Как установить тахограф на автомобиль с механическим спидометром

Обновлено: 02.07.2024

Основное предназначение тахографа - учет времени труда и отдыха водителей, а также отслеживания их скорости движения.

На территории России используются следующие типы самописцев:

1 С блоком СКЗИ. Применяются при перевозке пассажиров и грузов на территории России.

2 Устройства ЕСТР. Применяются, если транспортное средство пересекает границы России. Такими устройствами можно пользоваться как на территории России, так и на территории стран ЕАЭС.

При использовании самописца с блоком СКЗИ применяются следующие основные требования:

1 Транспортное средство оснащается тахографом за счет его владельца.

2 Все работы по оснащению транспорта самописцем должны проводиться в специальных мастерских, имеющих разрешение на этот вид деятельности.

3 Монтаж устройства должен выполнять следующие задачи:

проведение активации и калибровки;

Калибровка ограничена по времени и должна проводиться периодически.

Последующая калибровка производится 1 раз в 3 года или при следующих условиях:

1 Нарушилась целостность пломб устройства;

2 произведен ремонт самописца или его усовершенствование;

3 заменен блок СКЗИ;

4 изменился коэффициент, свойственный транспортному средству;

5 изменился эффективный диаметр окружности покрышек (любое ведущее колесо).

Можно ли установить тахограф на автомобиль самостоятельно

Цены на установку в мастерских довольно высокие, в связи с чем многие хотят сэкономить и установить аппарат своими силами. Самостоятельно возможно зафиксировать устройство и соединить провода. Дальше работу должен сделать специалист мастерской.

Чтобы частично самому подключить тахограф, следует договориться с мастерской о том, что она доделает оставшуюся работу по установке (пломбировку и калибровку). Иначе все усилия по экономии окажутся напрасными.

Самостоятельная установка может привести к привлечению к административной ответственности.

Если все-таки вы решили устанавливать прибор самостоятельно, то будьте аккуратны с распиновкой тахографа, так как для каждого изготовителя она может быть разной. Необходимо еще внимательно ознакомиться со схемой подключения тахографа, чтобы потом не пришлось платить в два раза дороже за переподключение вашего устройства.

Как активировать и настроить тахограф

Активация тахографа – завершающий шаг для начала использования устройства по назначению. Этот процесс включает в себя не только запуск устройства, но и его калибровку. Активизировать тахограф можно только с помощью карты мастерской и АРМ активации. АРМ – специальная программа, в которую заносится необходимая информация о транспортном средстве и его владельце.

Тахограф активизируется в несколько этапов:

1 Сохраняются данные о серийном номере устройства. Это необходимо, чтобы получить сертификат ключа.

2 Создается запрос на получение квалифицированного сертификата. Полученные сведения передаются в центр ФСБ, который их удостоверяет.

3 На карту мастерской записывается сертификат, присвоенный тахографу. При помощи карты сертификат записывается в память тахографа.

4 Устройство калибруется и вносится информация о транспорте.

По окончании всех этапов информация передается производителю тахографа для ее отображения в официальных реестрах.

Активация позволяет отслеживать следующую информацию:

1 Скорость, с которой движется транспорт.

2 Расход топлива.

3 Пройденное расстояние.

4 Данные о количестве оборотов колес.

Кто имеет право устанавливать тахографы

Установлением прибора имеют право заниматься только организации, которые получили лицензию ФСБ и допуск Министерства транспорта РФ. Все мастерские, имеющие лицензии на осуществление этого вида деятельности занесены в специальный реестр. На сайте Росавтотранса можно найти информацию о наличии лицензии и допуска интересующей мастерской.

Если вас интересует установка тахографов в Москве и московской области, то можно сказать однозначно, что лучше обратиться в специализированную организацию, обладающую лицензией на осуществление подобной деятельности. Иначе могут возникнуть проблемы в законодательством.

Стоимость оснащения вашего автомобиля самописцем обычно включает:

Цену самого устройства;

работы по установке.

Также в расходы могут входить затраты за дополнительные операции: активацию системы криптозащиты информации, настройку, подключение прибора к датчику скорости и т.д.

О правилах работы с тахографом читайте в нашей статье.

Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!

С 1 сентября 2021 года вводятся новые правила предрейсового и предсменного контроля. Что изменилось в процедуре проверки? Что нужно проверять перед выходом машины на линию? Какие проблемы могут поджидать перевозчиков? Со всеми этими вопросами разбираемся в статье!

Изменения вводятся Приказом Минтранса №9 “Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств” от 15 января 2021 года. Новые правила прохождения процедуры предрейсового и предсменного контроля вступят в силу уже с 1 сентября 2021 года.

Зачем нужен предрейсовый контроль?
Предрейсовый или предсменный контроль обязателен для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся грузовыми и пассажирскими перевозки. Процедура необходима, чтобы регулярно проверять техническое состояние машины и не допустить выхода на рейс неисправного ТС.

Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?

КАК ПРОЙТИ ПРЕДРЕЙСОВЫЙ И ПРЕДСМЕННЫЙ КОНТРОЛЬ?

Когда необходимо выполнять проверку?

1. Перед отправкой водителя (или водителей) на один или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.
2. Проверка проводится в любой момент в промежутке между возвращением машины в парк и ее выездом на рейс.
3. Если несколько водителей работают на одной машине посменно, проверка проводится до начала рейса или смены водителя, который первым выезжает с парковки.

Что необходимо проверять во время предрейсового контроля?

В законе прописан длинный перечень механизмов, которые необходимо проверять во время процедуры. Мы перечислим их кратко, а полный список можно найти по ссылке.

Во время проверки надо отметить исправность всех основных механизмов ТС: тормозной системы, рулевого управления, стеклоомывателей, колес, шин, звукового сигнала, фар, всех зеркал, замков, запоров бензобака, индикацию на приборной панели. Нужно проверить герметичность систем, узлов и агрегатов, наличие аптечки, огнетушителя и противооткатных упоров (для грузовиков и автобусов), страховочных тросов и запасного колеса.

Дополнительно, если они есть в конструкции машины, надо проверять: запоры бортов грузовой платформы, запоры горловин цистерн, фиксаторы транспортного положения опор полуприцепов.

Проверка тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС и АСН (оборудования мониторинга)

Основные изменения в законе коснулись перечня для проверки. С 1 сентября 2021 года перед выездом на рейс необходимо проверять наличие и исправность тахографа, системы ЭРА-ГЛОНАСС и оборудования мониторинга. Это необходимо делать для всех категорий ТС, которые должны быть оснащены оборудованием по закону.

С 1 сентября 2021 года работать и выпускать на линию машину без тахографа, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудования слежения (если они должны быть по закону) запрещено и наказывается штрафом.

У вас еще не установлено оборудование? Не знаете, обязательно ли вам ставить тахограф, ЭРА-ГЛОНАСС или оборудование мониторинга? Мы поможем разобраться в этом!

Новые правила предрейсового контроля. Как пройти проверку с 1 сентября 2021?

КАКИЕ ДОКУМЕНТЫ НУЖНЫ ДЛЯ ПРЕДРЕЙСОВОГО КОНТРОЛЯ?

Проводить проверку может сотрудник компании, сам владелец или водитель авто, сторонний представитель или организация. Любой контролер должен соответствовать “профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.

Необходимо вести учет всех проверок и заносить данные о каждом ТС в Журнале регистрации результатов контроля технического состояния транспортных средств. В Журнал нужно записывать данные о каждом осмотре машин:

1) наименование марки, модели машины;

2) государственный регистрационный номер ТС;

3) фамилию, имя, отчество (при наличии) контролера;

4) дату, время проведения контроля;

5) показания одометра (полные километры пробега);

6) отметку о прохождении контроля (пройден или не пройден);

7) подпись контролера.

Журнал можно вести в бумажном и электронном виде. Во втором случае его придется заверять электронной подписью организации.
После успешного прохождения предрейсового контроля, отметка о нем делается в путевом листе водителя.

Отсутствие путевого листа расценивается проверяющими как непрохождение предрейсового технического осмотра. Штраф за отсутствие путевого листа у водителя – 500 руб за каждый выявленный случай.

Как установить тахограф?

Согласно действующим нормативам, установить тахограф нужно для того чтобы эксплуатировать грузовое или пассажирское ТС без риска получить штраф. Бортовые контрольные приборы ставятся на грузовики, автобусы, микроавтобусы или другую технику для контроля времени, проведенного водителем за рулем, а также для фиксации других параметров движения.

Ранее автомобили оснащались механическими устройствами (шайбовыми тахографами). Сегодня в РФ допускается эксплуатация только цифровых моделей, которые должны быть оснащены системой шифрования информации. Кроме того, конструкция прибора должна допускать идентификация водителя с помощью личной карты.

Функции тахографа

Установка тахографа рассматривается государством как мера, позволяющая снизить аварийность в коммерческом секторе перевозок. Значительная часть аварий происходит из-за переработки водителей автобусов и грузовиков — и именно бортовые тахографы призваны фиксировать время, проведенное в пути, а также другие параметры движения ТС.

Тахограф — это бортовое самопишущее устройство, которое размещается в кабине транспортного средства. При этом:

  • Датчики, подключённые к прибору, собирают информацию о движении транспортного средства — запуске двигателя, пробеге, скорости.
  • Встроенный хронограф точно фиксирует время, в течение которого автомобиль двигался.
  • Для идентификации водителя, а также для доступа к основным функциям прибора используется личная карта с электронным чипом. Это позволяет быстро установить, кто находился за рулем грузовика или автобуса в тот или иной момент времени.

Информация хранится в памяти прибора в зашифрованном, защищенном от удаления виде. За шифрование отвечает либо отдельный модуль, который встраивается в устройство (криптографический модуль НКМ), либо модифицированный датчик скорости, в зависимости от типа прибора (СКЗИ или ЕСТР).

Функции тахографа

Данные, которые бортовой самописец фиксирует при движении ТС по маршруту, могут проверять сотрудники ДПС ГИБДД или Ространснадзора. Для проверки используется карта контроллера, которая работает по принципу, аналогичному принципу работы карты водителя. Также сотрудник надзорных органов может попросить у водителя распечатку данных с помощью встроенного термопринтера.

Требования к оснащению автомобилей тахографами

Для большинства категорий грузовых автомобилей, автобусов или микроавтобусов, которые используются для перевозки пассажиров, установка цифровых устройств будет обязательной. При этом процедура установки, а также процесс эксплуатации контрольных устройств строго регламентированы действующими законами.

Кто может устанавливать тахографы?

По действующим нормативам установку контрольных устройств проводят только сертифицированные организации. Причин несколько:

  • Тахографы с блоком СКЗИ относятся к криптографическому оборудованию, конструкция которого защищена законами о государственной тайне. Для любых манипуляций с устройствами такого типа нужна лицензия ФСБ РФ.
  • Активация тахографов производится только с помощью специальной аппаратуры — автоматизированных рабочих мест. Такая техника не представлена в свободной продаже, а есть она только у компаний, оформивших лицензию.

Обратите внимание! Перед тем, как обратиться в сервисный центр для установки, ремонта, поверки или настройки цифрового тахографа нужно проверить наличие разрешительных документов. Операции, выполненные несертифицированными мастерскими, не имеют юридической силы — потому экономия станет причиной получения штрафных санкций.

Лицензия на установку тахографа

Какие тахографы разрешено устанавливать в РФ?

В Российской Федерации к применению разрешены приборы двух типов:

  • Для рейсов внутри страны — тахографы с блоком СКЗИ.
  • Для международных поездок — устройства ЕСТР.

Обратите внимание! Нельзя на одной машине устанавливать технику обоих типов, потому что вывоз оборудования с модулями СКЗИ за рубеж запрещен.

Большую часть устройств, которые сегодня эксплуатируются на дорогах Российской Федерации, составляют самописцы с модулями СКЗИ. Это такие модели как дующие модели: АТОЛ Drive 5/Drive Smart, ТЦА-02НК, Штрих Taxo Rus, Меркурий ТА-001, VDO DTCO, КАСБИ и некоторые другие. Ассортимент устройств международного стандарта — ЕСТР — несколько меньше: VDO DTCO, Stoneridge, EFKON.

Эксплуатационные расходы для автомобиля с тахографом

Помимо покупки и установки бортового контрольного прибора, владельцу ТС стоит запланировать также другие расходы. Так, в бюджет включают:

  • Изготовление или замену карту водителя, а также карту предприятия (если она не была изготовлена ранее). Стоимость — от 3800 рублей.
  • Замену криптографического модуля СКЗИ (плановая — раз в 3 года, внеплановая — при поломке) — от 21 тыс. рублей.
  • Калибровку устройства — от 3,5 тыс. рублей.
  • Выгрузку данных — от 400 до 600 рублей в зависимости от операции.

Большая часть расходов будет относится к графе обязательных трат, потому что самостоятельно менять модуль СКЗИ или калибровать прибор нельзя. Исключение составляет разве что выгрузка информации, но и ее обычно поручают специалистам для экономии времени и гарантированной сохранности всех данных.

Риски при оснащении ТС тахографом

Современный цифровой тахограф — это сложное устройство. При этом наличие криптографического модуля повышает сложность оборудования и усложняет монтаж. Последствия неправильного выбора комплектующих или неаккуратного подключения могут быть различными:

  • Некорректная фиксация параметров движения ТС.
  • Периодическое возникновение ошибок, которые отражаются в отчете и могут стать причиной претензий со стороны контрольных органов.
  • Сбои в работе — отключение устройства, некорректное чтение личной карты водителя.
  • Выход из строя самого самописца или криптографического модуля.

Все это приводит к потребности в более частых ремонтах, которые обязательно сопровождаются калибровкой аппаратуры.

Уменьшить вероятность поломок и свести к минимуму остальные риски поможет только покупка тахографа у проверенного продавца и установка в сертифицированной мастерской. Обязательное условие сотрудничества — документального зафиксированные договорные обязательства компании, которая будет проводить монтажные или сервисные работы.

Этапы монтажа тахографа

Выше мы отмечали, что тахограф монтируют на ТС только в сертифицированном сервисном центре. Перед началом работ мастер изучает документации к оборудованию и осматривает автомобиль. При этом оценивается объем подготовительных операций — при оснащении контрольной техникой машин старого образца может потребоваться замена датчика скорости либо спидометра современными моделями.

  • Если нужно, датчик скорости и спидометр меняют.
  • Прибор подключают к бортовой сети.
  • К разъемам тахографа присоединяют датчики, которые будут передавать информацию о периметрах движения транспортного средства.
  • Мастера устанавливают вспомогательные датчики, дополнительное оборудование.
  • До фиксации устройства в нише или на кронштейнах проводится контрольное включение для проверки работоспособности.
  • С помощью автоматизированного рабочего места (АРМ) и карты мастерской проводится активация блока СКЗИ. С помощью карты мастерской в память устройства переносят уникальный цифровой ключ, без которого оборудование не будет работать.

Активация с последующей настройкой и калибровкой — завершающие этапы установочных работ. Настроенный прибор пломбируют, отдельно фиксируя пломбами места присоединения всех датчиков. Это делается для защиты от попыток вмешательства в конструкцию системы.

Самостоятельная установка

В целях экономии некоторые владельцы транспортных средств пытаются устанавливать тахографы своими силами. Часть работ по установке действительно можно выполнить самостоятельно, но экономия при этом будет не настолько большой:

  • Во-первых, такие операции как активация и пломбирование невозможно провести без участи сотрудников сертифицированной мастерской.
  • Во-вторых, самостоятельное подключение оборудования может стать поводом для отзыва гарантии производителя.

Кроме того, сертифицированные сервисные центры очень неохотно активируют устройства, которые устанавливали сторонние специалисты. Это связано с дополнительной ответственностью за установленное третьими лицами оборудование.

Сроки установки тахографов на различные транспортные средства

При принятии законов об обязательном оснащении ТС бортовыми самописцами для разных категорий транспортных средств были установлены различные сроки. Все нормативы изначально касались категорий М1/М2 и N1/N2 — то есть грузовиков и автобусов.

Так, переоснащение должно было проводиться по графику:

  • Для грузовиков, которые перевозят опасные грузы — до 1 апреля 2014.
  • Для автобусов (кроме городских/пригородных) — до 1 июня того же года.
  • Для грузовиков более 12 тонн и более 3,5 тонн — до 1 сентября 2014, а также до 1 апреля 2015 соответственно.
  • Для техники, на которой стояли приборы устаревшего образца — до 1 июня 2016.
  • Для техники, на которой стояли цифровые тахографы без модулей НКМ — до 1 января 2018.
  • Для пригородных и городских автобусов — до 1 июня 2018 и до 1 июля 2021 соответственно.

Анализ сроков показывает — сегодня на всех указанных категориях ТС должны стоять цифровые контрольные устройства с модулем СКЗИ либо аппаратура стандарта ЕСТР. Окончание всех прописанных в законах сроков стало поводом для усиления контроля соблюдения нормативов.

Штрафы, которые могут получить водители или предприниматели

За отсутствие тахографа на ТС, его неисправность, несоответствие типа и нарушение правил эксплуатации проверяющие из ДПС или Ространснадзора имеют право накладывать штрафы по ст. 11.23 КоАП:

  • На физическое лицо (водителя ТС) до 5000 рублей.
  • На ответственного за оснащение техники контрольным устройством сотрудника — до 10 000.
  • На ИП — до 25 тысяч.
  • На юридическое лицо — до 50 тысяч.

Чтобы избежать штрафных санкций, нужно вовремя позаботиться о переоснащении техники, а также о выпуске индивидуальных карт тахографа для водителей.

Список исключений: кому тахограф не нужен?

Сроки и штрафы, указанные выше, не касаются определённых категорий ТС. В нормативной базе прописан ряд исключений — и если в вашем ведении находится такая техника, то ее переоборудовать не надо. Это в первую очередь:

  1. Машины ВС РФ и Росгвардии.
  2. Автомобили ФСБ РФ и МВД РФ.
  3. Медицинская техника (не только автомобили скорой помощи, но и передвижные лаборатории).
  4. Автомобили пожарной охраны и МЧС.
  5. Строительная техника.
  6. Дорожная техника.
  7. Самоходные транспортные средства и трактора.
  8. Автомобили, с момента выпуска которых прошло не менее 50 лет.
  9. Учебные автомобили.

Кроме того, требования об установке бортовых контрольных устройств не распространяется на ТС, которые эксплуатируются вне дорог общего пользования.

Во всех остальных случаях ставить тахографы на транспортные средства нужно. И делать это стоит в специализированном сервисном центре, у которого есть все лицензии на работу с криптографическими устройствами.


Всех приветствую!
В общем добрались и до нас ( 5-ти тонников)… Ездить стало ни возможно на каждом посту поднимается вопрос о тахографе… Пару протоколов уже написали (надо оплатить)…
Начал я поиски тахографа еще около месяца назад, у нас в КЧР их ни устанавливают, в соседнем регионе находил от 41 т.р. под ключ…
Порыв просторы инета вышел на человека vk.com/botanikym (контору по установке тахографов)… ОН говорит давай вышлю, сделаю карту или сам закажи карту через сайт… Я не поверил ему откровенно говоря, думал развод будет, придет мне кирпич или поломанный прибор в лучшем случае… Но потом пообщавшись понял, что человек серьезный, дело иметь можно с ним… Но все ровно перестраховался еще один раз и тахограф с картой они передали моему доверенному человеку, после чего я перевел деньги (доверенный человек узнав про них сказал, что их знает сам ставил тахограф у них)…
Но все усугублял еще один фактор — я вообще ни шарю в проводке ни потому, что "тупой" просто ни мое это сидеть и ковыряться… но жизнь заставила…
В итоге результат работы на видео… (я не видеоблогер но попытался донести то так сделал)… Если у кого есть вопросы пишите подскажу, расскажу что да как…
Да еще я никого НИ ПРИЗЫВАЮ УСТАНАВЛИВАТЬ ТАХОГРАФ САМОСТОЯТЕЛЬНО, делайте это все в специализированных сервисах, платите 41 т.р. (лично в соседнем со мной регионе где устанавливают именно такие цены) и ездите радуйтесь, я все го лишь делюсь тем как это все сделано у меня…
Всем удачи и приятного просмотра!)

Тхограф

Тахограф

Установка тахографа на коммерческий автомобиль теперь является обязательной, так что узнать о том, как производится эта операция лишним не будет.

В большинстве современных стран законодательно установлено то, что каждый автомобиль, который прямо или косвенно участвует в оказании определенных услуг обязан быть с тахографом. После принятия аналогичного закона и у нас установка тахографов стала задачей номер один для тех, у кого его еще нет, как правило, это небольшие грузовики и автобусы, которые были выпущены достаточно давно. Современные машины, и отечественные в том числе, в заводской комплектации уже имеют тахограф.

Это несколько увеличивает стоимость машины, но за то устройство было интегрировано в бортовую сеть еще на заводе, прошло все проверки и была сделана активация тахографа.

Тхограф

Тхограф

Правила установки и комплектация

Трудозатраты на установку и длительность напрямую зависят от того насколько старая машина. Так-то поставить тахограф можно хоть на ГАЗ-53, хоть на американские тягачи. К примеру, если машина была выпущена до 2006 года, то в ней не предусмотрено место под это устройство, в то время как в машинах, выпускаемых после этой даты все было продумано заранее. Подключение может осуществляться очень быстро, а может и очень долго, зависит это от расположения всех нужных датчиков, необходимости прокладки нового кабеля и его длины и много чего прочего.

Для самостоятельной установки нам нужны будут такие элементы:

  • Купленное и распакованное устройство.
  • Все необходимые провода.
  • Соединительные элементы.
  • Набор инструментов.
  • Контрольные приборы.
  • При необходимости, датчик скорости.

Будем исходить из того, что определенное место в салоне автомобиля под подключение тахографа все же есть. Устанавливать его нужно так, чтобы водитель мог следить за всеми показаниями, к примеру, за показаниями скорости. Антенны для связи со спутником обязаны быть размещены так чтобы их излучение не экранировалось никакими железными элементами кабины. Можно размещать антенну на крыше, но тогда желательно все герметизировать, чтобы не было проблем потом. Провод, который идет от датчика скорости к устройству нужно прокладывать так, чтобы проверить его на предмет разрывов и деформации можно было зрительно, без каких-либо приборов. Прокладывать провод лучше так чтобы он не поддавался внешнему воздействию. Также стоит знать, что запрещено подключение тахографа к датчику скорости спидометра, показания должны быть получены с собственного датчика.

Процесс установки

Сначала нужно удостовериться, что не нужно менять родной спидометр и подходит ли к нему датчик скорости. Однозначно придется менять спидометра механического типа, который оборудован тросиком. Конечно, можно использовать специальный переходник, но с его установкой придется мучатся еще больше, чем с установкой нового спидометра и датчика скорости. Если установлено, что спидометра не подходит под подключение, то выбирать новый вам придется исключительно самостоятельно и в зависимости от модели вашего автомобиля. Подойдет любой, который будет способен работать вместе с тахографом.

Схема подключения сводится к правильному подводу всех проводов в электрическую цепь автомобиля. Обязательно подключать тахограф не к замку зажиганию, а напрямую к аккумулятору. Далее, подключается масса.

Если подключится к корпусу не получается, то нужно будет прокладывать кабель от клеммной колодки к устройству, так будет лучше в любом случае. Отдельно нужно подключить кабель к замку зажигания, чтобы устройство могло фиксировать момент запуска двигателя. Еще один провод подключается к кнопке включения габаритов, это нужно чтобы автоматически менялась яркость дисплея. Далее, подключается от тахографа питание датчика, а масса его подключается аналогично с массой устройства. Также подключается выход на спидометр, его нужно подключать к тахографу, а не от датчика скорости. Все дополнительное оборудование подключается четко по схеме электрооборудования.

Как видим нет ничего сложного в самостоятельном подключении этого устройства к машине, все предельно просто и доступно. Также в большинстве прилагаемых инструкций подробно расписано как это все сделать. Если же там ничего нет — наша инструкция может помочь вам осуществить все своими силами.

Читайте также: