Как изменится длина остановочного пути автомобиля если время реакции водителя увеличится

Обновлено: 30.06.2024

остановочный путь формула

Учитель. Иногда по нескольку раз в день вам приходится переходить дорогу. На проезжей части ваш путь пересекает путь движения транспорта. И здесь надо проявлять особое внимание и осторожность. Нельзя создавать помехи движению. Это значит, что улицу надо переходить лишь там, где положено, и сначала убедиться в безопасности перехода, в том, что поблизости нет автомобиля.

А как определить, далеко от вас автомобиль или близко, можно ли успеть перейти дорогу или нет? Во всех случаях нельзя торопиться, лучше переждать. Ведь автомобиль идёт очень быстро, примерно в 10-12 раз быстрее пешехода. И главное, водитель, неожиданно увидев на проезжей части человека, не сможет остановить машину сразу. Это просто невозможно по законам физики. Ведь после торможения автомобиль в течение некоторого времени проходит ещё определенное расстояние – тормозной путь.

Тормозной путь зависит от силы сцепления колёс с дорогой. Если дорога сухая и шины автомобиля новые, то сила сцепления колёс с дорогой увеличивается, и наоборот, если дорога скользкая, а шины стёрты, сила сцепления уменьшается. В первом случае тормозной путь сокращается, во втором увеличивается.


  1. пути S1, проходимого автомобилем с момента обнаружения водителем препятствия до момента нажатия им на тормозную педаль (пути, проходимого автомобилем за время реакции водителя).



  1. пути S2, проходимого автомобилем за время срабатывания тормозов. Это время уходит на приведение в действие тормозного механизма;

  2. пути S3, проходимого автомобилем с момента полного вступления в действие тормозов до полной остановки. С того момента, как начнут действовать тормоза, автомобиль проходит до полной остановки некоторое расстояние – тормозной путь.

S = S1 + S2 + S3

Путь торможения автомобиля во многом зависит от скорости его движения. Чем больше скорость, тем этот путь длиннее.

Например, водитель ехал сначала со скоростью 30 км/ч, а затем увеличил скорость до 60 км/ч. Казалось бы, тормозной путь увеличится также вдвое, а на самом деле он увеличивается в 4 раза.

Длина тормозного пути зависит и от массы автомобиля. У более тяжёлых автомобилей, таких как автобус, грузовик, тормозной путь больше, чем у легковых автомобилей.


Тормозной путь автомобиля меняется также в зависимости от погодных условий.


Помните: любую машину, трамвай, троллейбус сразу остановить невозможно! Вы подвергаете себя страшной опасности, пытаясь пересечь улицу или дорогу перед близко идущим автомобилем.

Учитель. Попробуем решить задачи, узнавая остановочный путь автомобиля.

Тормозной путь автомобиля меняется в зависимости от состояния проезжей части дороги, как показано на рисунке.


Во сколько раз изменится тормозной путь в каждом случае? Как это должен учитывать водитель? Пешеход?

S1 = 19,44 м (время реакции водителя 1 с),

S = S1 + S2 + S3 = 19,44 + 6,41 + 24,2 50 м.

Ответ: остановочный путь равен примерно 50 м.

Во время снегопада остановочный путь автомобиля равен 69 м, а в сухую погоду – 23 м. Во сколько раз увеличивается остановочный путь при изменении погодных условий? Как это должен учитывать пешеход?

Ответ: пешеход должен соблюдать правила дорожного движения. Не перебегать дорогу перед близко идущим транспортом. Переходить дорогу только по зелёному сигналу светофора.

На расстоянии 15 м от пешеходного перехода одновременно затормозили два автомобиля. Тормозной путь первого составил 12 м, второго на 4 м больше. Кто из водителей нарушил правила и почему?


  1. 12 + 4 = 16 (м)

  2. 12 м

  3. 16 м > 15 м


Путь реакции это расстояние, которое автомобиль успел проехать с того момента, как вы заметили опасность, до того момента, как вы начали тормозить или поворачивать.

Путь реакции зависит от:

  • Скорости автомобиля. Путь реакции прямо пропорционален скорости: в 2 раза больше скорость = в 2 раза больше путь реакции.
  • Времени реакции. Нормальное время реакции человека составляет 0.5 - 2 сек. На время реакции оказывают влияние опыт, возраст, состояние водителя и многие внешние факторы. Обычно лучшее время реакции у опытных водителей, в возрасте 45 - 54 года.

Путь реакции можно существенно сократить, если вы:

  • Предвидите опасную ситуацию.
  • Внимательно следите за дорогой и готовы к действиям.

Путь реакции может существенно увеличиться, если

  • водителю приходится делать выбор между действиями (например, между торможением и поворотом)
  • водитель находится под воздействием алкоголя, наркотиков или лекарств
  • водитель устал

Расчет пути реакции

Допустим, автомобиль движется со скоростью 50 км/час и время реакции составляет 1.5 секунды.

  • Переводим км/час в м/с. 50 + 10 % = 55
    55 / 4 = 13.75 м/с
  • Умножаем скорость (в м/с) на время (в сек.) получаем пройденный путь. 13.75 * 1.5 путь реакции = 20.625 метра.

Тормозной путь

Тормозным путем называется расстояние, которое проезжает автомобиль с момента начала торможения и до полной остановки.

Тормозной путь зависит от:

  • скорости автомобиля, рост квадратичный, в 2 раза больше скорость => в 4 раза больше тормозной путь. в 3 раза увеличивается скорость => в 9 раз возрастает тормозной путь.
  • состояния дороги, играют роль уклон, состояние дорожного покрытия, сухая дорога или мокрая и пр.
  • массы автомобиля, у груженого автомобиля тормозной путь больше.
  • колес и тормозов, состояние тормозной системы, количество колес, качество протектора, наличие дополнительных систем торможения и пр.

Расчет тормозного пути

Очень трудно расчитать тормозной путь для абстрактного автомобиля. Обычно большинство задач сводится к тому, что зная тормозной путь на одной скорости, необходимо вычислить его для другой скорости. Зная, что зависимость квардратичная, это достаточно просто. Тем не менее есть некоторые цифры, которые можно брать за основу.

Считается, что средний автомобиль на хорошей сухой дороге, двигаясь со скоростью 10 км/час, имеет тормозной путь 0.4 метра. Соответственно, для скорости 20 км/час он составит 1.6 метра, 30 км/час - 3.6 метра, 50 км/час - 10 метров.

Более точные цифры можно получить, воспользовавшись формулой S = V² / (250 * k), в которой S это тормозной путь, V - скорость автомобиля в км/час, k - коэффициент трения колес по асфальту (0.8 для сухой дороги - 0.1 для льда). Формула дает результат для скорости 50 км/час - 12.5 метров.

Остановочный путь

Остановочный путь есть сумма пути реакции и тормозного пути. Задачи по вычислению остановочного пути сводятся к вычислениям пути реакции и тормозного пути.








64. Подъезжая на легковом автомобиле без пассажиров к ж/д переезду, Вы заметили стоящий на переезде грузовик, водитель которого пытается завести двигатель заводной рукояткой. Как поступить в такой ситуации?

− Остановиться, оказать помощь водителю грузовика. Если не удалось удалить автомобиль с переезда, идти вдоль путей в сторону худшей видимости для подачи сигнала машинисту поезда

65. Из-под колес движущегося впереди Вас на большой скорости грузового автомобиля неожиданно вылетел камень и ударил в лобовое стекло Вашей машины. Мгновенно стекло покрылось сетью мелких трещин. Видимости через такое стекло практически нет. Ваши действия?

− Включить аварийную сигнализацию, не меняя полосы движения снизить скорость и остановиться, убрать разбитое стекло

66. Двигаясь со скоростью 60 км/ч, Вы внезапно попали на небольшой (10-20 м) участок дороги, покрытый льдом. Что Вы предпримете в данной ситуации?

67. Двигаясь днем на легковом автомобиле со скоростью 70 км/ч, Вы попали в густой туман. Видимость уменьшилась до 15 м. Ваши действия?

− Включить ближний свет фар или противотуманные фары, снизить скорость до 25-30 км/ч, при возможности съедете за пределы дороги и подождете, пока туман не рассеется

68. Вы длительное время (2,5-3 ч) движетесь по хорошему ровному шоссе с постоянной скоростью 70 км/ч. Как часто бывает в таких случаях, появилась сильная сонливость, начали непроизвольно слипаться глаза. Как Вам лучше поступить в данной ситуации?

− Остановиться и отдохнуть. Перед тем как снова сесть за руль, выполнить несколько гимнастических упражнений

69. Как влияет длительное, однообразное движение по дороге с малой интенсивностью на внимание водителя?

− Ведет к быстрому ухудшению всех характеристик внимания

70. Как называется путь, пройденный автомобилем от начала торможения до полной остановки?

71. Для экстренной остановки на сухой дороге необходимо:

− Нажать на педаль тормоза, не выключая сцепления

72. Что понимается под временем реакции водителя?

− Время с момента, когда водитель увидел опасность, до начала его действий

73. Под остановочным путем понимают:

− Расстояние, проходимое с момента обнаружения водителем препятствия до полной остановки автомобиля

74. На повороте возник занос задней оси заднеприводного автомобиля. Какие Ваши действия будут правильными?

− Слегка уменьшить подачу топлива и повернуть руль в сторону заноса

75. При торможении двигателем на крутом спуске Вы должны выбирать передачу исходя из условий:

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Классный час по правилам дорожного движения для учащихся старших классов

"Тормозной и остановочный путь транспортного средства"

Участники: учащиеся старших классов, классный руководитель.

Цель: напомнить учащимся об опасности перехода проезжей части перед близко движущимся транспортом.

- научить учащихся реально воспринимать ситуацию на дороге с учётом остановочного пути;

- содействовать формированию у учащихся чувства опасности и гражданской ответственности;

- повторить основные знания по безопасному переходу улицы.

Наглядность:

- оформление классной доски (тема, план проведения классного часа);

Ход занятия

I. Классный руководитель сообщает тему и цель занятия. Напоминает о необходимости изучения и соблюдения ПДД, последствиях при их нарушении.

Актуальность.

Ежегодно в мире в результате ДТП погибают и получают ранения более 50 млн. человек. Всемирная организация здравоохранения свидетельствует, что на долю ДТП более 30% смертельных исходов от всех несчастных случаев. В ХХ веке автомобиль стал причиной смерти около 30 млн. человек. В России потери, связанные с ДТП в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев. Масштаб ДТП угрожает национальной безопасности. (Из доклада рабочей группы Президиума Государственного совета Российской федерации).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года №100 утверждена федеральная целевая программа “Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах”, где говорится о мерах по снижению детского дорожно-транспортного травматизма. По данным Всемирной организации здравоохранения, если срочно не предпринять мер, то в ближайшие годы уровень смертности на дорогах мира вырастет на 60%.

II. Классный руководитель разбирает причины, по которым жертвами ДТП становятся дети.

Мы каждое утро выходим на улицу и становимся пешеходами. Интенсивность дорожного движения в Павловске увеличивается. Анализ данных о количестве ДТП, свидетельствует о том, что очень часто жертвами становятся пешеходы, а еще чаще дети. Почему?

Факт 1. Дети иначе, чем взрослые воспринимают окружающий мир. В чём это выражается?

1) Размер мчащегося автомобиля, его скорость для детей представляется немного искажёнными.

2) Расстояние до транспортного средства дети также не могут оценивать правильно.

3) Собственная скорость передвижения кажется ребёнку гораздо больше, чем на самом деле.

Исследования пешеходного движения показывают, что в зависимости от возраста и пола изменяется и скорость движения пешеходов.

Скорость движения пешеходов в зависимости от возраста

Возраст и пол

Скорость движения пешеходов

1,11 м/с = 1,11х3600:1000 км/ч = 3,996 км/ч

Подростки 11-16 лет

1,59 м/с = 1.59х3600:1000 км/ч = 5,724 км/ч

Мужчины до 55 лет

1,62 м/с = 1.62х3600:1000 км/ч = 5,832 км/ч

Мужчины свыше 55лет

1,5 м/с = 1.5х3600:1000 км/ч = 5,4 км/ч

Женщины до 55 лет

1,35 м/с = 1.35х3600:1000 км/ч = 4,86 км/ч

Женщины после 55 лет

1,29 м/с = 1.29х3600:1000 км/ч = 4,644км/ч

При переходе дороги для того, чтобы иметь общее представление об окружающем пространстве, нужно осмотреться вокруг. Для того чтобы повернуть голову, ребёнку понадобится 4 секунды, а взрослому человеку всего лишь одну секунду. Поэтому, искажённо оценив дорожную ситуацию, дети считают, что успеют перейти дорогу и попадают в ДТП.

Дети с искажением воспринимают звуки на дороге. Подростки часто ходят по улицам города с наушниками, в которых звучит громкая музыка. И это очень существенно мешает восприятию окружающей действительности. У ребёнка искажено восприятие размеров транспортного средства. Подростки до 13-14 лет видят только прямо. У них хорошо развито “тоннельное зрение”, а боковое зрение слабо фиксирует происходящее.

Факт 3. Есть ещё один фактор, который следует учитывать. Люди делятся на “ левшей” и “правшей” по принципу ведущей руки. Активность руки связана с работой разных полушарий мозга, что определяет разный тип мышления, а, следовательно, разный тип восприятия информации. Так, “правши”, т.е., у кого преобладает работа левого полушария мозга, считаются “мыслителями”, а “левши” те, у кого преобладает работа правого полушария мозга – “художниками”. Правое полушарие отвечает за ориентацию человека в пространстве, поэтому дети “левши” лучше ориентируются на улицах и дорогах, но при этом в большей степени у них искажено восприятие звуков.

Чувство тревоги и опасности не врождённое, а приобретённое. Поэтому развитые чувства опасности и ответственности за свою и чужую жизни могут предотвратить трагедию на дороге. Нужно соблюдать осторожность на проезжей части в любое время года, особенно зимой. Знание того, сколько проедет автомобиль перед тем, как остановиться, какова дистанция безопасности, поможет избежать проблем на дороге.

Факт 4. Ни одна машина сразу остановиться не может.

Останавливаясь около заранее намеченного места, водитель выключает двигатель, и автомашина продолжает двигаться только по инерции. Затем водитель тормозит и плавно подводит машину к остановке. Машина не может остановиться сразу, как только её затормозили.

Остановочный путь автомобиля - все расстояние, пройденное автомобилем с момента обнаружения опасности до полной остановки.

Автомобиль нельзя остановить мгновенно. Для его остановки требуется определённое время, за которое он проходит некоторое расстояние. Остановочный путь состоит из двух частей: расстояние, пройденное автомобилем за время реакции водителя и тормозного пути.

Время реакции водителя.

Время реакции водителя колеблется от 0,5 с до 1,2 с. На время реакции водителя влияют личные качества: физическое состояние водителя, его возраст, водительский опыт.

Тормозной путь - это расстояние, пройденное автомобилем с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки автомобиля.

Тормозной путь автомобиля зависит от многих факторов:

а) от силы сцепления колёс с землёй. Если дорога скользкая, шины стёрты, то сила сцепления колёс с землёй уменьшается и, наоборот, увеличивается, если дорога сухая, а шины новые. В первом случае тормозной путь увеличивается, во втором сокращается.

б) от скорости автомобиля: чем больше скорость, тем он длиннее.

Если водитель едет со скоростью 25 км/ч, затем переходит на скорость 50 км/ч., то есть, скорость удваивается. Как при этом изменится тормозной путь? Казалось бы, скорость удвоилась, и тормозной путь тоже должен увеличиться вдвое. На самом деле он увеличивается в 4 раза. Если скорость увеличить в 3 раза, то тормозной путь увеличивается в 9 раз, а если в 4 раза – то в 16 раз.

Изменение тормозного пути в зависимости от скорости движения автомашины, показано в таблице.

Скорость движения км/ч

Тормозной путь по сухой дороге

Тормозной путь по мокрой дороге

Тормозной путь по ледяной дороге

в) от состояния дороги. Тормозной путь может увеличиться примерно на 30%, если дорога мокрая, и примерно в 3 раза, если дорога покрыта снегом, и в 5 раз, если асфальт покрыт ледяной коркой.

Вопрос: когда водителю труднее затормозить в начале дождя или когда дождь идёт уже некоторое время?

Ответ. В начале дождя затормозить труднее, так как на проезжей части образуется смесь в виде тонкой грязной и жирной плёнки, которая существенно снижает качество сцепления колёс с дорогой. И соответственно тормозной путь существенно увеличивается. Когда же дождь идёт уже некоторое время, он смывает эту грязе-жировую плёнку.

г) от нагрузки и тяжести машины. Более тяжёлая машина (грузовик, автобус) имеет больший тормозной путь, чем, например, маленький “Москвич”.

д) от исправности тормозов, препятствий на пути и других условий.

Но не будем забывать, что вы не только пешеходы, но и время от времени и пассажиры. Поэтому не должны забывать о ремне безопасности. Скажите, вы, ваши папы и мамы всегда пристегиваются? Не всегда. А в остальных случаях надеются, что доберутся до работы или магазина без проблем. Вы знаете, более ста граждан, которых ежедневно недосчитываются в России, тоже так думали. И если бы все они были пристегнуты ремнями безопасности, эта страшная цифра сократилась бы на две трети.

Что же происходит с водителями и пассажирами, если они не пристегнуты на скорости 80 км. в час наезжают на дерево или стену? Через 0,03 секунды после удара вдавливается бампер; сила, в 30 раз превышающая вес автомобиля. Останавливает его движение на линии передних сидений; в тоже время пассажиры продолжают двигаться по инерции со скоростью 80 км. в час. Спустя секунды водитель грудной клеткой ломает руль и с силой 9 тонн ударяется о приборный щиток. Затем водитель и пассажир рядом с ним ударяются головой о лобовое стекло… Ясно, в живых не останется никто. Будь водитель и пассажир пристегнуты, они имели реальные шансы выжить. Не зря же чемпион мира по Формуле - 1 Ральф Шумахер пристегивался, даже, когда ему надо отогнать машину от дома в гараж. И проехать то всего-то тридцать метров. Словом, пристегнутые ремни во всем мире - такая же обыденность, как зубная щетка.

Прогресс не стоит на месте. Уже выпускаются устройства, которые предупреждают водителя звуковым сигналом о необходимости пристегнуться. Больше того, есть ремни, которые автоматически пристегивают водителя и пассажиров.

Напоминайте своим родным, чтобы они пристегивались. Вы очень близкие люди вашим родителям, и ваш совет не оставит их равнодушными.

1. Умей не только видеть, но и слышать улицу.

2. Обращай внимание на сигналы автомобиля (указатели поворота, заднего хода, тормоза)

3. Контролируй свои движения: поворот головы для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобиля.

Подводится итог мероприятия: учащиеся разбиваются на группы по 7–9 человек и на плакатах оформляют выводы по теме классного часа.

1. Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению Правил дорожного движения / авт. – сост. В.Е.Амелина, О.Л.Фастова. – 2-е изд. испр. – М.: Глобус, 2006. – 264с.

3. правила уличного движения / авт. В.Л.Дудкин – Киев: Радянска школа, 1970. – 118с.

Журнал “Автомир” №9, №36 – 2008.

4. Правила дорожного движения Российской Федерации/сост. А.Т.Берг – М.: АТБЕРГ 98, 2007. – 64с.

5. Пешеход на дороге. /авт. М.Л. Форштат, А.П..Добровольская, А.В.Эпова, А.В.Новиков. – С-Пб.: Автоград, 2001. – 39 с.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: