Волга и чайка отличия

Обновлено: 02.07.2024

В середине 50-х годов 20 века возникла необходимость создать автомобиль представительского класса, соответствующий модным тенденциям, преобладающим в автомобилестроении. Реализовать идею взялись конструкторские бюро ГАЗ и ЗиС-ЗиЛ — разработчики главного конкурента газ 13 – ЗиЛ 111. Их предшественник — газ м-12 на тот момент уже морально устарел.

Применение автомобиля ГАЗ 13 в СССР.

  • Четырехдверный семиместный седан
  • Пятидверный универсал;
  • Шестиместный кабриолет (Фаэтон ГАЗ 13 Б);
  • Лимузин (ГАЗ 13 А ) отличие от седана заключается в наличие перегородки отделяющей водителя от пассажиров. Произвели ограниченное количество машин в такой модификации.

Технические особенности автомобиля.

Видео обзор двигатель ЗМЗ V8 - Газ 13 чайка

Не будет полной характеристика газ 13 без упоминания о раме Х-образной формы, к которой кузов крепился с помощью резиновых подушек. Боковые лонжероны отсутствовали. Передняя подвеска была пружинной независимой, а заднюю - сделали рессорной. 1977 год характерен выпуском новой модели – ГАЗ 14, но серийно газ 13 выпускался до 1981 года.

ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник

ЧУДО психоанализа: заработать на модных профессиях не прочь даже бывший священник

В Ташкенте силовики обстреляли автомобиль на пути президентского кортежа

В Ташкенте силовики обстреляли автомобиль на пути президентского кортежа

Китайский водитель чуть не уронил грузовик в бездну

Китайский водитель чуть не уронил грузовик в бездну

18 фото о том, как в Японии делают тюнинг грузовых автомобилей

18 фото о том, как в Японии делают тюнинг грузовых автомобилей

В центре Москвы легковушка протаранила реанимобиль с пациентом

В центре Москвы легковушка протаранила реанимобиль с пациентом

Компания BMW показала автомобиль, который меняет цвет с черного на белый одним нажатием кнопки

Компания BMW показала автомобиль, который меняет цвет с черного на белый одним нажатием кнопки


С расстояния более чем полвека это название звучит совсем иначе: раньше это был не просто бренд, ее имя произносили с уважением и пиететом. И не было нужды задумываться, почему машину назвали "Чайкой".

Представительский седан ГАЗ-13 “Чайка” в начале 1960-х стал одним из тех автомобилей советской страны, которые были нереально далеки от рядовых граждан. Эта машина сменила в линейке ГАЗ-12 ЗИМ, который был намного демократичнее – ЗИМ работал в “Скорой помощи” и такси, заменял маршрутку на трассе Москва – Ялта, и даже продавался в автосалонах, где его могли если не купить (все же 40 тыс. руб!), но пощупать все желающие.


Чайка” первого поколения была самым стильным советским автомобилем. Другой модели, столь подчиненной одной дизайнерской теме, не было

“Чайка” получилась не такой доступной, как ЗИМ, она служила лишь в Кремле и республиканских министерствах. И только спустя десяток лет, после появления второй генерации, подтоптанные в столицах экземпляры попали в отдельные обкомовские гаражи и дворцы торжественных событий, где они возглавляли свадебные кортежи. Но трудно было упрекать “Чайку” в ее недоступности: куда ей в таксомоторы с таким экстерьером!

Но первую “Чайку” все равно любили. Потому что в отличие от мрачного, тяжелого даже на вид ЗИМа с его маленькими окошками и унылыми вертикальными линиями она радовала взгляд своей легкостью, прозрачностью, динамкой силуэта и щедрым сиянием хрома. Появление “Чайки” совпало с приходом в страну новой эпохи – так называемой оттепели, и поэтому она воспринималась как один из символов перемен, прогресса и долгожданного движения вперед.



Так случилось, что появление “Чайки” совпало с наступлением новой политической эпохи, и машина стала ассоциироваться с переменами к лучшему

Машину “Чайка” производили на ГАЗе – Горьковском автозаводе (теперь Нижний Новогород), это была топовая модель “газовской” линейки. Кстати, похоже, само расположение города на большой реке повлияло на название роскошного седана.


По рассказам ветеранов завода, название “изобрели” именно на предприятии. Мол, искали имя более легкое и высокое, чем “Волга” – тогдашняя основная легковая модель завода. Хотелось отразить, что новое представительское авто занимает место выше массовой “Волги” – а кто в природе доминирует над Волгой, стремительно и в то же время благородно выписывая свободные, никем не ограниченные траектории? Конечно, чайка!

В 1980-е, когда на смену первой “Чайке” пришло ее второе поколений ГАЗ-14, неактуальные машины отправили из столицы в областные центры – возить свадьбы

Имя для ГАЗ-13 согласовали в высоких кабинетах, и второй (после ЗИЛов-членовозов) в номенклатурной иерархии СССР седан почти на тридцать лет получил бренд “Чайка”.

Следует сказать, что имя прижилось и в народе. В советские годы и дети, и взрослые любой большой солидный автомобиль часто сравнивали с “Чайкой”: “такой, как “Чайка”, “длинный, как “Чайка” и тому подобное.

Журналистам Авто24 приходилось поездить в хорошо отреставрированном ГАЗ-13 “Чайка”. Судя с нынешних позиций, легкости и скорости в нем не так уж и много, но алюминиевый 195-сильный V8 в паре с 3-ступенчатым автоматом разгоняют седан довольно резво: 20 секунд до сотни не такой уж слабый результат для 2,5-тонного авто. А плавность хода “Чайки” просто несравнима, она действительно плывет над дорогой.

Сейчас “Чайка” – одно из самых дорогих в восстановлении авто: бюджет достигает $50 000. Запчасти, как ни странно, удается доставать, есть и так называемые “новодельные”

Увидеть сегодня “живую” ГАЗ-13 “Чайка” вполне реально, из 3 000 выпущенных экземпляров до наших дней сохранилось и отреставрировано немалое количество машин. Эта модель участвует практически в каждой ретровыставке, где с ней, собственно, и можно познакомиться. Наконец отметим, что сейчас “Чайка” первого поколения – одна из самых дорогих в реставрации машин.


Автомобили

О том, почему нужна была такая спешка в конструкторских решениях, лучше всего судить по событиям предшествовавшим появлению нового автомобиля. Его предшественник советский ЗИМ-12, который выпускался чуть больше 10 лет и был также копией американского автопрома, быстро утратил свою новизну.

Все дело в том, что копия всегда опаздывает за оригиналом, иногда, на несколько лет. К тому же, во время войны, когда было не до инженерных изысканий и новых конструкций – промышленность всех стран работала исключительно на военные нужды. Когда же мир начал оправляться от войны, то в мировом автомобилестроении, как и в промышленности вообще, стали внедряться все новые и новые идеи и технические решения.


В салоне ГАЗ-12В

Придя к окончательному выводу, что безнадежно устаревший представительский автомобиль уже не реставрировать в соответствии с современными требованиями, большой группе, состоявшей из конструкторов, дизайнеров, инженеров и испытателей завода ГАЗ, было поручено создание совершенно новой модели.

Совершенно новый автомобиль представительского класса

Еще одним отличием было применение отдельной от конструкции кузова рамы, с последующим креплением к ней в шестнадцати точках, с использованием специальных резиновых прокладок с эффектом гашения вибрации от работы двигателя. Это сыграло очень большую роль в том, что, несмотря на большие параметры и увеличение мощности двигателя, новый автомобиль почти не отличался от своего менее мощного предшественника по сухой массе.

Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Из дополнительных элементов конструкции стоит также упомянуть гидроусилитель руля, вакуумный усилитель тормозной системы и стеклоподъемники с электроприводом.

После того, как экспериментальные образцы прошли испытания, на их спидометрах появились цифры близкие к 21 тысячи километров. С этого времени можно было судить, что новое авто удалось, что и подтвердила автомобильная выставка в Брюсселе. На проходившем там Expo-58 новая модель получила почетный диплом гран-при, подтвердивший уже международную высокую оценку спроектированного советского автомобиля.

Автомобиль ручной сборки, который выпускался в течение 11 лет, почти до развала Союза на Горьковском автозаводе, всего было выпущено 1114 автомобилей, т. е., примерно по сто штук в год.

Изобретатель, владелец многих патентов, кандидат технических наук, профессор Санкт-Петербургского технического университета.

Новые изменения, которые планировались в ГАЗ-14 заметно нарушали визуальные пропорции (шасси от старой модели имело неподходящие параметры). Все дошло до того, что уменьшилось нужное пространство для ног пассажиров в салоне. Учитывая то, что автомобиль относился к высокому классу, такое было абсолютно недопустимо. Встал вопрос об изменении шасси на более удлиненный вариант.

На 1975 год были назначены испытания опытных образцов автомобиля в разных дорожных условиях, в том числе, на горных дорогах Крыма и Кавказа. Спустя год, после устранения всплывших в процессе испытаний недостатков, была назначена уже госкомиссия. Проведенные ею испытания показали что автомобиль готов к поставке на производственный конвейер. Хотя, первая машина была уже готова как подарок к 70-летию Л. И. Брежнева, в декабре 1976 года.

Семнадцать миниатюрных электродвигателей, разбросанных по автомобилю, обеспечивали подогрев стекол в холодное время года, фароочистителя и других дополнительных удобств. Специальные стекла не пропускали в салон ультрафиолетовое излучение.

Отдельное внимание было уделено шумоизоляции и пассивной безопасности. Ее обеспечивали задние противотуманки и трехточечные ремни безопасности.

Время выпуска и сворачивание производства

В 1985 году была подготовлена новая модификация с лучшей системой охлаждения двигателя и более комфортными сидениями в салоне. Он получил индекс ГАЗ-14-02. Кроме него существовал еще вариант фаэтона ГАЗ-14-05, изготовленный в количестве 15 штук и санитарный автомобиль ГАЗ-РАФ-3920, которых было сделано всего 5 экземпляров. При этом по одному автомобилю каждого из вариантов было отправлено другу Советского Союза Фиделю Кастро.

Последней модификацией в конце 80-х стал ГАЗ-14-07. Несмотря на отличные показатели и доработки в соответствии с требованиями времени, он так и не был допущен к производству.

Советский астрофизик, физохимик, доктор физико-математических наук, Академик АН СССР, конструктор, инженер. Герой Социалистического труда СССР.

Уже после распада Союза на ГАЗе попытались восстановить производство таких уникальных автомобилей, но, из-за полного отсутствия техдокументации, такое мероприятие оказалось экономически необоснованным. От него пришлось отказаться.

Читайте также: