Принцип работы кондиционера субару

Обновлено: 30.06.2024

Поговорим про устройство автомобильного кондиционера, как работает и его основные неисправности.

ПРИНЦИП РАБОТЫ

Автомобильный кондиционер работает по принципу, что и обычный холодильник, хотя устроен немного по-другому. Он представляет герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. Масло нужно для смазки компрессора и всей системы.

Несмотря на некоторые различия между авто кондиционерами разных производителей, их принципиальная схема одинакова. Рассмотрим самый распространенный вариант.

При нажатии на кнопку включения кондиционера срабатывает электромагнитная муфта, и стальной прижимной диск 3, издав характерный щелчок, примагничивается к шкиву 2. Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор 1. Он сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор 4 (в народе его часто называют радиатором кондиционера, в чем есть доля истины, так как в конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.

При нажатии на кнопку включения кондиционера срабатывает электромагнитная муфта, и стальной прижимной диск 3, издав характерный щелчок, примагничивается к шкиву 2. Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор 1. Он сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор 4 (в народе его часто называют радиатором кондиционера, в чем есть доля истины, так как в конденсоре сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.

В этом ему помогает вентилятор 5 , который включается на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль едет — еще лучше, конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель 6 . Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь.

Где-то в районе ресивера-осушителя, часто на нем самом, есть смотровой глазок 9 . Через него можно визуально оценить, насколько система полна. К сожалению, он есть далеко не на всех автомобилях.

Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основную работу. Кульминация наступает, когда жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ) 10 . ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, нагрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути ТРВ является автоматически регулирующимся дросселем. Не вдаваясь в термодинамику, можно сравнить ТРВ с соплом аэрозольного баллончика.

Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель 12 — это тот же радиатор, только маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор 13 сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. Круг замыкается.

Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь ледяная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер, то в обратной магистрали давление не превышает одной - двух атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около пяти атмосфер.

За правильной работой системы следят несколько датчиков. Количество их варьируется. На ресивере-осушителе 6 стоит датчик 7 включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора 4 недостаточно (стоите в пробке), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор 5 на полную мощность. Датчик 8 выключает компрессор, если давление в напорной магистрали достигает запредельных величин. Датчик 11 выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой.

ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТО КОНДИЦИОНЕРА

В автомобильном кондиционере механическому износу подвержен компрессор. Остальные элементы (кроме вентиляторов) неподвижны. Но чаще первым выходит из строя не он, а конденсор — теплообменник, установленный перед радиатором двигателя. Он находится под давлением (до 20 атм.) и постоянно испытывает воздействие летящей с дороги соли и грязи. Коррозия, вибрация, механические напряжения приводят к образованию в нем микротрещин и утечке хладагента.

Продлить срок его службы и остальных деталей кондиционера, поможет поддержание подкапотного пространства в чистоте. Особенно тщательно нужно промывать конденсор от накопившихся соляных отложений весной. Кроме того, загрязнение конденсора часто является единственной причиной плохой работы кондиционера.

Продлить срок его службы и остальных деталей кондиционера, поможет поддержание подкапотного пространства в чистоте. Особенно тщательно нужно промывать конденсор от накопившихся соляных отложений весной. Кроме того, загрязнение конденсора часто является единственной причиной плохой работы кондиционера.

В процессе мойки подкапотного пространства полезно проверить надежность механического крепления трубок - фреонопроводов . Если какая-либо трубка вибрирует, ее обязательно нужно закрепить.Подготовка кондиционера к летнему сезону обычно не требуется. Можно порекомендовать проверить его работоспособность заранее, до наступления теплых дней, и при подозрении на недостаточную эффективность либо неисправность заехать в сервис на диагностику и заправку кондиционера.

ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ

Признаками неисправности кондиционера являются шумы , которые появляются при его включении или в процессе работы. Так, если кондиционер шумит при работающем двигателе и не пропадает при его отключении, скорее всего, неисправен подшипник шкива. С подобной поломкой лучше обратиться в авто сервис.

Однако ситуация еще серьезнее, если кондиционер начинает шуметь при включении и замолкать при отключении. К сожалению, это означает необходимость замены компрессора, так как у старого появились люфты при перемещении деталей.

пытался найти поиском подобную проблему но увы.
итак ребята вопрос кто компетентен прошу отзовитесь.
в процессе ремонта проводки (замена провода птф ) потребовалось спустить фреон. после монтажа всего дела обратно и заправки кондиционера он не включается. ( принудительно если подать + на муфту, все работает), компрессор подкл и в салоне идет холодный воздух ( автоматически не включается ) дело было в сервисе с положительной температурой окруж воздуха.
из мануала понятно что кондей включается сигналом с мозга а в мозг в свою очередь приходит сигнал от датчика давления кондиционера.
предохранители и реле в порядке. есть прога Free SSM так вот при замыкании диагностических разьемов позволяет протестировать различные системы, в том числе и работу реле кондея, в итоге при проверке реле щелкает муфта срабатывает. делаем вывод что в мозг не попадает сигнал с датчика.
а теперь главные вопросы : 1)как проверить исправность датчика давления кондиционера 2) может быть какие то еще датчики участвуют в работе данной системы ? 3) может быть стоит заехать в подземный паркинг с + температурой , или какие условия будут идеальны при нынешних погодных условиях для проверки работоспособности ?
заранее спасибо извините за многобуков и 4 ) если это датчик давления то при его замене потребуется снова спускать фреон из системы ?

Терморегулирующий вентиль (ТРВ, расширительный клапан) устройство, разработанное для автоматической регуляции процесса подачи жидкого хладагента в резервуар испарителя. ТРВ под воздействием температур меняет первоначальное проходное сечение, защищая мотор-компрессор от перезагрузки (во время образования избыточного давления в результате обильного испарения).

Расширительная трубка (дроссель) по праву считается младшим братом терморегулирующего вентиля. Внешний вид дросселя напоминает часть фломастера, обтянутого сеточкой, причем, проходное ее сечение изменению не подлежит. Минуя дроссель, хладагент попадает в испаритель, где начинает постепенно превращаться в туман, стремительно испаряясь.

Клапан-дроссель механизм, получивший широкое применение на устаревших системах кондиционирования. Он устанавливается на магистраль низкого давления (непосредственно, после испарителя). Клапан-дроссель увеличивает (уменьшает) внутри себя изначально установленное проходное сечение, регулируя температуру испарения. Довольно часто подобными механизмами оснащаются праворулевые машины Krown или Toyota Mark2.

Магистраль высокого давления (напорная магистраль) своеобразный участок системы кондиционирования, протяженностью от компрессора до самого входа в испаритель.

Магистраль низкого давления (обратная магистраль) отрезок системы, длительностью от испарителя до отверстия компрессора.

Датчик низкого давления тумблер, размыкающий цепь активизации компрессора при снижении давления хладагента в системе ниже 2 бар.

Датчик включения вентилятора рубильник, замыкающий цепь активизации вентилятора охлаждения конденсора при повышении давления в участках напорной магистрали до 15-18 бар.

Датчик аварийного давления – рубильник, размыкающий цепь активизации компрессора при повышении давления в участках напорной магистрали (уже после радиатора) до отметки 25-30 бар.

Комбинированный датчик выключатель, сочетающий в себе датчик низкого давления, датчик включения вентилятора и датчик аварийного давления.

Резистивный датчик устройство, меняющие сопротивление при скачке давления (по сути, не выполняет функции выключателя). Отслеживая его сопротивление, голова климатической установки выключает-включает вентилятор/компрессор.

Датчик перегрева компрессора дополнительная защита компрессора, срабатывающая при перегреве насоса, предназначенного для сжатия хладагента.

Датчик оборотов компрессора защитное устройство, сигнализирующее голове охлаждающего устройства о необходимости мгновенного выключения системы. Сбои в работе датчика устраняются лишь перепрошивкой климат-контроля.

Датчик температуры испарителя сигнализатор, свидетельствующий о падении температуры испарителя ниже нормы. Он отключает компрессор климатического устройства при достижении 1-2 С, избегая образования ледяной шубы на испарителе (в противном случаи, в салон автомобиля прекратилась бы подача холодного воздуха).

Подшипник компрессора особый элемент климатического устройства, ассоциирующийся у большинства техников с подшипником шкива компрессора автомобильного кондиционера. Его называют наиболее уязвимым местом системы охлаждения. Появление гула (шума) является сигналом для замены детали. Проблему можно устранить самостоятельно, купив подшипник соответствующего размера в специализированном магазине.

Климат-контроль система автоматического управления потоком холодного воздуха в салоне транспортного средства. От кондиционера климат-контроль отличается наличием специальной панели, обеспечивающей своевременную обработку воздуха (охлаждение, ионизация, увлажнение). Владельцу транспортного средства достаточно единожды выставить ряд показателей и система в автоматическом режиме будет их регулировать. Особенности ремонта климатического устройства схожи со спецификой восстановлением былой функциональности обычного автомобильного кондиционера.

Хладагент специальный газ, заправляемый в систему для охлаждения определенного объекта. На сегодняшний день в авто кондиционерах используется хладагент марки R-134a, который в 1993 году сменил невероятно популярный R-12, запрещенный к применению через негативное воздействие на озоновый слой Земли. Однако до сих пор встречается масса автомобилей, где кондиционеры обустроены газом R-12, незаконно ввезенным в страну контрабандистами с Китая, Индии и других стран.

Фреон особый газ, не имеющий цвета, вкуса, запаха (в нормальных условиях). Используется в установках для кондиционирования воздуха. Анализируя шкалу вредности, составленную для всех хладагентов, фреон находится на одном из последних мест. Большинство граждан называют фреоном все охлаждающие вещества, однако это утверждение ошибочно. В действительности, фреон торговая марка популярного хладагента R-12, изготовленного легендарной компанией Dupont.

Компрессор кондиционера спиральный, роторный или поршневой насос, предназначенный для сжатия хладагента, находящегося в газообразном состоянии. В движение компрессор кондиционера приводится ременной передачей (при помощи гибкого элемента), идущей от двигателя транспортного средства.

Конденсор (радиатор кондиционера, конденсатор) устройство, обеспечивающее беспрерывный процесс охлаждения и конденсации определенного типа хладагента.

Ресивер-осушитель фильтр, изготовленный в форме вертикально стакана. Он располагается на напорной магистрали (pumping main), после конденсора. Массово применяется на системах с терморегулирующими вентилями. В ресивере-осушителе находится основная масса хладагента, именно здесь осуществляется процесс осушения системы от образованных ранее паров воды. Ресивер-осушитель (в открытом состоянии) склонен к впитыванию атмосферной влаги, столь вредной для его бесперебойной работы.

Аккумулятор своеобразный фильтр, размещенный на тыльной стороне магистрали низкого давления. Широко применяется в разнообразных системах, оснащенных расширительной трубкой. Размеры аккумулятора превышают габариты ресивера-осушителя. Аккумулятор выполняет функции доиспарителя и фильтра-осушителя: обеспечивая испарение остатков хладагента, он защищает компрессор от гидроудара.

Испаритель своеобразный теплообменник, установленный в салоне транспортного средства. Является небольшим радиатором (внешне напоминает толстую книжку), где происходит кипение жидкого хладагента с последующим образованием особого газа, температура которого стремительно понижается. Собственно, в испарителе, и производится холод.

Электромагнитная муфта компрессора кондиционера своеобразное сочетание шкива компрессора с кольцевым электромагнитом, подшипником и прижимной пластиной, которую довольно сильно притягивают к себе вышеназванные элементы (электромагнит и подшипник). Как правило, все составляющие электромагнитной муфты продаются в комплекте, однако при поломке любого компонента единой системы, его можно отдельно приобрести в специализированном магазине.

Диагностика автомобильного кондиционера ряд процедур, позволяющих проанализировать работоспособность системы кондиционирования, выявив ряд нарушений (при их наличии). Диагностика устройства помогает обнаружить утечку хладагента, недостаток масла, сбои в работе механизмов и прочие неисправности.

Заправка автомобильного кондиционера обогащение системы кондиционирования необходимым количеством масла и хладагента (в некоторых случаях, используется еще и ультрафиолетовый краситель).

Ультрафиолетовый краситель хладагентная добавка, позволяющая выявить утечку газа. Она не влияет на бесперебойную работу климат-контроля и может оставаться в системе на протяжении многих лет. Если фреон каким-то образом улетучился, под УФ-лучами станут заметны ядовито-зеленые пятна ультрафиолетового красителя, образовавшиеся на стенках кондиционера. Это позволяет своевременно обнаружить место утечки, сэкономив средства на диагностике.

Утечка хладагента испарение фреона вследствие нарушения целостности системы охлаждения. Считается наиболее частой поломкой климатического устройства, однако она с легкостью устраняется путем запаивания щелей и дозаправки кондиционера хладагентом.

Течеискатель устройство для оперативного поиска утечек фреона.

Кримплер прибор для обжима (тиснения) шлангов высокого давления специальными металлическими стаканчиками.

Вакуумирование кондиционера процесс отсасывания воздуха из системы кондиционирования.

Шланги кондиционера особые фреонно-маслостойкие шланги, предназначенные для соединения неподвижных частей системы с подвижными элементами. Они выдерживают около 30 атмосфер, т.к. предназначены для транспортировки компонентов под высоким давлением. Каждый автомобильный кондиционер оснащен двумя и более шлангами.

Аргонная сварка качественная электродуговая сварка разнообразных элементов в среде инертного газа – аргона. Она прекрасно подходит для ремонта кондиционеров, т.к. большая часть деталей климатического устройства изготовляется из алюминия (аргонная сварка идеально соединяет компоненты цветных и черных металлов).


1 - Термочувствительный элемент; 2 - Диафрагма; 3 - От испарителя (низкое давление); 4 - Дроссель; 5 - К испарителю (низкое давление); 6 - Клапанный шарик; 7 - К компрессору; 8 - От ресивера-осушителя

Конструкция расширительного клапана представлена на иллюстрации.

Расширительный клапан подключен как к впускному, так и к выпускному портам расширителя. Клапан служит для преобразования поступающего к нему из ресивера-осушителя, находящегося под высоким давлением жидкого хладагента в поступающую в испаритель взвесь низкого давления. Охлажденный, находящийся под низким давлением хладагент легко испаряется, отводя тепло от заполняющего салон воздуха.

Клапан выполняет свою задачу по преобразовании рабочего тела системы за счет автоматического управления расходом хладагента в соответствии с текущей тепловой нагрузкой.

Температура хладагента контролируется специальным термочувствительным элементом, встроенным в низконапорный канал расширительного клапана. Управление расходными характеристиками производится при помощи шарикового клапана, располагающегося в высоконапорной части сборки.


При увеличении тепловой нагрузки на систему температура хладагента на выходе испарителя поднимается, что ведет к повышению давления Р1 в районе установки термочувствительного элемента. Как только величина усилия, развиваемого давлением Р1 становится выше суммы усилий, развиваемых давлением Р2 на выходе испарителя и пружиной (F), т.е. выполняется условие: Р1 > Р2 + F, происходит отжимание вниз диафрагмы, приводящее к подъему над своим седлом клапанного шарика и соответствующему увеличения расхода хладагента.

Читайте также: