Скачет напряжение генератора нива

Обновлено: 04.07.2024

Дык контакты надо смотреть.
Особо массовый провод и выключатель массы (если есть) с одной стороны
и плюсовой провод с другой. Он в большинстве случаев идет от плюсовой клеммы к выводу стартера, а потом уже к приборке и ко всем потребителям.
Ну и подумать, как все это проверить на ходу, например снабдить тестер длинными проводами и мерять по месту, начиная непосредственно с клемм аккумулятора.

Дык контакты надо смотреть.
Особо массовый провод и выключатель массы (если есть) с одной стороны
и плюсовой провод с другой. Он в большинстве случаев идет от плюсовой клеммы к выводу стартера, а потом уже к приборке и ко всем потребителям.
Ну и подумать, как все это проверить на ходу, например снабдить тестер длинными проводами и мерять по месту, начиная непосредственно с клемм аккумулятора.

То есть иными словами проблема связана не с генератором?

Вообще странно - уделил всем контактам пристальное внимание (кроме выключателя массы, хотя и под ним площадку вычистил до блеска). Кинул вместо штатного плюсового провода (имел какое-то незаслуживающее уважения сечение) провод достойного сечения от генера прямо на клемму стартера.
Попробовать что-ли напрямую массу на двиг подать.

Да, пожалуй, из вновь установленных устройств у меня только другая акк. батарея(Са/Са), взята со стороны, которую реанимировал после глубокого разряда (однократного). Может быть проблема в ней, хотя остаточная емкость у нее очень хорошая.

То есть иными словами проблема связана не с генератором?

Вообще странно - уделил всем контактам пристальное внимание (кроме выключателя массы, хотя и под ним площадку вычистил до блеска). Кинул вместо штатного плюсового провода (имел какое-то незаслуживающее уважения сечение) провод достойного сечения от генера прямо на клемму стартера.
Попробовать что-ли напрямую массу на двиг подать.

Да, пожалуй, из вновь установленных устройств у меня только другая акк. батарея(Са/Са), взята со стороны, которую реанимировал после глубокого разряда (однократного). Может быть проблема в ней, хотя остаточная емкость у нее очень хорошая.

Напряжение на ХХ плавает в диапазоне 7-14В. Я так понимаю, меньше 12В даже на ХХ - это ненормально? Что смотреть, кроме массы на двигателе?

Может быть реле-регулятор.

по идее, генератор даже на ХХ должен давать не менее 12-13в.

Если плавают ниже 13 - имхо нужно смотреть в сторону щеток

Дохлый регулятор будет выражаться в подъеме выше 15 при повышении оборотов.

Morion, 1-проверить натяжение ремня

2-замерить напряжение непосредственно на генераторе

3-проверить длинну щеток (не менее 8 мм)

4-проверить провода от аккумулятора на массу,соединение двигателя с массой,соединение +клеммы генератора с + аккумулятора.

у меня такая же беда. Заважу двигатель, проверяю напряжение на клемах АКБ (тестер цифровой) он не показывет постоянную цифру, меняютса от 0-я до 14-и. Перед этим за 4 дня простоя авто, полностью разрядилась АКБ, батарейка новя и месяца нет.

2.тестер на клеммы. то же самое

(Peugeot 306, 2001)

2-замерить напряжение непосредственно на генераторе

3-проверить длинну щеток (не менее 8 мм)

4-проверить провода от аккумулятора на массу,соединение двигателя с массой,соединение +клеммы генератора с + аккумулятора.

Ничто так не выдает принадлежность человека к низшим классам общества, как способность разбираться в дорогих часах и автомобилях (c) В. Пелевин, "Поколение П"

1slawa, снимать клемы на аккумуляторе, при работающем моторе - беда.

Не всегда заканчивается фатально, но часто.

Что касается тестера - замените его.

Глюки бывают по вине проводов и разряженной батареи - внутри стоит "Крона" на 9В.

Возьмите заведомо исправный тестер и проведите замеры повторно:

- на нем же, когда машина заведена

Потом снимите клему "-" и посмотрите ток утечки.

После этого можно уже думать.

проверял на АКБ 12,65-12,66 в. и тестер новый АКБ-я новая. может быть диоды? я не спец но предпологаю.

1slawa:

проверял на АКБ 12,65-12,66 в. и тестер новый АКБ-я новая. может быть диоды? я не спец но предпологаю.

Была такая фигня, три дня назад. При сборке генератора, не правильно стала одна щетка. Поставили более вдумчиво, все стало на свои места.

На постоявших авто, бывает залипает щетка.

1slawa, если на АКБ 12В, то показать 0В, исправный тестер не может.

при работающе двигателе итервалом в доле секунды меняется паказатель тестера (14,25 6,15 0,05 2,55 14,00 и.т.д) В понедельник в сервис!

Спосибо всем! приятных выходных.

1slawa:

при работающе двигателе итервалом в доле секунды меняется паказатель тестера (14,25 6,15 0,05 2,55 14,00 и.т.д) В понедельник в сервис!

Спосибо всем! приятных выходных.

правильно, в понедельник в сервис где ремонтируют тестеры

1slawa, меняй стабилизатор напряжения - где-то 10 уе

ZARC, немного поболтаю.

Аккумулятор - весьма мощная батарейка.

Тестер показывает напряжение только на ней.

Если напряжение скачет от 0 до 14В, то это говорит о том, что там гуляет переменное напряжение скачками вольт до 110.

пчему же умер новый аккумулятор за 4 дня стоянки при темп. > -5 градусов?

1slawa, я вам написал уже давно - снимите клему "-" и посмотрите ток утечки.

Потому, что хозяин довел до смерти.

1-проверить натяжение ремня

2-замерить напряжение непосредственно на генераторе

3-проверить длинну щеток (не менее 8 мм)

4-проверить провода от аккумулятора на массу,соединение двигателя с массой,соединение +клеммы генератора с + аккумулятора.

По хреновому тестеру - вышеописанные спады напряжения видны невооружённым глазом по яркости ламп панели, фар и т.п.

Как я понимаю,у меня на ниве недозаряд аккумулятора: на холостых 13.7(это показания БК и для проверки,как уже советовали,замерил тестором, показания одинаковые),при движении 13.2(только по БК :-) ). Ремень натянут хорошо. Что посоветуете.

Нормально. У меня точно так же. Кстати 14В и выше > Как я понимаю,у меня на ниве недозаряд аккумулятора: на холостых 13.7(это показания БК и для проверки,как уже советовали,замерил тестором, показания одинаковые),при движении 13.2(только по БК :-) ). Ремень натянут хорошо. Что посоветуете.

+++++++++++бывает только при приличном минусе зимой после запуска двигателя.

Причина Вообще, на мой взгляд, это все-таки не нормально, что напряжение скачет до 12.8 или еще ниже. Думаю все зависит от изготовителя генератора, у меня кажется, установлен белорусский. Саша, ты себе менял, помнится когда-то, какой поставил?
P.S. Давно не виделись):

Расслабиться Вечер выходного все же.
13,7 - 13,2 -это нормально.

При включенном дальнем, печке и стопах не ниже 12.5 ? (обороты 1500-2000)
Выше?!
Ну тогда спи спокойно :-)

Как проверить, идет ли зарядка аккумулятора

Прежде чем искать неисправность в цепи заряда, необходимо выяснить, действительно ли эта самая недозарядка есть. Ведь проблема может быть:

  • в цепях индикации заряда;
  • в неисправном аккумуляторе.

Полезно! Для проверки используем вольтметр постоянного тока с пределом измерения 20 В или мультиметр (тестер). Подойдет как стрелочный, так и цифровой прибор. Точности обоих вполне будет достаточно.

Подключаем вольтметр или мультиметр, включенный в режим измерения постоянного напряжения на предел не ниже 20 В. Запускаем двигатель и поднимаем его обороты до 1 000 в минуту. Если вольтметр покажет напряжение в диапазоне 13.5-14.2 В, то зарядные цепи в порядке. Виной всему элементы индикации зарядки, вводящие нас в заблуждение, или аккумулятор.

В первом случае проверяем цепи контроля (их схемы и алгоритм проверки будут описаны ниже), во втором – тестируем АКБ, используя нагрузочную вилку.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Если напряжение выше положенного, то идет перезаряд, и опасности подвергаются как сама АКБ, так и электрические бортовые системы. Но о перезаряде мы сегодня говорить не будем, поскольку тема этой статьи – отсутствие заряда. Вот если напряжение ниже 13.5 В, то это наша проблема, ею мы и займемся.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Схема цепи заряда и типовые проблемы

ВАЗ 2121

Начнем с самых старших, поскольку возраст надо уважать. Взглянем на схему ниже.

Электрическая схема Нивы

На схеме цифрами обозначены:

  1. – аккумуляторная батарея;
  2. – генератор со встроенным выпрямительным мостом;
  3. – реле-регулятор;
  4. – выключатель (замок) зажигания;
  5. – предохранители в монтажном блоке;
  6. – контрольная лампа отсутствия зарядки;
  7. – реле контрольной лампы.

При включении замка зажигания напряжение с аккумуляторной батареи через предохранитель и нормально замкнутые контакты реле-регулятора напряжения поступает на обмотку возбуждения генератора. Реле-регулятор пока не срабатывает, поскольку напряжение в бортовой сети ниже нормы для зарядки. Одновременно с этим через второй предохранитель это же напряжение подается на узел контроля зарядки АКБ, собранный на электромагнитном реле с нормально замкнутыми контактами.

Теперь мы запускаем двигатель, генератор начинает вырабатывать напряжение, которое выпрямляется, заряжает АКБ и питает бортовую сеть. В это время в точке соединения обмоток, являющейся, по сути, нулевым проводом, устанавливается низкий потенциал относительно плюсового провода бортовой сети. Реле срабатывает и гасит контрольную лампу.

За уровнем напряжения с генератора следит реле-регулятор. Как только оно превысит критическое (14.2 В), сработает реле, его контакты разомкнутся и на обмотку возбуждения будет поступать пониженное напряжение, а значит, снизится и напряжение в бортовой сети. Станет ниже нормы (13.5 В), реле опять отпустит, и процесс повторится.

ВАЗ 21213, 21214, 2131, 2123

Теперь поговорим о других модификациях Нивы. Все четыре оставшиеся модификации автомобиля имеют одинаковую схему зарядки, изображенную на рисунке ниже.

Электрическая схема зарядки Нива Шевроле

На схеме цифрами обозначены:

  1. – аккумуляторная батарея;
  2. – генератор со встроенным выпрямителем и реле-регулятором;
  3. – комбинация приборов;
  4. – резистор;
  5. – диодный ключ;
  6. – контрольная лампа отсутствия зарядки;
  7. – предохранитель в монтажном блоке;
  8. – реле зажигания;
  9. – замок зажигания.

Схемы очень похожи, но различия все же есть. При включении зажигания напряжение с АКБ подается на реле зажигания, и оно срабатывает. Это же напряжение через нормально замкнутые контакты реле поступает на узел контроля зарядки и с него на реле-регулятор как начальное подмагничивание обмотки возбуждения. Дополнительно 12 В с АКБ подается на тот же реле-регулятор, встроенный в генератор. При этом лампа контроля зарядки горит, поскольку второй ее вывод через открытый диод и сопротивление небольшого (51 Ом) сопротивления соединен с массой.

Запускаем двигатель, генератор вращается. Созданное им напряжение через развязывающие дополнительные диоды (слева по схеме) поступает на управляющий вывод реле-регулятора. Ориентируясь на это напряжение, реле-регулятор управляет генератором, изменяя величину тока в обмотке возбуждения в ту или иную сторону таким образом, чтобы напряжение в бортовой сети оставалось на необходимом уровне.

Важно! Это же напряжение подается на катод диода контроля зарядки. Он запирается, и лампочка гаснет.

Ну а теперь поговорим о типовых неисправностях цепей зарядки и начнем, конечно, с ложной тревоги, которую может поднять лампа контроля зарядки.

Контрольная лампа

Почему эта лампочка может гореть в то время, когда зарядка идет? В ВАЗ 21213 причина одна – не подается напряжение с дополнительных диодов на узел контроля. Виной этому может быть обрыв провода, идущий с 61 клеммы генератора на 6 клемму узла комбинации прибора или загрязнение соединительных колодок. Осматриваем соединения, прозваниваем провод.

В ВАЗ 2121 причин ненамного больше:

  • неисправно реле контрольной лампы;
  • не подается напряжение (минусовое) с генератора на реле контроля.

Снимаем реле, подаем на его обмотку 12 В с АКБ и проверяем, срабатывает ли оно и отключаются ли контакты. Ну а проблемы с отсутствием минусового напряжения – все тот же обрыв провода, идущий от генератора к реле, или плохой контакт в колодках этой цепи. Вызваниваем, чистим клеммы.

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что вышеперечисленные неисправности относятся к узлу контроля и никак не влияют на нормальную зарядку аккумуляторной батареи.

Растянулся или оборвался ремень

Плохое натяжение ремня характеризуется падением напряжения бортовой сети и своеобразным свистом при резком увеличении оборотов, особенно в сырую погоду. Лечится проблема довольно просто. Находим болт крепления генератора на натяжной планке. Ослабляем его, при помощи монтировки сдвигаем генератор до нормального натяжения ремня и затягиваем болт.

Болт, фиксирующий генератор на Ниве

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Проводка и соединения

Одно из самых слабых мест в схеме питания Нивы (да и любого другого автомобиля) – соединение силового провода с генератором. Устройство расположено низко и практически не защищено от воды и грязи. Даже если это соединение выглядит нормальным, имеет смысл его разобрать и осмотреть место контакта. Разбираем, осматриваем, при необходимости зачищаем, наносим токопроводящую смазку, собираем.

Наконечники силовых проводов

Следующее слабое место – соединение минусового провода АКБ с двигателем. Расположено оно не в самом удачном месте и постоянно в грязи. В результате соединение окисляется и хороший контакт пропадает. Делаем то же самое: разбираем, чистим, собираем.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Стоит также осмотреть наконечники на клеммах аккумуляторной батареи. Они могут быть окислены (белый налет) или болтаться. Чистим, наносим токопроводящую смазку, затягиваем.

Наконечник на клемме

В остальном же проводка и соединения на Нивах ведут себя вполне корректно, но это не значит, что все это будет стоять вечно. Не ленимся, осматриваем соединения, провода. При необходимости прозваниваем.

Проблемы с генератором

Самая распространенная неисправность этого узла – выработка щеток. На начальном этапе она проявляется периодическими скачками напряжения. Признак: периодически моргает лампа контроля зарядки на панели приборов – контрольной лампы зарядки АКБ, поскольку зарядка то есть, то ее нету.

На ВАЗ 2121 блок щеток крепится к генератору одним винтом и подключается к реле-регулятору при помощи ножевых клемм, состояние которых тоже очень желательно проверить.

Блок щеток генератора Нива

реле регулятор

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Если они в плохом состоянии, то меняем. Как заменить блок контактных колец, можно посмотреть на видео, размещенном ниже.

Замена блока контактных колец ротора генератора Нива

Следующая неисправность – выход из строя выпрямительных или дополнительных диодов. Для того чтобы их проверить, придется отключить все обмотки статора. Они соединяются с диодами при помощи наконечников под винт.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Для проверки диодов достаточно отключить обмотки, дополнительные диоды отпаивать не нужно. Они не будут мешать прозвонке выпрямительных диодов и сами отлично прозвонятся.

Ну и последняя неисправность – обрыв или пробой обмоток статора или ротора. Снимаем щетки, отключаем обмотки и прозваниваем их омметром на предмет обрыва и замыкания на корпус. Кроме обрыва и замыкания на корпус, возможно межвитковое замыкание. Без специального оборудования обнаружить короткозамкнутый виток невозможно, поэтому придется ограничиться только оценкой сопротивления и отсутствием связи с корпусом генератора.

На видео, размещенном ниже, можно посмотреть, как производится проверка обмотки возбуждения при помощи звуковой прозвонки.

Прозвонка обмотки возбуждения генератора

Реле-регулятор

Поломка реле-регулятора – нечастое явление, но тем не менее оно встречается чаще, чем выход из строя диодного моста. Особенно если регулятор механический (ВАЗ 2121). При такой неисправности генератор может вообще не давать зарядку, а может выдавать очень высокое (до 16 В), что чревато серьезными последствиями: аккумулятор кипит, бортовые системы горят.

Как было отмечено выше, на Ниве ВАЗ 2121 регулятор расположен в моторном отсеке отдельно от генератора. Найти его несложно – такую коробочку ни с чем не спутаешь, и расположена она практически на виду.

Реле-регулятор Нивы

В роли первого может выступать автомобильный аккумулятор, а второй можно легко собрать из той же автомобильной АКБ, подключив последовательно с ней дополнительный источник напряжением 3-5 В. Это может быть зарядное от мобильника, несколько пальчиковых батареек, соединенных последовательно, и т. д. Если у нас БП ноутбука на 19 В, то он подойдет как самостоятельный источник.

Еще нам понадобится автомобильная лампочка мощностью несколько ватт. К примеру, лампа габаритного света или указателя поворотов. Для проверки реле ВАЗ 2121 собираем следующую схему:

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Методика проверки следующая. Подаем на реле 12 В. Лампа должна загореться. Увеличиваем напряжение до 15-18 В – лампа погаснет. Если она не загорается вообще, то транзисторный ключ регулятора в обрыве. Если горит при обоих напряжениях, то ключ пробит. В любом случае реле придется заменить. Методика проверки реле для остальных моделей Нива точно такая же, а схема подключения источника питания и лампы приведена ниже.

Пропала зарядка на Ниве: основные причины и инструкция по ремонту всех моделей

Вот мы и разобрали возможные причины, по которым на нашей ВАЗ 2121 (21213, 21214, 2131, 2123) нет зарядки. Теперь мы сможем решить подобную проблему самостоятельно. В этом нет ничего сложного.

Спасибо, помогло! 27

Почему пропала зарядка на ВАЗ 2106 — типовые проблемы и неисправности

Почему пропала зарядка на ВАЗ 2107 – ищем и устраняем неисправности

Нет зарядки на Газели Бизнес — типовые неисправности

Проблемы с зарядкой аккумулятора и генератором на ВАЗ 2106-2107 — лампа горит, но зарядка есть

Читайте также: