Как влияет утомление на работоспособность водителя

Обновлено: 30.06.2024

А потом подытожил… Запомните, мол: все эти замечательные приемы объединяет… полная их бесполезность. Потому что в схватке со сном победитель известен заранее — и это точно будете не вы. А тот, кто кичится своей уникальностью, рано или поздно проснется либо в разбитой машине, либо в реанимации, либо вообще вдали от этого мира.

Это — честное мнение человека, намотавшего на одометр семизначные километры. Конечно, все люди разные и предел усталости у каждого свой, но общие закономерности все-таки есть. Грубо говоря, если вам в предыдущую ночь нормально выспаться не получилось, а затем, после напряженного дня, удалось хорошенько поужинать, то собираться в ночную поездку за тысячу километров очень глупо. Поначалу, усилием воли, водитель еще может как-то взбадриваться, но с каждой минутой его сосредоточенность будет снижаться. Итог — смотри одним абзацем выше.

Врачи, понятное дело, настроены негативно. Мол, даже если и не уснете, то знайте: быстрее всего утомляются нервные клетки головного мозга, и только затем — мышцы. У водителя, который утомился за рулем, ухудшаются восприятие, память, мышление и внимательность, уменьшается острота зрения, нарушается координация движений, увеличивается время реакции, учащается пульс, теряется чувство скорости. В общем — полный букет. Понятным языком это можно выразить так: если здоровый водитель видит знак, скажем, за 100 метров, то утомленный — только за 80. И чем дольше длится рабочий день водителя, тем выше шанс угодить в ДТП. Если верить проведенным исследованиям, то вероятность попасть в аварию после 12-часового пребывания за рулем примерно в 9 (!) раз выше, чем при 6-часовом. Так говорит статистика — с ней спорить бессмысленно.

Динозавры на дороге

Динозавров на дороге я видел лично! На трассе М8, если кому-то интересно… Между Вельском и Вологдой.

Дело было лет 15 назад, когда я на редакционном Матизе ехал в сторону Москвы из Архангельска. Так получилось, что выспаться в гостинице не удалось (комары зажрали, извините…), да и спать в белую ночь особо, вроде бы, не хотелось. В общем, промучившись часа три, мы рванули в сторону дома, завернув по дороге в Каргополь. На улице — градусов 30 с хвостиком, кондея в матизике нет, а за бортом — мириады гудящих мерзостей. И тут я понял, что просто безумно хочу спать…

Остановились… Искупались… Вроде бы отпустило, но через полчаса езды все началось сначала — хочу спать. Решил остановиться, но — увы: в салоне остановившегося Матиза температура подползла к полтиннику! От вентилятора толку — ноль. Когда движешься — еще нормально, но спать в пекле — невозможно. А окно не открыть — сожрут. В итоге поехал дальше…

Спутница, в отличие от меня, могла засыпать при любых условиях — что успешно и сделала. А я еду, одновременно пытаясь жевать, говорить, петь, слушать музыку и что-то еще… И когда до Вологды осталось меньше сотни километров, я увидел динозавров. Они были черные и большие — их силуэты спокойно перемещались поперек шоссе. Честно говоря, я не удивился и не испугался. А добравшись до гостиницы, просто рухнул на кровать и отрубился часов на восемь.

Уже потом бывалые коллеги вдалбливали мне: надо было остановиться и поспать полчаса хоть на сковородке, иначе всё могло кончиться хуже. Но насчет динозавров поверили все без исключения. Видимо, я был не первый, кто доездился до такого утомления.

В последние несколько лет увеличилось число несчастных случаев на дорогах, связанных с переутомлением водителя. Засыпание за рулем является серьезной проблемой, и беспокоит специалистов по всему миру.

Вот, например, что говорят по поводу засыпания западные коллеги:

Действительно, в США ⅕ часть всех дорожно-транспортных происшествий приходится на случаи, связанные с переутомлением водителя. Это примерно 8000 смертей ежегодно. В России дела обстоят не лучше: на российских дорогах 7 из 10 инцидентов происходит из-за потери внимания водителя. Важно, что о проблеме до сих пор не принято говорить открыто: слишком тревожно, слишком неинтересно и банально. Но мы считаем, что чтобы победить врага, нужно знать его в лицо, и называем вещи своими именами.

Сама по себе усталость — это истощение организма, которое не дает человеку возможности нормально функционировать. Главными причинами усталости считаются недостаток сна, длительные периоды физических и / или умственных нагрузок, длительные периоды бодрствования.

Недосып, плохое качество сна или его отсутствие напрямую связаны с высокой утомляемостью.

Сейчас специалисты выделяют 4 вида нарушения сна и то, как они влияют на вождение автомобиля:

  • Возникает, когда человек уже чувствует усталость, но пытается бодрствовать и одновременно выполняет какую-то монотонную задачу: например, ведет машину или смотрит в экран компьютера.
  • Обычно длится от 2 до 30 секунд (если сравнивать с движением на дорогах, то на скорости 60 км / ч автомобиль проезжает футбольное поле (100 метров) всего за 5 секунд).
  • Характерен на рассвете и в середине дня (после 12:00).

Апноэ во сне

Возникает, когда ткань задней стенки глотки блокирует дыхательные пути. Несмотря на то, что апноэ случается, когда человек спит, это оказывает в целом негативное влияние на общее состояние человека, и может повышать усталость водителя.

Бессонница есть у 34% населения мира. Человек, страдающей бессонницей, может иметь трудности с засыпанием, пробуждением и в целом иметь плохое качество сна. Это также сказывается на здоровьи и на общем уровне утомляемости водителя.

Нарколепсия

Нарколепсией называют расстройство, характеризующееся нарушением сна в виде неконтролируемых приступов дневной сонливости. Это достаточно редкое заболевание, и ему в равной степени подвержены как мужчины, так и женщины.

Мне трудно поддерживать одинаковую скорость автомобиля;

Многие автомобили обгоняют меня без предупреждения;

Другие автомобили / водители действуют мне на нервы;

Я закрываю глаза, потому что могу ясно видеть предметы;

Мне постоянно хочется открыть окно, чтобы подышать свежим воздухом;

Я еду по обочине дороги, не замечая этого;

Я по ошибке (или без причины) нажимаю на тормоз;

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОЕ ПРОИСШЕСТВИЕ / ДОРОЖНАЯ ПОЛИЦИЯ / ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ПРИЧИНЫ ДОРОЖНО-ТРАНС-ПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ / TRAFFIC ACCIDENT / TRAFFIC POLICE / TRAFFIC RULES / CAUSES OF TRAFFIC ACCIDENT

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Шиенкова Анна Сергеевна, Подгайный Андрей Михайлович

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Шиенкова Анна Сергеевна, Подгайный Андрей Михайлович

Использование психологических факторов при обучении водителей, анализ их воздействия на безопасность движения

Fatigue at the wheel as a threat to road safety

Шиенкова Анна Сергеевна

кандидат юридических наук, доцент,

Подгайный Андрей Михайлович

Anna S. Shienkova

Candidate of Law Sciences,

Head of Department

Bodies of Internal Affairs,

Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation

Andrey M. Podgayny

Candidate of Law Sciences,

Deputy Chief Departments

of Administrative Activities

Bodies of Internal Affairs,

Krasnodar University of the Ministry

of Internal Affairs of the Russian Federation

за рулем как угроза безопасности дорожного движения

Fatigue at the wheel

as a threat to road safety

Ключевые слова: дорожно-транспортное происшествие, дорожная полиция, правила дорожного движения, причины дорожно-транспортного происшествия.

Keywords: traffic accident, traffic police, traffic rules, causes of traffic accident.

Основная причина серьезных дорожно-транспортных происшествий со смертельным исходом - превышение скорости. При этом с превышением скорости связаны травмы, опасные обгоны и невнимательность. Однако в официальной статистике не отражается, как часто невнимательность и переутомление становятся причиной дорожно-транспортных происшествий. Очень часто опасные ситуации завершаются благополучно. Однако, если происходит дорожно-транспортное происшествие, то в качестве причин очень редко называется невнимательность.

Согласно данным проведенного опроса 42 % водителей автомобиля однажды попадали в сложную ситуацию в результате отвлечения. 11 % из них совершили в связи с этим наезд на другой

Полиции очень сложно определить усталость водителя. Трудность заключается в том, что нет точного определения состояния усталости.

Например, в 2018 году сотрудники транспортного отделения земли Верхняя Австрия исследовали

Было опрошено 200 водителей в г. Краснодаре.

Данное исследование продолжается одиннадцать минут. В минуту прибор измеряет 82 раза изменение размера зрачка. Самая большая трудность при измерении состоит в том, что не определено предельное (граничное) значение. Замедленная реакция зрачков указывает на то, что водитель, вероятно, уставший, но доказательства нет. При этом не учитывается, что усталость не стойкое состояние: внимательность и тонус возбуждения колеблются: несмотря на усталость, уровень возбуждения может быть время от времени таким же высоким, как после отдыха.

диагностировать. Для выявления этой болезни требуется комплексный метод тестирования. Действие и симптомы почти у всех пациентов различны. Это очень затрудняет определение годности к вождению.

Существуют различные технические средства, с помощью которых можно помешать засыпанию водителя за рулем. Большинство приборов регистрирует ослабление мышечного тонуса в шейном отделе позвоночника. Мышцы ослабевают -голова наклоняется вперед; приборы это регистрируют и подают сигнал тревоги. Такие предупредительные сигнальные приборы могут приободрить водителей в поездках в ночное время или в особенно длительных поездках. Вследствие этого, опасность представляет только состояние увеличивающегося изнеможения.

С помощью приборов нельзя изменить состояние усталости. Водитель должен как можно раньше распознать признаки усталости, серьезно к этому отнестись и действовать: остановиться и отдохнуть. Психологи рекомендуют для водителей, которые находятся долгое время в пути, пользоваться методами, позволяющими относительно быстро отдохнуть. В случае не очень сильного изнеможения помогает кратковременная остановка, которая позволит отдохнуть и недолго вздремнуть.

Для сохранения бодрости за рулем можно употреблять напитки, содержащие кофеин. Однако эти напитки в основном действуют в течение короткого периода времени. Причем определенная доза таких напитков оказывает обратное действие. В результате передозировки кофеина, например, кофе, усталость у некоторых водителей усиливается.

К группе повышенного риска относятся водители грузовых автомобилей, несмотря на совершенствование электронного контроля.

Ответственность, свойственная водителям грузовых автомобилей и автобусов, часто недооце-нивается.Водитель грузового автомобиля находится в пути в любую погоду, преодолевая трудности интенсивного движения. При этом води-

тель постоянно принимает решение о скорости движения, о необходимости обгона и многие другие.

Способность человека к профессиональной деятельности водителя транспортных средств определяется в основном такими качествами как:

- ловкость, выносливость, хорошие физическое развитие и координация движения;

- легкостью образования и изменения двигательных навыков;

- достаточно высокая степень развития функций органов чувств, особенно органов слуха, мышечного чувства и зрения;

- скорость и точность сенсомоторных реакций;

- точность и быстрота определения пространственных отношений и скорости движения;

- широкое распределение, быстрота переключения и устойчивость внимания;

- достаточно хорошая зрительная память, а также высокая степень готовности памяти;

- смелость, решительность и настойчивость;

- склонность к техническому мышлению, технике, интерес к профессиональной работе водителя;

- дисциплинированность, эмоциональная устойчивость и самообладание;

- сообразительность и инициативность;

- развитое воображение, умение рефлексировать и предвидеть действия иных участников дорожного движения [с. 309].

По какой бы причине водитель не совершил ДТП (не справился с управлением, сознательно на-

3. Василенко В.А. Психологические особенности водителя, как фактор безопасности дорожного движения // Молодой ученый. 2013. № 2.

4. Пеньшин Н.В. Физиология водителя и ее влияние на безопасность дорожного движения / Н.В. Пеньшин, В.Ю. Ивлев // Международный научно-исследовательский журнал. 2016. № 1.

рушил или не знал Правила дорожного движения), все эти происшествия имеют общий признак: водитель не желал совершить ДТП и, даже нарушая Правила, думал, что сможет безопасно выполнить маневр. Можно выделить следующие главные причины ДТП.

Водителем неправильно прогнозировалось изменение дорожной ситуации. К примеру, водитель рассчитывал, что имеющегося в запасе пространства и времени хватит для успешного выполнения маневра, однако они оказались недостаточными.

Водителем не была замечена опасность. К примеру, при выполнении маневра, не был замечен мешающий выполнению маневра и, кроме того, пользующийся преимуществом автомобиль.

Водитель вовремя не среагировал на появившееся препятствие.

Водителем был потерян контроль над собой из-за негативного воздействия раздражающих внешних факторов (безобразного поведения иного водителя, затора на дороге и т.д.) на него [с. 60].

Указанные причины выступают следствием недостаточной физиологической подготовленности человека для управления транспортным средством.

Перечисленные факторы могут быть следствием физиологического состояния водителя в конкретный момент. Следовательно, водитель, управляя транспортным средством, должен достаточно длительное время поддерживать психическое состояние, при котором более качественно и, кроме того, быстро происходит восприятие информации. Отклонение от нормы психического состояния затрудняет процессы восприятия, а также переработки информации, увеличивая тем самым вероятность ошибок в действиях водителя.

Управление автомобилем в утомленном и болезненном состоянии

Все водители транспортных средств знают, что не всегда удается сесть за руль полностью отдохнувшим и выспавшимся, полностью работоспособным.

В тоже время практически каждый, кто столкнулся с переутомлением, понимает, что в утомленном состоянии водитель не может адекватно реагировать и принимать верные решения. Утомленное и болезненное состояние можно сравнить с состоянием водителя, употребившего алкогольные напитки, и говорить в данном случае о безопасности дорожного движения не приходится.

Пилот самолета, диспетчер, лицо, управляющее атомным реактором, никогда не допускаются до работы без осмотра медика, в тоже время многие из нас забывают, что водитель автомашины приравнивается к данной категории, так как управляет источником повышенной опасности для окружающих.

Если водитель находится в состоянии утомления , уровень безопасности движения существенно снижается – утомление негативно влияет практически на все основные функции восприятия человека, а также на некоторые психофизиологические характеристики.

В первую очередь страдает зрительное восприятие: утомленный водитель хуже видит удаленные или мелкие объекты на дороге, не может точно определить расстояние до того или иного объекта или оценить скорость движения остальных участников дорожного движения. Но ухудшается не только качество восприятия – утомление самым негативным образом влияет на его организацию: уставший человек медленнее переключает внимание с одного объекта на другой. Водитель, который управляет автомобилем в состоянии утомления , дольше, чем обычно, концентрирует внимание на отдельных встреченных им объектах, и медленнее реагирует на внезапные перемены ситуации на дороге.

Утомление способно также негативно воздействовать и на память человека – многие водители замечали, что в конце какой-либо длительной поездки они тратят намного большее количество времени не только на обнаружение сигнала, но и на его оценку, то есть на переработку полученной информации. В фазе утомления человек обычно проявляет два вида нежелательных реакций – как чрезмерно замедленные, так и чересчур быстрые.

Обычно утомление развивается во время длительных поездок за рулем и обнаруживает себя уже на 4-5 час вождения. Еще через пару часов утомление начинает ощущаться явно, а водители, которые сидят за рулем более 9 часов, поддерживают свой физический тонус уже исключительно собственными волевыми усилиями.

Если работоспособность водителя резко падает (такое, как правило, происходит во время длительных многочасовых поездок за рулем), опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия значительно возрастает.

Водитель, чувствуя сонливость, может какое-то время преодолевать ее и достаточно надежно управлять автомобилем, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно и он этот момент может не заметить, что создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Поэтому, если у вас появилась сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и поспать непродолжительное время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжать путь.

Характерным признаком наступающего утомления может служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: рассеянное внимание, желание выпрямиться, переменить позу. При таких признаках утомления необходимо немедленно прекратить движение. Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом. Доказано, что при одном и том же времени отдыха несколько коротких перерывов значительно эффективнее одного продолжительного перерыва.


Остерегайтесь утомления. Если вы хорошо отдохнули перед поездкой, то первые признаки усталости могут появиться примерно через 4 ч непрерывного движения. Через 8 ч качество вождения резко ухудшается: появляются лишние движения, скорость становится неравномерной, предметы начинают казаться расположенными дальше, чем на самом деле. Возможно, у вас критический час наступает несколько раньше или позже. Но все равно не стоит пытаться доехать, например, от Москвы до С.Петербурга без отдыха.

Легкое утомление снимается небольшим отдыхом, умыванием, купанием, разминкой, крепким чаем. Для средней и тяжелой степени усталости все это бесполезно, помогает только сон. Если вы все-таки вынуждены ехать, несмотря на усталость, двигайтесь с меньшей, чем обычно, скоростью и с большей дистанцией. Когда долго едете по шоссе и обстановка вокруг однообразная, меняйте скорость каждые 15–20 мин, не смотрите в одну точку, чаще перемещайте свой взгляд, откройте окно. Это даст возможность не привыкать к скорости и сохранять активность.

А теперь еще несколько (хотя и прописных) истин, выполнение которых позволит вам избежать происшествий, связанных с утомлением: перед поездкой спите не менее 7 ч; не принимайте успокоительных лекарств; не пытайтесь проехать 500–600 км сразу; если можете, обходитесь без ночных поездок; если курите в автомобиле, то почаще проветривайте салон; не переедайте перед дорогой.
Эмоции

Совсем исключить стрессовые ситуации невозможно, но не поддаваться их пагубному влиянию — в вашей власти. Для этого надо освоить приемы саморегуляции и аутотренинга. Предлагаем несколько простых, но достаточно действенных приемов, позволяющих поднять ваш тонус при кратковременных остановках.

Кто больше зевнет? Поднимите обе руки вверх, потянитесь и с удовольствием зевните. Опустите руки. Потом еще раз поднимите их и зевните. И так не менее восьми полноценных зевков.

Давайте погримасничаем. Представьте себе, что хотите пере дразнить обезьянку. Чем больше различных рожиц вы можете изобразить, тем лучше. Это отличный расслабляющий и тонизирующий массаж.

Точечный массаж. Помассируйте скулы круговыми движениями большим и указательным пальцами. Если при нажатии ощущается боль, то это признак истощения нервной системы и вам требуется хороший отдых.

Повысить внимательность. Это можно сделать, наблюдая за ярки ми, желательно желтыми или красными, объектами, слушая быструю и ритмичную музыку, пососав кислую конфету.

Если вы перевозбуждены и чувствуете неосознанную тревогу, смотрите на окружающую обстановку, небо, облака, дышите спокойно, глубоко, равномерно, включите мажорную мелодичную музыку, расслабьте мысленной командой мышцы лица, шеи, плечевого пояса.

Не садитесь за руль, пока не обретете душевное равновесие. Не злоупотребляйте лекарствами.

Большинство лекарств, которые вы употребляете от головной боли, простуды, аллергии или для успокоения, могут привести вас в сонное состояние.

Тонизирующие таблетки, улучшив на некоторое время ваше состояние, впоследствии могут привести к нервозности, головокружению, неспособности концентрировать внимание, ухудшению зрения.

Лекарства нельзя принимать вместе с алкоголем. Результат может быть самый печальный.

Курить за рулем можно, но лучше не делать этого. О том, что курить вредно, знают все. Поэтому мы ограничимся несколькими рекомендациями тем, кто, зная о вреде курения, все же продолжает курить:

1. Отправляясь в путь, положите сигареты в такое место, откуда их легко взять.
2. Проверьте исправность прикуривателя. Если он не работает, возьмите с собой зажигалку, а не спички.
3. Откажитесь от чехлов из синтетической ткани.
4. Не прикуривайте при движении по сложному участку и от зажигалки (спички) ночью.
5. Крепко держите сигарету, не давайте ей упасть.
6. Окурок гасите только в пепельнице, не выбрасывайте его в окно.

Учитесь на чужих ошибках

Чтобы стать отличным водителем, надо учиться. Относится это не только к тем, кто пока вообще не умеет управлять автомобилем или только недавно начал этим заниматься, но и к тем, чей водительский стаж выражается двузначной цифрой.

По данным статистики, более половины всех совершаемых происшествий приходится на водителей со стажем менее 3 лет. Второй пик аварийности наблюдается у тех, кто имеет стаж 4–5 лет. Происшествия с особо тяжелыми последствиями совершают главным образом водители со стажем более 10 лет.

Да, как видите, учиться надо всем. По данным исследований, водитель, обучающийся только на собственных ошибках, приобретает необходимый опыт, проехав не менее 100 тыс. км. При обучении вождению на чужих ошибках высокий уровень мастерства формируется значительно раньше. Своих ошибок, конечно, не избежать и в этом случае, но по количеству и тяжести последствий они будут несоизмеримо ниже.

Многочисленные исследования показывают, что обычно причинами происшествий являются не все совершаемые водителями ошибки, а только некоторые, их можно назвать типичными. Какие из них наиболее характерны для вас, зависит от того, сколько вы уже самостоятельно проехали, а также от некоторых других ваших характеристик.

Читайте также: