Ослаблены контактные соединения в цепи стартера

Обновлено: 02.07.2024

В систему запуска двигателя входят следующие детали и узлы:

Силовые провода аккумуляторной батареи

Выключатель (замок) зажигания

Реле включения стартера (присутствует не на всех автомобилях)

Стартер (включая встроенное втягивающее реле)

Датчик-выключатель положения педали сцепления (ручная коробка передач)(присутствует не на всех автомобилях)

Жгуты проводов и разъёмы.

Компоненты системы запуска формируют две различные электрические цепи. Цепь высокой нагрузки обеспечивает стартёр током силой 150 – 300 ампер, в цепи низкой нагрузки, обеспечивающей управление стартёром, сила тока не превышает 20 ампер

В цепь высокой нагрузки входят следующие компоненты: аккумуляторная батарея, силовые провода аккумуляторной батареи, контактный диск втягивающего реле и электродвигатель стртера.

В цепь низкой нагрузки входят следующие компоненты: замок зажигания, датчик-выключатель положения рычага переключения передач, обмотка втягивающего реле стартёра, жгуты проводов и разъёмы.

При включении напряжения обмотки возбуждения реле включения стартёра, нормально разомкнутые силовые контакты реле замыкаются. При этом напряжение, постоянно присутствующее на одном из контактов реле (соединённом с напряжением питания) появляется на другом контакте (соединённым с обмоткой втягивающего реле). В результате чего подаётся напряжение на обмотку втягивающего реле.

Под воздействием магнитного поля обмотки втягивающего реле, плунжер втягивающего реле втягивается в корпус реле. При этом плунжер втягивающего реле перемещает рычаг привода стартёра. При этом происходит зацепление шестерни провода стартёра, установленного на муфту свободного хода, с венчиком маховика.

При достижении плунжером втягивающего реле крайнего положения контактный диск замыкает цепь высокой нагрузки и одновременно подаёт напряжение на удерживающую обмотку втягивающего реле стартёра. Ток, проходящий между выводом аккумулятора и выводом электродвигателя втягивающего реле, подаётся на электродвигатель стартёра.

Проверки без снятия стартера

Аккумуляторная батарея:

Визуально проверьте состояние аккумуляторной батареи на наличие физических повреждения корпуса, прослабления или коррозии соединительных клемм проводов. Проверьте уровень зарядки и способность восприятия нагрузки батареи. Неисправную батарею зарядите или замените.

Выключатель (замок) зажигания:

Визуально проверьте состояние замка зажигания на наличие физических повреждения, прослабления или коррозии разъёмов проводов.

Датчик-выключатель положения рычага переключения передач (если установлен):

Визуально проверьте состояние датчика-выключателя на наличие физических повреждения, прослабления или коррозии разъёмов проводов.

Реле включения стартера (если установлено):

Визуально проверьте состояние реле на наличие физических повреждения, прослабления или коррозии разъёмов проводов.

Стартер:

Визуально проверьте состояние стартера на наличие механических повреждений, прослабления или коррозии разъёмов проводов.

Втягивающее реле стартера:

Визуально проверьте состояние втягивающего реле стартёра на наличие физических повреждения, прослабления или коррозии разъёмов проводов.

Электропроводка:

Визуально проверьте состояние жгутов проводов системы. Неисправные жгуты проводов отремонтируйте или замените.

Очистка снятого стартера

Любой ремонт стартера следует начинать с тщательной его очистки.

Стартер не включается - не слышны щелчки срабатывания тягового реле, но аккумулятор исправен и заряжен.

Причиной этой неисправности может быть нарушение контактных соединений, обрыв в цепях включения стартера, неисправность тягового реле, контактной группы замка зажигания, дополнительного реле включения стартёра.

При включении стартера слышны многократные щелчки тягового реле

Стартеры имеют тяговое реле с двумя обмотками: втягивающей и удерживающей. В момент замыкания контактов тягового реле втягивающая обмотка отключается и работает только удерживающая. Если при этом сильно разряжена аккумуляторная батарея, ослаблены контактные соединение в цепи стартера или же в удерживающей обмотке тягового реле возник обрыв или короткое замыкание, то возвратная пружина перемещает якорь реле в обратном направлении. Контакты реле разомкнутся, втягивающая обмотка снова включится, и под ее воздействием контакты вновь замкнутся. Процесс повторится.

Как самостоятельно запустить двигатель?

Если в процессе поиска вы обнаружили что неисправно дополнительное реле или контактная группа замка зажигания, а у вас их нет под рукой, то двигатель можно запустить при помощи обычного куска толстого провода длиной примерно 40 см в следующем порядке:

  • Разъедините одинарный разъем с толстым красным проводом, который идёт к стартёру. Он находится на правом брызговике ближе к моторному щиту.
  • Поверните ключ в замке зажигания в положение "зажигание".
  • Вытяните подсос если двигатель холодный или уже успел остыть.
  • Подключите один зачищенный конец провода к контакту красного провода идущего в сторону стартёра.
  • Подключите второй конец провода на "+" аккумулятора.

Провода подключать именно в такой последовательности. После того как двигатель запустился, отсоедините дополнительный провод от "+" аккумулятора.

Система пуска в автомобиле предназначена для запуска двигателя и включает в себя следующие составные элементы:

стартер с тяговым реле;

механизм привода стартера;

реле включения стартера.

Непосредственно для запуска двигателя предназначен специальный прибор - стартер

Неисправности в системе пуска проявляются в ненормальной работе стартера. Можно выделить пять основных неисправностей стартера.

1. Стартер не включается. Причина - нарушение контактных соединений, обрыв или короткое замыкание в цепях включения стартера, неисправность дополнительного реле включения стартера, неисправность тягового реле.

При включении стартера слышны многократные щелчки. Причина - неисправность удерживающей обмотки тягового реле, сильно разряжена аккумуляторная батарея, ослаблены контактные соединения в цепи стартера.

3. Стартер включается, но его якорь либо не вращается, либо вращается медленно. Причина - разряжена аккумуляторная батарея, нарушение контактных соединений, подгорание контактов тягового реле, загрязнение коллектора или изношенность щеток, междувитковое или короткое замыкание в обмотках.

4. Стартер включается, якорь его вращается, но маховик остается неподвижным. Причина - ослабление крепления стартера к картеру сцепления, повреждение зубьев маховика или шестерни привода, пробуксовка муфты свободного хода привода, поломки рычага, поводкового кольца или буферной пружины привода стартера.

5. Стартер не выключается после пуска двигателя. Причина - неисправность муфты свободного хода стартера, спекание контактов тягового реле. В случае такой неисправности немедленно остановите двигатель!

Указанные неисправности требуют квалифицированного вмешательства на автосервисе или по приезде в гараж. Предварительно можно лишь проверить степень разряженности аккумуляторной батареи с помощью вольтметра в комбинации приборов и затяжку контактных соединений в цепи стартера.

Техническое обслуживание стартера:

При техническом обслуживании проверить состояние зажимов, не допуская их загрязнения и ослабления крепления. Особое внимание следует обратить на состояние коллектора и щеток.

При значительной шероховатости коллектора и выступании слюды между пластинами проточить его на токарном станке.

Подгоревшие контакты электромагнитного реле стартера зачистить. Если контактные болты в местах соприкосновения с контактным диском имеют большой износ, повернуть их на 180°.

Проверить работу стартера на стенде. При включении стартера привод должен перемещаться на шлицевой части вала без заеданий и возвращаться в исходное положение под действием возвратной пружины. При повороте шестерен от руки по часовой стрелке якорь не должен трогаться с места, а при обратном вращении шестерня должна вращаться вместе с валом.

Неисправности в системе пуска проявляются в ненормальной работе стартера. Можно выделить пять основных неисправностей стартера.

1. Стартер не включается. Причина — нарушение контактных соединений, обрыв или короткое замыкание в цепях включения стартера, неисправность дополнительного реле включения стартера, неисправность тягового реле.

2. При включении стартера слышны многократные щелчки. Причина — неисправность удерживающей обмотки тягового реле, сильно разряжена аккумуляторная батарея, ослаблены контактные соединения в цепи стартера.

3. Стартер включается, но его якорь либо не вращается, либо вращается медленно. Причина — разряжена аккумуляторная батарея, нарушены контактные соединения, подгорели контакты тягового реле, загрязнен коллектор или изношены щетки, межвитковое замыкание в обмотках.

4. Стартер включается, его якорь вращается, но маховик остается неподвижным. Причина — ослабление крепления стартера к картеру сцепления, повреждение зубьев маховика или шестерни привода, спекание контактов тягового реле, пробуксовка муфты свободного хода привода, поломка рычага, поводкового кольца или буферной пружины привода стартера.

5. Стартер не выключается после пуска двигателя. Причина — неисправность муфты свободного хода стартера, спекание контактов тягового реле. В случае такой неисправности немедленно остановите двигатель!

Читайте также: