Как снять тормозной барабан на газ 24

Обновлено: 07.07.2024

Барабаны, конечно, давно проиграли эволюционную войну дискам, но по сей день достаточно активно используются на недорогих и легких машинах. Все Лады, Renault Logan, VW Polo sedan, Skoda Rapid, Daewoo Matiz – список вполне современных моделей, использующих эти архаичные, но долговечные тормозные механизмы, будет очень длинным. А значит – нелишне знать, как они устроены, почему ломаются и как чинятся. После теоретической подготовки отправимся в ремзону, где обследуем барабаны редкого китайского седанчика Chery Jaggi, более известного в России под именем QQ.

Конструкция барабанных тормозов

К ардинально барабанные тормозные механизмы не изменились с момента их массового появления в 1902 году благодаря Луи Рено. Правда, привод у тех тормозов был тросовый, а потому они были исключительно механическими. Плюс у них не было автоматической регулировки, так что шофер должен был регулярно проверять зазор между колодками и барабаном. Но принципиальная конструкция, повторюсь, изменилась минимально.

Опишем здесь самую распространенную, классическую конструкцию барабанного тормозного механизма. Есть тормозной щиток, который жестко закреплен на кожухе заднего моста или цапфе колеса, и он не вращается. Также есть барабан, который закреплен на ступице колеса и вращается вместе с ней и колесом.

DSC_7554

Тормозные колодки установлены на тормозном щитке. С одной стороны колодки опираются на оси, с другой – на поршни рабочего тормозного цилиндра (это хорошо видно на фотографиях). Когда нажимают на педаль тормоза, тормозная жидкость раздвигает поршни в рабочем цилиндре, а те в свою очередь раздвигают тормозные колодки. Колодки прижимаются к поверхности барабана и автомобиль замедляется. На колодки приклеены или приклепаны фрикционные накладки. Чтобы колодки не выпали, установлены прижимные пружины.

Приятным моментом данной конструкции является то, что одна из колодок имеет свойство подклинивания (ее называют активной). Если привести пример, то представьте себе колесо автомобиля, хорошенько раскрутите его и попробуйте вставить рукой какой-нибудь предмет между колесом и аркой: с одной стороны предмет будет выталкиваться, а с другой – еще больше затягиваться в пространство между колесом и аркой, тем самым подклинивая колесо. Та же ситуация и с колодками.

Вторую колодку (пассивную) барабан отталкивает, и ее эффективность ниже первой – это, напротив, неприятный момент. Чтобы скомпенсировать разницу, фрикционная накладка пассивной колодки больше по размерам активной колодки.

Оборотная сторона подклинивания колодки в том, что тормозное усилие возрастает не пропорционально усилию на педали. Проще говоря, Вы давите на педаль тормоза и получаете совсем иное, намного большее замедление, чем ожидалось. С дисковыми тормозами такого нет.

На современных автомобилях барабанный тормозной механизм саморегулируемый. То есть не нужно раз во сколько-то тысяч км или после ремонта лезть, как на ЗИЛ 130, под автомобиль, чтобы измерить зазор между фрикционными накладками и барабаном.

На фото: ЗиЛ-130

На фото: ЗиЛ-130 '1966–74

Однако даже на современных авто стояночный тормоз все же регулировать необходимо. Потому распорная стойка, благодаря которой разводятся колодки при затягивании ручника, имеет свойство удлиняться или укорачиваться за счет вращения гайки (ее тоже хорошо видно на фото). Еще одним из положительных аспектов барабанных тормозов является площадь рабочей поверхности фрикционных накладок – она в любом случае больше по сравнению с дисковыми тормозами.

Но из-за особенностей условий работы (см. выше) износ накладок неравномерен, а значит, и усилие также будет изменяться с износом. В свою очередь никто не мешает увеличить рабочую площадь накладок за счет увеличения не только диаметра барабана, но и его ширины, а это бесспорный плюс. Этим с умением пользуются конструкторы грузовиков, для которых важней затормозить 20 тонн в пределах приличия, нежели тонкая связь между ногой водителя и ускорением замедления автомобиля.

Более того, даже если на легковушке по кругу установлены дисковые тормоза, то с высокой долей вероятности тормозной механизм ручника реализован по барабанной схеме. Просто в диске делают проточку и создают свой небольшой барабан и помещают внутрь колодки.

Пару слов об уже отживших свое конструкциях барабанных тормозах. В поисках более простых и эффективных вариантов исполнения инженеры, чтобы решить проблему с колодкой, которая не подклинивается, пришли к выводу, что можно поставить два рабочих цилиндра с двух противоположных сторон тормозного щитка (как на ГАЗ 24 и множестве других машин с барабанными тормозами спереди и сзади). В таком случае обе колодки становились подклинивающими, но только при движении вперед.

Конструкторы АЗЛК применили барабанные механизмы с плавающими колодками. Плавающими потому, что опираются они не на оси, каждая на свою, а на шарнир, связывающий обе колодки. Поэтому когда поршни раздвигают их, они за счет усилий стабилизируются относительно барабана. А эффект подклинивания активной колодки снижается за счет передачи силы через шарнир на пассивную колодку.

Плюсы и минусы барабанов

Еще барабаны отлично перегреваются и их, в отличие от дисков, нельзя быстро охладить набегающим воздухом. Сам барабан при этом покоробить сложно (чего не скажешь о дисках), но эффективность торможения горячих барабанов снижается очень существенно.

Пример ремонта заднего барабанного тормозного механизма

Тут все, в общем-то, довольно предсказуемо. Барабаны разбирают, как правило, для двух манипуляций: замены колодок или ремонта самого заклинившего механизма.

На этот раз к нам попал автомобиль с неработающим задним правым тормозным механизмом и отсутствием стояночного тормоза. Опытным взором мастера утечек тормозной жидкости найдено не было. Потому вероятность заклинившего рабочего тормозного цилиндра возросла до 99%. Решение было принято незамедлительно – разборка и более детальная диагностика.

DSC_7551

DSC_7558

Так как необходимо заменять рабочий цилиндр, пережимаем тормозной шланг, чтобы исключить вытекание всей тормозной жидкости из контура. Отвернули соединительную гайку и отсоединили тормозную трубку от рабочего цилиндра. При помощи узкогубцев сняли нижнюю пружину с тормозных колодок. Затем отсоединили трос стояночного тормоза от рычага тормозной колодки.

Все теми же узкогубцами прижали, провернули и сняли прижимные пружины обеих колодок. Пружины фиксируются на пальце: на каждой имеется небольшая опорная крышка с прорезью, а у пальца наружный конец расплющен. Соответственно, при установке пружину сжимают, конец пальца проходит через прорезь, а чтобы зафиксировать пружину, ее проворачивают. Но это будет потом, сейчас разборка.

После демонтажа прижимных пружин обе колодки можно снять с тормозного щитка и рабочего цилиндра. Что мы и делаем, немного раздвинув их для преодоления усилия верхней возвратной пружины. После выкрутили болты крепления и сняли рабочий тормозной цилиндр. Сняли с колодок распорку, тщательно ее очистили и разработали, чтобы можно было отрегулировать стояночный тормоз. Сняли затем и верхнюю возвратную пружину.

Тормозной барабан снимают для его замены при повреждении или износе рабочей поверхности, а так же для контроля состояния тормозных механизмов и для замены тормозных колодок и рабочих цилиндров.

Вам потребуются: ключ для болтов колес, ключ "на 13" (два), отвертка.

1. Снимите заднее колесо.

2. Проверьте положение рычага стояночного тормоза, который должен находиться в крайнем нижнем положении.

Снятие и установка тормозного барабана ГАЗ 31105

Снятие и установка тормозного барабана ГАЗ 31105

3. Отверните контргайку 1 и отпустите регулировочную гайку 2 уравнителя, ослабив тем самым натяжения троса привода стояночного тормоза.

4. Выверните три винта крепления.

Снятие и установка тормозного барабана ГАЗ 31105

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ

Винты крепления барабана могут быть сильно затянуты, поэтому для их выворачивания воспользуйтесь "ударной" отверткой.

5. Равномерно заворачивая штифты или подходящие болты в три резьбовых отверстия барабана или аккуратно постукивая по краям барабана снимите его.

6. Очистите тормозной барабан.

7. Замерьте штангенциркулем диаметр рабочей поверхности барабана. Максимально допустимый диаметр барабана составляет 283 мм. Если диаметр более допустимого, замените барабан. При наличии рисок барабан можно расточить, но с учетом того, чтобы после расточки диаметр его рабочей поверхности был не более допустимого. Рекомендуем заменять тормозные барабаны с обеих сторон.

8. Устанавливайте тормозной барабан в порядке, обратном снятию. При этом рекомендуем смазать посадочное место на фланце полуоси графитной смазкой или смазкой Литол-24.

Видео про "Снятие и установка тормозного барабана" для ГАЗ 31105

Замена задних тормозных колодок на газ 3110 волга Замена задних тормозных колодок, Волга Замена тормозного диска ГАЗ-31105. Часть 2

Murat Malikov

салам всем,проблема с тормозами на газ 3309 евро 3 только одно заднее правое колесо ловят , а остальные в пролете воздух набирает 8 очей и при нажатии он сбрасывает до 6 и компрессор набирает долго . помогите в чем проблема не знаю колодки норм и задние оба цилиндра поменял

Андрей Миренков

Денис Мозжерин

Арон Кац

Саша Демин

Екатерина Шестопёрова

Саша, если жидкость в бочке есть то лезь под машину и смотри на коком из тормозных вышел сигнальный шток около датчика утопи его назад. с ново выйдет прокачивай

Артем Головко

Алексей Масленников

газ 3309 е4. заскрипело переднее колесо. поддомкратил . назад крутится легко а вперёд нет. пришлось снимать передний тормозной барабан. был удивлён отсутствием привычных трещёток которыми на 3307 подводят колодки. дальше больше. по эксцентрикам колодки и были сведены но барабан слазить упорно не хотел.выручила как всегда ударная сила в виде кувалдочки. переднюю колодку стёрло до заклёпок. поменял их местами. почистил и смазал эксцентрики чтобы не клинило колодки. всё как положено сделал. а вот одеть барабан сразу просто не смог.он вообще не лез на колодки.
советов было много. и обточить колодки и проточить барабан. и подрезать упоры чтобы ближе сошлись колодки. но мой разум говорил что не может такого быть чтобы потёртый барабан не налазил на потёртые колодки!
пришёл к выводу что не даёт тормозной цилиндр. увидев что тормозной цилиндр уже влажный я его разобрал. и тут моему удивлению не было предела. я обнаружил весьма чудной механизм.
я впервые столкнулся с этими самоподводящимися цилиндрами.
получается что рабочий ход поршней цилиндра 4-5 мм. при таком немаленьком диаметре тормозного барабана суммарный рабочий ход в 5мм . а какой же зазор между колодками и барабаном тогда в состоянии покоя? я теперь понимаю почему передняя колодка просто сгорела за 33000 км.

Алексей Масленников

к чему я это всё!?
пришёл к выводу что с такими цилиндрами (голову открутить тому кто их такими сделал и не доделал) снимать барабан только кувалдой.
при установке новых колодок необходимо довольно мощной струбциной сдавливать поршни цилиндра чтобы утопить их оба сразу вовнутрь цилиндра. тогда не придётся ни подрезать новые колодки ни протачивать ничего.
и каждые 15000 менять колодки местами.

9.8.2 Снятие и установка тормозного барабана ГАЗ 3110

По истечении срока действия авторских прав, в России этот срок равен 50-ти годам, произведение переходит в общественное достояние. Это обстоятельство позволяет свободно использовать произведение, соблюдая при этом личные неимущественные права — право авторства, право на имя, право на защиту от всякого искажения и право на защиту репутации автора — так как, эти права охраняются бессрочно.

© Автомануалы. Вся информация представленная на данном сайте является собственностью проекта, либо иных, указанных авторов.

Читайте также: