Положение рхх при пуске ваз

Обновлено: 02.07.2024

Алгоритм управления РХХ (клапан добавочного воздуха)

Обсуждаем прошивки, алгоритмы работы в разных режимах (например, алгоритм работы автоподсоса).
Наборы тюнингованых прошивок МПСЗ SECU (заточенных под конкретную конфигурацию двигателя)

STC Posts: 12691 Joined: 30 Apr 2013, 23:41 Your CAR: AZLK 2140 SECU version: DIY SECU-3 Location: Ukraine Has thanked: 1641 times Been thanked: 3688 times Contact:

Алгоритм управления РХХ (клапан добавочного воздуха)

Я уже сделал ПИ-регулятор для РХХ, который будет влиять на положение клапана в зависимости от отклонения оборотов ХХ от заданных. П-регулятор УОЗ будет просто дополнять ПИ-регулятор РХХ (сам по себе уже не сможет работать). Но тут самое сложное, это сделать правильный вход/выход из режима регулирования, над чем я сейчас и думаю.
Обрабатывать включение нагрузки я думаю просто путем смещения положения РХХ на заданное значение при появлении на указанном входе напряжения.

С удовольствием выслушаю ваши мысли и пожелания по поводу алгоритма.

P.S. Первые прошивки будут доступны для тестирования после того как вынесу редактирование соответствующих параметров в SECU-3 Manager.

Описание параметров вкладки "3:ХХ":
Температура вкл. регулятора - Если температура ниже этого порога, то работа регулятора ограничена П-составляющей.
Использовать closed loop - выбор метода управления (переключение между open loop и closed loop)
Добавка после выхода - значение, которое будет добавлено к положению РХХ после выхода из ХХ
Добавка к обор. на ходу - значение, которорое будет добавлено к целевым оборотам в случае поступление импульсов от датчика скорости (если используется)
Пропорциональный - П-коэффициент ПИ-регулятора
Интегральный - И-коэффициент ПИ-регулятора
Порог 1-го пер. режима - коэффициент, на который умножаются целевые обороты ХХ для получения порога входа в режим РХХ (например, целевые обороты ХХ = 850, коэфф = 1.41, значит обороты 1-го перех. режима = 850 * 1.41 = 1200 мин-1)
Порог 2-го пер. режима -коэффициент, на который умножаются целевые обороты ХХ для получения порога выхода из режима РХХ (например, целевые обороты ХХ = 850, коэфф = 1.88, значит обороты 2-го перех. режима = 850 * 1.88 = 1600 мин-1)
Внимание! 1-й порог должен быть меньше 2-го и достаточно значительно. В противном случае РХХ может работать некорректно.
Огранич. Обор. интегр - ограниечение оборотов интегратора (ограничение максимальной ошибки). Помогает исключать перерегулирование при входе в режим РХХ.
Режимная точка ДАД - давление во впускном коллекторе на ХХ. Вместе с целевыми оборотами образуют режимную точку, относительно которой применяется таблица жесткости регулятора.
Мин. положение РДВ - Ограничение минимального положения РДВ (РДВ не будет закрываться ниже этого значения)
Мкс. положение РДВ - Ограничение максимального положения РДВ (РДВ не будет открываться выше этого значения)
Мин и макс. ограничения РДВ необходимы для исключения лишних движений РДВ и попадания его в зоны нелинейности, которые находятся в крайних положениях.

Регулятор оборотов ХХ, работающий при помощи УОЗ, который был раньше, никак не изменился и никак не связан с РДВ РХХ.

Что еще в планах добавить:
- Коррекция смеси на ХХ в зависимости от положения РХХ
- Смещение РХХ при включении вентилятора
- Смещение РХХ при появлении уровня на выбранном входе.

Как подключить телефон к автомагнитоле и включить музыку в машине

Узнай первым о выходе нового полезного контента

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.

© 2010 - 2021 Все права защищены. Любое копирование материала с нашего сайта строго запрещено без предварительного согласия со стороны администрации.


Продолжим описание калибровок прошивки. Тем более если посмотреть статистику, то эта тема не обрела массовость в рамках моего БЖ, но нашла своего читателя. В прошлой записи мы обсудили режим пуска, вопросов и споров не было выявлено, это говорит что или всем все понятно, или наоборот читателю ни слова не ясно! ;) Напомню, что пуск — это тот режим, когда мотор из состояния сна запускается стартером, схватил и превысил обороты полного выхода из пуска. Все, после превышения этих оборотов, режим пуска полностью закончен и начинается режим перехода.
Режим перехода, как ясно из названия, отвечает за переход к холостому ходу, в этом режиме уже начинают работать датчики, контролирующие количество воздуха — ДМРВ, или определяющие его давление — ДАД.


Режим Переход Пуск — Холостой Ход

Скорость изменения ГТЦ – эта таблица отвечает за скорость уменьшения цикловой подачи топлива, или другими словами отвечает за сглаживание изменения состава смеси после пуска. Она помогает перейти плавно от пусковых режимов к рабочим, когда включатся в работу датчики типа ДМРВ и прочие. Если тачка завелась и сразу заглохла, то часто причина именно в этой калибровке, надо замедлить процесс перехода
Поправка ALF – это обогащение состава смеси во время перехода, многие немного обогащают смесь, но здесь надо смотреть уже на работу мотора, если он не проваливается, то нет смысла лить лишнее топливо.
Время работы поправки ALF – это единица времени, пока калибровка будет работать. Время отсчета начинается с момента включения зажигания.

Адаптация РХХ после пуска

Начальное смещение РХХ после пуска — как ясно из названия, эта таблица отвечает за дополнительное смещение РХХ во время перехода к ХХ. Т.е. помимо желаемого положения РХХ от ТОЖ, к ней во время перехода добавляется количество шагов этой калибровки, опять же для того, чтобы мотор ровно без провалов вошел в режим ХХ
Минимальное смещение РХХ после пуска — это продолжение калибровки, описанной выше. В этой таблице указывается до каких значений РХХ будет смещаться во время перехода. Если там стоит ноль, то эта таблица не участвует в работе, и РХХ будет опускаться до желаемого положения РХХ уже в самом режиме ХХ.
Период убывания смещения РХХ — как понятно из названия, в этой таблице указывается длительность адаптации от начального к минимальному смещению, или другими словами это скорость убывания. Как только адаптивное смещение РХХ достигнет минимума, режим перехода к пуске будет отменен и положение РХХ более не будет рассчитываться по этому алгоритму.

Вот и весь алгоритм перехода, казалось бы что всего то 6 калибровок, что тут сложного, а на деле именно режим перехода, а не пуска, чаще всего портит настроение.

И чтобы запись не была сильно краткой, давайте перейдем к режиму Холостой Ход.


Холостой ход — это режим работы двигателя без нагрузки. В этом режиме ДЗ закрыта полностью, педаль акселератора отпущена, а за поддержку желаемых оборотов отвечают уже все механизмы: РХХ, УОЗ, ДМРВ и прочие коэффициенты, о которых постараюсь внятно рассказать ниже.
Состав смеси — это таблица, в которой указывается какой состав смеси вы хотите чтобы был, он выстраивается от температуры двигателя.

Уставка оборотов ХХ и зоны по РПМ

Желаемые обороты ХХ — это таблица, в которой мы указываем, какие обороты будут у нашего двигателя в зависимости от температуры двигателя. Считается что 80 градусов это полноценно прогретый мотор. И желательно немного приподнять обороты в зоне включения вентилятора, так мы заставляем помпу более интенсивно качать ОЖ и облегчаем участь генератора.
Смещение оборотов ХХ в движении — эта таблица отвечает за режим наката, когда вы катитесь на нейтрали с горы или просто докатываетесь до перекрестка. В общем если у вас есть датчик скорости, и он видит движение, то в этой таблице можно выставить на сколько оборотов поднять ХХ, для компенсации косяков настройки. Как только датчик скорости зафиксирует что машина уже не катится, то обороты станут в таблицу желаемых оборотов ХХ
Коэффициент 2 переходного режима – отвечает за РХХ когда именно он начнет вступать в работу. Обычно он ставится ощутимо больше чем желаемый ХХ, так как РХХ это исполнительный механизм и не в состоянии мгновенно перемещаться. Если словами то РХХ – грубая настройка.
Коэффициент 1 переходного режима – отвечает за то, когда УОЗ включится в работу механизма перехода в ХХ. Ставится немного выше ХХ, так как регулировка УОЗ считается точной регулировкой, и она не в состоянии без РХХ полноценно руководить оборотами двигателя в широких пределах.

Уставка УОЗ

УОЗ на ХХ – это базовый УОЗ на ХХ без учета коррекций. Т.е. если в этой таблице будет к примеру 15 градусов, то с учетом коррекций фактический УОЗ будет прибавляться или убавляться в зависимости от следующей калибровки.
Коррекция УОЗна ХХ – эта таблица отвечает за изменение угла в зависимости от температуры. Если в базовом УОЗ на ХХ будет 15 градусов, то благодаря этой таблице фактический угол будет другой. Но в этой таблице есть один косяк, и отрицательные значения – делают РАНЬШЕ угол, а ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ наоборот запоздняют угол. Т.е. если в базовом 15 градусов, а в коррекции -3, то фактический угол станет раньше на 3 градуса раньше: 13 градусов

Уставка РХХ

Желаемое положение РХХ – эта таблица строится индивидуально, чтобы мотору было достаточно воздуха для внятной работы во всех режимах ХХ.
Коэффициент уставки РХХ – я не знаю что дает эта таблица )

Адаптация РХХ на ПХХ — это адаптация движения РХХ в режиме принудительного холостого хода

Смещение РХХ при открытом дросселе – эта таблица отвечает за то, когда при нажатии на газ, все шаги будут дополнительно сдвигаться. Другими словами указывается на сколько шагов открыться РХХ чтобы прикрыть канал ХХ, для того чтобы уменьшить перетечки воздуха мимо дросселя
Период адаптации – время за которое адаптируется РХХ в режиме принудительного ХХ
Минимальное смещение при адаптации – ограничение движения количества шагов вниз при адаптации. Чем точнее настроено желаемое положение рхх, тем сильнее можно зажимать границы.
Максимальное смещение при адаптации – ограничение количества шагов вверх при адаптации. Чем точнее настроено желаемое положение рхх, тем сильнее можно зажимать границы.

Уменьшение уставки оборотов в регулируемом режиме

Шаг уменьшения уставки в зоне ХХ1-ХХ2 – скорость движения рхх в диапазоне оборотов от коэффициента переходного режима №2 к коэффициенту переходного режима №1. Другими это скорость шагания РХХ
Шаг уменьшения уставки в зоне ХХ-ХХ1 – скорость движения рхх в диапазоне оборотов от коэффициента переходного режима №1 к таблице желаемого ХХ. Другими это скорость шагания РХХ.

ПИ регулятор добавочного воздуха

Минимальный расход воздуха – это минимальное количество воздуха, ниже которого режим регулировки не будет включаться. Если расход будет ниже величины, то режим регулировки прекращается, т.к. нет смысла регулировать там где не надо.
Температура для холодного пуска регулирования – отвечает за температуру ниже которой будет влияние на пусковой режим. Увеличивает задержку адаптации РХХ и его период для более равномерной подачи воздуха во время работы холодного двигателя. Так же запрещается работа П-регулятора пока обороты не достигнут желаемых по таблице "желаемые обороты ХХ"
Интегральный коэффициент – в теории он является вспомогательным. Если пропорциональный не успел срегулировать или промазал, то И коэффициент дорегулирует его в режиме ХХ. И коэффициент является временным. Что-то типа надзирателя над П-коэффициентом. Он задает скорость движения.
Пропорциональный коэффициент – это основной коэффициент вычисляет куда ему рхх двигать, по идее он должен вместе с оборотами двигаться, растут обороты – растут шаги, падают обороты – падают шаги.
Жесткость регулятора частоты вращения – хитрая чаша которая помогает ускорять рхх для адекватного подхвата хх. Если стоит 1, то режим ХХ падает на уставки И и П коэффициентов.
Ограничение оборотов П-регулятора – это пределы оборотов в которых он будет работать. Именно в этом диапазоне работает П коэффициент.

Адаптация положения РХХ по расходу воздуха — адаптация работы РХХ уже при работе ДМРВ

Задержка адаптации РХХ горячего двигателя – после старта мотора, когда он резко подкинул обороты и через какое время мы разрешаем ему опускать обороты вниз. Эта калибровка связана с "температурой холодного пуска"
Задержка адаптации РХХ холодного двигателя – на холодную делается больше, так как чтобы когда мотор подкинул обороты, должен повисеть немного чтобы устаканиться, так как холодный пуск мотора всегда осложнен. Эта калибровка связана с "температурой холодного пуска"
Максимальный расход воздуха при регулировании – максимальное количество воздуха, в пределах которого будет происходить регулировка. Если расход будет выше, то мозг поймет что это уже не режим ХХ и прекратит регулировку.
Коэффициент производительности – это производительность РХХ, если двигать калибровку сдвигать, то и шаги будут меняться. В теории этой калибровкой надо добиться так, чтобы на прогретом моторе при ХХ было 30-35 шагов. Можно так же добиться этого эффекта не трогая эту калибровку, путем закручивания или откручивания ограничительного винта на самой ДЗ
Начальное смещение – я не знаю что дает эта калибровка ;(

П-регулятор УОЗ

Пропорциональный коэффициент 1 – это то, с какой скоростью УОЗ будет подкидывать обороты вверх!
Пропорциональный коэффициент 2 — это то, с какой скоростью УОЗ будет скидывать обороты вниз!
Зона нечувствительности – это порог, ниже которого УОЗ не будет вступать в регулирование, если выше – то уоз начнет двигаться чтобы выровнять раскачку оборотов. Большой диапазон нет смысла ставить, так как УОЗ регулирование это точное регулирование, и работает в узком диапазоне
Минимальное/максимальное смещение уоз – эта таблица отвечает за пределы, в которых разрешаете двигаться углу. Эта таблица непосредственно отталкивается от таблица "УОЗ на ХХ". Другими словами, в этой таблице мы выставляем пределы УОЗ в рамках которых он будет в состоянии регулировать работу ХХ.

Вот и весь режим холостого хода. Настройка ХХ занятие непростое и требует определенных теоретических знаний, терпения и бензина в баке. Опытный настройщик (не я), даже на самых злых валах с рваным ХХ, сможет этот режим настроить в течении 10-15 минут.

Многие недооценивают значение датчики, или же регулятора холостого хода. Но на самом деле именно от правильной работы РХХ зависит стабильность оборотов. Также он позволяет машине не заглохнуть, когда рычаг коробки переключения передач оказывается в промежуточном положении.

В данном материале мы поговорим о значении, устройстве, признаках неисправности данного устройства. А также расскажем, как своими руками можно достаточно легко выполнить замену РХХ.


Внешний вид устройства

Роль устройства

На инжекторных двигателях, которые устанавливаются на ВАЗ 2110, регулятор ХХ служит для контроля за стабильной работой силового агрегата. Вряд ли вас приятно удивит ситуация, при которой начнут плавать обороты на холостом ходу, то и дело автомобиль будет глохнуть.

Некоторые не знают про еще одну очень важную роль датчика холостого хода — прогрев силового агрегата в случае пониженной температуры воздуха.

Принято считать, что при наличии инжектора, прогревать двигатель нет необходимости. Мнение ошибочное. Не перенапрягайте двигатель, а сперва дайте ему некоторое время поработать без повышенных оборотов. Это положительно скажется на надежности и сроке службы мотора.

Расположение

Внешне РХХ выглядит достаточно просто. Он представляет собой с виду небольшой электродвигатель. В его конструкцию включены три детали:

  • Шаговый электродвигатель;
  • Пружина;
  • Шток с иглой на конце.

А располагается искомый регулятор возле механизма, который отвечает за изменение положения дроссельной заслонки. Сложной системы крепления не предусмотрено. Для демонтажа нужно просто демонтировать крепежные болты.

Как он работает

Функция РХХ заключается в регулировании количества подаваемого топлива. Он может сообщить о необходимости увеличить или уменьшить количество. Важный нюанс заключается в том, что выполняет датчик свои функции непосредственно при включении холостых оборотов.

Само действие увеличения или уменьшения происходит за счет выдвигания или втягивания иглы на конце штока. Игла отвечает за перекрытие ил открытие в необходимой степени специального канала.

Учимся отличать подделку от оригинала

Сегодня многие жалуются на обильное количество контрафактной продукции на рынке автозапчастей.

Если говорить конкретно про регулятор ХХ для ВАЗ 2110, то есть несколько ключевых признаков, по которым подделку можно отличить от оригинала. Ориентируйтесь на эти данные, чтобы не установить случайно на свой автомобиль устройство сомнительного качества и происхождения.


Подделка и оригинал

  1. На подделках черный корпус, выполненный из металла, короче на 1 миллиметр по сравнению с настоящей деталью.
  2. На трех белых заклепках на корпусе в случае с подделкой отсутствуют шляпки. В оригинале они должны присутствовать. А диаметр шляпок составляет 3 миллиметра.
  3. На подделках пружина выполнена в белом цвете и обладает более частой навивкой. В оригинале навивка реже, а сама пружина черная.
  4. Обратите внимание на резиновое кольцо регулятора. На подделках оно черное и тонкое, а в случае с настоящей деталью заметен красноватый оттенок. Плюс толщина больше.
  5. Присмотритесь к наконечнику. В подделках он более темный по сравнению с оригинальной запчастью.
  6. На упаковке контрафакта отсутствуют отметки, внешне коробки заметно отличаются.
  7. На оригинальном желтом стикере, расположенном на корпусе, должна присутствовать внешняя рамка. Изготовители подделок про нее, видимо, забыли.

Как видите, распознать подделку не сложно. Нужно только быть более внимательным к деталям.


Разница в коробках

Признаки поломки

По определенным признакам можно определить, что РХХ вышел из строя и нуждается в ремонте, либо полноценной замене на новое устройство.

К таковым признакам относят:

  • Плавающие обороты на холостом ходу;
  • Проблематика запуска двигателя, он заводится с трудом даже при нажатой педали газа;
  • Не удается повысить обороты, даже когда двигатель достаточно прогрелся;
  • Двигатель начинает неожиданно глохнуть, когда осуществляется переход на нейтральную передачу;
  • Обороты снижаются при включении энергопотребляющих приборов — печка, кондиционер, аудиосистема, фары и пр.

Но замена регулятора — не всегда верное решение. В некоторых случаях снятие старого датчика и установка на его место нового устройства результата не принесет. А все потому, что виновниками неисправности могут оказаться другие элементы, такие как свечи зажигания или же топливный фильтр.

Проверка функциональности

Если двигатель глохнет, обороты плавают, оказываются повышенными, нужно обязательно проверить, работает ли РХХ.

Для проверки потребуется для начала демонтировать крепления дроссельного узла, а потом аккуратно сместить его буквально на 10 миллиметров.

Вам понадобится вольтметр, с помощью которого можно проверить, идет ли на датчик напряжение и какие его показатели. Заранее подключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи на массу, а вольтметр подключите к выводам, обозначенным буквами A и D. Далее сверяемся с таблицей.

Показания

Что означают

На вольтметре менее 12В

Это говорит о том, что вероятнее всего аккумулятор разрядился

На измерителе нет никаких данных

Проблему следует искать в цепи проводки или же в электронном блоке управления двигателя

Вольтметр показывает 12В и более

Обязательно проверьте сопротивление регулятора холостого хода. С ним проблемы. К 4 выводам подключается тестер. Нормальные показания сопротивления — 50 или 55 Ом


Дополнительно сделайте попарную проверку. При этом сопротивление должно оказаться бесконечно большим. Если датчик ХХ показывает другие цифры, тогда регулятор нуждается в обязательной и немедленной замене.

Есть другой способ проверки работоспособности устройства. Для этого нужно достать датчик и подсоединить колодку. Пальцем нажимайте на иглу и наблюдайте за ее выдвижение. При выключении зажигания должен произойти толчок иглы.

В случае отсутствия толчка можно еще попробовать решить проблему методом простой чистки устройства. Воспользуйтесь универсальным и всемогущим средством под названием WD40. Смочите им тщательно весь механизм и, вооружившись ватными палочками, очистите все, до чего сможете добраться. Особое внимание при очищении уделяйте игле со штоком.

Если эти меры не помогли, не остается ничего другого кроме как заменить РХХ.

Замена

Чтобы выполнить замен регулятора ХХ, профессионалом быть не обязательно. Сделав работу самостоятельно, вы получите полезный опыт, а также сможете сэкономить приличную сумму денег.

Вся процедура должна выполняться в строгой последовательности, что позволит сделать все грамотно и качественно. Может даже лучше, нежели на станции технического обслуживания.

  1. Обесточьте свой автомобиль. Для этого достаточно просто снять минусовую клемму с аккумуляторной батареи вашего автомобиля. Короткие замыкания и удары током нам не нужны.
  2. Отключите колодку от датчика. В случае с инжекторным двигателем, установленным на ваш ВАЗ 2110, для отключения колодки достаточно просто нажать на пластиковый фиксатор.
  3. Отсоедините два винта. Причем лучше сначала откручивать левый крепежный элемент, а после него — правый винт.


Снятие устройства

  1. Это позволит добиться желаемого — снять регулятор холостого хода. Дальнейшие операции просты, как и все предыдущие мероприятия.
  2. Перед установкой нового датчика на его законное место, воспользуйтесь обычным моторным маслом, с помощью которого обрабатывается уплотнительное кольцо.
  3. Осмотрите состояние этого самого уплотнительного кольца. При длительной эксплуатации уплотнитель может деформироваться, покрыться трещинами. В этом случае лучше заменить его на новый.
  4. Далее наступает этап калибровки. Серьезных усилий прикладывать не придется, поскольку все основные задачи по калибровке возьмет на себя электронное реле.
  5. Включите на несколько минут зажигание, а затем выключите его.
  6. Если после проведенных операций и калибровки обороты перестали плавать, они не повышенные и стабильные, все вы сделали верно, и именно датчик ХХ был всему виной.

Как видите, РХХ — это достаточно важный элемент в системе автомобиля, за которым необходимо тщательно следить. Приятен тот факт, что в случае возникновения неприятностей с регулятором его всегда можно за считанные минуты заменить своими собственными руками.

Плавание оборотов на автомобилях ВАЗ с регулятором холостого хода

Загрязненный регулятор холостого хода выглядит так. Перемещение штока уже затруднено.


Ещё кое-что полезное для Вас:

После установки РХХ, если при промывке шток вдавливался или вытаскивался, несколько раз включите и выключите зажигание, чтобы дать ему выставиться в ноль. Это правило касается не только автомобилей ВАЗ. Если чистка не помогает, регулятор холостого хода замените, благо стоит он недорого.

Снимать заслонку удобно в сборе, при этом можно промыть и ее (особенно канал регулятора). Одновременно при этом оцените и состояние прокладок – их негерметичность вызывает нарушения стабильности холостого хода.

Точнее говоря, плавание холостого хода возникнет при любом неучтенном подсосе воздуха во впуск, особенно на моторах с датчиком массового расхода воздуха. Конкретно для ВАЗовских моторов местами подсоса становятся:

  • Вакуумные магистрали, в том числе патрубки адсорбера, вакуумного усилителя тормозов, регулятора давления топлива (на моторах со сливной рампой). Проверка в гаражных условиях наиболее проста перебором – отсоединяем патрубок, глушим штуцер, на который он надевался. Если подсос воздуха шел по этой магистрали, то обороты мотора стабилизируются.
  • Стыки отдельных частей впускного коллектора, трещины в пластиковом коллекторе.
  • Разрушение нижних уплотнительных колец форсунок.

Плавание оборотов на автомобилях с электронным дросселем

В отличие от систем с РХХ, ЭСУД с E-gas напрямую управляют степенью открытия дросселя и не нуждаются в отдельном регуляторе. При этом дроссель оснащен не одним, а двумя датчиками положения, и ЭБУ впрыска постоянно отслеживает перемещения управляющего механизма.



В зависимости от типа контроллера адаптация ноля происходит по разному алгоритму. Например, М74 делает это так:


За время адаптации контроллер дважды открывает заслонку на разный угол, затем пытается ее закрыть. В то же время Bosch ME 17.9.7 пытается прогнать заслонку до полного открытия.

Причиной плавания оборотов становится и нарушение контакта в разъемах педали газа и дроссельной заслонки. Управление дросселем идет по замкнутому циклу – ЭБУ постоянно считывает данные о положении педали, согласно заложенному алгоритму выставляет дроссель в нужную степень открытия, отслеживая его положение по датчику, встроенному в корпус заслонки. Окисление или неплотность контактов приводят к тому, что ЭБУ получает случайно меняющуюся информацию либо о положении педали, либо о положении дросселя, пытаясь их скомпенсировать – соответственно и обороты меняются без какого-либо воздействия на педаль. Это было характерно для автомобилей с первым выпуском, где отмечалось плавание оборотов и фиксация ошибки Р2135 (рассогласование датчиков положения дроссельной заслонки).


Распиновка разъема дросселя:


Сопустствуют проблеме плавающих оборотов и другие неприятности: трудность с запуском ДВС, особенно на холодную, провалы и рывки в работе двигателя, появление вибраций на холостом ходу, повышенный расход топлива. В случае с дизельными моторами, возможна ситуация, когда обороты плавают в движении.

1- неисправности датчиков ЭСУД, системы зажигания

Система ЭСУД на бензиновых двигателях анализирует условия работы мотора, передает сигналы от датчиков – ДМРВ, ДПДЗ, РХХ, – на исполнительные устройства. Все это направлено на поддержание стабильных оборотов двигателя на холостом ходу и под нагрузкой.

Особенно в этом смысле допекают владельцев датчики РХХ (регулятор холостого хода) и ДМРВ (датчик массового расхода воздуха, MAF-сенсор).

Любые сбои, связанные с подачей воздуха или топлива в цилиндр, приводят к обеднению топливно-воздушной смеси или, напротив, ее чрезмерному обогащению (детонация) и в результате мотор работает нестабильно, а обороты плавают.

Поэтому проверку нужно начинать с дроссельного узла, датчиков и системы зажигания.


Для современных дизельных двигателей перечисленные проблемы с датчиками актуальны тоже. Исключение составляет только система зажигания, которая присутствует исключительно на бензиновых моторах.

2- выход из строя ТНВД и форсунок (для дизельных моторов)


При выходе из строя топливных форсунок, топлива в цилиндр поступает недостаточно, оно плохо распределяется по камере и сгорает не полностью – мотор работает неустойчиво.

Решение. Диагностика состояния форсунок на специальном стенде, ремонт или замена вышедших из строя форсунок. Диагностика состояния ТНВД, его переборка (сложно найти специалиста) или замена.

3 – проблема на впуске: завоздушина, забитые фильтры

Воздух проникает в топливные магистрали через истершиеся топливные шланги, хомуты, из-за плохого или неправильно установленного топливного фильтра.

Решение. Проверьте герметичность топливной системы – визуально осмотрите днище на предмет утечек и потеков топлива. Обратитесь на СТО: снимать топливные шланги и проводить тесты на герметичность топливной системы самостоятельно не рекомендуется.

Отдельно стоит выделить вопрос обслуживания мотора. Расходники и фильтры нужно менять регулярно, как и изношенные патрубки и хомуты.

4 – проблемы с системой EGR


Когда клапан ЕГР покрывается нагаром (его нужно регулярно чистить), его может заклинить на открытие или закрытие.

Из-за того, что слишком много отработавших газов попадает во впускной коллектор, топливо-воздушная смесь образуется с ошибками, двигатель начинает работать неустойчиво, шумно, возможна вибрация и троение, плавание оборотов.

Решение. Регулярно проверять и чистить от нагара клапан EGR. Часто проблему решают кардинально – заглушкой клапана и перепрошивкой ЭБУ.

5 – износ деталей ЦПГ, снижение компрессии

Детали ЦПГ со временем изнашиваются, образуются люфты между поршнями и цилиндрами, клапана механизма газораспределения ослабевают. Cмесь воспламеняется с ошибками, потому что в камере не создается достаточного давления. Результат – падение компрессии и троение мотора после пуска на холодную.

А после прогрева мотора проблема уходит, потому что детали ЦПГ нагреваются и расширяются под нагрузкой, люфты устраняются, герметичность цилиндров и давление в камере растет.


Решение. Диагностика состояния ЦПГ, замена изношенных элементов, замена прокладки ГБЦ.

6 – проблемы с механизмом ГРМ, ошибки при замене ремня

Причина – ошибки в установке ремня, когда минимальное его смещение нарушает фазы газораспределения, в результате мотор работает неустойчиво, троит, обороты плавают.

Решение. Обратиться к специалистам, которые производили замену ремня ГРМ, чтобы те устранили ошибки.

Итого

  • системы зажигания и ЭСУД
  • системы питания ДВС
  • механизма газораспределения
  • системы рециркуляции отработавших газов

Каждая из перечисленных систем требует диагностики и решения выявленных проблем. Одни проблемы решаются просто и бюджетно, заменой деталей и расходники. Другие требуют квалифицированной диагностики и дорогого ремонта.

Читайте также: