Рабочее место водителя назначение и расположение органов управления

Обновлено: 02.07.2024

Инструментальные исследования конструкции сидений, рабочего места водителя, а также органов управления. Механизмы управления. Приборная панель. Расположение приборов в приборной панели. Рулевое колесо. Ориентировка на рабочем месте. Травмобезопасность.

Рубрика Транспорт
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 07.07.2008
Размер файла 12,4 M

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Кафедра "ТЭРА"

Выполнил:

Введение

Установлено, что заболевания с временной утратой трудоспособности у водителей встречаются чаще, чем у представителей большинства других профессиональных групп. Какие же факторы влияют на состояние здоровья водителей, их работоспособность, а, следовательно, и безопасность движения?

Уровень работоспособности находится в прямой зависимости от условий труда, быта, медицинского обслуживания и ряда других факторов. Одно из основных мест среди них занимает нервно-эмоциональное напряжение во время управления автомобилем, определяемое обстановкой на дорогах. Водитель современного автомобиля в условиях крупного города воспринимает множество производственно значимых раздражителей: 6 - 7 за каждую минуту. На эмоциональное напряжение водителя, кроме обстановки на магистралях, существенно влияет и тип автомобиля, его конструкция, интерьер кабины и ее цветовое оформление, расположение и компоновка органов управления, система подачи информации.

Одним из наиболее очевидных путей снижения напряжения трудовой деятельности водителей является коренное улучшение условий их труда. Они характеризуются постоянно перемещающимся рабочим местом, не удовлетворяющим современным требованиям к его организации и оснащению, неблагоприятным микроклиматом, загрязненностью воздушной среды токсичными и канцерогенными веществами, повышенным шумом и вибрацией.

Первые несколько десятилетий своего существования автомобиль воспринимался людьми, как роскошь. Сейчас он уже и не средство передвижения, а неотъемлемый элемент человеческого бытия. Автомобиль сегодня можно уподобить внешней оболочке человека. Меняться будет только форма. При этом нужно четко разделить транспортные средства для частных лиц и автомобили, как средство производства - грузовики, тракторы, автобусы и т.д., и здесь мы обращаемся именно к последнему направлению.

При конструировании кабин в нашей стране явно недостаточно учитываются физиологические, психологические и антропометрические особенности человека. Существующие государственные стандарты ряд важных параметров или не нормируют вообще, или задают нормативы, не соответствующие научно-обоснованным требованиям. В частности, ныне действующий государственный стандарт на рабочее место водителя грузового автомобиля ОСТ 37.001.413-86 уже устарел и требует дальнейшей доработки. Приведенные в этой статье результаты исследований подтверждают это.

Габаритные размеры автомобиля Урал 4320-01

1. Инструментальные исследования конструкции сидений, рабочего места водителя, а также органов управления

Инструментальным исследованиям конструкции сидений, рабочего места водителя, а также органов управления подвергся автомобиль с капотным типом кабины по четырем основным направлениям:

- общая компоновка рабочего места водителя, включающая в себя основные размеры: между сиденьем водителя - рулевым колесом - педалью подачи топлива - рычагом переключения передач (таблица 2);

- рабочая поза водителей с уровнями репрезентативности: 10% (рост 162±5 см) и 95% (рост 182±5 см.) (таблица 1);

- основные размеры сиденья водителя и его возможные регулировки (таблица 3);

- расположение педалей и механизмов управления (таблица 4; Рисунок 2).

Для экспертной (органолептической) оценки были привлечены три специалиста. Два из них соответствуют уровню репрезентативности 10% (рост 162+5 см), но различаются весом тела и комплекцией, и еще один соответствует уровню репрезентативности 95% (рост 182+5 см).

К сожалению, приходится констатировать тот факт, что до настоящего момента нормативная документация, касающаяся организации рабочего места водителя автомобиля, не пересматривалась и не претерпевала изменений и дополнений, а новые конструкции кабин не проходили исследований по указанным свойствам.

Бесспорно, что грузовой транспорт необходимо разрабатывать в стране самостоятельно, так как это дает независимость от давления внешнего мира и возможность производить собственный валовый внутренний продукт. Но, к сожалению, выпускать самостоятельно качественный отечественный транспорт мы исторически не умеем. Русский автомобиль, как его не назови, в ближайшем будущем не станет удобной машиной. И дело не в советском менталитете, и не в бездарности отечественных конструкторов. Главная проблема - финансирование, а вернее, его отсутствие. Сегодня все автозаводы России, выпускающие грузовики, не могут ничего придумать для улучшения качества работы водителя в кабине, поскольку нет денег на такие разработки.

Читайте также: