Что находится на дне волги

Обновлено: 02.07.2024

Ученые и общественники составляют атлас затопленных объектов, чтобы помочь решить экологические проблемы Волги.

Многие баржи и корабли были брошены владельцами, которые не хотели тратиться на их утилизацию. Фото: Владимир Янченко/РГ

Многие баржи и корабли были брошены владельцами, которые не хотели тратиться на их утилизацию. Фото: Владимир Янченко/РГ

Нанесли на карту

Поблизости от автодорожного моста между Саратовом и Энгельсом на дне Волги, в каких-нибудь двух десятках метров от берега, обросший слоем ракушечника лежит "Саратовский ледокол". Еще в конце 60-х годов прошлого столетия корабль, стоявший у причала, затонул при неясных до сих пор обстоятельствах.

Фото: Егор Алеев/ТАСС

- Каждое лето, когда устанавливается жаркая погода, на поверхности воды в этом месте появляются радужные пятна, что означает, что все эти годы с судна продолжается утечка нефтепродуктов, - рассказывает директор музея речного флота волжский капитан Александр Азовцев.

. Несколько лет ученые-экологи Саратовского технического университета с помощью ветеранов-речников и энтузиастов-волонтеров вели сбор информации для атласа затопленных объектов в акватории Волги на территории региона. Идея задокументировать все, что находится на волжском дне, возникла неслучайно. По официальным данным, только на территории Саратовской области в Волге более 40 затонувших или наполовину затопленных плавсредств. Однако, по подсчетам исследователей-общественников, их число может доходить до семи десятков.

Много старых кораблей, барж отправилось на дно реки на рубеже веков владельцами, которые не хотели тратиться на их утилизацию. Причем зачастую суда уходили под воду вместе с остатками горючего, которое постепенно сквозь проржавевшие корпуса выливается в реку.

Кроме того, для атласа собиралась информация и о других подводных объектах, которые могут наносить экологический вред. Например, о затонувших во время лесосплава бревнах.

Как объясняет заведующая кафедрой экологии Саратовского технического университета имени Ю.А. Гагарина Елена Тихомирова, под водой древесина гниет и выделяет вредные вещества. В жару и при низком гидрологическом уровне в водохранилище волжская вода из-за таких "отложений" меняет цвет и приобретает неприятный запах.

Фото: Ирина Трофимова

По словам Александра Азовцева, скопления такой затонувшей древесины за длительный период образовались на дне в некоторых местах Волги, например, рядом со шлюзами гидроэлектростанций, где плоты разбирали и вновь собирали во время лесосплава.

На учет исследователи брали и земляные амбары - ямы, которые раньше выкапывали для хранения нефти, причем зачастую прямо на берегу в водоохранной зоне.

В целом была собрана информация о примерно ста объектах под водой или на берегу, которые могут наносить ущерб окружающей среде.

В октябре прошлого года главный "двигатель" этого проекта - руководитель областного научно-методического центра экологического мониторинга Волги, профессор СГТУ Сергей Бобырев умер от ковида.

- Аспиранты профессора, которые увлекались подводным плаванием, делали фотосьемку, уехали в Санкт-Петербург. Сейчас работа над атласом остановилась, - рассказала Елена Тихомирова.

Подводный музей

Учетом затонувших и брошенных кораблей уже несколько лет занимается и администрация Волжского бассейна внутренних водных путей. В одну базу официальных данных включается информация о судах и других плавучих объектах, в основном затонувших сравнительно недавно, собственники которых известны. Этот список не очень велик, на протяжении большей части Волги от Рыбинского водохранилища до устья насчитывается чуть больше десятка таких кораблей. Ведомство ведет работу с владельцами, в том числе обращаясь в прокуратуру и суды, чтобы они осуществили подъем своего имущества.

Во второй перечень попадают данные об останках судов, непригодных к буксировке, хозяев которых установить уже невозможно. Эти списки гораздо обширней. Только на территории Саратовского района водных путей (от Волжской ГЭС в Волгоградской области до Саратовской ГЭС) с 2015 года в этот перечень было включено 53 объекта. В большинстве своем это затонувшие в разные годы баржи, дебаркадеры. В целом же, если говорить о всей Волге, то имеются координаты сотен таких "утопленников".

Ряд судов, покоящихся сейчас на дне Волги, имеет историческое значение. Например, недалеко от одной из лодочных баз на Зеленом острове вблизи Саратова ржавеет пароход "Механик Погодин". Один из старейших волжских кораблей был построен в Кунгуре и спущен на воду еще в 1883 году. Сначала судно называлось "Бабка" и использовалось в качестве буксира. Позже, в начале прошлого столетия, корабль был перестроен в пассажирский пароход и получил новое название - "Саратовец", а спустя некоторое время его переименовали в третий раз. Списан пароход был в 1959 году, позже сгорел. Сейчас его корпус используется турбазой в качестве волнореза и причала для лодок и катеров.

Фото: Юрий Смитюк/ТАСС

На соседних островах Дубовая грива до недавнего времени можно было видеть останки двухпалубного парохода "И.А. Гончаров". Пароход построили в 1896 году на заводе в Сормово. Во время Великой Отечественной войны волжский пароход был превращен в госпитальное судно. Из Сталинграда под бомбежками и обстрелами корабль перевозил раненых в Саратов, прямо в пути врачи делали операции.

Дедушка всех ледоколов

"Саратовский ледокол" - самый знаменитый из всех кораблей, затонувших в окрестностях города. Корабль был построен в 1895 году на верфях английского города Ньюкасла специально по заказу Рязано-Уральской железной дороги для переправки зимой через замерзшую Волгу парома с железнодорожными вагонами. В справке ГУ МЧС по региону, подготовленной несколько лет назад, указывалось, что корабль стал одним из пяти первых в мире ледоколов, выпущенных серийно. Кроме того, он считается первым речным ледоколом в нашей стране и "дедушкой" всего отечественного ледокольного флота. Известно, что при строительстве первого российского арктического ледокола "Ермак" был учтен опыт использования на Волге "Саратовского ледокола".

"Дедушка"-ледокол занимался перевозкой платформ с вагонами через Волгу вплоть до строительства в Саратове железнодорожного моста в 1935 году. Однако и после этого служил еще более трех десятков лет, возил грузы по Волге.

В гражданскую войну большевики превратили ледокол в канонерскую лодку с пушками и пулеметами, судно участвовало в боях. Во время Сталинградской битвы ледокол вновь встал в строй, на нем были установлены зенитные орудия, и он работал на переправе под Сталинградом.

В середине 60-х годов "Саратовский ледокол" использовался при строительстве автодорожного моста через Волгу и даже успел вместе со звездами театра "Современник" сняться в кино. Корабль можно увидеть в художественном фильме Олега Ефремова "Строится мост".

Кстати

Несколько лет назад идею подъема "Саратовского ледокола" со дна Волги и организации на его борту музея волжского флота поддержало областное правительство. Тогда судно обследовали водолазы и даже начали расчищать корпус от ила. Однако впоследствии эти работы прекратились.

Между тем Александр Азовцев по-прежнему считает возможность подъема ледокола вполне реальной. Он напоминает, что судно обследовала питерская организация, специалисты которой пришли к выводу, что материал бортовой обшивки находится в удовлетворительном состоянии.

- В Тольятти со дна Волги подняли подводную лодку водоизмещением в две тысячи тонн, наш ледокол значительно меньше, - отмечает директор музея.

По словам Елены Тихомировой, работая над атласом, экологи пытались разобраться, какие подводные объекты наносят наиболее серьезный ущерб речной среде, с подъемом каких можно повременить, а какие вообще, может быть, и не стоит трогать, поскольку они встроились в экосистему (стали, например, местом обитания рыб и других водных животных).

Интересно при этом, что даже древесина, пролежавшая много лет под водой, может быть утилизирована, после просушки пущена на щепу или использована в виде топлива.

По федеральному проекту "Оздоровление Волги" в 2022-2024 годах планируется поднять 95 судов, затонувших в акватории реки. На эти цели будет потрачено более 2 миллиардов 300 миллионов рублей, большая часть этих средств поступит из федерального бюджета. На территории Астраханской области предполагается утилизировать 33 брошенных судна, в Татарстане - 21 корабль, в Волгоградской области - 20 судов. В Саратовской области будет профинансирован подъем всего трех кораблей.

Не менее ста тысяч лет пролежали массивные кости доисторических животных в водах Волги. Отыскать это дивное захоронение дайверам удалось чисто случайно. Мутные воды на дне реки не сразу открыли водолазам свою тайну. И что бы разобраться, что за предметы покоятся на дне реки, водолазы решили подплыть поближе. О том, что они увидели, им жалеть не пришлось.

Из рассказа дайвера Андрея Татаринова ясно, что первоначально свою находку он принял за обычное бревно. Но при тщательном рассмотрении на более близком расстоянии он разглядел очень четкие очертания и годичные на срезе кольца, и тут его осенила мысль, что это бивень. Части скелета находились на пятнадцатиметровой глубине. Палеонтологи незамедлительно приступили к изучению извлеченных со дна реки костей.

Комментарии 3

0


Насчёт ста тысяч лет бессовестно врут.

Сколько мог пролежать этот мамонтёнок, если он так прекрасно сохранился? Вот тема Новая Земля – действительно новая! позволяет по иному взглянуть на этот вопрос. Коментарии там тоже интересны.

0

на дне волги много разных сюрпризов, человеческие кости например в мешках с камнями Дно волги как и москва река таит много нераскрытых тайн

0

"""Не менее ста тысяч лет пролежали массивные кости доисторических животных в водах Волги."""

не более 150 лет. а многое специально сокрыли с помощью создания водохранилищ и затопления водами разных артефактов.

volga 6

Зоны затопления Куйбышевской и Саратовской ГЭС стали предметом изучения ульяновских ученых.

Дно Волги – это не только русло реки, но и поглощенные острова, леса и луга, затопленные поселения. Среди них – села и даже малые города, обустраивавшиеся веками, с храмами, заводами, архитектурными памятниками, кладбищами.

Изучение культурного наследия региона, оказавшегося под толщей воды, стали основой проекта, реализуемого в Ульяновской области под эгидой регионального отделения Русского географического общества. Уже проведены архивные исследования, автомобильные экспедиции, организованы водолазные работы на местах затопленных церквей и храмов, составлен список из 18 сохранившихся деревянных и каменных храмов

Но дно Волги хранит не только память об истории и культуре. В водохранилища, как на свалку, десятилетиями сбрасывалось все, что вышло из строя. Одних только затопленных судов, по данным Росприроднадзора, накопилось к началу нынешнего века более 2 тысяч.

Большую часть из них удалось поднять и утилизировать. Остающиеся на дне бесхозные речные корабли с остатками топлива создают реальную угрозу экологии, загрязняют водохранилища и места нереста рыб. Подъем их затруднен в связи с неустановленностью владельцев и отсутствием финансирования. Правда, в Республике Татарстан нашли выход: совместными усилиями надзорных органов, власти и бизнеса создали программу подъема судов.

На основе представлений прокуратуры и решений районных судов, хозяева обязаны поднять затонувшие плавсредства. Кроме того, надзорный орган потребовал от муниципалитетов поставить на спецучет около 30 полузатопленных и обсушенных плавсредств, собственники которых не установлены.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Золотое дно. Какие сокровища царей, ханов и разбойников хранит Волга

Множество волжских кладов до сих пор не нашли.

Волга хранит еще много тайн.

Вот так удача!

Самарская область.

Самарская лука - самая большая и известная излучина реки Волги, огибающая Жигулёвские горы. В пещерах Жигулей, по преданиям, хранятся сокровища лихого разбойника Стеньки Разина, золотоордынцев, волжских булгар.

Последний крупный клад был найден в районе Самарской луки во время раскопок древнего городища в окрестностях села Брусяны в августе 1996 года. За 40 дней работы археологи раскопали 5 булгарских курганов VII-VIII веков н.э. Сами захоронения были разграблены сотни лет назад. Но учёным всё же удалось обнаружить здесь бронзовые браслеты, перстни, серебряные пряжки, золотые пуговицы.

Муромский городок - один из крупнейших городов Волжской Булгарии, появившийся в 10 веке на западе Самарской луки между сёлами Валы и Жигули. В 1391 год хан Золотой Орды Тохтамыш подходил к Муромскому городку. Народ в ужасе бежал, забирая из дома всё ценное. В 80-х годах прошлого века часть схороненного от очередного татаро-монгольского нашествия добра обнаружил житель Самары. Он строил дачу в 12 км от древнего городка. Золотые изящные браслеты, серьги и подвески мужчина отнёс домой и хранил почти 30 лет. Лишь в 2007 году находки оказались в Самарском краеведческом музее. По уверениям экспертов, средневековые украшения превосходят по исторической ценности ювелирную коллекцию той же эпохи, хранящуюся в национальном музее Татарстана.


Стенькин бугор

Участок обрывистого берега Волги на границе Саратовской и Волгоградской областей.

В 1893 году поиски Стенькиных кладов начал ротмистр Гатчинского полка Ящеров. Он даже попросил официального разрешение на проведение поисковых работ у Императорской археологической комиссии. Ящеров приехал на Волгу лишь поздней осенью, и холодная зима нарушила планы кладоискателя. Новую попытку найти богатства разбойника Ящеров предпринял 11 лет спустя. И вроде бы счастье было так близко! Ротмистр с помощниками обнаружил камень с тайным знаком и остатки плотины, рядом с которой якобы и находилась затопленная лодка с несметными сокровищами. Но грянула русско-японская война. Ящурова спешно отозвали на фронт. С поля боя он уже не вернулся…

А ну-ка, девушки!

Нижегородская область.

По старинным преданиям, ниже Балахны, где в Волгу впадают две небольшие речки, некогда стоял стан разбойниц Уляшки и Парашки. По легенде, лихие девки прятали награбленное на этих берегах. Пониже села Работки на одном из волжских островов - Татинском, по преданиям, может быть захоронен клад атамана Зари.

В левом притоке Волги - реке Ветлуге кладоискатели до сих пор ищут следы бочки с золотом Ивана Грозного. Часть царских богатств обронили во время Казанского похода с одного из плотов, переправляясь через реку на севере Нижегородской области.

На Ветлуге, у села Троицкого, есть утёс, который местные зовут Бабья гора. Легенда гласит: жила когда-то в этих местах боевая баба Степанида. Организованная женщиной банда дерзко грабила всех, кто сплавлялся по Ветлуге. Атаманша сгинула в холодных водах реки, бросившись с утёса близ села Троицкого. Версий такого драматического конца Степаниды много: то ли не далась живой царским стрельцам, то ли за золотом бросилась, то ли утопили её подельники. С собой в небытие унесла атаманша и сведения о месте нахождения своих сокровищ.


Говорят, что атаманша сгинула в холодных водах реки. Фото: АиФ/ Маргарита Белозёрова

Ход конем

Волгоградская область.

Здешние места - своеобразный кладоискательский центр Нижней Волги. Здесь гулял Стенька Разин, бесчинствовал Емельян Пугачёв и форсировал великую реку жестокий хан Батый. Все эти исторические персоны были богатейшими людьми своего времени. По легендам, они зарыли в земле волго-донского междуречья множество кладов.

Пожалуй, главная мечта кладоискателей - золотые кони хана Золотой Орды Батыя. Батый, которого современники называли царём мира, победоносно прошёл по Руси и достиг Европы. По преданию, из золота, отобранного татаро-монголами у жителей Рязани и Киева отлили коней в натуральную величину. Были ли драгоценные статуи полыми или полностью литыми, легенда умалчивает. Но ходили слухи, что в глазницах коней сверкали красным огнём огромные рубины.

Как символ своего величия и богатства золотых коней Батый повелел установить у ворот на въезде в столицу Золотой Орды - город Сарай-Бату. Сменялись ханы, и золотые статуи олицетворяли могущество государства. Когда ханом Золотой Орды стал Мамай, русские войска разбили его на Куликовом поле, Мамай был вынужден бежать, вроде как прихватив с собой и одного из золотых коней. По поверью, драгоценное животное закопали вместе с телом Мамая, а точное местонахождение могилы неизвестно.

Говорят, что погребение было где-то на одном из холмов близ реки Ахтубы - левого рукава Волги. Второго коня, как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах, похитил казачий отряд во время налёта на ослабевшую столицу Орды. Лихие казаки отломали основу одного из золотых коней и с ним уехали. Вернуть достояние нации для золотоордынцев было делом чести, и они догнали отряд. Казаки приняли неравный бой, но среди горы трупов бесценный трофей татаро-монголы так и не нашли. Куда ускакал золотой конь? Спустя несколько веков на этот вопрос так и нет ответа.

Согласно 233 статье Гражданского кодекса РФ, обнаруженный клад делится поровну между нашедшим его и владельцем земли (здания, постройки), где он был найден. Если кладоискатель не получил согласия владельца земли (здания), где впоследствии был обнаружен клад, то клад полностью передаётся владельцу земли (здания). В случае, когда предметы, содержащиеся в кладе, представляют культурную ценность, они передаются государству. Государство выплачивает за них вознаграждение в размере половины стоимости найденных сокровищ. Нанятые для поисков клада люди, а также те, для кого поиски кладов входят в профессиональные обязанности (например, археологи), кладоискателями не являются и на клад претендовать не могут.

Мало кто знает, что на самом дне водохранилищ Волги остались затопленными целые города. Древние памятники архитектуры Руси сегодня выглядят настоящими атлантидами.

12

В первую очередь стоит упомянуть старинный город Молога. Фундамент его, некоторые постройки и купола церквей заметны в отлив.

13

О Ставрополе на Волге известно лишь историкам. Основан он был в 1737 году, затоплен гораздо позднее.

Уездный городок Спасск затопили при постройке водохранилища. Возможно, в ту пору решение выглядело обоснованным, но сейчас думать о потерянных сокровищах древней архитектуры очень обидно.

Читайте также: