Как установить датчик температуры выхлопных газов

Обновлено: 07.07.2024

Датчик выхлопных газов играет немаловажную роль в автомобиле, хотя не всегда ему отводится должное внимание. Основным параметром расчета данного устройства является температура и если она выходит за пределы нормы, концентрация выхлопных газов становится завышенной, а в салоне авто при включенном двигателе могут появиться неприятные запахи. Чтобы разобраться с принципами работы данного датчика и по какой причине температура может превышать допустимую норму, необходимо четко представлять себе работу основных узлов автомобиля, взаимодействующих или вырабатывающих выхлопные газы.

Принцип работы узлов связаных с выхлопными газами

Их образование происходит в процессе сгорания горючей смеси. В карбюратор поступает топливо, которое равномерно, определенными порциями и концентрацией, передается в цилиндр. В это время клапан находится в открытом состоянии. После впрыскивания горючей смеси, цилиндр начинает движение вниз до плотного закрытия. Далее происходит рабочий такт, после чего, при помощи свечи зажигания производится воспламенение горючей жидкости в клапане и в результате горения следует очередной такт с выбросом отработанных веществ.

Эти процессы вызывают запредельные температурные показатели, поэтому, чтобы детали служили довольно долго, предусмотрена специальная система охлаждения. Также, с ее помощью можно проводить регулирование температуры.


Причина неприятного запаха в салоне?

Эта проблема может возникнуть при разгерметизации системы, а запахи будут проникать внутрь авто посредством печки, неправильной работы системы отводов, в открытые окна и двери, либо через уплотнители, которые уже частично или полностью вышли из строя. В хэтчбеках или универсалах, подобные запахи может поступать через багажное отделение.

Если происходит появление запаха тухлых яиц, проблему необходимо искать в катализаторе. Его основной функцией является нейтрализация вредных веществ, которые появляются в результате горения горючей смеси, встроенный непосредственно в выхлопную систему.

Сладковатый запах говорит о том, что происходит утечка тосола, а если из глушителя валит чрезмерный черный дым, это говорит о неисправностях карбюратора. Хотя в этих обоих случаях проблема может быть связана и с системой охлаждения.


Опасность появления выхлопных газов в салоне авто

Количественный показатель в большей степени, прямо пропорционально, зависит от скорости езды. В процессе горения могут образовываться угарный газ, альдегиды, канцерогены, водородные соединения и т.п. Все это негативно сказывается на иммунитете человека, недомогании, может вызвать нарушение работы сердечно-сосудистой системы, болезни бронхит, гайморит и т.п. Если же концентрация будет запредельной, это может привести и вовсе к летальному исходу прямо в салоне автомобиля. Поэтому, если водитель или пассажиры стали ощущать посторонние запахи в салоне машины, следует не медлить, а срочно предпринять действия для устранения поломки.

Визуальный осмотр и диагностика собственными силами

Сначала необходимо удостовериться в нормальной работе системы отвода выхлопных газов. Для этого откройте капот и внимательно осмотрите соединение главного блока цилиндров с выпускным коллектором на наличие возможных разломов. Также необходимо убедиться в целостности прокладки между ними. Если крепление произведено неплотно или герметичность нарушена, причина попадания выхлопных газов состоит именно в этом.

Далее нужно загнать машину на смотровую яму. При работающем автомобиле необходимо тщательно осмотреть все элементы. Произведите осмотр глушителя, распределительную емкость и трубы. Не стоит забывать и о кулисном пыльнике, ведь если он поврежден или негерметичен, это может вызвать утечку выхлопных газов.

Осмотрите все комплектующие части системы охлаждения. Очень внимательно нужно изучить все трубки соединения на наличие разрывов и разломов. Если это действительно так, их необходимо заменить, ведь в этом случае охлаждение производится не должным образом, из-за чего и происходит чрезмерный выброс газов. При этом стоит помнить, что подобная поломка может привести к куда большим проблемам, чем появление неприятного запаха в салоне.

Не стоит забывать и об осмотре багажника, боковых окон на предмет неплотного закрытия. Со временем, любой уплотнитель может износиться и выхлопные газы могут поступать непосредственно через щели.


Что делать, если визуальный осмотр не дал результатов?

Всему причиной может быть неисправности в карбюраторе и радиаторе. Однако это довольно сложный узел и разобраться здесь довольно сложно, в этом случае необходимо обращение к профильным специалистам. Также не стоит забывать и о клапане системы рециркуляции. Если в нем имеются неполадки, здесь ремонт невозможно провести и потребуется полная замена узла.

Как снизить уровень концентрации выхлопных газов?

Для этого необходимо знать о принципе работы катализатора. В системе рециркуляции имеется клапан, который при определенных условиях объединяет впускной и выпускной коллектор. После этого, определенная часть выхлопных газов проникает в цилиндры, что приводит к определенному снижению температуры горения топлива. В итоге, в выхлопных газах за счет этого снижается концентрация оксидов азота. В более ранних моделях клапана рециркуляции срабатывает лишь в процессе разряжения, а на холостом ходу он не работает. Сейчас же существуют и другие, в которых работа этой части обеспечивается и контролируется при помощи компьютера.

Современный каталитический нейтрализатор состоит из трех частей: корпус, блок-носитель, теплоизоляция, который называется трехкомпонентным. Именно с его помощью производится регулирование состава выхлопа.

Перед нейтрализатором также еще предусмотрена установка датчика температуры выхлопных газов. В его функции входит передача определенных сигналов на ЭБУ, а уже на основании полученных данных производится впрыск определенного количества горючей смеси, что бы в процессе сгорания уничтожалась и сажа.

Возвращаясь к началу статьи о важности установленного датчика выхлопных газов, можно сделать определенные выводы:

  1. его работоспособность будет обеспечивать оптимальное количество топлива, что позволит увеличить срок эксплуатации карбюратора;
  2. будет оптимизирован расход потребляемого топлива;
  3. он является одним из узлов, который обеспечивает допустимый уровень выхлопных газов и концентрации вредных веществ.


Признаки и возможные неисправности датчика выхлопных газов

Эта запчасть, как и любые другие может выходить из строя. Если автолюбитель заметил, что автомобиль стал потреблять больше топлива или работа двигателя в целом ухудшилась – это может быть связано непосредственно с этим прибором. Подобная ситуация может сложиться из-за:

  • длительного срока эксплуатации;
  • езда по неровностям приводит к ощутимым вибрациям, вследствие чего внутренние контакты датчика могут быть повреждены;
  • если температура будет продолжительное время достигать 900 оС и более, может выйти из строя терморезисторный элемент.

Для выявления поломки датчика температуры выхлопных газов может указывать и индикатор на приборной панели, сигнализирующий неисправность двигателя. В ЭБУ двигателя она отображается в виде комбинации символов DTS.

Этапы снятия и установки нового датчика:

  1. Отсоедините разъем от температурного датчика.
  2. При помощи динамометрического ключа открутите гайку, при помощи которой производится закрепление.
  3. Установите новый прибор и зафиксируйте его крепежной гайкой.
  4. Подключите разъем датчика температуры.


Если визуальный осмотр системы охлаждения, циркуляции, отвода и других не дал результатов в поиске проблемы появления выхлопных газов в салоне авто, рекомендуется незамедлительно обратиться в один из сервисных центров.

Благодаря проведению компьютерной диагностики, специалисты довольно быстро выяснят причины и в кратчайшие сроки устранят неполадки. Если Вы не знаете, в какой автосервис обратиться для диагностики и качественного выполнения ремонтных работ, на нашем сайте Вы сможете без труда найти наиболее подходящий по стоимости и местоположению. Абсолютно во всех автомастерских из предоставленного перечня работают высококвалифицированные специалисты, которые подходят к своей работе со всей ответственностью и выполняют ее качественно. Вам стоит лишь оставить заявку на сайте Uremont.

Датчики температуры выхлопных газов являются неотъемлемой частью современных автомобилей, поскольку они защищают компоненты в зоне горячего потока газов от критического перегрева.

Функция датчика

Двигатели становятся все более экологичными и экономичными, но в то же время развивают большую мощность. Это достигается в основном за счет так называемого уменьшения габаритов, при котором двигатели оснащаются меньшим объемом, а соответствующие потери мощности компенсируются за счет турбины или компрессора.
В ходе этой разработки технология датчиков температуры выхлопных газов за последние несколько десятилетий также становится все более сложной. Первоначально датчики предназначались для контроля катализаторов, но теперь они стали незаменимыми для защиты разных компонентов.
Сенсорный элемент расположен на конце корпуса датчика. Элемент представляет собой полупроводниковый резистор с так называемым отрицательным температурным коэффициентом. Это означает, что он обладает высокой стойкостью при низкой и высокой температуре. Поэтому при повышении температуры сопротивление уменьшается. Каждому измеренному сопротивлению присваивается определенная температура в блоке управления.
Возможный диапазон измерения и точное сопротивление, назначенное температуре, зависит от типа исполнения датчика.
Элементный материал основан на минеральной структуре. Эта структура состоит из сплавов триоксида титана (TiO3), химического соединения из группы титанатов. Поэтому она представляет собой титаносодержащую минеральную структуру.
Датчики устанавливаются в автомобилях с дизельными и бензиновыми двигателями, чип тюнинг может регулировать их работу.

Датчики температуры в бензиновых двигателях

В бензиновых двигателях датчики служат главным образом для защиты (от перегрева). Важнейшими компонентами, подлежащими контролю, являются, в частности, турбокомпрессор и каталитический нейтрализатор. Если датчик температуры сообщает о чрезмерно высокой температуре этих компонентов, блок управления двигателем реагирует соответствующим образом, снижая избыточное давление.
Для защиты катализатора, количество впрыска топлива (а, следовательно, расход) увеличивается для его охлаждения, в зависимости от настроек управления двигателем. Особенно современные двигатели с прямым впрыском требуют соответствующего контроля.


Датчики в дизельных моторах


В дизельных двигателях датчики температуры также используются для контроля температуры сажевого фильтра (DPF). Речь идет не столько о защите от перегрева. Гораздо важнее определить, что температура, необходимая для процесса свободного горения в сажевом фильтре достигнута.
Другая область применения
Кроме того, компоненты для восстановления оксида азота также имеют датчики температуры. Это катализатор хранения оксидов азота для бензиновых двигателей и катализатор SCR или LNT для дизельных моторов. Датчик служит для проверки достижения минимальной температуры катализатора и защиты его от перегрева.
Последние поколения датчиков имеют диапазон измерения от -40 C до +900 C. Температура катализаторов контролируется датчиком температуры.
Некоторые системы рециркуляции выхлопных газов теперь также оснащены датчиками температуры. Измеренное значение используется для диагностики (OBD) системы EGR. Эти системы в основном выполняют те же функции, что и другие датчики температуры выхлопа, но более компактны. Максимальная температура, которую можно измерить, ниже 400 C.
Вышеуказанные задачи определяют положение датчиков температуры: они устанавливаются перед, или за турбокомпрессором, катализатором, DPF (сажевым фильтром дизельного двигателя) и на компоненты системы NOX-редукции.

Снегоходы с воздушной системой охлаждения не имеют в стандартной комплектации датчика температуры двигателя. Однако это очень важный показатель, отслеживание которого позволит избежать перегрева двигателя. И как следствие предотвратить затратный по бюджету ремонт. Конечно, производителю техники выгодны большие объемы продаж запчастей и новых снегоходов в редких случаях, когда владельцу лень восстанавливать поврежденный перегревом двигатель. Для того, что бы избежать перегрева двигателя владельцы ставят на свои снегоходы датчики температуры двигателя. Бывают они двух видов с различиями по типу установки:

1. В виде проставки под свечу зажигания.

2. Установка термоэлемента непосредственно на блок цилиндров.

Первый тип самый распространенный и простой в установке. Однако он имеет существенные недостатки и таит в себе определенные риски. Во-первых, неаккуратная установка проставки под свечу зажигания может привести к нарушению герметичности камеры сгорания. А это в свою очередь может стать причиной прогара поршней и последующего дорогостоящего ремонта. Во-вторых, установка под свечу зажигания проставки неизбежно изменит высоту электрода в камере сгорания. А это в свою очередь изменит фронт распространения пламени при рабочем процессе. Как результат есть риск получить падение мощности, неполное сгорание топливо-воздушной смеси с последующим образованием нагара в камере сгорания. Нагар может вызвать неисправность лепестковых клапанов двухтактного двигателя.

Второй тип датчиков, устанавливаемый на блок цилиндров, имеет только один недостаток. Это инерционность. Теплопередача в металле происходит не мгновенно. Соответственно присутствует некая задержка. Т.е. в случае резкого увеличении нагрузки или роста температуры несколько секунд двигатель может продолжать работать в опасных режимах. Например, из-за внезапно образовавшегося подсоса воздуха происходит мгновенное увеличение температуры рабочей смеси. И начинается процесс перегрева который снегоходчик заметит лишь с опозданием. Этот же недостаток имеется и у проставок под свечи.

Есть ли способ обезопасить себя от перегрева?

Заметить перегрев до момента увеличения температуры двигателя и избежать необратимые процессы в камере сгорания? Хорошая новость заключается в том, что это возможно. Для того что бы предупредить перегрев необходимо контролировать не температуру блока цилиндров, а температуру выхлопных газов. До того как начался процесс перегрева датчик температуры выхлопных газов мгновенно покажет отклонения от рабочих параметров. Таким образом, снегоходчик имеет возможность не допустить необратимые последствия перегрева. Есть возможность остановить двигатель до начала разрушительного воздействия высоких температур.

Вывод очень простой. Измерение температуры любым датчиком температуры не дает гарантии защиты от пагубных последствий перегрева двигателя. Однако в любом случае наличие любого из датчиков лучше чем полное отсутствие информации о происходящем в двигателе. Тем не менее, лучший способ защитить себя от преждевременного капитального ремонта – установка датчика температуры выхлопных газов. Конечно это дорогостоящее решение. С достаточно трудоемкой установкой. Однако только датчик температуры выхлопных газов дает полную картину происходящего в двигателе вашего снегохода и позволит избежать гораздо более серьезных трат в будущем.


Технический центр компании NGK уведомляет, что датчики EGTS, возвращаемые как нерабочие, на самом деле не имеют дефектов. Обычно объяснение следующее “датчик NTK не работает, но оригинальный датчик работает”. Как выясняется, проблема в неправильном применении датчиков. Ниже приводим техническое описание и рекомендации, как выбрать правильный датчик и установить его.

Принцип функционирования датчиков EGTS

В общих чертах, датчик температуры выхлопных газов имеет сопротивление, которое изменяется в зависимости от температуры.

Производители автомобилей применяют датчики двух разных типов: “NTC” и “PTC”:

• NTC: Сопротивление СНИЖАЕТСЯ по мере роста температуры

• PTC: Сопротивление РАСТЁТ по мере роста температуры.

Многие автопроизводители используют датчики обоих типов, иногда даже на одном и том же моторе — в этом случае все зависит от места установки.

Датчики NTK EGTS Sensors

Все датчики EGTS, предлагаемые NTK — это датчики NTC-типа. Они отличаются дизайном, длиной проводки, а также сопротивлением.

Датчики EGTS бывают C-типа и E-типа:

• E-тип измеряет температуру в интервале от -40 до +900°C

• С-тип измеряет температуру в интервале от +100 до +900°C

ngk ntk неправильное применение температурных датчиков выхлопных газов

E-тип и C-тип значительно отличаются по сопротивлению

• Типичное значение сопротивления датчика NTK E-типа примерно 25 kОм при 20°C, и 90 Ом при 900°C

• Типичное значение сопротивления датчика NTK C-тип около 6 M(!)Ом при 20°C, и 90 Ом при 900°C

• Типичное значение сопротивления датчика PTC (NTK не производит) - около 270 Ом при 20°C, и 800 Ом при 900 °C

Очевидно, что эти три типа датчиков НЕ взаимозаменяемые.

Если устанавливается неверный датчик , часто код ошибки сохраняется в блоке управления двигателем (иногда всего лишь после нескольких километров пробега), после чего мастер, проверяя датчик, видит (в случае C-типа) “очень большое сопротивление” и делает заключение, что датчик неисправен.

Зачастую проблема возникает, если датчик установлен не на тот двигатель (всегда нужно проверять тип мотора!). В одних и тех же моделях на одном двигателе может использоваться датчик NTC-тип, на другом – PTC-тип.

В некоторых моторах используются датчики обоих типов, в зависимости от места установки .

ngk ntk неправильное применение температурных датчиков выхлопных газов

Как правильно выбрать место установки

В каталоге NTK место установки обозначено кодом (T1-T6):

T3 = Перед турбиной

T4 = После турбины

T5 = Перед дизельным сажевым фильтром (DPF)

T5 = После дизельного сажевого фильтра (DPF)

T5 = Перед катализатором

T6 = После катализатора

Пример из каталога NTK

VW Passat, 2011, Двигатель CFFB.

Три различных датчика NTK и три разных места установки для одного мотора:

ngk ntk правильное и неправильное применение температурных датчиков выхлопных газов пример из каталога

Два сенсора — место установки T5: один до сажевого фильтра (DPF), другой после сажевого фильтра (DPF). Это два разных датчика с разными номерами! Поэтому дополнительно нужно определить точное место установки.

Дополнительно маркировка позволяет различить разные датчики по типу:

Пример: E-тип — VW101J-EWE

Пример: C-тип — VW114J-CWE

Пример из TecDoc

ngk ntk правильное и неправильное применение температурных датчиков выхлопных газов пример из текдока tecdoc

Всегда проверяйте тип двигателя и точное место установки датчика EGTS , чтобы убедиться, что он точно подходит на автомобиль.

Температурные датчики выхлопных газов

Температурные датчики выхлопных газов выполняют очень важную функцию в современных автомобилях, защищая компоненты, подвергающиеся воздействию потока горячих выхлопных газов, от опасного перегрева.

В автомобильных двигателях наблюдается тенденция к повышению экологического класса и снижению расхода топлива при одновременном повышении их мощности. В результате такого развития технология температурных датчиков выхлопных газов значительно усложнилась за последние несколько десятилетий. Изначально основным предназначением датчиков была защита каталитических нейтрализаторов, но теперь они выполняют важнейшую функцию и по защите других компонентов.

EGTS Kreis 313px 05

МЕСТА УСТАНОВКИ

ngk exhaust gas einbaulage 07

T3 - Перед турбонагнетателем

T4 - Перед окислительным каталитическим нейтрализатором дизельного двигателя

T5 - Перед сажевым фильтром дизельного двигателя

T6 - Перед/после трехступенчатого каталитического нейтрализатора

  • Поскольку температурный датчик выхлопных газов (EGTS) является хрупким устройством, момент его затяжки не должен превышать указанное в руководстве по эксплуатации значение.
  • Не выполняйте работы на горячей системе выпуска, так как это может привести к травмам
  • Просмотрите анимационный ролик

Анимационный ролик содержит подробную информацию о местах установки.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ИЗДЕЛИЯ

  • Датчики последнего поколения оснащены термистором, расположенным в наконечнике.
  • Благодаря более тонкому корпусу быстродействие датчиков последнего поколения выше по сравнению с датчиками предыдущих поколений и конкурентными аналогами.
  • Более того, впервые предусмотрена возможность работы датчика в очень широком диапазоне температур.
  • Температурные датчики выхлопных газов NTK 4-ого поколения способны измерять температуру в диапазоне от -40°C до 900°C. Вес датчика невелик благодаря его небольшому размеру, а опора чувствительного элемента с порошкообразным наполнителем обеспечивает высокую виброустойчивость.

ngk egts thermistor

Развитие поколений датчиков

ngk egts resistance ru 01

Датчик каждого типа оптимизирован для определенного температурного диапазона. Тип C: от 100 до 900 ° Тип E: от -40 до 900 °

Конструкция температурных датчиков выхлопных газов

ngk egts cross section ru

Датчик последнего поколения в разрезе

  • Термоэлемент расположена в наконечнике металлической трубки.
  • Элемент полностью надёжно закреплен. Высокая виброустойчивость и надёжное соединение элемента с электродом.
  • В температурных датчиках выхлопных газов NTK используются тугоплавкие металлические трубки, что обеспечивает устойчивость к высоким температурам.
  • Элемент защищен металлической трубкой от расплавления.

Особая конструкция температурных датчиков выхлопных газов NTK обеспечивает возможность работы датчиков в условиях очень высоких температур.

NGK EGTS Generation 05

Слева направо: возможные углы изгиба температурного датчика выхлопных газов

В NTK разработали линейку датчиков с разными углами изгиба трубки для монтажа в узких местах. Благодаря такой конструкции компоненты с более низкой теплостойкостью находятся дальше от источника тепла. Допустимый угол изгиба трубки датчика составляет от 0 до 110°.

Техническое обслуживание температурных датчиков выхлопных газов

  • Теоретически рекомендуемый интервал замены составляет 250 тыс. км, но фактический интервал короче.
  • Датчики, установленные в позиции T3, выходят из строя раньше из-за вибраций, особенно в двигателях меньшего объема.
  • Если температура окружающей среды слишком высока, датчик может выйти из строя, например, из-за засорения каталитического нейтрализатора или сажевого фильтра дизельного двигателя (DPF).

Диагностика температурных датчиков выхлопных газов

  • Мигает индикатор MIL (Индикатор неисправности)
  • Кратковременное включение: обнаружена временная неисправность. Тем не менее, не нужно предпринимать никаких мер, так как явление временное.
  • Постоянное включение: имеет место неисправность, которую следует оперативно устранить (на СТО).
  • Быстрое мигание: критическая неисправность.

ngk EGTS diagnose 05

Читайте также: