её можно извлечь вручную

Как влияет растянутая цепь грм на работу двигателя?

Растянутая ГРМ цепь, как говорилось ранее, перескакивает и портит ГБЦ. В лучшем варианте, погнутся только клапана, а в худшем — блок цилиндров выйдет из строя. Определить, при каком пробеге менять цепь ГРМ, невозможно. Ресурс эксплуатации зависит от конкретной марки машины.

О сборке ГРМ и установке цепи по меткам

Как уже упоминалось выше, в ГРМ предусмотрена система меток, позволяющая выполнить правильную установку направляющих звёздочек и цепи ГРМ после замены.

Риски распредвала и корпуса

Перед затягиванием звёздочки на распредвалу риски необходимо тщательно совместить

Какая цепь на ниве 21213?

На двигателе 21213 стоит распредвал 21213, который приводится давно ставшей традиционной, двухрядной втулочной цепью 2103 (116 звеньев).

Замена Цепи Грм Ваз 2106 Без Разборки


Замена цепи ГРМ в автомобиле ВАЗ 2106: советы профессионалов

Такая технологическая операция, как замена цепи ГРМ ВАЗ 2106, считается относительно сложным и требующих определенных навыков в слесарном деле рабочим процессом, поэтому его выполнение следует возложить на специалистов станции техобслуживания или опытных автослесарей. Необходимо знать, что цена достаточно высокая, ведь ремонтники посчитают неполную разборку двигателя.

Подготовка к замене


Чтобы понять назначение цепи газораспределительного механизма, необходимо в общих чертах обрисовать, что представляют собой двигатели классических моделей ВАЗ. Все эти двигатели являются верхневальными. То есть вал газораспределительного механизма (он же ГРМ) находится в верхней части мотора, над коленчатым валом и над валом масляного насоса.

Цепь ГРМ

Цепь ГРМ является основным связующим звеном в моторе ВАЗ 2107

Все эти валы снабжены звёздочками, на которые и надевается цепь ГРМ. Задача цепи проста: она должна передавать крутящий момент от вала ГРМ на коленчатый вал и на вал маслонасоса. С коленвала крутящий момент передаётся на ходовую часть, а оттуда — на ведущие колёса. Они начинают вращаться и автомобиль движется вперёд. Таким образом, цепь ГРМ является важнейшим связующим звеном между тремя валами двигателя и любая поломка этого звена неизбежно приведёт либо к серьёзным неполадкам в работе мотора, либо к его полному заклиниванию, если цепь порвётся.

Длина цепей ГРМ для двигателей ВАЗ

Исходя из всего вышесказанного, водителю в магазине придётся определить, какую он покупает цепь — короткую или длинную. Для этого есть два способа:

  • первый способ очевиден: просто подсчитать количество звеньев. Если их 116 — цепь для ВАЗ 2107 найдена;
  • второй способ проще: цепь нужно сложить пополам, а затем взглянуть на пару концевых звеньев. Если эти звенья будут симметричными, значит, цепь на 116 звеньев. Если нет — цепь короткая, на 114 звеньев.

Здесь же следует отметить, что в последнее время на прилавках магазинов часто встречаются поддельные цепи ГРМ. К счастью, подделки выполнены довольно небрежно, так что внимательный автолюбитель сразу сможет заподозрить неладное.

Видео: как распознать поддельную цепь ГРМ

Сколько зубьев на цепи грм ваз 2107?

цепи на 116 звеньев. Они устанавливаются на модели ВАЗ с 2103 по 2107 включительно.

Основные элементы натяжительной системы цепи ГРМ

Цепь ГРМ в моторе держится не только на трёх звёздочках, о которых говорилось выше. Её поддерживает ещё несколько важных устройств.

Устройство натяжительной системы ВАЗ 2107

Натяжительная система цепи ГРМ состоит из нескольких важнейших элементов

Разберёмся с ними подробнее.

Ограничительный палец цепи ГРМ

Цепь ГРМ в двигателе ВАЗ 2107 поддерживается с помощью сложной системы натяжения. Одним из элементов этой системы является ограничительный палец. Это небольшая деталь цилиндрической формы, вкрученная в стенку блока цилиндров. Располагается палец рядом со звёздочкой коленчатого вала. Назначение пальца состоит в следующем: если натяжение цепи ГРМ внезапно ослабнет, палец не позволит цепи соскочить со звёздочки коленвала.

Ограничительный палец цепи ГРМ

Конструкция ограничительного пальца предельно проста — это обычный болт с усечённой по бокам головкой

Цепь при этом начнёт задевать за ограничитель с характерным звяканьем, которое обязательно привлечёт внимание водителя, поскольку звук этот будет слышен даже в салоне. В случае обрыва цепи ограничитель не позволит ей полностью слететь со звёздочки и сломать находящиеся рядом звёздочки маслонасоса и вала ГРМ. Если же цепь ГРМ натянута нормально, за ограничительный палец она не задевает, так как в этом случае между ней и пальцем имеется постоянный зазор примерно в 1.5 см.

О натяжителях цепи ГРМ

О назначении натяжителя цепи ГРМ нетрудно догадаться из его названия. Он должен постоянно натягивать цепь, не допуская её провисания. Если цепь провиснет хотя бы на полсантиметра, она может слететь с одной из звёздочек (хотя это случается довольно редко, намного чаще бывают ситуации, когда цепь остаётся на звёздочке, но при этом перескакивает на несколько зубьев вперёд, в результате чего равномерность её натяжения полностью нарушается, а провисание увеличивается ещё больше). В разное время на ВАЗ 2107 устанавливались разные типы натяжителей.

Натяжители механические

В механическом натяжителе усилие, необходимое для того, чтобы натяжительный башмак давил на цепь, создаётся обычной пружиной. Она давит на шток, он выдвигается из корпуса и давит на башмак. А башмак, в свою очередь, давит на цепь, постоянно гася её колебания.

Устройство механического натяжителя

Главным элементом механического натяжителя является плунжерная пружина

Пружина в таком натяжителе регулируется обычной плунжерной гайкой. Если водителю нужно немного подтянуть цепь, он просто слегка подтягивает гайку, устраняя провисание.

Механческий натяжитель цепи ГРМ

Механические натяжители для ВАЗ 2107 отличаются надёжностью и простотой конструкции

Натяжители автоматические

Автоматические натяжители устанавливались на более поздние модели ВАЗ 2107. В отличие от механических устройств, в конструкции этого натяжителя предусмотрена зубчатая планка с храповиком.

Натяжитель автоматический

Основным элементом автоматического натяжителя цепи ГРМ является зубчатая планка

Плунжерная пружина давит на эту планку, а планка передаёт это усилие на башмак. Храповик не позволяет планке вернуться в исходное положение. Таким образом сохраняется постоянное натяжение цепи ГРМ.

Автоматический натяжитель цепи ГРМ

Найти в продаже автоматические натяжители для ВАЗ 2107 в последнее время всё труднее

Натяжители гидравлические

Эти натяжители устанавливались в самые последние модели ВАЗ 2107. Главным отличием этих устройств является принцип их работы. Усилие в гидравлическом натяжителе создаётся не с помощью пружины, а с помощью давления масла. Оно подаётся на натяжитель по армированному шлангу высокого давления.

Гидравлический натяжитель со шлангом

Масло подаётся в гидравлический натяжитель по специальному армированному шлангу

Успокоитель цепи ГРМ

Успокоитель цепи ГРМ — это ещё один незаменимый элемент системы натяжения, без которого равномерная работа цепи ГРМ невозможна. Успокоитель представляет собой металлическую пластину, которая крепится к стенке блока цилиндров.

Успокоитель цепи ГРМ

Находится эта пластина напротив натяжителя, то есть воздействует успокоитель на вторую половину цепи. Поскольку натяжитель давит на цепь очень резко, противоположная сторона этой цепи неизбежно начинает вибрировать. Для гашения этой вибрации и нужен успокоитель. Цепь, задев за пластину успокоителя, теряет часть энергии и амплитуда её колебаний существенно уменьшается. Без сдерживающего действия успокоителя цепь будет растягиваться гораздо быстрее.

Что будет, если вовремя не заменить цепь ГРМ

Если на ВАЗ-2107 установлен инжектор, при удлиненной детали ГРМ из-за превышения обычного расстояния между звеньями деталь функционирует на холостом ходу неровно. Почему так происходит? Если должное натяжение отсутствует, каждое звено изнашивается по-разному. В одних случаях отламывается успокоитель, может пострадать состояние ограничительного пальца или уголка башмака.

Когда цепь перескакивает хотя бы на пару зубьев, мотор ВАЗ-2107 глохнет или полностью выходит из строя. Стоит мотор слишком дорого чтобы им можно было пожертвовать. Поэтому дабы предотвратить негативные последствия, автомеханики советуют тщательно, как можно чаще проверять и контролировать натяжение детали ГРМ. Если башмак натяжителя износился, его нужно заменить.

Перед тем как приступить к ремонту своими руками, осмотрите цепь ГРМ:

  1. Идеальное состояние новой детали – когда закалены втулки и звенья. Если металл сырой, такую запчасть лучше отложить.
  2. Также проверьте натяжение, если прогиб близится к 7-10 мм, можно считать деталь ГРМ в ВАЗ-2107 пригодной для установки.

Специалисты рекомендуют присмотреться в автомагазине к продукции фирмы Sachs – цепь ГРМ этого производителя может прослужить дольше.

Что произойдет, если длина цепи увеличится?

Настроить холостой ход двигателя ВАЗ 2106 не получится, работа его окажется неровной и неустойчивой. Можно сотню раз перепроверить все узлы, включая системы питания и зажигания, выставить зазоры в клапанах, измерить компрессию, неполадки устранить не получится.

Обратите внимание на то, что в цепи ГРМ все звенья имеют различный износ, следовательно, постоянно меняются фазы газораспределения.


Также появляется шум со стороны цепи, так как звенья ее проваливаются в звездочку. Также не исключена поломка успокоителя, ограничительного пальца или уголка башмака. Но самое страшное – это перескакивание цепи ГРМ на несколько зубьев. Как правило, от 1 до 5.

Даже если она проскочит на пару зубьев, то самый благоприятный исход – это остановка двигателя. А самый печальный – загибание клапанов. По этой причине и нужно следить за состоянием цепи ГРМ ВАЗ 2106, своевременно производить ее замену и натяжение.

Перескок цепи ГРМ и его признаки

Цепь, как и любая другая деталь автомобиля, со временем изнашивается. Износ обычно проявляется в растяжении цепи. Причиной растяжения является так называемая усталость металла, которой подвержены практически все детали, испытывающие циклические нагрузки. Растянувшись, цепь начинает существенно провисать. Если водитель ничего не предпринимает, то рано или поздно возникнет ситуация, когда на одной из звёздочек цепь перескочит на один или два зубца вперёд. После этого все фазы газораспределения в двигателе будут нарушены, как и его работа. Вот основные признаки перескочившей цепи ГРМ:

  • двигатель работает с перебоями, причём возникают они даже на холостых оборотах;
  • во время езды появляются провалы мощности, которые чаще всего возникают в процессе разгона автомобиля;
  • двигатель очень плохо заводится, причём это не зависит от температуры на улице;
  • из-под капота раздаётся характерное позвякивание, которое усиливается по мере увеличения оборотов мотора.

Все эти признаки говорят о том, что цепь ГРМ не только ослабла, но и перескочила. И водителю необходимо как можно скорее произвести её замену. Если этого не сделать, двигатель рано или поздно заклинит, после чего придётся делать дорогостоящий капитальный ремонт.

Процедура замены цепи ГРМ на ВАЗ 2107

Перед началом замены следует подобрать все необходимые инструменты и расходники. Нам необходимы следующие вещи:

  • новая оригинальная вазовская цепь на 116 звеньев;
  • рожковые ключи в комплекте;
  • торцевые головки и длинный вороток;
  • отвёртка плоская;
  • отрезок стальной проволоки длиной 20 см.

Последовательность операций

Поскольку замена цепи ГРМ операция серьёзная, её невозможно произвести без предварительной подготовки. Эта подготовка включает в себя полный слив охлаждающей жидкости и снятие радиатора.

    Клапанная крышка снимается с помощью торцевой головки. Открывается доступ к звёздочкам на коленчатом и распределительном валах. На этих звёздочках есть небольшие углубления-метки, которые следует совместить с метками-выступами на корпусе ГРМ.

Метки на валу и корпусе ГРМ

Перед заменой цепи ГРМ метки на валах и корпусе должны быть совмещены

Откручивание гайки коленвала

Чтобы открутить гайку коленвала, требуется ключ на 38 и огромное усилие

Снятие передней крышки мотора

Крышка мотора держится на девяти наружных болтах и на трёх болтах в поддоне, о которых нельзя забывать

Разгибание шплинтов на валах

Чтобы разогнуть шплинты на валах, следует использовать молоток и отвёртку

Откручивание гайки натяжителя

Гайку на натяжителе придётся открутить, так как без этого ослабить цепь не получится

После ослабления натяжителя цепь ГРМ сильно провисает и её можно извлечь вручную

Как влияет растянутая цепь грм на работу двигателя?

Растянутая ГРМ цепь, как говорилось ранее, перескакивает и портит ГБЦ. В лучшем варианте, погнутся только клапана, а в худшем — блок цилиндров выйдет из строя. Определить, при каком пробеге менять цепь ГРМ, невозможно. Ресурс эксплуатации зависит от конкретной марки машины.

О сборке ГРМ и установке цепи по меткам

Как уже упоминалось выше, в ГРМ предусмотрена система меток, позволяющая выполнить правильную установку направляющих звёздочек и цепи ГРМ после замены.

Риски распредвала и корпуса

Перед затягиванием звёздочки на распредвалу риски необходимо тщательно совместить

Какая цепь на ниве 21213?

На двигателе 21213 стоит распредвал 21213, который приводится давно ставшей традиционной, двухрядной втулочной цепью 2103 (116 звеньев).

Замена Цепи Грм Ваз 2106 Без Разборки


Замена цепи ГРМ в автомобиле ВАЗ 2106: советы профессионалов

Такая технологическая операция, как замена цепи ГРМ ВАЗ 2106, считается относительно сложным и требующих определенных навыков в слесарном деле рабочим процессом, поэтому его выполнение следует возложить на специалистов станции техобслуживания или опытных автослесарей. Необходимо знать, что цена достаточно высокая, ведь ремонтники посчитают неполную разборку двигателя.

Подготовка к замене


Читайте также: