От какой детали приводится в работу валик прерывателя или датчика распределителя ваз 2108

Обновлено: 08.07.2024

Прерыватель-распределитель зажигания (в просто народе трамблёр) — механизм, определяющий момент формирования низковольтных импульсов в системе зажигания, который предназначен для распределения высоковольтного электрического зажигания по цилиндрам карбюраторных и ранних инжекторных двигателей внутреннего сгорания.

Трамблер имеет достаточно большой перечень изнашиваемых деталей. Состояние прерывателя-распределителя влияет на пусковые характеристики и экономичность мотора, динамику автомобиля и токсичность выхлопа.

Прерыватель-распределитель зажигания – устройство и работа

Основное назначение прерывателя-распределителя – это индуцирование тока высокого напряжения и его направление уже непосредственно в камеру сгорания бензинового карбюраторного или инжекторного двигателя. Узел, который в народе называют трамблер (от французского trembleur – вибратор, прерыватель), бывает для нескольких систем зажигания (контактной и бесконтактной). Устройство прерывателя-распределителя контактного и бесконтактного отличается лишь основными рабочими элементами, а конструкция одинаковая.

У контактного прерывателя есть контакты, а у бесконтактного их, естественно, нет, стоит либо индуктивная катушка, либо датчик Холла.

Устройство и работа прерывателя-распределителя зависят от того, на каком автомобиле он установлен. На военной технике устанавливались еще и экранированные трамблеры, чтобы машина могла ездить в воде. Прерыватель состоит из корпуса, в коем на втулке вращается вал. Нижняя часть вала имеет либо шлицы, либо поперечный пропил, смещенный в сторону, чтобы прерыватель можно было установить только в определенном положении. Привод распределителя зажигания, как правило, происходит от шестерни распределительного вала или от специального промежуточного вала.

В верхней части вала прерывателя-распределителя находится кулачковая муфта (количество кулачков равно количеству цилиндров двигателя) и центробежная муфта опережения зажигания. В верхней части корпуса расположен подшипник, а на нем диск с вольфрамовыми контактами подвижным и неподвижным. Для уменьшения пригорания параллельно с контактами подключен конденсатор. На вал трамблера вставляется бегунок и накрывается крышкой. Снаружи корпуса (внизу) крепится октан-корректор, а сбоку – вакуумный корректор угла опережения зажигания.










Принцип работы трамблера

Во многом принцип работы трамблера оставался неизменным долгие годы. В автомобилях ВАЗ, таких как ВАЗ 2109, 2106, 2107, 2108, система зажигания подобного типа использовалась почти до конца прошлого столетия.

Основой работы является связь трамблера с коленчатым валом двигателя. Когда поршень в первом цилиндре занимает положение, соответствующее ВМТ, размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания появляется высокое напряжение, направляемое через бегунок, расположенный в крышке трамблера, на свечу первого цилиндра.

Там происходит сгорание ТВС, и коленчатый вал продолжает свое вращение. Оно, кроме перемещения поршней, вызывает вращение кулачка прерывателя. Когда в другом цилиндре другой поршень занимает положение, соответствующее ВМТ, в этот момент в трамблере опять размыкаются контакты прерывателя, в катушке зажигания генерируется высоковольтное напряжение, поступающее на нужную свечу.


Такое совместное вращение коленчатого вала, кулачка прерывателя и бегунка трамблера обеспечивает появление искры, где надо и когда надо. Однако это не охватывает всех аспектов того, как работает трамблер. Для понимания его работы требуется коснуться таких понятий, как угол замкнутого состояния контактов (УЗСК) и угол опережения зажигания (УОЗ)

Такое понятие, как УЗСК, характеризует время, когда контакты прерывателя замкнуты. По сути дела – это опосредованная характеристика накопления в катушке энергии после окончания формирования искры. УЗСК прямо отражается на количестве энергии, идущей на искрообразование и, соответственно, на работе двигателя.

В тех случаях, когда между контактами расстояние маленькое, катушка не накопит необходимой энергии и энергия искры окажется мала, что приведет к перебоям в работе мотора. Большой зазор также приводит к перебоям, так как время разрыва контактов уменьшается, и катушка не успевает полностью разрядиться.

У каждой системы зажигания существует свой оптимальный УЗСК, для обеспечения которого, при необходимости, надо проверить и отрегулировать трамблер.

Это понятие затрагивает момент воспламенения ТВС. Дело в том, что ее сгорание происходит не мгновенно, и зачастую, для обеспечения оптимальных условий такого процесса, оно должно начинаться раньше, чем поршень займет положение ВМТ. УОЗ и характеризует время, на величину которого появление искры опережает появление поршня в положении ВМТ.

Оно постоянно меняется, и его величина полностью зависит от работы мотора в конкретных условиях, т.е. от нагрузки, скорости авто, качества и типа используемого топлива. Для обеспечения оптимального сгорания ТВС, трамблер содержит центробежный регулятор, а также связан с вакуумным регулятором.

ПОДРОБНО О САМЫХ ВАЖНЫХ ЭЛЕМЕНТАХ УСТРОЙСТВА ТРАМБЛЕРА

ВАКУУМНЫЙ РЕГУЛЯТОР

Именно это устройство способно изменять при необходимости УОЗ. Как только меняется нагрузка мотора, соответствующие коррективы вносятся в работу детали устройства трамблера.

Важно!Нагрузка определяется при помощи дроссельной заслонки.

Вакуумный регулятор трамблера представляет собой замкнутую полость. Для обеспечения лучших эксплуатационных качеств конструкция разделяется диафрагмой. Одна полость идёт напрямую к карбюратору.

Когда происходит разряжение — начинает двигаться диафрагма. Как результат давление оказывается на подвижной диск и кулачок прерывателя. Время срабатывания последнего корректируется в зависимости от текущей ситуации.

Внимание!Трамблер меняет момент искрообразования, тем самым влияет на эксплуатационные характеристики мотора.

ОКТАН-КОРРЕКТОР

Это очень важный элемент в устройстве трамблера. Без него вся система не могла бы нормально функционировать. Агрегат меняет УОЗ в зависимости от топлива, которое используется в данный момент.

По своей конструкции данный элемент трамблера напоминает две пластинки со стрелкой. Такая же стрелка устанавливается на двигатель. На ней есть специальные чёрточки, посредством которых корректируется угол зажигания. Без этой детали практически невозможно обойтись, когда заправляются разные сорта бензина.

БЕСКОНТАКТНЫЕ СИСТЕМЫ

Технологии не стоят на месте. Каждый год автомобильный мир сотрясают новые инновации. Именно такой в своё время стала инновация, дополнившая конструкцию трамблера коммутаторами.

Внимание!В коммутаторах сигнал подаётся на управляющий электронный модуль, а не на катушку.

Второе название бесконтактных систем в устройстве трамблера — датчики Холла. Простая конструкция этих устройств обеспечивает бесперебойную подачу сигнала. Сами датчики работает за счёт изменения в магнитном поле.

Принцип работы прерывателя-распределителя в двух словах

Со временем в автомобиле все детали и механизмы изнашиваются, и рассматриваемая конструкция также грешит этим. Например, самая обычная выработка во втулке корпуса уже приведет к неустойчивой работе машины, поскольку вал прерывателя будет болтаться. Во время мойки автомобиля или когда вы попали в большую лужу, на прерыватель может попасть влага, и если он не защищен, то работать перестанет. В случае с механическим повреждением все просто: кто-то что-то уронил, чем-то случайно ударил и повредил механизм.

Неисправности трамблеров

О том, что имеют место неисправности трамблера, свидетельствуют следующие признаки:

Когда искра на центральном проводе есть, но отсутствует на свечных проводах, это говорит о пробое бегунка.

  1. автомобиль периодически дергается при движении;
  2. нестабильная работа мотора на холостом ходу;
  3. мотор совсем не заводится;
  4. слышен стук пальцев поршней в процессе набора скорости;
  5. снизилась динамика набора скорости;
  6. увеличился расход топлива.

В большинстве случаев причинами поломки трамблера становятся:

Пробой крыши и катушки зажигания происходит по причине больших зазоров в контактах крышки трамблера и бегунка, свечей и плохих подсвечников.

  1. прогорание бегунка;
  2. окисление или замыкание контактов под крышкой;
  3. пробой крышки трамблера;
  4. поломка одного из датчиков;
  5. проблемы с подшипником вала и другие неполадки.

В каждом из данных случаев требуется замена. Но при этом практически для любого автомобиля можно менять не весь трамблер, а только вышедшую из строя его часть, что является преимуществом, поскольку существенно удешевляет ремонт.


Зачастую проблемы в работе контактного трамблера появляются через изменения зазоров в контактах или их загрязнение, поэтому надо проверять через 10 тыс. км.

Самой элементарной проверкой трамблера это визуальная оценка состояния бегунка, контактов и крышки.

В бесконтактном трамблере, основной неисправностью является выход из строя датчика холла или индуктивного датчика.

Для проверки системы зажигания и трамблера в том числе, наблюдают за искрой на выкрученной свече, запустив двигатель. В гаражных условиях также можно проверить, используя измерительные приборы или индикаторы.

Трамблер – это всегда разборный узел, который можно отключить, вынуть из автомобиля, разобрать на составляющие, обнаружить проблему и устранить ее методом замены поврежденной детали.

Система зажигания:описание,принцип работы,устройство,фото,видео.

Не заводиться инжекторный двигатель: проблемы и решения

Автомобильный двигатель повышенный расход топлива,описание,фото.

Это должен знать каждый водитель

Любой блок зажигания имеет ключ для включения, но может быть установлена и кнопка. Реле зажигания устанавливают обычно в монтажном блоке, но иногда его можно встретить в моторном отсеке. Приборы, а также блок зажигания нуждаются в периодическом осмотре и обслуживании. Попадание моторного масла и грязи увеличивают сопротивление, что приводит к потерям. Ключ, кнопка и реле зажигания редко выходят из строя. Кнопка запускает в работу реле, а его мощные контакты подключают основную нагрузку.

Если происходит подгорание контактов, то увеличивается сопротивление в цепях и потери системы искрообразования. Поэтому зазор периодически проверяют и очищают. Некоторые водители меняют сопротивление в роторе куском провода. Мотор работать будет, но в радиусе нескольких сот метров будут сильные радиопомехи. Предохранитель устанавливать следует на ток, который рекомендован изготовителем машины.

Что вы знаете об этом

Прошло довольно много времени с тех пор, как на дорогах появилось первое транспортное средство Даймлера. Для запуска и работы силового агрегата в ней применили калильную головку. Она стала родоначальницей для блоков искрообразования бензиновых двигателей. Эффективность таких устройств невысокая, стоимость таких двигателей большая, поэтому их увидеть можно только на моделях машин, самолётов и других самоделок.

Первый автомобиль.


Фото первого авто Benz

После появления электрооборудования на машинах, стали изготавливать иные системы для воспламенения горючей смеси в цилиндрах двигателей. К наиболее распространённым можно отнести такие системы:

  1. Блок зажигания с контактным искрообразованием;
  2. Бесконтактные приборы, использующие эффект Холла;
  3. Электронные приборы для воспламенения горючей смеси.

Установка момента зажигания

Момент зажигания на двигателе необходимо устанавливать следующим образом.

Вывернуть свечу первого (считая от радиатора) цилиндра и закрыть отверстие для свечи в головке блока пробкой из смятой бумаги. Далее следует открыть крышку смотрового окна на картере сцепления и медленно вращать коленчатый вал двигателя пусковой рукояткой до начала такта сжатия в первом цилиндре, которое определяют по выталкиванию бумажной пробки, закрывающей отверстие для свечи. Продолжая вращать коленчатый вал двигателя, установить поршень первого цилиндра в положение, соответствующее моменту проскакивания искры на электродах свечи (10° до в. м. т.), при котором метка МЗ на маховике (запрессованный в обод шарик) совпадает с острием штифта, закрепленного в смотровом окне картера сцепления. В этом положении коленчатого вала ослабить гайку шпильки, скрепляющей пластины октан-корректора, и установить октан-корректор в среднее положение, совместив стрелку подвижной пластины с нулевой отметкой шкалы октан-корректора. Затем гайку шпильки, скрепляющей пластины октан-корректора, плотно затянуть.

После того как двигатель и распределитель зажигания подготовлены, снимают крышку распределителя и присоединяют проверенную заранее контрольную лампу напряжением 12 е с патроном (например, переносную, прилагаемую к автомобилю) концом одного провода к клемме 3, соединенной с рычажком прерывателя, а концом другого провода — к массе. Далее, ослабив болт крепления неподвижной пластины к двигателю и включив зажигание, поворачивают корпус распределителя против часовой стрелки до замыкания контактов прерывателя, нажимают пальцем на бегунок 9 в направлении часовой стрелки (для устранения зазоров в механизме привода) и в направлении по часовой стрелке медленно поворачивают корпус распределителя до тех пор, пока не загорится контрольная лампочка.

Что представляют собой электронное или микропроцессорное зажигания

Такие системы полностью исключают наличие движущихся частей, достигнуть это возможно только в том случае, когда работу обеспечивают приборы, это специальные датчики и электронный блок управления. Вместо подвижных контактов применяется датчик Холла, это кнопка в электронном виде. Для ЭБУ имеется свой предохранитель, также устанавливается реле зажигания. Для такой системы характеристики имеют место более высокие показатели, чем у контактного или бесконтактного блока. Катушки устанавливаются непосредственно на свечи, этим уменьшается сопротивление на пути высокого напряжения.

ОКТАН-КОРРЕКТОР

Это очень важный элемент в устройстве трамблера. Без него вся система не могла бы нормально функционировать. Агрегат меняет УОЗ в зависимости от топлива, которое используется в данный момент.

По своей конструкции данный элемент трамблера напоминает две пластинки со стрелкой. Такая же стрелка устанавливается на двигатель. На ней есть специальные чёрточки, посредством которых корректируется угол зажигания. Без этой детали практически невозможно обойтись, когда заправляются разные сорта бензина.

Принцип действия

Для полноценного обслуживания контактной системы зажигания важно понимать ее принцип действия, а также особенности взаимодействия различных элементов.

ПОПУЛЯРНОЕ У ЧИТАТЕЛЕЙ: Иммобилайзер заблокирован, как запустить двигатель

Пока контур прерывателя замкнут, ток проходит только по первичной обмотке.

Как только происходит разъединение цепи с помощью прерывающего устройства, во второй обмотке формируется высокое напряжение.

В этот же момент созданный импульс направляется по проводам к крышке распределительного устройства, а дальше — к свечам зажигания. При этом распределение производится под определенным углом опережения.

Обороты коленчатого и распределительного валов находятся в полном взаимодействии. Это значит, что при росте оборотов первого, частота вращения второго также возрастает.

Здесь в работу вступает регулятор центробежного типа, грузики которого расходятся и передвигают передвижную пластинку с кулачками.

Немногим раньше производится разъединение цепочки прерывателя, а угол опережения растет.

В случае снижения оборотов коленвала происходит обратный процесс — снижение угла опережения.

Схема работы показана ниже.


Порядок регулировки зазора

Снять крышку распределителя и бегунок и, медленно проворачивая пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя, установить кулачок 4 в положение, когда зазор между контактами прерывателя будет наибольшим, т. е. когда подушечка рычага прерывателя установится на вершине грани кулачка. После этого плоским щупом проверяют зазор между контактами. Если зазор не соответствует указанной выше величине, необходимо ослабить стопорный винт и, поворачивая эксцентрик 23, установить требуемый зазор; далее закрепить винт и снова проверить зазор. Затем нужно поставить крышку на место и закрепить ее защелками 10. После регулировки зазора между контактами прерывателя нарушается правильность установки момента зажигания. Поэтому установку зажигания надо проверить и, если требуется, уточнить.

Валик прерывателя-распределителя должен свободно вращаться во втулках корпуса. Перед установкой в корпус валик должен быть смазан консистентной смазкой ЦИАТИМ-201. Этой же смазкой должна быть заполнена и масленка прерывателя-распределителя. [1]

При сборке валика прерывателя-распределителя для устранения осевого зазора шестерни осуществляют ее перепрессовку. При этом впадина зуба шестерни должна быть ориентирована относительно паза вала привода с помощью специального шаблона. При напрессовке шестерни на шейку вала происходит ее смещение в осевом направлении. Вследствие ее смещения в осевом направлении происходит изменение зацепления шестерни привода. Это также нарушает ориентацию паза валика относительно впадины зуба. [3]

Износ втулок валика прерывателя-распределителя вызывает биение кулачка, что создает перебои в зажигании рабочей смеси в цилиндрах, так как чередование искр нарушается. [4]

При вращении валика исправного прерывателя-распределителя со скоростью 100 об / мин углы между этими рисками должны составлять 45 для восьмицилиндровых двигателей, 60 для шестицилиндровых и 90 для четырехцилиндровых. [5]

Чередование искр проверяют при 100 - 150 об / мин валика прерывателя-распределителя . Чередование искр должно быть равномерным через каждые 45 с отклонением не более 1 по всем точкам искрообразования. [6]

Градуированное кольцо указателя карбюраторного двигателя надевается на корпус, а стрелка указателя - на валик прерывателя-распределителя . [7]

Осторожными поворотами ротора вправо и влево на 10 - 20 добиваются входа в зацепление валика прерывателя-распределителя с валиком или шестерней привода. При этом ротор прерывателя должен свободно поворачиваться, а корпус прерывателя-распределителя опуститься вниз до упора. [8]

Основными деталями прерывателя-распределителя ( рис. 41) являются кулачок 17, надетый на верхнюю часть валика прерывателя-распределителя , и диск 12, на котором укреплены стойка 8 с неподвижным контактом и рычажок 9 с подвижным контактом. [9]

Часть прошедшего через фильтр масла отбирается для смазки подшипников приводных агрегатов, таких, например, как валик прерывателя-распределителя зажигания , а часть направляется в лубрикатор, который подает ( пропорционально нагрузке и скоростному режиму) контролируемое количество масла в наддросеель-ное пространство первичной ступени карбюратора. [10]

Рукоятка / ( рис. 65) управления электродвигателем позволяет изменять скорость и направление вращения якоря электродвигателя, а следовательно, и валика прерывателя-распределителя . Питание проверяемых приборов зажигания осуществляется от 12-воль-товой аккумуляторной батареи. [12]

При установке масляного насоса на двигатель Мо-сквич - 400 необходимо обеспечить строго определенное положение прорези на конце валика масляного насоса в которую входит хвостовик валика прерывателя-распределителя . Положение шаблона при правильной установке масляного насоса показано отдельно. [13]

По первым пяти из перечисленных показателей прерыватель-распределитель испытывается на стенде СПЗ-6 или другом стенде, снабженном стандартными трехэлектродными игольчатыми разрядниками, позволяющем плавно изменять скорость вращения валика прерывателя-распределителя и имеющем приборы для замера скорости вращения, утла замкнутого состояния контактов, угла чередования искры и величины вакуума, создаваемого в вакуумном регуляторе опережения зажигания. [14]

По мере увеличения частоты вращения валика 22 грузики 25 регулятора под действием центробежных сил расходятся, преодолевая сопротивление пружин 19, Штифты грузиков поворачивают траверсу 14 и кулачковую муфту 7 по направлению вращения валика прерывателя-распределителя . Выступы кулачка раньше набегают на молоточек и размыкают контакты прерывателя, что увеличивает угол опережения зажигания. [15]

Прерыватель-распределитель зажигания (в просто народе трамблёр) — механизм, определяющий момент формирования низковольтных импульсов в системе зажигания, который предназначен для распределения высоковольтного электрического зажигания по цилиндрам карбюраторных и ранних инжекторных двигателей внутреннего сгорания.

Трамблер имеет достаточно большой перечень изнашиваемых деталей. Состояние прерывателя-распределителя влияет на пусковые характеристики и экономичность мотора, динамику автомобиля и токсичность выхлопа.

Устройство прерывателя распределителя


Основной узел прерывателя – пара контактов, которые находятся в сжатом состоянии под усилием пластинчатой пружины. Размыкание контактов происходит под действием кулачков на валу трамблера, которые перемещают пластиковую подушку подвижного контакта.

Работа прерывателя во многом зависит от угла замкнутого состояния контактов и момента их размыкания, который определяет угол опережения зажигания, в чем и заключается работа пары контактов.

Угол опережения зажигания изменяется под воздействием вакуумного и центробежного регуляторов в зависимости от оборотов и режима работы двигателя.

Практика показала, что большое внимание следует уделять именно контактам, так как они наиболее подвержены износу, коррозии и загрязнениям, что со временем искажает сигнал на катушку зажигания. Все эти несоответствия могут привести к отсутствию искры на свече.

При износе пластиковой подушки подвижного контакта искра на свече может появляться с запаздыванием, что говорит о изменение зазора между контактами прерывателя. Регулировку зазора между контактами прерывателя следует проводить каждые 10 тыс. км.

Неисправность конденсатора диагностируется при снижении напряжения во вторичной цепи системы зажигания, как следствие падает мощность искрового разряда между электродами свечей.

Устранить проблемы с контактами трамблера можно выровняв рабочие плоскости бархатным надфилем, после чего тщательно прочистить их ветошью смоченной в бензине. Затем отрегулируйте зазор между контактами прерывателя и момент размыкания. Изношенные подшипники вала распределителя, стертые кулачок и подушку, поврежденные контакты, поломанный конденсатор необходимо заменить. Для нормальной работы узла, необходимо провести ремонт прерывателя распределителя (трамблера).

Глобальное решение проблемы с траблером – переход с классической системы зажигания на электронную систему зажигания с прерывателем-распределителем, со встроенным датчиком Холла. Для этого вам потребуется узнать как установить электронную систему зажигания.

Назначение прерывателя-распределителя в том, что он индуцирует ток высокого напряжения и направляет его в камеру сгорания бензинового инжекторного или карбюраторного двигателя. В народе узел называют трамблер, что в переводе с французского означает прерыватель, вибратор, он бывает для контактной системы зажигания и для бесконтактной системы зажигания. Устройство прерывателя-распределителя отличается рабочими элементами, а у контактного и бесконтактного распределителя одинаковая конструкция.

У контактного распределителя есть контакты, у бесконтактного прерывателя их нет и стоит либо датчик Холла, либо индуктивная катушка. Работа и устройство прерывателя зависят от автомобиля, на котором он установлен. На военной технике устанавливали экранированные трамблеры, чтобы авто могло ездить в воде. Распределитель состоит из корпуса, в нем на втулке вращается вал. В нижней части вала есть поперечный пропил, который смещен в сторону, чтобы только в определенном положении можно было бы установить прерыватель.

Кулачковая муфта опережения зажигания и центробежная муфта находятся в верхней части у вала прерывателя. Подшипник расположен в верхней части корпуса, на нем имеется диск с вольфрамовыми контактами неподвижным и подвижным. Чтобы уменьшить пригорание, параллельно с контактами включен конденсатор. Бегунок вставляют на вал трамблера и накрывают крышкой. Внизу снаружи корпуса крепят октан-корректор, а сбоку крепится вакуумный корректор угла опережения зажигания.

Принцип функционирования контактной группы

КГ или контактная группа функционирует по особому. Она постоянно находится под напряжением, что в большинстве случаев и объясняет подгорание. Чтобы минимизировать обгорание, а следовательно и добавочный ток, производится соединение конденсатора. Последний располагается внизу трамблера классической компоновки.

Подгорание из-за мощной искры

В процессе размыкания КГ, в зазоре появляется искра, порой чересчур мощная. От этой искры заряжается конденсатор. Однако мощная искра появляется только в момент размыкания КГ, но искра минимизируется, ее сила сводится на нет по мере полного размыкания или увеличивания зазора. И в это самое время начинается процесс разрядки конденсатора, накопителя или теплообменника (как его еще называют). Напрямую в это время идет напряжение в катушку, а вернее – в основную ее обмотку.

Если постараться углубить свои познания, то можно обратить внимание также на то, что в процессе создается импульс тока, позволяющий исчезнуть магнитному потоку. Но самое главное не это, а то, что с помощью импульса удается добиться получения тока с более высоким вольтажом на дополнительной обмотке.

Емкость конденсатора может различаться. Это зависит от конкретной марки или модели авто. Например, в отечественных вазовских моделях емкость детали составляет 0,2-0,25мкф.

Когда значение повышается или уменьшается, это обязательно приводит к спаду тока на дополнительной обмотке.

Классическим недостатком контактных систем зажигания является то, что через КГ проходит высоковольтажный ток. Априори элемент изнашивается в несколько раз быстрее, чем ожидалось. Надежность системы за счет этого снижается.

Контактный и бесконтактный трамблеры

Статья в тему: Представлен Cadillac Escalade четвертого поколения

Увеличение напряжения априори делает всю систему менее чувствительной и к качеству горючего, и к состоянию электродов СЗ.

Хотя и любительское, но гениальное замечание: доработать контактную систему можно, но будет лучше вообще от нее отказаться, перейдя на электронную. Можно, конечно же, добиться пропускания тока с минимальным значением через КГ, который бы не производил переключение в основной цепи, а управлял им. Но это сложно и доступно лишь профи.

Регулировка контактов прерывателя-распределителя

Прежде чем приступить к описанию последовательности регулировки контактов прерывателя, следует в нескольких словах напомнить назначение контактов.

Дело в том, что для обеспечения запуска двигателя и его работы системой зажигания, в обязательном порядке должны вырабатываться токи высокого и низкого напряжений. Источниками постоянного тока низкого напряжения на автомобиле является аккумуляторная батарея и генератор переменного тока с встроенным в него электронным кремниевым трехфазным выпрямителем.

Ток такого высокого напряжения способна воспроизводить вторичная обмотка катушки зажигания, однако для этого цепь тока низкого напряжения в первичной обмотке катушки должна прерываться, ее магнитное силовое поле соответственно сокращаться и, пересекая витки вторичной обмотки, индуктировать в них ток высокого напряжения.

Назначение контактов прерывателя-распределителя и состоит в том, чтобы обеспечивать необходимую прерывистость в цепи тока низкого напряжения, причем эта прерывистость достигается лишь в случае правильно установленных зазоров между подвижным и неподвижными контактами механического прерывателя.

Зазоры между контактами проверяются обычно через каждые 10 тыс. км. пробега. Контролю подвергается также состояние контактов и усилие, с которым они прижимаются друг к другу.

Зазор должен быть равен 0,37 — 0,43 мм, а усилие пружины, прижимающей контакты прерывателя, должно быть равно 550±50 гс. До начала регулировки зазора в контактах прерывателя следует пусковой рукояткой провернуть коленчатый вал до момента размыкания контактов.

Для выполнения операции по проверке и регулировке зазоров между контактами необходимо снять крышку прерывателя-распределителя, не вытаскивая из нее проводов высокого напряжения. Приступая к операции, не забудьте смазать фитиль 4 кулачка распределителя.

В качестве смазочного материала, используют масло для двигателя, а в качестве инструмента можно применить указатель уровня масла в двигателе (щуп), так как на нем всегда удерживается достаточно масла, чтобы смочить фитиль (необходимо 2—4 капли). Для регулировки зазоров контактов 2 необходимы отвертка и щуп для приборов зажигания.

Регулировку необходимо производить в следующем порядке:

  1. ослабьте винт 6
  2. вставьте отвертку в паз и сдвиньте контактную стойку прерывателя на нужную величину зазора;
  3. затяните винт 6 до упора.

Контакты требуют нежного обращения, поэтому наждачное полотно и стеклянную бумагу для зачистки применять нельзя.

Приведя контакты в порядок, установите на место крышку прерывателя-распределителя. Обратите особое внимание на установку крышки.

Помните, малейший перекос крышки — и бегунок 5 тотчас разобьет ее.

Подгорание из-за чересчур мощного искрообразования

Большой минус, недостаток КГ – это процесс искрения, от которого невозможно избавиться никак. Однако можно добиться значительной минимизации искроотдачи путем подключения конденсатора. Да, и обязательно выставлять правильный зазор.

Примечание. КГ зазор должен быть выставлен так, чтобы не превышал 4/10 миллиметра. Однако на вазовских автомоделях этот зазор может быть немного больше.

Подробнее о зазорах трамблера в отечественных версиях авто, можно прочитать в таблице.

Статья в тему: Продажа автомобиля с пробегом через интернет: выбор сайта, размещение объявления

Специалисты утверждают, что если увеличить зазор выше стандартных значений, можно избавиться от искрения. Другими словами, если подгорают контакты распределителя, увеличение зазора будет оптимальной мерой для устранения проблемы. Однако и на это найдутся свои недостатки. А в частности, уменьшается угол, что приводит к уменьшению напряжения добавочного тока.

Зазоры КГ и их регулировка

Несложно догадаться – при неправильно установленном зазоре КГ и сильном искрении, можно добиться нормализации, если немного увеличить зазоры между контактами, но ненамного.

Чрезмерное искрение, напомним, может наблюдаться не только в КГ распределителя, но и на роторе. При вращении трамблера высоковольтажный ток передается от центрального контакта к боковому. И в данном случае, если произвести настройку неправильно, можно значительно уменьшить напряжение добавочного, вторичного напряжения.

Для бесконтактных систем зажигания применяются датчики-распределители для четырех-, шести- и восьмицилиндровых двигателей различных типов.

Датчики-распределители изготавливаются, на базе традиционных распределителей, в которых узел прерывателя заменен бесконтактным датчиком. В качестве примера рассмотрим конструкцию датчика распределителя 24. 3706, предназначенного для работы в БСЗ восьмицилиндровых двигателей. Датчик работает в комплекте с коммутаторами типа 13. 3734 и устанавливается на автомобилях ГАЗ-66, ГАЗ-53А и автобусах семейства ПА3.

Датчик распределителя 24. 3706

Рис. 9 Датчик распределителя 24. 3706: 1 - удерживающая пружина (фиксирующая) ; 2 - пружина; 3 - клемма высокого напряжения; 4 - помехопо-давительные сопротивления; 5 - крышка; 6- ротор (бегунок) ; 7- магнитоэлектрический датчик в сборе; 8 -опорная пластина; 9- центробежный регулятор в сборе; 10 - ведущий вал прерывателя-распределителя

Датчик-распределитель состоит из корпуса с запрессованной в нем медно-графитной втулкой, в которой вращается вал распределителя с центробежным регулятором (автоматом), ротором датчика и бегунком распределителя. Подвижная (опорная) пластина прерывателя установлена в шарикоподшипнике. Центробежный автомат установлен под датчиком. Бесконтактный датчик представляет собой генераторный датчик с вращающимся магнитом.

Центробежный автомат опережения зажигания имеет две пластины (верхнюю и нижнюю), два грузика, две пружины. Грузики стянуты пружинами. Вакуумный автомат расположен на корпусе распределителя и приводится в действие через бензомаслостойкую диафрагму, в центре которой имеется шток, соединенный с опорной пластиной. С целью подавления радиопомех в высоковольтной крышке установлено помехоподавительное сопротивление.

От рассмотренной конструкции датчика 24. 3706 в значительной мере отличается конструкция датчиков-распределителей, предназначенных для установки на двигатели переднеприводных автомобилей типов ВАЗ-2108, ВАЗ-21 09, ВАЗ-1111. Специфика конструкции двигателя переднеприводного автомобиля, а также высокие требования к электрическим параметрам и точности момента зажигания системы зажигания определили особенности конструктивного исполнения распределителей:

  • - горизонтальное расположение валика распределителя при установке на двигатель;
  • - установка двух опор по краям приводного вала распределителя;
  • - фланцевое крепление распределителя к корпусу двигателя;
  • - жесткая, непосредственная связь приводного валика распределителя с бегунком;
  • - усиленная изоляция крышки за счет применения искростойкой пластмассы из полибутилентерефталата.

Первые три конструктивные особенности вызваны необходимостью увеличить жесткость распределителя и уменьшить погрешность момента искрообразования, связанную с вибрацией двигателя и распределителя. Уменьшению погрешности момента искрообразования служит также торцовое горизонтальное крепление распределителя зажигания и привод непосредственно от распределительного вала двигателя.



Ремонт трамблера на автомобилях ВАЗ необходим, когда изнашивается его детали, но если поломки в оборудовании слишком серьезные, ремонтировать распределитель нецелесообразно, его легче заменить.

Трамблер ВАЗ-классика

Прерыватель-распределитель (ПР) на заднеприводных машинах ВАЗ предназначен для прерывания тока в первичной цепи и распределения высокого напряжения по цилиндрам. На автомобилях ВАЗ 2101-07 существует контактные и бесконтактные трамблеры. Контактный ПР ВАЗ модели 30.3706 состоит из следующих основных частей:

  • корпуса;
  • валика с кулачками;
  • центробежного регулятора с грузиками;
  • контактов;
  • бегунка (ротора);
  • крышки;
  • вакуумного опережения зажигания.


На контактном трамблере устанавливается конденсатор, который улучшает искрообразование, защищает контакты от преждевременного выгорания. В бесконтактной системе прерывание происходит за счет датчика Холла, который установлен вместо контактов.

Трамблера ВАЗ-классика отличаются длиной вала на двигателях 2101/21011 устанавливается прерыватель-распределитель с коротким валом, на моторах 2103/ 2105/ 2106/ 21213 – с длинным валом.

Типы и применимость трамблеров ВАЗ

Независимо от модели автомобиля ВАЗ, на нем может быть установлен один из двух типов трамблеров:

  • Распределитель контактной системы зажигания (КСЗ);
  • Распределитель бесконтактной системы зажигания (БСЗ).

К первому типу относятся наиболее распространенные тремблеры ВАЗ моделей 30.3706 (и его более ранняя модификация Р-125), ко второму типу — оснащенные датчиком Холла распределители 38.3706 и 40.3706. Распределители 30.3706 и 38.3706 наиболее часто используются на автомобилях ВАЗ-2101 — 2107 и ВАЗ-2121, а распределитель 40.3706 подходит для более современных моделей ВАЗ-2108, 2109 и 21099.

При покупке нового трамблера обязательно необходимо учитывать тип используемой на автомобиле системы зажигания (контактная или бесконтактная), а главное — ориентироваться на модификацию установленного ранее трамблера. Интересно отметить, что многие автовладельцы отказываются от КСЗ, самостоятельно устанавливая БСЖ, однако в этом случае придется не только поставить новый распределитель, но также оснастить автомобиль электронным блоком управления (контроллером) и новой проводкой, что под силу далеко не каждому.


Неисправность распределителя

Трамблер на автомобилях ВАЗ может выходить из строя:

  • из-за механических повреждений;
  • по причине износа деталей;
  • из-за попадания в устройство влаги.

Основные поломки в прерывателе-распределителе:

  • появляются трещины в крышке трамблера, или в ней подгорают контакты (центральной или боковой);
  • прогорает бегунок;
  • перестает работать датчик Холла;
  • изнашиваются подшипники вала;
  • обрывается контакт датчика;
  • пробивается диафрагма вакуумного регулятора опережения зажигания.

В контактном трамблере может быть неисправным конденсатор, или подгорать контакты.

Определить неисправный трамблер можно по признакам:

Ремонт трамблера ВАЗ 2106

На старых автомобилях ВАЗ 2106 устанавливается контактный трамблер, но такая система не слишком надежна – из-за неполадок в контактной группе (КГ) нередко возникают различные проблемы:

  • из-за подгорания контактов двигатель может не заводиться;
  • слишком большой зазор в КГ влияет на мощность двигателя – двигатель перестает развивать обороты;
  • при малом зазоре в контактах мотор дергается, работает нестабильно.

  • проворачиваем коленчатый вал до совмещения меток;
  • сдергиваем со свечей наконечники высоковольтных проводов;
  • отщелкиваем два фиксатора крышки распределителя, смотрим, в каком положении находится бегунок. Если он направлен на четвертый цилиндр, делаем еще полный поворот коленвала. Обычно при правильно выставленных метках он должен быть расположен так, как на картинке ниже;


Теперь ПР следует разобрать, выполняем следующие операции:

  • отворачиваем крепежные винты бегунка, демонтируем ротор;








Разборка на этом закончена, осталось провести дефектовку, заменить изношенные детали.

Демонтаж распределителя зажигания

Так как сегодня модели с распределителем Р-125Б практически не встречаются, данная инструкция написана для более нового поколения механизмов — 30.3706. По сути, они мало чем отличаются и нижеописанное пособие можно применить и к более старым деталям. Отличительной чертой трамблера шестой моделиявляется наличие специальной метки на хвостовике. Для выполнения всей работы понадобятся: два ключа (7 и 13), свечной ключ, бородок и отвертка.

Демонтируйте свечу с 1-го цилиндра и закройте отверстие пальцем или пробкой.

Проворачивайте коленчатый вал, пока внутри первого цилиндра не образуется давление, которое выдавит пробку. Продолжайте проворачивать коленвал пока метки на поверхности не выровняются в одну линию. Если используется топливо 92 или 95 марки соедините риску со средней или самой меньшей полоской. Если для работы мотора применяется бензин ниже 92, установите риску на уровне с самой длинной полоской. После выполнения этих операций, установите свечу на место и подключите ее к проводке.

Приступаем к демонтажу регулятора.Сначала отсоедините шланг от корректора угла опережения, затем отключите высоковольтные провода от разъема крышки. С помощью ключа открутите гайку крепежа трамблера, затем демонтируйте шайбу с пластиной. Теперь можно снять трамблер с мотора.


Переверните трамблер, снизу будет размещена гайка, которая держит контакт низкого напряжения. Открутите крепление, удалите шайбу и извлеките кабель.

Ремонт трамблера ВАЗ 2107

В первую очередь осматриваем крышку трамблера:

  • на ее поверхности не должно быть сколов и трещин как снаружи, так и изнутри;
  • уголек на пружине должен ходить свободно, без заеданий;
  • на крышке не может быть подгорелых контактов, а внутренние контакты не должны иметь следы износа.

Если состояние крышки вызывает сомнение, лучше деталь сразу заменить, тем более, что она стоит очень недорого.


Бегунок должен быть визуально целым, без внешних дефектов. Работоспособность детали проверяем с помощью мультиметра, измеряем сопротивление токопроводящей части (резистора) – оно должно быть в пределах от 5 до 6 килоом.


Состояние контактной группы определяем внешним осмотром – контакты должны смыкаться плотно, без зазоров, не иметь признаков подгорелости и сильного износа. Если контакты немного подгорели, неровности на них выравниваем надфилем, сильно сгоревшую КГ нужно поменять.

Грузики на валу должны ходить легко, без заеданий, под действием пружин возвращаться на место. Если в механизме наблюдаются заедания, места подвижных соединений следует смазать машинным маслом.

Сам вал не должен иметь признаков износа, и если на нем есть выработка, его нужно изменить.

Подшипник распределителя не должен закусывать, вращаться с задачами, иметь люфты.

Ремонт трамблера ВАЗ 2107 несложно выполнить самостоятельно, к тому же запчасти распределителя всегда есть в наличии в автомагазинах, стоят они очень недорого.

Ремонт распределителя ВАЗ 2106

Для реализации этой процедурыприготовьте четыре ключа (7,7, 10 и 13), две отвертки, плоские щупы, оправки для выпресовки и запрессовки втулок, молоток и пинцет. Вся процедура сводится к замене изношенных сегментов.

Сначала необходимо демонтировать ротор, он закреплен двумя винтами. Для удобства рекомендуется наметить маркером грузики и пружины, это позволит избежать путаницы с их установкой при сборке устройства. Используя отвертку, снимите вышеперечисленные элементы.

Выкрутите крепежный винт конденсатора и аккуратно его снимите. Затем демонтируйте изолирующую подставку и шайбы, предварительно придержав гайку.


Демонтируйте контактную группу, она прикреплена двумя винтами, открутите изоляционные шайбы с её оси.

Извлеките стопорную шайбу, а потом подвижный контакт. Применяя отвертку,отсоедините тягу вакуумного корректора, которая размещена на оси пластины распределения зажигания. Вслед за этим нужно демонтировать корпус регулятора, он зафиксирован двумя винтами.

После этого снимите муфту. Сначала следует выпрессовать штифт крепления маслозатяжной муфты из вала зажигания и шайбу. Теперь нужно открутить винты, которые удерживают стопорные пластинки подшипника. В завершении достаньте из корпуса распределителя пластинкувместе с подшипником. На этом процедура разборки механизма заканчивается.

Приступаем к ремонту

  • Сначала необходимо тщательно проверить состояние всех сегментов. На поверхности деталей не должно быть видимых следов износа, иначе они не подлежат ремонту.
  • Замерьте емкость конденсатора, которая должна быть в пределах 0,20-0,25 мкФ.
  • Протестируйте диафрагму вакуумного корректора, она должна прочно удерживать тягу. Нажмите на тягу, а потом заглушите штуцер.
  • Аккуратно зачистите контакты при обнаружении загрязнений. Специалисты рекомендуют применять для этой задачи бархатный надфиль.В завершении промойте их уайт-спиртом либо бензином.
  • При обнаружении на подшипниках следов износа, замените их новыми аналогами.


Сборка реализуетсяпо той же схеме, только в обратном порядке. После завершения нужно обязательно отрегулировать зазор контактов трамблера. Оптимальное значение 0,35-0,45 мм.

Ремонт трамблера ВАЗ 2108 (замена вакуумного регулятора)

Замену регулятора опережения зажигания можно сделать на месте, не снимая трамблера:

Замену УРОЖ можно сделать и со снятием трамблера, так даже удобнее. Снимаем распределитель следующим образом:

  • отсоединяем от крышки ПР высоковольтные провода;
  • тонкой отверткой подцепляем фиксирующую упругую проволоку на разъеме и снимаем штекер, который идет к трамблеру снизу слева;
  • сдергиваем с УРОЖ шланг на корпусе ПР делаем отметку или замечаем, как он стоял;
  • отворачиваем три гайки, которыми крепится сам трамблер, а потом снимаем прерыватель – распределитель.

Устанавливать обратно трамблер просто – шлиц распределительного вала имеет проточку, смещенную в одну сторону, и ПР поэтому ставится только в одном положении, тут ошибиться невозможно. Еще при установке нужно обратить внимание на резиновое уплотнительное кольцо – если резина затвердела, деталь необходимо заменить. И в любом случае уплотнитель следует промазать маслостойким герметиком, в таком случае почти на 100% получится избежать подтекания масла.


Ремонт трамблера ВАЗ 2109

Одна из самых частых проблем распределителя ВАЗ 2109 – отказ датчика Холла. При неисправном датчике двигатель перестает запускаться, замену этой детали проводим следующим образом:

  • снимаем с двигателя трамблер;
  • откручиваем крышку (два винта);
  • демонтируем вакуумный регулятор;
  • выворачиваем винт, что держит соединительную колодку датчика;
  • отворачиваем крепление держателя верхнего подшипника, он крепится на двух винтах;
  • извлекаем подшипник в сборе с датчиком, демонтируем датчик Холла с держателя (два винта);


После ремонта трамблера ВАЗ2109 может понадобиться регулировка зажигания, она проводится очень просто:

  • ослабляем три гайки самого корпуса;
  • на заведенном двигателе понемногу поворачиваем распределитель в ту или другую сторону, подгазовываем дросселем – находим то положение, при котором двигатель резвее набирает обороты, без провалов;
  • после затягиваем гайки, проверяем машину на ходу. Если найти нужное положение сразу не получилось, повторяем операцию.

Регулировка зажигания на ваз 2106.

Если на автомобиле установлена классическая система зажигания, то перед тем как начать регулировку, желательно зачистить контакты трамблера надфилем. После зачистки проверяем состояние контактов — нужно убедиться, что контакты соприкасаются друг с другом всей плоскостью.

Если возникнет необходимость, контакты придется подрегулировать. Теперь поворачиваем коленвал до такого положения, при котором расстояние между контактами буде максимальным. Отворачиваем винт, которым фиксируется контактная группа на пластине подшипника,

теперь вводим щуп — его толщина должна быть примерно 0.4 мм между контактами,

после подбирается положение контактной группы, при котором щуп будет перемещаться с небольшим усилием, данное положение нужно зафиксировать.

Проверяем величину зазора двумя щупами, толстый щуп не сможет пройти в зазор между контактами, а тонкий будет перемещаться без всякого усилия. Для того, чтобы вращать коленвал, желательно использовать специальный ключ.

Если такого нет, то ставим четвертую передачу и аккуратно толкаем автомобиль. Стартер использовать не получится, потому что почти невозможно получить нужный угол поворота. Зазор, получившийся меж контактов трамблера, придает необходимое значение УЗСК, не забывайте, что критичен угол, а не зазор! Вот именно из-за этого, нужно проверять регулировку, измерив угол, который примерно равен 55±3°

Самый простой вариант-это воспользоваться электронным тахометром, который имеет функцию измерения УЗСК. Чтобы воспользоваться данным прибором, нужно собрать трамблер и запустить двигатель. Тахометр нужно перевести в режим измерения УЗСК.

В том случае, если УЗСК выйдет за пределы, рекомендуемые производителем, регулировку зазора придется повторить. Есть еще один способ, при этом вам понадобиться измерять угол. Первое, что мы делаем, это вытаскиваем из крышки трамблера центральный ВВ-провод и цепляем его к массе автомобиля, провод можно и не вытаскивать, но тогда будет риск возникновения пробоя в катушке к проводу, идущему от трамблера к катушке зажигания, понадобится подсоединить 12-ти вольтовую лампочку.

Лампочка будет загораться, если зажигание включено, а сами контакты трамблера разомкнуты, а при их замыкании гаснуть. Если на авто установлена тиристорная или транзисторная система, то лампочка при разомкнутых контактах гореть не будет, из-за того, что присутствует ограничитель тока. Тогда лампочку придется заменить вольтметром; в положении разомкнутых контактов он показывает 12 В, а на замкнутых — 0.

Прокручиваем коленвал по часовой стрелке, проворачивать его нужно до тех пор, пока контакты не замкнутся. Данное положение бегунка запоминаем, желательно отметить его трамблере. Коленвал нужно вращать до того, пока контакты не разомкнуться.

Запоминаем это положение бегунка, после меряется угол между этими двумя положениями. Это делается так: по корпусу трамблера измеряем длину дуги окружности, после рассчитываем угол в градусах по формуле:

(360pd)/l в которой:

  • p=3.14 — число Пифагора;
  • d=70 мм — диаметр корпуса трамблера;
  • l, мм — измеренная длина дуги по корпусу трамблера между отметками.

Если УЗСК выставлен правильно, длина дуги составит 33±2 мм.

Теперь приступаем ко второму этапу. Он заключается в произведении регулировки угла опережения.

Для движков автомобилей ВАЗ-2103, ВАЗ-2106 момент размыкания контактов распределителя-прерывателя, который соответствует искре 1-го цилиндра, опережает верхнюю мертвую точку поршня первого цилиндра на 0±1°. Ниже описано несколько способов регулировки.

Читайте также: