Почему уаз выпускает буханку

Обновлено: 05.07.2024

Рабочее место водителя подвергалось модернизации в 2016 году.

Все приборы и контрольные лампы сведены в циферблате спидометра.

Клавиша принудительной блокировки дифференциала Eaton.

Убранство салона дополняется столиком.

Кресла располагают к дальней дороге.

Бачок омывателя в ногах пассажира.

Как явствует из технических характеристик, микроавтобус рассчитан на перевозку восьми пассажиров и 850 кг полезной нагрузки. В салоне установлено семь кресел, еще одно место для сидения — в кабине. Возможности автомобиля могут быть расширены за счет буксируемого прицепа: без тормозов — полной массой 750 кг, с тормозами — 1500 кг. Цельнометаллический кузов снабжен одной боковой и задними двухстворчатыми распашными дверями. В открытом виде двери фиксируются нехитрыми приспособлениями.

Задние двери фиксируются в открытом положении.

Окантовка порогов имеет острые кромки, направленные в зону ступени, нужно быть осторожным.

Доступ к силовому агрегату осуществляется из кабины.

Педаль газа расположена значительно ниже педали тормоза.

112‑сильный двигатель ЗМЗ-40911.10 заточен под нормы Евро-5, но ничуточки от этого не страдает. В паре с пятиступенчатой КП он уверенно разгоняет автомобиль до максимально разрешенной скорости 110 км/ч. Средний расход топлива по трассе составил 17,2 л/100 км. Многовато. Хорошо, что у УАЗ-2206 по-прежнему два бака общей емкостью 77 л. Сюда бы дизелек, но, увы, он так и не прижился на коммерческих машинах из Ульяновска — то ли в силу дороговизны, то ли по причине неудачной адаптации.

Пока новый ОТТС оформлен только на грузовые версии модели. На пассажирские микроавтобусы сертификат продлят в ближайшие дни.

Новый сертификат распространяется на грузовые автомобили семейства — фургоны УАЗ-3741, комби УАЗ-3909 и бортовые УАЗ-3303. На пассажирские микроавтобусы УАЗ-2206 и 3962 ОТТС пока не переоформили, но, видимо, сделают это в ближайшие дни, поскольку действующий документ на них завершает свое действие через три дня.

Техническая начинка автомобилей не изменилась — в новом сертификате прописаны прежние бензиновый мотор ЗМЗ-40911 (2,7 л, 112 л.с.) и 5-ступенчатая механическая коробка передач BAIC. Привод — подключаемый, полный.

Фургон-комби УАЗ-3909. На фото — версия Трофи (с багажником на крыше), выпущенная ограниченным тиражом в 2013 году

Этот автомобиль разрабатывали для вывоза трупов из зоны радиоактивного заражения, но сегодня "буханка", сохранив конструкцию 50-х годов, является незаменимым транспортом в российской глубинке. Разбираем феномен удивительной машины Ульяновского автозавода.

Империя наносит удар

В начале 50-х годов прошлого века казалось, что ядерной войны между СССР и США не миновать. Постапокалиптическое будущее воспринималось почти как неизбежное, и весь вопрос был лишь в том, кто лучше к нему подготовится. Ульяновский автомобильный завод, являвшийся со времен Второй мировой войны "филиалом" по выпуску ГАЗ-69, в преддверии почти начавшейся Третьей получает от Министерства обороны секретный заказ: разработать автомобиль для. вывоза раненых и погибших из очагов радиоактивного поражения.

Об этом сейчас неизвестно практически никому, кроме нескольких оставшихся в живых разработчиков этой машины, но в обычной "буханке" с кузовом фургон, которую вы можете часто наблюдать на улицах, была реализована возможность перевозки, помимо водителя и пассажира, пяти носилок с ранеными: четыре из них крепятся по бортам в два яруса, а пятые задвигаются между боковыми. Удивительно? Мало похоже на правду? Конечно, ведь эти факты были многие годы строжайше засекречены!

MADE IN USSR

Во второй половине 50-х стало приходить понимание, что апокалипсис если и будет, то не обязательно прямо сейчас. Он, может быть, случится завтра, а сегодня в быту очень пригодился бы полноприводный автомобиль вагонной компоновки, который уже практически готов к производству. Машина, к этому моменту обретшая название УАЗ-450, в основе своей имела шасси ГАЗ-69 с поставленным сверху оригинальным кузовом, нарисованным дизайнером В. И. Арямовым. Говорят "буханкой" этот автомобиль начали называть еще заводские испытатели.

Машина могла брать на борт 800 кг груза и развивать скорость 90 км/ч. В 1957 году была закончена подготовка производства этого автомобиля, а в 1958 началось его серийное производство. Интересно, что двумя годами ранее в США начали выпускать очень похожий автомобиль — Ford FC. Та машина имела два основных варианта, грузовик с короткой и длинной кабинами, фургон появился позже и выпускался мало (как и сама модель, дожившая лишь до 1965 года), однако споры по поводу советской и американской "буханок" не утихают до сих пор. Украл ли Арямов дизайн у американцев? Едва ли — машины рисовались и разрабатывались одновременно (в полном соответствии с канонами "гонки вооружений"), просто советская, как водится, задержалась с выходом в серию. Дело не в плагиате, а в общей направленности дизайна тех лет — взгляните, например, на первый Volkswagen Transporter.

Вторая "буханка"

С 1958 по 1965 год "буханка" под именем УАЗ-450 (к индексу прибавлялась буква А для санитарного авто, В — для фургона и Д — для грузовика с деревянным кузовом) выпускалась в своем первозданном виде: рама, 3-ступенчатая коробка и бензиновый мотор объемом 2.1 литра, выдающий 52 л.с., всё в чистом виде от ГАЗ-69 (такой же мотор, кстати, ставился на ГАЗ-20 "Победа"). К середине 60-х машину сделали более технологичной, уйдя от прямого родства с армейским джипом: изогнутая сварная рама поменялась на оригинальную прямую, сделанную из швеллерного профиля, рычажные амортизаторы уступили место телескопическим, а силовой агрегат был позаимствован у ГАЗ-21 "Волга" — верхнеклапанный 2.5-литровый 70-сильный двигатель был сопряжен с 4-ступенчатой коробкой передач. Кроме того, оптимизировалась сама компоновка силового агрегата и рулевого управления.

Вместе с этим машина получила и "фейслифт" — оформление передней части кабины в том виде, в котором мы знаем этот автомобиль сейчас. В 1965-м в производство пошел модернизированный грузовичок УАЗ-452Д (он получил в народе меткое прозвище "головастик"), годом позже подтянулись и остальные модификации: фургон УАЗ-452, "санитарка" УАЗ–452А (её прозвали "таблеткой" или "пилюлей"), и впервые появившийся в гамме десятиместный микроавтобус УАЗ–452В. Кстати, по одной из версий, эта "слишком гражданская" и дорогая для УАЗа тех лет модификация родилась почти случайно — на ней настояли люди из "Автоэкспорта", организации, продававшей советские автомобили за рубеж. Хотя вариант "микроавтобус" был заложен еще в первых эскизах!

Вариации

"Буханка" — советский автомобиль-рекордсмен по количеству модификаций и "тюнинг-версий". Обусловлено это двумя факторами: а) автомобиль получился очень удачным и востребованным; б) УАЗ имел сильную "заточенность" под армию и при этом весьма скромные производственные мощности. Модификации можно разделить на две большие группы: сделанные силами сторонних организаций и собственно уазовские. Первая группа, многочисленные варианты "незаводского тюнинга", были порождены главным образом долгим отсутствием в гамме микроавтобуса — авторемонтные и механические заводы переделывали фургоны в автобусы, врезая окна и устанавливая сиденья. Такие машины, получившие прозвище "барбухайки", были лишены нормальной вентиляции, отопления и даже входа-выхода, но положение спасали.

 Фото: Пресс-служба УАЗа.

Такой ход развития событий станет возможным, если Минпромторг исключит из 719-го постановления о локализации пункт, который позволял применять к авто без сложной электроники применять повышающий коэффициент, открывающий доступ к программам господдержки.

Фото: Пресс-служба УАЗа.

Например, Lada Granta или УАЗ "Буханка" входят в список моделей, к которым применяется повышающий коэффициент за локализацию. Он был введён несколько лет назад и позволяет моделям, не имеющим электронных ассистентов или других отдельных элементов (подушка безопасности), набрать необходимое количество баллов за локализацию. Если не добрать, то авто выпадает из списка машин, на которые распространяется господдержка и которые доступны по госзакупке.

Газета "Коммерсант" пишет, что в Минпромторге действующую схему считают неэффективной: её сложно администрировать и она не стимулирует увеличивать процент локализации. Поэтому подготовлен пакет поправок, в числе которых - увеличение максимально возможного количества баллов: за мультимедиа можно получить не 60, а 130 очков, за систему ADAS - 500 баллов, что эквивалентно окраске или штамповке не менее 70% кузова с использованием российского металла.

Важно отметить, что баллы набирает не конкретная комплектация, а модель. У Granta, например, есть мультимедиа, и пока вазовскому бестселлеру бояться нечего. В будущем же модель должна стать технически сложнее за счёт перехода на платформу CMF-B от Renault Group. Однако новый порядок может привести к удорожанию доступных моделей в случае, если автопроизводитель решит "компенсировать" свои потери за счёт увеличения числа компонентов и выполняемых операций.

"Буханке" же соответствовать новым требованиям будет заметно сложнее: автомобиль технически максимально прост и разрабатывался во времена, когда никто и не думал, что появятся голосовые помощники, центральные подушки безопасности и системы автономного пилотирования.

Читайте также: