Как платить водителю манипулятора

Обновлено: 05.07.2024

Я собственник грузового манипулятора хочу посадить на него водителя какими договорами обезапасить себя?

Намерены ли Вы сдавать манипулятор в аренду?

Так по смыслу ст. 642 ГК РФ

По договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.

В этом случае на водителя в силу условий договора возлагается обязанность по техническому обслуживанию транспортного средства.

В силу ст. 644 ГК РФ

Арендатор в течение всего срока договора аренды транспортного средства без экипажа обязан поддерживать надлежащее состояние арендованного транспортного средства, включая осуществление текущего и капитального ремонта.

более того, именно водитель в силу условий договора и положений ст. 1079 ГК РФ будет нести ответственность перед третьими лицами, за причиненный вред.

Самостоятельное обслуживание транспортного средства, также предполагает заключение им от своего имени договоров страхования, а договором дополнительно можно вменить в обязанность застраховать манипулятор как имущество и дополнительно оформить расширенную страховку ответственности перед третьими лицами.

Водители являются одной из категорий работников, к которым предъявляются особые требования. Специфика работы на транспортном средстве, являющемся источником повышенной опасности, особые режимы работы, отдыха накладывают свой отпечаток на подход к организации оплаты их труда. В этой статье мы постарались обобщить доступную информацию об особенностях оплаты водительского состава организации.

Содержание

Положение об оплате водителей разрабатывается на предприятиях или организациях с целью организации порядка и условий оплаты труда водителей, их материального поощрения (премирования) и стимулирования. Положение не должно нарушать нормы и стандарты, утвержденные законодательством РФ. Более подробно об общих принципах разработки Положения вы можете прочитать в моей статье .

Положение должно быть разработано согласно специфики транспортного производства, учитывая систему организации и графика работы водительского персонала, сложность и характер выполнения транспортных заданий.

Данный документ распространяет свою юридическую силу на лиц (водителей), осуществляющих свою трудовую деятельность на основании составления трудового договора с предприятием.

Здесь не будем говорить о категориях, указанных в водительском удостоверении. Большое многообразие автомобильной техники и направлений ее использования предъявляют особые требования к организации как работы, так и оплаты труда сотрудников автотранспортных подразделений. Исходя из этих особенностей, можно выделить несколько категорий специалистов по вождению и эксплуатации транспортных средств:

1. легкового ТС (вместимость ТС не превышает 5 посадочных мест).

2. микроавтобусов (вместимость ТС от 5 до 18 посадочных мест).

3. автобусов (вместимость ТС более 18 посадочных мест).

4. специально оснащенного автомобиля (спецтехники).

5. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС не превышает 3 тонны).

6. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС от 3 тонн до 12 тонн), в том числе:

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки, в том числе:

7. грузового транспорта (грузоподъёмность ТС более 12 тонн):

  • грузового транспорта, работающий в радиусе 50 км;
  • грузового транспорта, работающий в радиусе более 50 км;
  • грузового транспорта, производящий международные перевозки.

Оплата труда водителей – денежные средства, выплачиваемые водителям за качественное и своевременное выполнение ими обязанностей в соответствии с законодательной базой РФ, трудовыми соглашениями, положением об оплате труда водителям, а также дополнительными нормативными документами предприятия, регулирующие отношения между работником и работодателем.

Оплата труда состоит непосредственно из зарплаты, начисленной согласно повременных или сдельных тарифных ставок, а также дополнительных надбавок за классность и/или условий работы, поощрительных доплат и премий.

Статья 129 ТК РФ

Заработная плата (оплата труда работника) – вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты)

Вознаграждение труда зависит от следующих факторов:

  • категории водителя;
  • классность водителя;
  • условий труда (условий манеры вождения, уровень сложности в управлении ТС и т.п.);
  • наличия переработки (перевыполнение плановых показателей: часы работы, пассажироёмкость, тоннаж, тонно-километры и прочее);
  • графика работы (дневное время, ночное время).

В зависимости от категории водителя, расчеты с ним могут быть осуществлены в виде:

  1. Повременной (почасовой) ставки. Данная система расчетов применяется для специалистов, обязанности которых не включают прохождения длительных расстояний, а требуют определенных навыков и мастерства. В основном, почасовая выплата начисляется водителям:
  • определенной спецтехники;
  • пассажирского транспорта (легковые ТС, микроавтобусы, автобусы), если их работа совмещает ожидания (например, время ожидания руководителя или клиентов, время ожидания погрузки);
  • грузового ТС в случае перевозки на незначительные расстояния небольшого веса груза.
  1. Сдельной ставки за пройденный километраж. Данная система расчетов может применяться для водителей легкового транспорта или микроавтобусов, производящие междугородние или международные перевозки.
  2. Сдельной ставки за пассажирооборот. Данная система оплаты актуальна для водителей автобусов или микроавтобусов.
  3. Сдельной ставки за перевезенный тоннаж или произведенные тонно-километры. Сдельный заработок выгоден для специалистов, управляющих грузовым автотранспортом, и перевозящие объемные грузы на значительные расстояния (например, зарплата международников, которая является одной из самых высоких среди водительского состава).

Думаю, что все знают о том, что заработная плата не может быть меньше установленного в РФ минимального размера оплаты труда .

Применение повременной системы расчетов актуально в следующих случаях:

Данный вид оплаты требует организации правильного и своевременного табельного учета фактически отработанного времени каждого работника.

Рассчитывается повременная оплата труда следующим образом:

Расчет повременной оплаты

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

Оплата труда водителей, когда ТС на ремонте или во время простоя транспорта не по причине самого водителя производится по его почасовому тарифу без надбавок на классность и прочих.

. Внимание: на сайт добавлен материал по оплате водителей на ремонте.

Сдельный заработок обусловлен выработкой ТС, которая зависит от производительности водителя. Сдельная оплата рассчитывается, согласно сдельных расценок, по следующим критериям:

  • за пройденное расстояние (км),
  • пассажирообъём (Vп),
  • тонны (т),
  • тонно-километры (ткм).

Применение сдельной системы оплаты водителей актуально в следующих случаях:

  • когда применение повременной данной выплаты не актуально и не целесообразно для исполнителя;
  • в случае, когда следует оценить все тонкости условий труда и сложности производства ТС.
  • когда нужно стимулировать исполнителей к увеличению производительности труда: чем больше сделал, тем больше заработал.

Данный вид вознаграждения выгоден специалистам по управлению ТС, которые за сравнительно оптимальный промежуток времени выполняют трудоёмкие и направленные на результат транспортные работы. Сдельная оплата труда подразделяется на:

  • коллективную (применяется, когда транспортное производство непрерывное или достаточно длительное, что требует посменного чередования работников с целью организовать необходимый отдых водителей). Коллективная сдельная оплата распределяется между водителями, согласно удельному весу их личной выработки или коэффициенту трудового участия.
  • индивидуальную – чаще всего используемый вид сдельного расчета. Применяется, когда нормы охраны труда не требуют смены водителя (обычно рабочая смена не превышает 12 часов).

Индивидуальное управление ТС более приемлема, поскольку водитель полностью отвечает за объем производства, что отражается на его заработной плате, а также за состояние ТС индивидуально. Коллективная работа предусматривает конкуренцию, что может вызвать недовольства среди водительского состава.

Сдельная оплата труда утверждается работодателем и соответствует нормативам коллективного договора, трудового соглашения или договора.

Данный вид заработка требует организации достоверного учета фактических показателей выработки ТС.

Рассчитывается сдельная оплата водителей следующим образом:

Формула 2: Расчет сдельной оплаты

Выработка может исчисляться в:

  1. Пройденном расстоянии – километрах. Свойственно для работы легковых ТС, перевозящих пассажиров на длительные расстояния, когда транспорт работает без простоев. Единица измерения выработки: км;
  2. Пассажирообороте – транспортное производство исчисляется в перевезенном объеме пассажиров на определенное расстояние. Единица измерения выработки: Vп или Vп*км= Vпкм
  3. Тоннаже – производство ТС исчисляется в перевезенных тоннах. Единица измерения выработки: т.
  4. Тонно-километрах. Самый распространенный вид выработки, исчисляемый в объеме перевезенного груза на определенное расстояние. Единица измерения выработки: т*км = ткм.

Тарифы и коэффициенты разрабатываются отделом труда и заработной платы (или уполномоченным специалистом), и не могут нарушать нижний предел нормативов, утвержденных законодательной базой РФ.

Качественно разработанная система премирования является отличной мотивацией труда для работников и разрабатывается с целью улучшения различных показателей финансово-экономической деятельности транспортного предприятия (подразделения).

Отсутствие премиальных может стать достойным наказанием (а также примером для других) при производственных упущениях работника и несоблюдении водителем должностной инструкции.

Показатели, условия и размеры премирования должны быть разработаны в положении об оплате труда, как неотъемлемой части коллективного договора.

Показатели премирования работников могут зависеть от:

  • высококачественного и своевременного выполнения заданий, указанных в путевых листах;
  • отсутствия жалоб от грузоотправителя и/или грузополучателя;
  • соответствия пробега автомобиля с нормами расстояний;
  • выполнения или перевыполнения месячного плана выработки.;
  • уровня качества работы в коллективе;
  • роста выработки транспортного средства (роста производительности труда самого водителя);
  • управления ТС в рамках пригородных и междугородных маршрутов:
  • соблюдения графика движения, указанного в путевом листе;
  • высокого сервиса обслуживания пассажиров;
  • содержания транспортного средства в технически исправном состоянии;
  • целесообразного и бережного использования ТС;
  • экономии ГСМ и РТИ (зависит от манеры и характера вождения);
  • совмещения профессий, например для водителей экспедиторов;
  • расширения зоны обслуживания автомобилем (увеличение объема транспортного производства);
  • выполнения обязанностей временно отсутствующего работника.

Премия может иметь вид фиксированной суммы (ЗП=ОТ+П) или быть в виде процентной ставки (ЗП=ОТ*Кп), где

ЗП – заработная плата водителя

ОТ – оплата труда(повременная, сдельная или комбинированная)

П – фиксированная сумма премии

Кп – премиальный коэффициент.

Если премиальный коэффициент утверждается в коллективном договоре и является большим рычагом для мотивации труда, то фиксированная сумма премии может варьироваться каждый отчетный период и зависит от решения руководителя предприятия (подразделения).

Категория водителя зависит от ТС, на котором он работает и специфики работы данного ТС. Присужденная категория непосредственно влияет на размер заработной платы, поскольку тарифная ставка на определенный вид транспортной услуги разрабатывается, согласно соответствующей категории.

Классность водителей (повышение или понижение) определяется на предприятии квалификационной комиссией, которая проводит соответствующую аттестацию. Решение о присвоении классности утверждается приказом по предприятию, также производится соответствующая запись в трудовую книжку работника уполномоченным лицом.

Закон РФ не предусматривает нормы касательно продления классности водителям, которая присвоена им на предыдущем месте работы. Решение о сохранении классности принимает руководитель на новом месте работы. Чаще всего на новой работе придется снова подтверждать свою классность.

Классность водителей имеет три ступени:

Надбавка за классность утверждается руководителем предприятия в виде фиксированного коэффициента. В основном, для специалистов управления транспортных средств II класса размер надбавки за классность составляет 10%, а I класса — 25% от тарифной ставки за фактически отработанное водителем время на рейсе. Цифры примерные, могут быть изменены по решению администрации организации.

Структура положения оплаты труда может иметь, например, следующий вид:

1. Общие положения:

  • введение со ссылками на основные издания (законодательную базу) положения;
  • общее определение применяемой системы оплаты труда и ее основных составляющих;
  • определение и описание свойств системы расчетов, применяемой для отдельных категорий работников.

2. Условия и порядок оплаты труда:

  • основные условия материального вознаграждения.
  • порядок установления и размеры минимальных тарифных ставок в соответствии с водительскими категориями и личностными навыками работы;
  • порядок, условия и размеры повышающих коэффициентов к минимальным тарифам на основании классности, режима работы, т.п..
  • Условия, порядок и объем выплат водителям, компенсирующих определенные условия труда.

3. Условия, порядок и объем премиальных выплат, стимулирующих работу исполнителей в разрезе их категорий:

  • по результатам работы работников (за отчетный период);
  • за качество и сервис производимых транспортных работ;
  • за качественное и своевременное выполнение особо важных и срочных поручений;
  • за интенсивную производительность и добросовестное отношение к работе.

4. Дополнительные моменты по оплате труда, учитывая специфику работы предприятия.

5. Заключительные (итоговые) положения.

Положение об оплате водителей разрабатывается отделом труда и заработной платы (ОТиЗ) предприятия (или уполномоченным специалистом).

Данное положение регулирует правовые отношения между работодателем и водителем, а также является мотивирующим фактором не только для исполнителя, но и для самого руководителя, как потребителя качественных транспортных услуг с целью получения выручки и уменьшения риска понесения дополнительных расходов по причине некачественной транспортной услуги (дополнительный ремонт, штрафы и прочее).

оператор манипулятора за работой фото

Погрузочно-разгрузочные работы тяжеловесных грузов обычно выполняются при помощи специальных устройств, которые называются манипуляторы. Одной из важных особенностей данного типа механизмов можно считать их мобильность. Манипулятор устанавливается на автомобильное шасси, благодаря чему может не только быстро перемещаться, но и самостоятельно добираться до места проведения работ. А эксплуатировать и обслуживать данный тип техники может оператор манипулятора.

Описание профессии

Оператор манипулятора – это рабочий, который управляет манипулятором, обеспечивает ее функциональность и должное техническое состояние. Кроме того, в его обязанности входит контроль за работой всех устройство и наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов. При возникновении производственной необходимости может быть задействован для проведения ремонтных работ или регулирования рабочих режимов техники.

И для того, чтобы грамотно и четко выполнять поставленные перед ним задачи, оператор манипулятора должен знать:

устройство и правила использования систем манипулятора;

правила безопасности при выполнении работ;

порядок использования средств для персональной защиты;

способы оказания первой медицинской помощи;

правила внутреннего распорядка организации;

нормы по охране труда;

правила производственной санитарии, а также личной гигиены;

технику пожарной безопасности.

Кроме того, во время работы специалист должен руководствоваться следующими документами:

нормативные акты, которые затрагивают непосредственные должностные обязанности оператора манипулятора;

методические пособия по работе манипулятора;

правила внутреннего трудового распорядка;

правилами и нормами по технике безопасности и охране труда.

Работать на манипуляторе могут лишь операторы, которые имеют соответствующее удостоверение на право управления техникой данного типа. При этом оператор может совмещать также и обязанности водителя шасси, если пройдет необходимое обучение и получит необходимые аттестационные документы.

Специалист по эксплуатации манипулятора работает в паре со стропальщиком, поэтому ему необходимо знать используемую в работе систему сигналов. Могут также возникать ситуации, когда будут работать с одним манипулятором единовременно несколько стропальщиков, в этом случае оператор должен ориентироваться на сигналы главного.

Стоит также отметить, что на оператора манипулятора во время работы действуют следующие опасные и вредные факторы:

возможность падения с высоты;

плохая освещенность рабочего периметра;

машины и механизмы, находящиеся в движении;

опасность получить удар электрическим током.

Избежать получения трав возможно, если неукоснительно соблюдать технику безопасности и использовать во время работы все выданные средства индивидуальной защиты: костюм, сапоги, каска и прочее.

Особенности профессии оператор манипулятора

Источник фото onlyyouqj/freepik

Где выучиться профессии оператор манипулятора?

Для работы с данной техникой необходимо иметь профильное образование, получить которое возможно в среднем специальном образовательном учреждении. Средняя продолжительность образовательного процесса составляет несколько лет, а учебная программа предполагает изучение особенностей техники, его функциональности организации рабочего процесса, а также некоторые технические дисциплины: слесарное дело, черчение, электротехника.

При этом важно отметить, что данная специальность крайне узкая и не предполагает карьерного роста. Так, у профессии всего один квалификационный разряд. Поэтому, если рабочий стремится к развитию своей карьеры, ему необходимо будет пройти курсы переподготовки.

Разряды профессии оператор манипулятора по ЕТКС

Оператор манипулятора 4 разряда должен уметь управлять техникой, содержать ее в исправном состоянии. По мере возникновения необходимости он может принимать участие в наладке или ремонте манипулятора.

Личностные качества профессии оператор манипулятора

Среди качеств, которые ценятся у представителей данной специальности, можно выделить следующее:

оператор манипулятора за работой фото

Погрузочно-разгрузочные работы тяжеловесных грузов обычно выполняются при помощи специальных устройств, которые называются манипуляторы. Одной из важных особенностей данного типа механизмов можно считать их мобильность. Манипулятор устанавливается на автомобильное шасси, благодаря чему может не только быстро перемещаться, но и самостоятельно добираться до места проведения работ. А эксплуатировать и обслуживать данный тип техники может оператор манипулятора.

Описание профессии

Оператор манипулятора – это рабочий, который управляет манипулятором, обеспечивает ее функциональность и должное техническое состояние. Кроме того, в его обязанности входит контроль за работой всех устройство и наблюдение за показаниями контрольно-измерительных приборов. При возникновении производственной необходимости может быть задействован для проведения ремонтных работ или регулирования рабочих режимов техники.

И для того, чтобы грамотно и четко выполнять поставленные перед ним задачи, оператор манипулятора должен знать:

устройство и правила использования систем манипулятора;

правила безопасности при выполнении работ;

порядок использования средств для персональной защиты;

способы оказания первой медицинской помощи;

правила внутреннего распорядка организации;

нормы по охране труда;

правила производственной санитарии, а также личной гигиены;

технику пожарной безопасности.

Кроме того, во время работы специалист должен руководствоваться следующими документами:

нормативные акты, которые затрагивают непосредственные должностные обязанности оператора манипулятора;

методические пособия по работе манипулятора;

правила внутреннего трудового распорядка;

правилами и нормами по технике безопасности и охране труда.

Работать на манипуляторе могут лишь операторы, которые имеют соответствующее удостоверение на право управления техникой данного типа. При этом оператор может совмещать также и обязанности водителя шасси, если пройдет необходимое обучение и получит необходимые аттестационные документы.

Специалист по эксплуатации манипулятора работает в паре со стропальщиком, поэтому ему необходимо знать используемую в работе систему сигналов. Могут также возникать ситуации, когда будут работать с одним манипулятором единовременно несколько стропальщиков, в этом случае оператор должен ориентироваться на сигналы главного.

Стоит также отметить, что на оператора манипулятора во время работы действуют следующие опасные и вредные факторы:

возможность падения с высоты;

плохая освещенность рабочего периметра;

машины и механизмы, находящиеся в движении;

опасность получить удар электрическим током.

Избежать получения трав возможно, если неукоснительно соблюдать технику безопасности и использовать во время работы все выданные средства индивидуальной защиты: костюм, сапоги, каска и прочее.

Особенности профессии оператор манипулятора

Источник фото onlyyouqj/freepik

Где выучиться профессии оператор манипулятора?

Для работы с данной техникой необходимо иметь профильное образование, получить которое возможно в среднем специальном образовательном учреждении. Средняя продолжительность образовательного процесса составляет несколько лет, а учебная программа предполагает изучение особенностей техники, его функциональности организации рабочего процесса, а также некоторые технические дисциплины: слесарное дело, черчение, электротехника.

При этом важно отметить, что данная специальность крайне узкая и не предполагает карьерного роста. Так, у профессии всего один квалификационный разряд. Поэтому, если рабочий стремится к развитию своей карьеры, ему необходимо будет пройти курсы переподготовки.

Разряды профессии оператор манипулятора по ЕТКС

Оператор манипулятора 4 разряда должен уметь управлять техникой, содержать ее в исправном состоянии. По мере возникновения необходимости он может принимать участие в наладке или ремонте манипулятора.

Личностные качества профессии оператор манипулятора

Среди качеств, которые ценятся у представителей данной специальности, можно выделить следующее:

Читайте также: