Когда в россии появятся беспилотные автомобили и исчезнут водители

Обновлено: 04.07.2024

Разработчики StarLine рассказали, когда на дорогах России появятся беспилотные автомобили

Российский беспилотник StarLine, внедренный в Skoda Superb, умеет самостоятельно двигаться по выбранному маршруту, распознавать объекты окружающей среды и оценивать расстояние до них, а также экстренно тормозить в случае непредвиденной ситуации.

Фото: ПолитЭксперт – Аврора Зорина

Платформа разрабатывается специально для эксплуатации в России, учитывая и особенности дорог, и погодные условия. Автомобиль двигается по предустановленной цифровой карте, используя сенсоры и датчики, в том числе спутниковый навигационный приемник, размещенный на крыше. Он обеспечивает точность локализации до сантиметра.

Главной целью разработок называют повышение безопасности на дорогах, ведь большинство аварий сегодня происходит по вине водителей. В отличие от них, роботы не нарушают ПДД, не пьют, не устают и не ведут себя агрессивно.

Покорение мегаполисов

Сейчас умный автомобиль StarLine проходит сертификацию, чтобы двигаться по дорогам общего пользования.

Кроме Петербурга и Ленобласти с 1 марта испытания будут проходить во Владимирской, Московской, Нижегородской, Новгородской и Самарской областях, в Чувашской Республике, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и в Краснодарском крае. Согласно постановлению, эксперимент продлится до 2022 года.

По словам Иванова, он поможет точно узнать, что потребуется для повсеместного внедрения, в том числе с точки зрения нормативно-правового регулирования и сертификации. Никаких особо сложных требований к инфраструктуре города при этом не нужно, отметил он:

Фото: ПолитЭксперт – Аврора Зорина

Внедрение в любое авто

По словам Иванова, в будущем беспилотные технологии будет возможно внедрить в любое авто. И не только:

Как рассказал представитель StarLine, у них уже есть запросы на интеграцию такой системы на транспортные средства. Уже сегодня этим вопросом интересуются и многие автопроизводители. Так что со временем спрос будет расти, убежден собеседник ПЭ.

Россия не отстает

Рассуждая о том, насколько Россия преуспевает в развитии беспилотников, эксперт отметил, что единой системы оценки нет, а потому делать выводы очень сложно: тысячи километров в условиях солнечной Калифорнии – вовсе не то же, что дороги в России.

Фото: ПолитЭксперт – Аврора Зорина

Только сесть и сказать: вези!

По оценке собеседника ПЭ, повсеместно беспилотные автомобили появятся в России примерно через 5-10 лет. Причем личный транспорт, скорее всего, станет вообще не нужен.

Что касается цены вопроса, на этапе разработки беспилотник с учетом всего железа стоит, по словам Иванова, раза в три дороже, чем обычный автомобиль. Но в будущем все изменится, уверен эксперт:

Сейчас StarLine развивает параллельно сразу два проекта – над одним работают только разработчики компании, а второй – на опенсорсе. Задания может выполнить любой желающий. Интересные предложения внедряются, а самых талантливых приглашают в команду.

Беспилотные автомобили на дорогах – это неотвратимое будущее, которое ждет нас уже через 5 лет. Такое громкое заявление из уст Дейва Вайсера, основателя компании онлайн-такси Gett звучит довольно правдоподобно. Современный автопром лихорадит: такие титаны индустрии как General Motors, Toyota, Volvo, Nissan и т.д. стремятся побыстрее запустить серийное производство беспилотников, ведь спрос на них прогнозируется колоссальный.


Когда ожидается триумфальное появление беспилотников на дорогах мира?

Даже самые пессимистичные прогнозы экспертов говорят о том, что к 2020 году количество беспилотных автомобилей в мире достигнет отметки 150 тысяч. К 2035 году число продвинутых робокаров возрастет до 21 миллиона и начнется эра беспилотного транспорта.

Уже сегодня на дорогах мира ездят машины, оборудованные системами искусственного интеллекта, которые не только помогают водителю, но и берут на себя некоторые его функции. Например, автомобили Tesla оснащены системой автопилота 2 уровня автоматизации, то есть в определенной ситуации (чаще на прямом участке пути) возможно движение транспорта без участия человека.

Что сдерживает распространение беспилотных авто

По мнению экспертов, сдерживающих факторов четыре:

  • 1. Юридические. В среднем необходимо 5-7 лет для адаптации технологий к современным реалиям. То есть нужна законодательная база, которая будет регламентировать беспилотное движение.
  • 2. Технологические. Обязательным условием беспроблемной эксплуатации беспилотников являются соответствующая инфраструктура и высокоскоростная связь. Например, использование новой сети 5G позволит свести задержки передачи данных к минимальному критическому значению.
  • 3. Этические.Кто виноват в случае ДТП: производитель, владелец или пешеход? Какие жертвы считаются оправданными? Чья жизнь в приоритете – пассажиров или пешеходов? Все эти вопросы еще открыты.
  • 4. Страх. Покататься на беспилотных авто хотят все, но переходить перед ними дорогу рискнут не многие. Но это пока. Уже не раз доказана полная безопасность транспорта на автопилоте, и люди через 2-3 года поверят в эту технологию.

Сергей Брин, сооснователь Google пообещал в 2014 году, что в течение пяти лет каждый американец сможет протестировать беспилотный автомобиль и оценить его преимущества. Срок еще не истек, но компания движется в верном направлении: в штате Калифорния уже можно встретить на дорогах робокары с узнаваемыми Лидарами на крыше, а Google-мобили на шоссе перестали удивлять пешеходов.

Будущее беспилотного транспорта в Европе


Оно уже наступило и вот несколько тому доказательств:

  • Весна 2016 года. Десять грузовиков проехали 2100 километров трассы из Швеции в Роттердам под управлением искусственного интеллекта. Водители в кабине, конечно же, сидели, но только для подстраховки, они не принимали участия в управлении транспортом. Результат эксперимента: расход топлива снижен на 10%, расстояние между грузовиками на протяжении всего пути составляло строго 0,5 метров. К 2025 году планируется выпуск 8 млн таких машин.
  • Беспилотные автобусы Navya во Франции поставлены на маршрут, протяженностью 1300 метров. Этот общественный транспорт делает 5 остановок и преодолевает расстояние за 10 минут. Стоимость такого автобуса – 200 000 евро.
  • Volkswagen протестировал свой беспилотный Passat на Берлинских дорогах. Благодаря видеокамерам и датчикам машина реагировала на рискованные ситуации быстрее человека.
  • В Голландии на маршруте в 11 км курсируют беспилотные электроавтобусы WEpod EZ-10. За полгода не было зафиксировано ни одной аварии с их участием. Эти же автобусы перевозят пассажиров в греческом городе Трикала.
  • На дорогах города Ковентри (Великобритания) тестируются беспилотники Jaguar Land Rover, наблюдать за которыми можно в режиме реального времени.

Этот список можно продолжать долго, что еще раз подтверждает тот факт, что беспилотные авто в Европе – это уже настоящее, а не будущее.

Когда беспилотники будут ездить по российским дорогам?


Эксперты уверены, что до 2025 года на дорогах России будет ездить 200-500 беспилотников, но к 2050 их количество вырастет до 11 миллионов.

Что готовят главные игроки автопрома

Peugeot-Citroen

Nissan

Концерн планирует начать серийное производство беспилотных модулей уже в 2020 году. В планах разработчиков – революционная, доступная технология Autonomous Drive для широкого круга моделей авто. Электромобиль Nissan Leaf стоимостью 32 тысячи долларов будет усовершенствован и дополнен искусственным интеллектом, что сделает его более доступным беспилотником, чем люксовые Теслы.

General Motors

Вице-президент компании Ларри Бернс заявил о намерении начать продажи беспилотных автомобилей уже в 2018 году. В 2015 их беспилотники прошли первые испытания и довольно успешно, поэтому поступление на рынок робокаров уже не за горами.

Итак, дни, когда человек был единственным, кто мог управлять автомобилем, сочтены. На дорогах уже ездят беспилотные умные машины, которые по всем параметрам превосходят водителей. Совсем скоро они станут господствовать на трассах, а нам останется только наслаждаться поездкой.

Смотреть в окно, читать или спать за рулем движущегося беспилотного автомобиля можно уже сейчас. Технологически автомобили готовы без водителя не только работать в закрытых карьерах, но и ездить по улицам городов. В России тестируют беспилотное такси, а в Беларуси - беспилотные самосвалы, рассказали "СОЮЗу" представители IT-индустрии. Но для запуска высокоавтоматизированного транспорта в свободное плавание нужно создать новое законодательство.

Беспилотные автомобили пока не могут прогнозировать дорожную ситуацию. Фото: Сергей Куксин

Разработкой беспилотных технологий в России еще около десяти лет назад занялись сразу несколько коммерческих компаний и научных институтов, например "Яндекс", КАМАЗ, Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ). Государство оказывает поддержку. Для взаимодействия бизнеса, экспертов и государства создали некоммерческое объединение Национальную технологическую инициативу (НТИ) "Автонет".

Результатом совместной работы стал эксперимент по тестированию высокоавтоматизированных автомобилей на дорогах общего пользования, который в России стартовал еще в 2018 году. Беспилотники уже ездят в Самаре, Курске, Волгограде, Московской области и Санкт-Петербурге, рассказывает представитель НТИ "Автонет" Вероника Коршикова. Беспилотные технологии в России сейчас, как в Китае, США и европейских странах, находятся в высокой степени готовности, отмечают в ассоциации "Цифровой транспорт и логистика" (ЦТЛ).

Но в этой гонке победит не та страна, которая первой разработала технологию, а та, которая первой обеспечит ее массовое коммерческое использование.

Компания "КАМАЗ" разрабатывает грузовые беспилотники под конкретные задачи. Например, совместно с "Газпром нефтью" создали автомобиль - челнок без кабины для перевозки грузов на закрытых территориях, где риски минимальны и нет высокой интенсивности движения.

Это же направление развивают и в Беларуси. В прошлом году компания "БелАЗ" начала тестировать самосвалы грузоподъемностью 130 тонн с удаленным управлением на своем автодроме и на угольном разрезе в России, в Хакасии. Использование беспилотной спецтехники для работы в трудных условиях, где к тому же тяжело найти водителей, будет очень востребовано, считают эксперты.

Фото: Сергей Куксин

Но все же это беспилотный транспорт для закрытых территорий. Чтобы вывести его на дороги общего пользования, потребуется совершенствовать технологии. "Накопленный опыт уже позволяет запускать автомобили без человека за рулем в условиях небольшого города", - говорит представитель компании "Яндекс". Беспилотные автомобили могут распознавать все объекты на дороге. Теперь самое главное - научить систему понимать, кто куда дальше поедет, то есть прогнозировать дорожную ситуацию, говорят в компании.

Сейчас "Яндекс" имеет около 170 беспилотных автомобилей. Из них 150 автомобилей тестируется в России, а остальные в Израиле и США. Пока в таких машинах за рулем всегда находится страхующий инженер. Он не управляет машиной, но всегда может прийти на помощь роботу.

Внедрять беспилотники можно в двух вариантах. Во-первых, через создание специальной инфраструктуры для высокоавтоматизированного транспорта, то есть дорог, оснащенных датчиками. В некоторых регионах России уже развернуты пилотные зоны для отработки сценария взаимодействия такой "умной" дороги с беспилотными автомобилями. Есть и дороги общего пользования с необходимой инфраструктурой для беспилотников. Это Центральная кольцевая автодорога в Подмосковье и трасса М-11 Москва - Санкт-Петербург "Нева".

Второй вариант - это беспилотники, которые никак не зависят от внешних факторов. Как поясняют в "Яндексе", их автомобилям как раз не нужны никакие внешние источники данных, будь то мобильная связь, интернет, GPS, данные от других автомобилей или центра управления. По этому пути развития идет основная часть индустрии беспилотного транспорта, говорят в компании.

Но тут есть свои сложности. Робота можно научить ездить по правилам, и он не будет их нарушать. Однако строго по правилам в реальных условиях ездят, увы, не все. Потому беспилотным системам требуется адаптация.

Это вполне посильная задача для беспилотных систем, говорят специалисты. Уже сейчас беспилотники в принципе могут даже без страхующего инженера ездить по небольшому городу. А лет через пять они станут без проблем самостоятельно ориентироваться в мегаполисах. Но нужно, чтобы к этому было готово и законодательство.

В России подготовлен план внедрения беспилотников, по которому предполагается постепенно запускать такие автомобили без присутствия человека в кабине. Правда, требуется внести изменения в действующее постановление правительства, которое регулирует процесс тестирования таких автомобилей.

Есть и другой законодательный тренд. Принят закон об экспериментальных правовых режимах. Он регламентирует работу инновационных компаний, в том числе и тех, что занимаются беспилотниками. По этому закону вполне возможно постепенно отстранять человека от управления автомобилем и переходить к коммерческой эксплуатации беспилотников.

"Регуляторный разрыв", когда развитие технологий объективно обгоняет их регулирование, ощущают все страны, отмечают эксперты. Каждая страна преодолевает его по-своему. Россия и Беларусь могут решать этот вопрос совместно.

Минтранс России и российский бизнес запустили проект "Беспилотные логистические коридоры", который предполагает создание дорог, подготовленных для проезда беспилотников. Высокоавтоматизированные грузовики запустят на трассе М-11. Протестированные решения и проработанная нормативная база позволят расширить проект на 20 тысяч км автотрасс, то есть сформировать беспилотные логистические коридоры по России. В перспективе к этому проекту смогут подключиться и транзитные магистрали Беларуси, указывают в ЦТЛ.


Сейчас "Яндекс" имеет около 170 беспилотных автомобилей, из них 150 автомобилей тестируется в России. Фото: Сергей Куксин

За рулем | Официальное сообщество

За рулем | Официальное сообщество

За рулем | Официальное сообщество запись закреплена

Минтранс сейчас планирует с несколькими компаниями, которые предоставляют услуги такси в рамках экспериментальных правовых режимов, запустить в ряде районов Москвы и Санкт-Петербурга тестирование беспилотных автомобилей. Но для внедрения беспилотников нужно не только сформировать законодательство, но и преодолеть психологический барьер.

Он считает, что такси станет полностью беспилотным, как и грузоперевозки, максимум до 2035 года. Все будет происходить постепенно — сначала пассажиры получат право выбора, ехать ли им с водителем или в беспилотнике, а потом все привыкнут, и профессия водителя как таковая канет в Лету. Чиновник не видит в этом ничего страшного: мир меняется, и мы меняемся вместе с ним.

Читайте также: