Взаимозаменяемость катушек зажигания ваз

Обновлено: 19.05.2024

Провели эксперимент, для того что бы проверить, насколько катушки зажигания, которые устанавливаются на наши отечественные автомобили, надежны. В результате эксперимента была найдена катушка, которая выдает самое большое напряжение.

Как тестировали катушки?

В тесте участвовало 5 катушек. Все они были проверены на высоковольтном разряднике. Для тех кто не знает разрядник, это два электрода, между которыми можно регулировать зазор. К электродам подключаются высоковольтные провода катушки.

Разрядником он называется потому, что катушка на него выдает всю свою энергию, в тот момент, когда ток в первичной цепи прерывается, в результате этого появляется искра в зазоре.

Для того, что бы катушка выдавала высокое напряжение, нужно подавать и прерывать ток на первичную обмотку. В инжекторном двигателе это делает контроллер, в карбюраторном, контакты в трамблере, либо датчик холла. В тесте для этого использовался самодельный генератор импульсов. Для тех кто не знает, это прибор который работает можно сказать аналогично выключателю света. Он замыкает цепь с помощью транзистора, на первичную обмотку катушки поступает ток, потом ток прерывается и в этот момент образуется искра на разряднике. В нашем случае ток подавался на катушку с частотой 100 герц, это 100 раз в секунду, искра на разряднике била с этой же частотой.

Напряжение, которое выдает катушка можно просто определить. При атмосферном давлении 1 миллиметр зазора на разряднике создает искру напряжением 1 киловольт (1000 вольт), такой закон природы.

Значит если на разряднике выставить зазор 15 миллиметров:

То напряжение будет 15 тысяч вольт.

Осциллограф, это наглядно доказывает.

Цель теста определить не только какая катушка выдаст самое большое напряжение, но и то насколько они надежные. Надежные в том смысле, что они могут долго выдерживать высокое напряжение, которое сами создают.

При работе двигателя напряжение в системе зажигания может подскакивать до 25 тысяч вольт, изоляция катушек рассчитана на то, что бы выдерживать это напряжение, но все таки, часто бывает, что их пробивает и катушка выходит из строя. То есть изоляция не выдерживает.

В общем как будет проходить тест. Определим какое максимальное напряжение сможет выдать катушка и сколько времени она проработает с этим напряжение до того момента пока не пробьет изоляцию.

Теперь можно перейти к эксперименту.

Катушка с автомобиля ваз 2107.

Она выдала искру с напряжение 25 тысяч вольт.

Проработала 40 секунд с таким напряжением, после чего искра на разряднике начала бить с перебоями, а из корпуса катушки начал доноситься треск. Катушку пробило.

Сухая катушка с автомобиля Нива. Эта катушка не наполнена маслом в отличие от предыдущей.

Она выдала напряжение 30 тысяч вольт, проработала всего 2 секунды с этим напряжение, после чего искра на разряднике пропала, ее пробило.

Катушка с калины, гранты.

Выдала напряжение 40 тысяч вольт. Проработала продолжительное время ее так и не пробило. Эта катушка в нашем случае оказалась качественной, АвтоВАЗ сделал на совесть.

Модуль зажигания выдал тоже напряжение, но проработал всего 10 секунд, он оказался менее надежным.

И наконец катушка, которая сильно удивила. Катушка с грузового автомобиля ЗИЛ.

Катушка зажигания является частью системы зажигания автомобиля. Она преобразует напряжение аккумулятора 12 вольт в высокое напряжение, чтобы создать искру в свече зажигания. Искра зажигает воздушно-топливную смесь в цилиндрах двигателя.

катушка зажигания

Большинство современных автомобилей имеют индивидуальную (штекерную) катушку зажигания на цилиндр. Обычно она устанавливается прямо над свечой зажигания, как на этом двигателе ВАЗ на фотографии.

установленные катушки зажигания

В некоторых автомобилях катушки зажигания всех цилиндров объединены в один пакет катушек. В старых автомобилях с распределителем (трамблёром) для всех цилиндров используется одна катушка. Посмотрите этот пример двигателя с одной катушкой зажигания:

dvigatel-s-tramblerom-i-katushkoj-zazhiganija

Устройство

Катушка зажигания представляет собой трансформатор с двумя обмотками — первичной и вторичной. Внутри обмоток находится стальной сердечник, а снаружи — изолированный корпус.

На первичную обмотку подаётся 12 вольт. Она намотана толстым медным проводом и насчитывает 100–150 витков. Вторичная обмотка располагается снаружи первичной. Она имеет 15000–30000 витков тонкой медной проволоки.

ustroistvo-katushki-zazhiganiya

Во вторичной обмотке наводится импульсное напряжение до 45 000 вольт, которое подаётся на свечи зажигания.

Такое устройство характерно как для модуля зажигания, для катушки зажигания сдвоенного типа, так и для индивидуальной катушки.

Виды катушек зажигания

Строение катушек разных моделей автомобилей может отличаться. Рассмотрим несколько различных видов.

По принципу работы катушки зажигания можно разделить на два основных вида: одноискровые и двухискровые.

  • Одноискровая технология — для каждой свечи зажигания устанавливается своя катушка.
  • Двухискровая технология — одна катушка зажигания управляет воспламенением смеси в двух цилиндрах.

В зависимости от строения и особенностей работы выделяют четыре типа катушек зажигания.

Неисправности катушки зажигания

Во многих автомобилях катушки зажигания часто выходят из строя. Симптомами плохой катушки зажигания являются тряска двигателя, отсутствие тяги (пропуски зажигания) или остановка двигателя.

На приборной панели будет мигать или постоянно гореть индикатор Check Engine. В автомобилях с одной катушкой зажигания или пакетом катушек неисправность приведет к тому, что двигатель не запустится.

неисправный модуль зажигания

Часто катушки зажигания выходят из строя после попадания воды в отсек двигателя. Часто катушки выходят из строя, если свечи зажигания не заменялись в течение длительного времени. Это связано с тем, что старая свеча зажигания имеет больший зазор и более высокое сопротивление, что увеличивает нагрузку на катушку зажигания.

В некоторых автомобилях вождение с неисправной катушкой зажигания может повредить каталитический нейтрализатор или даже блок управления двигателя (ЭБУ).

Меры предосторожности

Катушка зажигания создает очень высокое напряжение, которое опасно для вашего здоровья. При работе с компонентами зажигания соблюдайте меры предосторожности, приведенные в руководстве по обслуживанию вашего автомобиля.

Первым шагом при проверке или замене катушки зажигания является отсоединение отрицательного провода аккумуляторной батареи.

Как проверить катушку зажигания

Сначала нужно проверить блок управления двигателя на наличие кодов неисправностей. Это можно сделать с помощью диагностического сканера или адаптера ELM327 с программой Torque.

подключение obd2 адаптера

После считывания кодов неисправности необходимо проверить соответствующую катушку зажигания, следуя инструкции по обслуживанию.

Обычно проверка катушки включает в себя измерение сопротивления между конкретными клеммами. Если сопротивление не соответствует техническим характеристикам, катушку зажигания нужно заменить.

измерение сопротивления катушки зажигания

Иногда, чтобы определить неисправную катушку зажигания, можно попытаться заменить её на заведомо исправную с другого цилиндра, чтобы проверить, перемещаются ли пропуски зажигания вместе с катушкой или остаются в том же цилиндре.

Например, с кодом P0302 (пропуски в цилиндре 2) можно поменять местами катушки зажигания цилиндра 2 и цилиндра 3 и запустить двигатель на короткое время. Если код неисправности изменяется с P0302 на P0303 (пропуски зажигания в цилиндре 3), катушка зажигания, которая изначально находилась в цилиндре № 2, неисправна.

поменять катушки зажигания местами

Катушки зажигания также рекомендуется заменять, если на них есть трещины, следы искрения или другие повреждения, которые могут вызывать замыкание.

Замена катушки зажигания

Неисправная катушка зажигания не подлежит ремонту, её нужно менять. В большинстве автомобилей с 4-цилиндровым или 6-цилиндровым двигателем замена катушки зажигания — простая и недорогая работа.

замена катушки зажигания на поло седан

В некоторых двигателях V6 для получения доступа к задним катушкам зажигания необходимо снять впускной коллектор (например, Ford Edge, Ford Escape V6, Nissan Murano, Toyota Camry V6). Это требует больше труда и затрат. В подобных случаях, чтобы предотвратить будущие проблемы, автомеханик может порекомендовать заменить все три задние катушки зажигания.

Когда одна из катушек зажигания выходит из строя, рекомендуется также заменить все свечи зажигания, если они не менялись в течение долгого времени. Новые свечи помогут катушкам зажигания работать дольше.


Соответственно с приходом инжекторной системы в автомобиле появилось множество различных электронных датчиков, таких как модуль зажигания.

В данной статье речь пойдет о модули зажигания на ВАЗ 2110-12, а именно о его симптомах неисправности, проверке, стоимости и замене своими руками.

Модуль зажигания

Отличия

Главными отличиями модулей будет являться размер и крепежные отверстия. В 1,5 литровом ДВС модуль зажигания имеет большие размеры в отличие от 1,6 литрового двигателя. Стоимость модулей зависит от производителей, но следует отметить, что МЗ от 1,5 литрового двигателя, всегда дороже 1,6 литрового.

16-ти клапанный МЗ

В 16-ти клапанном ДВС модуль зажигания устанавливается на клапанной крышке возле маслоналивной горловины.

Устройство


Модуль зажигания имеет общее строение вне зависимости от объема двигателя. Внутри коммутатора расположились две высоковольтные катушки и электронная схема с множеством ключей.


Катушки предназначены для коммутирования высокого напряжения и подачи его на свечу, для образования надежной искры в камере сгорания двигателя.

Модуль зажигания выдает искру в попарном режиме, то есть каждая из катушек, которая находятся внутри модуля, отвечает за образования искры на двух цилиндрах: первый-четвертый, второй-третий.

Признаки неисправности

По некоторым признакам можно определить, что виновником неправильно работающего ДВС является именно МЗ. Ниже приведен небольшой список симптомов свидетельствующих о выходе из строя МЗ.

Признаки:

Данные признаки свидетельствуют о неисправностях системе зажигания. Так же эти признаки относятся и к другим возможным поломкам: свечи, провода и даже форсунки, но в первую очередь необходимо обратить внимание на МЗ.

Проверка модуля

После появления признаков похожих на выход из строя модуля зажигания его необходимо проверить, перед тем как покупать новый, так как стоимость его недешевая.

Есть три способа проверки: подмена, визуальный осмотр и мультиметр.

Подмена

Лучший и самый легкий способ проверки МЗ это установка другого заведомо исправного с другого точно такого же автомобиля. После чего станет сразу понятно, в чем дело и виноват ли МЗ в данной проблеме.

Визуальный осмотр


Необходимо осмотреть модуль на предмет сколов трещин и т.п. На нем не должно быть никаких повреждений. На контактной части не должно быть влаги или ржавчины.

Мультиметр


Проверка мультиметром осуществляется на результатах замеров напряжения и сопротивления. Это поможет выявить причину поломки модуля или цепи его управления.

Пошаговая проверка



Стоимость и артикул

Ниже в таблице приведена стоимость модуля зажигания ВАЗ 2110 в зависимости от производителя, и объема двигателя ВАЗ.

Замена

Замена производится довольно просто и без особых усилий. Для замены понадобиться трещотка с удлинителем и с головкой на 10мм.

Процесс замены


Обратите внимания на порядок подключения проводов. Не перепутайте их, в противном случае двигатель авто не запустится. Нумерация цилиндров начинается от механизма ГРМ слева направо. Подключайте провода, так как написано на МЗ.

Собственно тема теоретическая и поэтому прошу воздержаться от высказываний типа "зачем оно надо?". Подобные темы уже были - если кто найдет - кидайте сюда ссылки.

Сабж - есть кассетный модуль зажигания, например, от X16XEL, X18XE1 или Z22SE. Задача - заменить его целиком или частично индивидуальными модулями зажигания от ВАЗ 1.6 16v ( каталожные номера ВАЗ 2112-37050100, Бош 0221504461/0221504473). Теоретические плюсы - впоследствие возможна замена только вышедшей из строя катушки, возможность приобретения катушек ВАЗ в регионах, где с запчастями на Опель проблемы, ну а в случае Z22SE - еще и двухкратная экономия денег.
Выкладываем сюда свои соображения , схемы, фото и т.д.

не нашел по номеру
это идивид катушки на свечу??
если да и дотягиваются, то по идее хорошо стабилизируется момент зажигания, а переделки - только коммутация и обман ECU, возможно

Изображение


выглядит так катушечка. Кстати, мне надо такой колхоз, кто сможет замутить?

А может быть есть катушки с боковым расположением разъема? Ведь в таком варианте нельзя будет поставить декоративную крышку.

NAG
там высота по виду- как раз как у родного наконечника
меня смущает коммутация, родных катушек две и работают они по схеме с холостой искрой, как будут работать 4 катушки? Вся система диагностики полетит

Вопрос конечно интересный. Что касается модуля на х16хел то действительно управление идет парами 1-4 и 2-3, и высоковольтная часть реализована по схеме с холостой искрой. Так что если колхозить то парами.
Другое дело на X18XE1. Если мне не изменяет память там управление на каждый цилиндр в отдельности, о чем свидетельствует соотв кол-во контактов в фишке модуля. В диагностической программе автосканеропель актуатор тест реализован именно отдельно на каждый цилиндр. Так что в данном случае говорить о схеме с холостой искрой вродебы как и нет смысла. Т.е. возможна замена только необходимой части. Другой вопрос как осуществить технически. Ведь с модулями которые с ВВ проводами все понятно, а от касеты часть не отрежешь.
Также если мне не изменяет память на рестайлинговых х16хел управление каждым цилиндром в отдельности. Надо уточнить.

А сопротивление катушек никто не промерял? Я сравнивал сопротивление катушек Х18Хе и волговских-вроде одинаковые.. Только волговские две надо колхозить.

витаха
Для X18XE модуль стоит в три раза дешевле, чем для X18XE1? так что колхоз уместен только в случае невозможности покупки модуля. Хотя при схожести катушек самое сложное - разводка питания и сигналов - т.е дело 5-10 минут, что несомненно плюс.
masterok
Дело в том, что раньше здесь были темы о том, как люди отрезали крайнюю часть кассеты и устанавливали вместо нее вазовскую. Т.е. это возможно.

VV
у кого TIS поставлен- проверьте уровни сигналов просто и сравните с вазовскими
если софпадает - надо просто искать нужные фишки разъемов и делать уже

Дело в том, что раньше здесь были темы о том, как люди отрезали крайнюю часть кассеты и устанавливали вместо нее вазовскую. Т.е. это возможно.

Если есть ссылка я бы хотел посмотреть. Ведь если схема с холостой искрой то надо вырезать 2 части, например на 1 и 4 цилиндры. Ибо если заменить только 4 неисправную (например) то 1 будет не через что замыкаться, и даже если она будет работать, то в ближайшей перспективе выйдет из стороя из-за внутреннего пробоя.
Ну это мои личные рассуждения, могу и ошибаться.
Да не стоит забывать о проблемах низковольтной части. Тогда и отрезать нечего.

Доброго дня, так все же кто подскажет как работает зажигание на х16хел (управление каждым целиндром в отдельности или как)?

Доброго дня, так все же кто подскажет как работает зажигание на х16хел (управление каждым целиндром в отдельности или как)?

Но дорестайлинге точно парами 1-4 и 2-3. После рестайлинга помоему каждым в отдельности, точно не помню. Фишку глянуть надо, если 6 контактов то по отлельности, 4 - парами.

После прочтения статьи возникает всего один вопрос - у нас управление зажиганием осуществляется ЭБУ или коммутатор установлен в МЗ? ИМХО, все же первый вариант.

Ну для того чтобы ЭБУ мог управлять зажиганием в каждом цилиндре в отдельности. Ведь в модуле нет грубо говоря "распределителя", он не знает в каком положении поршень в каком цилиндре.
А коммутатор в МЗ по моему мнению играет всего-лишь роль ключа. Могу и ошибаться.
Хотелось бы услышать мнение Вадима Сорокина по данной теме.

Читайте также: