Характеристика грузовых автомобильных шин

Обновлено: 05.07.2024

Правильный выбор грузовых шин - залог безопасной, комфортной и длительной эксплуатации транспорта. Благодаря правильному подбору шин можно существенно улучшить следующие характеристики грузового авто: тормозные свойства, динамику разгона, расход топлива, управляемость, устойчивость и пр. Именно поэтому шины четко классифицируются по разным типам и по размерам и маркируются.

Классификация грузовых шин

Классификация шин происходит по:

  • Способу герметизации: на камерные и модели бескамерные
  • Конструкции: на диагональные и более популярные радиальные
  • Рисунку протектора
  • Сезонности

В отдельную группу выделяются шины для спецтехники: строительной, шахтной, для автокранов, экскаваторов, погрузчиков.

По способу герметизации

Камерные модели состоят из камеры и покрышки. Камера имеет вентиль. Резина для камеры является эластичной, воздухонепроницаемой, стойкой к перепадам температур и к тепловому старению. Размер камеры должен соответствовать размеру покрышки. Бескамерная имеет дополнительный герметизирующий слой. Также герметичность достигается очень плотной посадкой покрышки на обод. Главное достоинство таких шин - в случае прокола длительное сохранение давления, что влечет дополнительные гарантии по безопасности езды.

По конструкции

В диагональных шинах в смежных слоях перекрещиваются нити корда каркаса. Угол наклона нитей в середине шины находится в пределах 45 - 60 градусов. Такие шины отличаются стойкостью боковины к повреждениям и более низкой ценой. В радиальных шинах нити корда каркаса идут параллельно от борта к борту. Нити корда брекера идут аналогично диагональным, но под большим углом. Радиальные шины имеют каркас с меньшим количеством слоев корда, но с более мощным брекером, благодаря чему они меньше деформируются при качении, протектор меньше проскальзывает на дороге.

Радиальная шина обеспечивает отличную управляемость, лучшую боковую устойчивость авто, обеспечивает лучшее сцепление с дорогой благодаря большему пятну контакта.

По сезонности

Летние шины отличают выраженные продольные канавки для отвода воды и скругленный переход от протектора к боковинам. Такая конструкция обеспечивает лучшее сцепление с сухой дорогой и под дождем и приспособлены для более скоростной езды.

Зимние шины используются для работы на обледенелых или заснеженных трассах. Рисунок протектора имеет четко выраженные шашки со сложным рельефом для увеличения боковых поверхностей и разветвленный микрорисунок. На многих зимних моделях можно устанавливать шипы противоскольжения, обеспечивающие более надежный контакт с дорогой. Всесезонные шины хорошо эксплуатируются и на сухом и на мокром асфальте, удовлетворительно работают на зимних дорогах. Рисунок протектора у них более разветвленный, шашки группируются в дорожку и разделены канавками: на шашках есть дополнительный микрорисунок.

Размеры грузовых шин и маркировка (расшифровка на грузовых шинах)

Производители шин во всем мире придерживаются единого стандарта, для Европы – это ETRTO. Базовый размер грузовых шин включает следующие характеристики:

  • ширину профиля шины - то есть накачанной шины, без учета декоративных украшений или букв на боковине;
  • высоту профиля - расстояние по осевой от бортового кольца до внешнего контура протектора у накачанной шины;
  • min расстояние между сдвоенными шинами - то есть, такое расстояние между осевыми плоскостями, при котором они не будут соприкасаться боковинами;
  • радиус шины под статической нагрузкой - это высота от поверхности дороги до центра оси;
  • наружный диаметр - то есть, диаметр ненагруженной покрышки, накачанной до рекомендованного давления;
  • ширина профиля под нагрузкой - то есть, ширина поперечного сечения нагруженной шины.

Серией шины называется соотношение высоты профиля к ширине профиля в процентах.

Маркировка грузовых шин радиального типа на примере 10.00R20 146/143 (все значения даны в дюймах) расшифровывается так:

  • 10 - значение ширины профиля шины;
  • 00- полнопрофильная шина;
  • R - радиальная;
  • 20 - значение монтажного диаметра шины;
  • 146/143 - значение индекса нагрузки, где 146- значение для одинарного колеса, а 143 - нагрузка на одно колесо в сдвоенной системе.

Кроме этого, производители могут маркировать свои изделия и другими обозначениями:

Колеса грузовых автомобилей испытывают значительные нагрузки, поэтому износостойкости и прочности шин уделяется особое внимание. Качественные, правильно подобранные шины обеспечивают высокий уровень безопасности участникам дорожного движения, помогают сократить расход топлива, продлить рабочий период элементам подвески. Колесная резина грузовых автомобилей классифицируется по четырем основным признакам: типу протектора, дорожным условиям, конструкции, оси, для которой она предназначена.

Виды шин по рисунку протектора

Рисунок протектора определяется, в основном, эксплуатационными условиями. По типу рисунка протектора условно различают следующие грузовые шины: дорожные, магистральные, внедорожные, региональные, карьерные.

Дорожные

Дорожные грузовые шины

Такие шины предназначены для поездок по асфальтированным ровным дорогам. Канавки неглубокие и узкие. Это тихая и комфортная резина, обеспечивающая (при перевозках грузов по асфальту) рациональный расход топлива, устойчивость, хорошую скорость и эффективное торможение. Такие шины хорошо подходят для магистральной техники, используемой для междугородных и международных перевозок, но полностью теряют преимущества в условиях бездорожья. На плохих дорогах дорожные шины быстро изнашиваются и обеспечивают слабую проходимость.

Магистральные

Магистральные грузовые шины

Обеспечивают хорошую устойчивость, управляемость техники, рациональный расход топлива. Отличаются высоким индексом слойности. Используются в основном для установки на тяжелонагружаемые самосвалы и фуры.

Внедорожные

Внедорожные грузовые шины

Отличаются развитыми грунтозацепами, ширина которых должна соответствовать выемкам в протекторе. Только в этом случае грунтозацепы будут эффективно защищать резину от забивания грязью и обеспечивать движение тяжелой машины по бездорожью, песку, снегу. Можно ли эксплуатировать внедорожную резину по асфальту? Можно. Однако в этом случае расход топлива возрастет в 1,15-1,4 раза, а ограничения по скорости составят 70 км/час (ехать быстрее небезопасно). Уровень шума высокий, комфорт езды низкий. Такие шины в основном устанавливаются на спецтехнику и военную технику.

Региональные (универсальные)

Универсальные грузовые шины

Такая резина состоит из центральной части с дорожным рисунком и грунтозацепов, расположенных по краям. Она устанавливается на грузовые автомобили, предназначенные для поездок по асфальту и небольшому бездорожью. Региональные модели обычно используются для большинства строительной техники.

Карьерные

Универсальные грузовые шины

Классификация грузовых шин по расположению на оси

В зависимости от оси, для которой предназначена резина, шины разделяют на несколько классов:

  • Для передней оси. Резина передних колес испытывает высокие нагрузки при резких разгонах и торможениях. Протекторы имеют продольные канавки, способные эффективно отводить воду. Летняя резина поперечных выемок практически не имеет. На зимних и внедорожных шинах поперечные канавки выражены четко.
  • Для задней оси. Поперечные канавки ярко выражены. Они могут отсутствовать только на шинах, предназначенных для езды по асфальтовой дороге.
  • Для прицепа. Такие изделия не особо ответственны, а их задача заключается в обеспечении минимального сопротивления. Поперечный рисунок на них отсутствует или мало выражен.
  • Универсальные грузовые шины. Могут использоваться и на передней, и на задней оси. Чаще всего новые изделия ставят на передние колеса, а после какого-то периода эксплуатации переставляют на задние. Рулевые шины для прицепной и полуприцепной техники использовать запрещено во избежание аварийных ситуаций.

Разновидности шин по конструкции

По конструктивному исполнению грузовые шины разделяют на диагональные и радиальные.

Диагональные

Каркас таких изделий состоит из прорезиненных прокладок корда, края которых обвиваются вокруг кольцевых стержней. Для легковых автомобилей такая конструкция считается устаревшей, но для грузовой техники эти шины еще применяются, благодаря относительно невысокой стоимости, ремонтопригодности, стойкости к разрезам и проколам, смягчению нагрузок при поездках по плохим дорогам. Их большим недостатком является сжатие протектора при высоких нагрузках.

Диагональные шины разделяют на камерные и бескамерные. Первые появились давно. Они являются менее функциональными из-за малой устойчивости к проколам. Визуально бескамерные изделия мало отличаются от камерных. Если такая модель прокалывается тонким предметом, то внутренний резиновый слой толщиной 2-3 мм предотвращает быстрое вытекание воздуха. Другие преимущества: меньшая масса, ремонтопригодность (небольшое отверстие можно легко заделать герметизирующим материалом), слабый нагрев в пути, медленный износ. Минусом является сложность ремонта значительных повреждений.

Радиальные

Нити корда в такой резине пролегают от одного борта к другому, не пересекаясь. Радиальные покрышки превосходят диагональные по прочности, теплопроводности, устойчивости к трещинообразованию, величине нагрузок. Эти изделия обеспечивают хорошее сцепление с дорожным полотном, что приводит к повышению безопасности, благодаря хорошей управляемости и устойчивости ТС. Недостатки: усложненная конструкция, а следовательно, более высокая цена, по сравнению с диагональными покрышками, уязвимость к повреждениям в условиях плохих дорог.

Типы автошин по сезонности

Хотя большинство владельцев грузовых автомобилей предпочитает устанавливать всесезонные автошины, летние и зимние грузовые покрышки также существуют.

Основное отличие таких шин друг от друга – это состав резины (более твердая структура для летних шин, и более мягкая – для зимних) и рисунок протектора.

К шинам для грузовых авто предъявляют более жесткие требования, чем к аналогичной продукции для легковых машин.

Имеют значение прочность, сцепные свойства с покрытием, рисунок и глубина протекторов, условия эксплуатации. Мы расскажем, на что обратить внимание при выборе.

Все грузовые шины по предназначению делят на два основных вида:

  • Легкогрузовые (диаметр R15-17) — для коммерческого транспорта с полной массой до 3,5 т и грузоподъемностью до 2,3 т (микроавтобусы, небольшие грузовики).
  • Собственное грузовые (диаметр R22,5 и более) — для крупных грузовиков, автобусов, сельхозтехники, магистральных тягачей. Среди них выделяют изделия для различных осей — управляющей, ведущей.

Индекс нагрузки

Типоразмер

Обозначается маркировкой ширина/пропорция высоты к ширине R диаметр (например, 205/55 R16). Высота колеса и ширина грузового протектора напрямую влияют на динамику, торможение, управляемость, расход топлива. В частности, более узкие колеса имеют и более низкий вес. При перевозках на длительные расстояния это существенно экономит средства.

Вес грузовой шины

При выборе нужно учитывать вес авто и грузоподъемность. Чем легче шины на грузовом авто, тем проще им управлять. Машина лучше ускоряется и тормозит. Чем меньше весит шина, тем меньше топлива расходуется, а двигатель работает в оптимальном режиме. Слишком большой вес колес может сократить общий пробег авто за счет более быстрой выработки ресурса двигателя. Помните, что при увеличении веса колес на 1 кг транспортное средство теряет около 1% мощности.

Слойность

Обратите внимание на такой параметр как слойность грузовых шин. На боковине он обозначается маркировкой PR (Ply Rating) или НС (норма слойности) и показывает, сколько слоев корда использовал производитель. Чем выше цифра после маркировки, тем лучше эксплуатационные характеристики, что важно для пробега автошины. Чем выше слойность, тем больший вес может выдерживать покрышка. Но при этом снижается ее гибкость и эластичность.

Отметим, что в современных изделиях используются более прочные материалы для кордов. Это позволяет снижать показатель слойности, сохраняя возможность брать на борт большой вес.

Эксплуатация автомобилей в летний период

От вида покрытия, на котором будет эксплуатироваться машина, зависят рисунки протектора. Для городских дорог и трассы подойдут протекторы с продольным рисунком. Для передвижения исключительно по грунтовым дорогам лучше выбрать поперечный рисунок. Если же машина будет передвигаться как по асфальту, так и по грунтовкам, оптимальный вариант — комбинированный рисунок.

Продольный рисунок

Такие протекторы созданы специально для того, чтобы вода как можно активнее стекала с колес. Такие грузовые шины можно отличить по нескольким зигзагообразным канавкам, которые идут вдоль беговой стороны протектора. Они отличаются низким уровнем шума, минимальным сопротивлением качению, большим сопротивлением боковому уводу на поворотах.

Однако сцепление с дорогой у них несколько хуже, поэтому для грунтовых дорог, например, с покрытием из щебня или глины они не подойдут.

Шины – это та часть грузовика, которая непосредственно контактирует с дорожным покрытием. Именно от них зависит безопасность движения. Покрышки обеспечивают такие важные показатели, как разгон, сцепление с дорогой, эффективность торможения и устойчивость на дороге. Если шины выбрать неправильно, то эти показатели ухудшаются.



Что такое грузовые шины, какие виды встречаются

Любая шина – это элемент колеса. Грузовые покрышки, по сути, являются внешней оболочкой и устанавливаются на диск. Их основная задача – это обеспечение хороших сцепных свойств с дорогой. Любая грузовая шина имеет протектор, стальной пояс и кожух, внутренний слой, боковые части, а также укрепленный кольцевой стержень.

Существуют различные виды покрышек. Их применение зависит от особенностей грузовика. Если у грузового автомобиля 2 оси, то устанавливаются диагональные и радиальные шины. Они могут быть как камерными, так и бескамерными. На одной оси шины должны быть одинаковыми.

Подходят грузовые шины для легковых авто?



Маркировка покрышек для грузовиков



Любые грузовые шины имеют маркировку. Буквы Z, D, T, F означают, на какой оси покрышки должны быть установлены, а именно:

1. Z – управляемые и прочие;

3. T – для прицепов;

4. F – управляемые.

Шины также отличаются по применяемости. Буква A означает, что они для трассы, E – для города, N – для снежного покрытия, Y - для передвижения во время строительных работ. Встречаются и другие типы.

Выше описаны наиболее часто используемые символы при маркировке. Однако встречаются и другие, их много. К примеру, буква R иногда обозначает, что протектор у покрышек радиального типа. Также иногда в маркировке используются символы, означающие размеры шин и другую информацию.

Надпись Energy означает, что шины способствуют экономии расхода топлива, а Max Pressure – максимально допустимое давление. Встречаются и другие обозначения.

Вес грузовых шин



Практически все грузовые шины весят по-разному. Этот показатель зависит, прежде всего, от размеров, типа модели и производителя. Примерные цифры назвать сложно, так как покрышки одного диаметра могут весить по-разному из-за особенностей строения. Бывает, что вес одной шины достигает до 80 кг. Более точные цифры представлены в таблице ниже.

Давление в покрышках

Оптимальное давление важно соблюдать в любых шинах, особенно в грузовых. От давления зависит ресурс самих покрышек, комфорт при езде и другие важные факторы. Оно всегда должно быть оптимальным. Слабое или высокое давление одинаково опасно, так как автомобиль будет управляться не так, как должен.

Для всех шин оптимальное давление разное и обычно производитель его указывает. Оно делится на 2 типа – первый нужен при приемлемой загрузке грузовика, а второй – при максимальной.

Ресурс покрышек



Ресурс грузовых шин, прежде всего, зависит от качества изготовления и типа эксплуатации. Если соблюдать все рекомендации производителя, то покрышки могут эксплуатировать до 150 тысяч километров пробега. Этого хватит на несколько лет, в зависимости от периодичности езды на грузовике.

Обычно ресурс уменьшается из-за резких торможений и стартов, ускорений, высокой скорости с грузом, неправильном давлении в шинах, отсутствие балансировки когда это надо и другие причины.

Выбор грузовых шин

Выбрать покрышки для легкового автомобиля просто. Однако выбор шин для грузовиков усложняется, так как первая попавшаяся модель не подойдет. Нужно учитывать все параметры, условия эксплуатации и прочее. Основные факторы, которые нельзя упускать:

1. Качество дорожного покрытия, которое будет преобладать при эксплуатации. Если грузовик будет ездить по дорогам плохого качества, то лучше всего выбрать шины с регулируемым давлением, тогда их ресурса хватит на максимальный срок. Для хорошего асфальтированного покрытия подходят пневматические покрышки;

2. Для чего грузовик будет использоваться. Маркировка на шинах позволит выбрать оптимальный вариант. Также важно учитывать параметры грузового автомобиля;

3. Манера вождения;

4. Погодные условия, которые преобладают при эксплуатации;

5. Протектор. Его рисунок важен, так как от него напрямую зависит сцепление с дорогой. При этом нужно учитывать местность эксплуатации;

6. Профиль шин. Он может быть разным, но от него зависит управляемость, устойчивость на дороге, грузоподъемность и проходимые свойства грузовика;

7. Ось, для которой выбираются шины. Если установить покрышки, предназначенные для другой оси, то их эффективность будет плохая, а также уменьшится ресурс;

8. Качество изготовления. От этого напрямую зависит срок службы шин.

Основная информация о грузовых шинах было описана выше. Изучив ее, можно выбрать хорошие грузовые покрышки.

Читайте также: