Какой танк не принимал участие в великой отечественной войне леопард пантера тигр

Обновлено: 30.06.2024

Конечно, королевские тигры никогда не вступали в единоборство с вождем советского народа. Просто это названия танков периода Второй мировой войны – Королевского тигра у немцев, и танка ИС-2 у Красной армии. ИС-2 расшифровывался ка Иосиф Сталин, как второй тяжелый танк РККА начала войны после танка КВ – Клим Ворошилов.

Я не большой знаток вооружений сухопутных армий, мне больше по душе флот, на котором я прослужил три года врачом на подводной лодке. Но вот мой старший внук большой любитель танков, и я ему помог собрать из пластмассовых конструкторов модели всех танков периода Второй мировой войны в Германии и СССР, а также современные модели танков стран НАТО и Израиля. Волей неволей пришлось что-то почитать о танках, чтобы разговаривать с внуком о них.

И тогда ей решили оснастить танк. Русские конструкторы Жорес Котин и Фёдор Петров взялись разместить А-19 в башне новой модификации тяжелого танка ИС. Инициативу поддержали в Кремле. Что говорить – ИС-2 был принят на вооружение Красной Армии уже 31 октября 1943 года, еще до изготовления первого опытного экземпляра! Сталин верил своим конструкторам.

Королевский тигр
Гигантомания немецких конструкторов привела к тому, что танк у них вышел очень перетяжеленным. Проблема была с его перевозкой, с преодолением мостов, да что там – ходовая не выдерживала, и каждые 10-15 км хода танкистам приходилось регулировать двигатель и коробку передач, подтягивать гусеницы, заниматься мелким текущим ремонтом. Впрочем, в условиях оборонительных боев это было терпимо - глубокие танковые прорывы Вермахта остались давно в прошлом.

Получив такую оплеуху, немцы отошли, собираясь перегруппироваться и снова атаковать – все же танкисты там были с огромным опытом и панике поддаваться не собирались. Они снова попытались выбить нашу пехоту из деревни.

И учтите – против наших 4-х танков действовал полный тяжелый батальон (44 машины), которому были еще приданы как минимум пара десятков Т-IV, если не больше. Вообще советских тяжелый танковый полк – это 21 танк ИС, но их часто раздергивали для поддержки пехоты. Вот только немцам то не помогло - для них хватило всего четыре танка, разделавших немецкое оружие как бог черепаху.

А вот другой автор так описывает это сражение.
Тема противостояния двух лучших танков Восточного фронта: советского ИС-2 и немецкого “Королевского Тигра” до сих пор остается одной из самых популярных, и не потому, что богата фактами, а потому что каждая сторона упорно двигает одеяло на себя. Даже в своих мемуарах ветераны Красной армии или же вермахта, несомненно, говорят, что именно их техника в бою оказывалась лучшей.

И действительно, выше я упомянул, что фактов слишком мало, чтобы говорить о том, какая модель чаще всего одерживала верх. Почему? Потому что вопреки общему мнению каждый день не происходили сражения между тяжелыми танками, и есть лишь несколько, действительно задокументированных сражений между ИС-2 и “Королевским Тигром”. Прежде всего известно сражение под Оглендувом в 1944-ом году, про которое очень смело ура-патриоты говорят, что это был полный разгром немецких “супертанков”

Случилось это 13 августа 1944-го года, когда части 4-й танковой армии, используя новейшие танки, решили атаковать советские позиции. Однако, немецкая танковая колонна в итоге попала в засаду, что организовала 53-я танковая бригада. В итоге было уничтожено 13 танков противника, из которых 10 были “Королевские Тигры”. Эпизод очень популярный, который якобы описывает полный триумф советского ИС-2 против “Королевского Тигра”, однако этот случай оброс мифами: то, что у немцев было 44 “Королевских Тигров” сразу, то, что в боях участвовали лишь танки ИС-2. В реальности же, битва под Оглендувом оказалась напряженной не только для немцев, но и для советских танкистов.

В этом сражении было потеряно 3 танка ИС-2 безвозвратно, и еще 10 танков были подбиты. А это лишь потери со стороны ИС-2.

Впрочем, неудачи в боях на Сандомирском плацдарме у немецких танкистов продолжались, особенно тогда, когда части 1-й гвардейской танковой бригады атаковали 16 танков типа “Королевский Тигр”. Немецкие танкисты в этот момент отдыхали в деревни Хмельник, и поэтому лишь 3 танка смогли организовать какое-либо сопротивление, однако, когда их гусеницы, подбили, немецкие танкисты спешно отступили, оставив машины.

Известен еще один случай боев ИС-2 и “Королевского Тигра”. Случилось это уже в январе 1945-го года, в районе Лисува, железнодорожной станции, одной из ключевых точек все того же Сандомирского плацдарма. Советские танкисты смогли уничтожить 5 “Королевских Тигров”, еще 7 танков немцы оставили. Однако и потери с советской стороны были внушительными, погиб командующий танковой бригады Н.Г.Жуков, точных данных о потери ИС-2 нет.

И вот, в реальности других реально достоверных боевых столкновений между ИС-2 и немецким “Тигром II” мне найти не удалось, а сказкам верить уж не очень охота. Тем самым, правильнее ставить знак равенства между двумя танками, ибо данных об их правильном сравнении нет. Немцы очень ярко пишут, как в танковых дуэлях уничтожали пачками ИС-2, а наши пишут обратное. А правда, как всегда, где-то посередине.

Танк ИС-2: лобовая броня - 122 мм, бок 95 мм, корма 90 мм, имея обтекающую форму башни, от которого снаряды просто рикошетили, танк ИС-2 попросту был неуязвим для Тигра как в лобовой атаке, так и при маневрах. Тигр-1 лобовая броня - 100 мм, боковой и тыловой брони как таковой не имел и был уязвим с этих векторов атаки даже для обычных полковых орудий. Почему сегодня принята именно обтекающая форма танка, прототипом которой стали советские танки Т-34 и ИС-2 (ИС-1)? Почему не взяли коробкообразную форму "продвинутых" немецких конструкторов?

Итого имеем: Тигры уступали ИС-2 как в боевой мощи, так и в броневой защите.

Так может быть, они были быстрее и имели больший запас хода? Проверим: ИС-2 Скорость по дороге — 37 км/ч; по бездорожью — 24 км/ч. Запас хода по дороге — 250 км; по бездорожью — 210 км
Тигр-1 Скорость по дороге - 38 км/ч; к бездорожью почти не пригоден, из-за гигантской массы и серьезных погрешностях в ходовой части. Он попросту вяз даже в обычной торфяной луже. Запас хода по дороге - 140 км Удручающие для Тигра показатели. Имея одинаковые скоростные показатели по дороге, Тигры значительно уступали русскому танку ИС-2 в скорости по бездорожью и проходимости. А по запасу хода вообще проигрывали почти в два раза. Последний параметр крайне важен, особенно в условиях тотальной войны и крупных стратегическо-наступательных операциях. Говоря простым языком, даже если бы немецкие танки начали марш-бросок из-под Волоколамска на Москву и их НИКТО бы не сдерживал, они бы остановились в районе Красногорска, израсходовав запас хода и износив основные технические узлы. А наши солдаты, отрезав коммуникации подвоза ГСМ и расходных запчастей, попросту расстреляли бы стоящие танки в упор в незащищенные борта. Но, все это весьма радужные предположения для танков "Тигр". Дело в том, что для зимних компаний они вообще были не пригодны.

Теперь поговорим, кто кого жег в реальности, Тигры русские танки сотнями за раз, или наши ИС-2? Стоит заметить, что многие недобросовестные "знатоки" почему-то зачастую сравнивают самый знаменитый немецкий танк "Тигр-1" с самым известным советским танком "Т-34". Но это неверное и дилетантское сравнение. Дело в том, что Т-34 являлся средним танком, а Тигр тяжелым. Нельзя устраивать поединок между боксером средней весовой категории и тяжеловесом. У этих танков были разные тактические цели и задачи. Для быстрого ввода в прорыв и стремительных танковых прорывов танков, равных Т-34 не было. Это уникальная машина стала гордостью нашего народа абсолютно заслужено.

Тяжелые танки предполагаются именно для танковых поединков. Вот и посмотрим, чем на самом деле завершались поединки на поле боя между хваленным "Тигром" и ИС-2.

Для передачи крутящего момента на передний вал приходилось дополнительно устанавливать многотонный и громоздкий карданный вал, который тянулся через весь корпус и делал немецкие танки более тяжелыми и габаритными. Но и это не все. Этот конструкторский просчет заставлял сотни немецких танков списывать на небоевые потери. Все дело в том, что часто ломающийся кардан нельзя было отремонтировать и заменить без демонтажа башни Тигра. А для поднятия такой махины нужны специальные мастерские. Как вы понимаете, такой сервис во второй половине ВОВ немцы позволить себе не могли. Советские танки не имели подобной проблемы, ибо самого карданного вала в них не было. Более того, все основные узлы советских танков легко демонтировались через боковые технические люки. Немецким же монстрам чуть что, приходилось снимать башню. Но помимо этих проблем само утяжеление танка вело к неизбежным издержкам на все агрегаты ходовой части. Их износ становился значительно более высоким, нежели у значительно более легких танков ИС-2. Итого: Тигр помимо значительно меньшего запаса хода и ресурса хода, был максимально неудобен при ремонтных работах. А это очень важная составляющая, если не главная.

Продолжим громить сторонников теории о тотальном превосходстве немецкого танкостроения над отечественным. Очень часто сторонники последней теории говорят, что у немцев все было лучше: и рация, и пулеметы, и оптические прицелы. Да, было такое. в начале войны. Что есть, то есть. Наличие рации на немецких танках было действительно крайне эффективным новшеством. Но мы сейчас рассматриваем всю войну, а не трагедию 41-ого. мы ищем лучшие образцы оружия, которые смогли воссоздать и запустить в серийный выпуск страны-участницы. Вернемся в данном аспекте к ИС-2 и еще раз зафиксируем удручающие для Тигра-1 показатели по основным вооружениям: Отменное вооружение позволяло танку ИС-2 гарантированно поражать "Тигр" с расстояния 1500м во все ракурсы. Наличие мощной пушки у ИС-2 вынуждало противника открывать огонь по нему с больших дистанций, чем обычно начинали стрелять по Т-35/85, КВ-85 и Ис-85. "Тигры" были вынуждены открывать огонь по ИС-2 с дистанции уже 1300м, так как и на этой дальности ИС-2 уже мог их спокойно расстреливать, а они его еще нет, и им ничего не оставалось делать. Мощное вооружение ИС-2 косвенно усиливало защищенность танка. С пушкой спарен 7,62мм пулемет ДТ. Еще один 7,62мм пулемет ДТ находился в шаровой установке в кормовом листе башни. Они использовались для поражения живой силы противника и легкобронированных целей. Для защиты от атак в воздухе на командирской башенке установлен 12,7мм зенитный пулемет ДШКТ. Приборы: Наводчику - шарнирный телескопический прицел дальномер ТШ-17 4-кратного увеличения. Командиру - шарнирный телескопический прицел дальномер ПТ-8, командирская башенка с вращающимся в секторе 360гр. прибором МК-4, 6 визирных щелей с триплексом. Заряжающему - призматический, перископический прибор МК-4. Механику-водителю - два прибора МК-4, визирная щель с триплексом. Оптический прицел к заднему и зенитному пулемету, основной прицел ТШ-17 к спаренному пулемету. Средства связи - радиостанция 9РМ и ТПУ на четыре абонента.

ИС-2 с начала 1944 года представлял собой не просто классный танк - это было чудо танкостроения. Все самые передовые технологии были включены в этот шедевр. Помимо супермощного вооружения, сверхдостаточной брони ВСЕ танкисты имели радиосвязь, имелось ДВА ПУЛЕМЕТА на удобных установках. А сверху находился зенитный пулемет, позволяющий уничтожать пикирующие штурмовики. Все места экипажа были оснащены отменной оптикой.

ИС-2 - это гордость Отечественного танкостроения. Неспроста он носил имя вождя. Эти танки по всем характеристикам опережали свое время и поэтому оставались на вооружении СССР до 1954 года. В отличие от Тигр-1, который уже к началу 1944 года морально устарел, а в сравнении с ИС-2 выглядел как гадкий утенок на фоне белого лебедя. Выдающиеся качества ИС-2 незаслуженно забытые в наше время, были хорошо известны в годы войны. Неспроста очень скупой на похвалы Сталин сказал: “Это танк победы! с ним будем завершать войну”. За гигантский вклад в разгроме немецкого вермахта именно ИС-2 (а не Т-34) стоит на постаменте в Карлсхорсте у дома, где Г. К. Жуков принял капитуляцию нацистской Германии. Именно этот танк многие годы олицетворял для всего мира всесокрушимую мощь Советского Союза и величайший потенциал отечественных конструкторов и народа, который создал этот шедевр. Создал и дошел на нем до Берлина! Поэтому пусть все пронемецконастроенные иваны, степаны, фрицы, гансы отбросят в сторону пропагандистские трактаты о величайшем танке "Тигр" и взглянут на вещи трезвым незамутненным взглядом.

По поводу снарядов. Советскими специалистами были разработаны уникальные снаряды для ИС-2. Как фугасные, так и бронебойные. Но особенно прославился фугасный снаряд с Осколочно-фугасной пушечной гранатой ОФ-471 массой 25 кг (масса взрывчатого вещества — тротил или аммотол — 3 кг). От попадания этого снаряда Тигры просто горели, как факелы. При чем при попадании под углом 60 град. эффект был еще лучшим. Если бронебойный снаряд просто прошивал немецких монстров, и они могли даже после попадания продолжать бой, то советская фугасно-осколочная граната ОФ-471 от снаряда танка ИС-2 при попадании разрушала швы и просто выжигала Тигр, пока не вспыхивали его бензобаки вместе с боекомплектом. Эта граната просто не оставляла Тиграм шансов. А снаряды были у ИС-2 различные.

ИС-2 опередил свое время на десятилетия и использовался потом в армии СССР до ввода танка Т10. Никакие новые модификации не могли сравниться с ИС-2 по надежности и эффективности. ИС-3 был снят в 1946 году, ибо уступал более древнему ИС-2. Такая же участь постигла и ИС-4. ИС-7. Поэтому было принято решение остановиться на ИС-2, немного модернизировав - уж больно хорош был. Даже переименовывать не стали, просто добавили буковку М - модернизированный. Так и дослужил ИС-2М до Восьмидесятых годов прошлого века как один из основных танков самой мощной танковой державы мира. Последние известные учения с участием ИС-2М проходили в 1982 г. под Одессой. Официальный же приказ министра обороны о снятии ИС-2М с вооружения Российской армии был отдан только в 1995 году! Вот такой это был танк.

Самый первый КВ сошел с конвейера в 1939 году и принял участие в Советско-финской войне 1939–1940 годов.

Рабоче-крестьянская Красная армия в тяжелых условиях зимней кампании остро нуждалась в эффективном средстве борьбы с хорошо укрепленными оборонительными сооружениями финских войск — линией Маннергейма. 76-миллиметровое орудие тяжелого танка КВ-1 не подходило для подобной задачи. А использование артиллерии порой было невозможным. В течение двух недель был спроектирован и затем построен второй так этой серии.

Особенностью танка было его орудие — гаубица М-10Т образца 1938 года калибра 152 мм. Для установки такого огромного орудия была разработана новая башня огромного размера.

И во время Великой Отечественной войны КВ стал грозой для немецких танкистов. Своими снарядами они уверенно поражали всю имевшуюся на тот момент немецкую бронетехнику, а своего бронирования хватало для защиты от подавляющего большинства немецких пушек.

Главным недостатком этих машин были низкие ходовые и маневренные качества, огромный вес в 52 тонны, создававший проблемы при прохождении через мосты и водные преграды. Все это послужило дальнейшему конструкторскому поиску.

Ахиллесовой пятой новых танков, благодаря которым вермахт в 1943 году обрел преимущество над Т-34, были двигатели. Вместо неубиваемых дизельных моторов на них продолжали ставить ненадежные, хотя и мощные бензиновые агрегаты.

За несколько десятилетий до того, как дизельный мотор из-за скандалов вокруг выбросов микропыли и выхлопных газов стал пугалом для автомобилистов, многие связывали с ним большие надежды. Например, военные, искавшие для своих танков идеальный двигатель. Потому что бензиновые моторы хотя и отличались лучшим соотношением веса и мощности, но обладали одним досадным недостатком: они были менее надежными, могли взорваться под обстрелом и расходовали больше горючего.

До начала войны с Россией использование бензиновых двигателей внутреннего сгорания в германском танкостроении было чем-то само собой разумеющимся. Это было связано в первую очередь с большой потребностью в таких моторах при осуществлении программы перевооружения, которой Гитлер, начиная с 1935 года, хотел привести вермахт как можно быстрее в боеспособное состояние. Так как Версальский договор запрещал рейхсверу производство и использование танков и поэтому их секретно испытывали в Советском Союзе, первые серийные танки были в буквальном смысле тренировочными моделями.


© flickr.com, MMColoring Танковый командир Отто Кариус (в нижнем ряду слева) рядом с танком Pz VI "Тигр I"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

В Германии уверены: их новейший танк А7V сдержит наступление России



Издание отмечает, что впервые немцы применили танки 100 лет назад во Франции. 21 марта 1918 года А7V появились на фронте вблизи города Сен-Квентин. Перед ними стояла задача привнести движение в позиционную войну, подавить пулеметы противника и пробить брешь в позициях его пехоты. А7V весили 32 тонны и выглядели как перевернутые корпуса кораблей. Внутри, плотно прижавшись друг к другу, сидели 20 солдат, в том числе 12 пулеметчиков и даже один инструктор почтовых голубей, служивших тогда средствами связи. Освещение внутри отсутствовало, жара доходила до 60 градусов. Образец того А7V находится сегодня в музее танковых войск в Мунстере.

Старый американский F-15 оснащают новой локационной системой и готовят к схватке с нашим новейшим истребителем

Экипаж, боеприпасы и топливо располагаются в нем в одном объеме. Отсюда высокая пожаро- и взрывоопасность в случае пробития брони, что грозит гибелью экипажа. Плюс большие проблемы с совершенствованием вооружения — например, увеличением калибра орудия.

Замечу, мы такими модернизациями также занимается. Пример тому Т-90СМ — экспортная версия нашего основного боевого танка. Впервые Т-90СМ вывезли за рубеж и показали в Абу-Даби на салоне IDEX-2013. Танк произвел фурор — командование армии Эмиратов даже просило оставить его для более близкого ознакомления и тестовых испытаний.

В 2017 году Минобороны заказало модернизированные Т-90М и для российских Вооруженных сил. По этому направлению — модернизации существующих моделей — двигаются все танкостроители мира. И чем здесь немцы выделаются, я не вижу.

— Немцы разрабатывать новые танки и не прекращали. Напомню, в августе 1963 года между правительствами США и Германии был заключен двухсторонний договор о совместной разработке нового боевого танка — он должен был заменить в американской армии танк М-60, а в Бундесвере — М-48. Проект получил название МВТ 70/KPz 70. В 1967 году начались испытания новой машины, но из-за сложности конструкции, дороговизны и ряда проблем МВТ 70/KPz 70 так и не довели до ума.

И здесь надо понимать: на бумаге можно сочинять что угодно. Еще модно такие танки рисовать в компьютерных играх. В компьютере все выглядит красиво — танк едет и крушит все вокруг.

Но в жизни, на поле боя, происходит столкновение с жестокой реальностью — и от компьютерных подвигов не остается следа.

— Реальное наступление русских — самый большой страх для западных стратегов со времен холодной войны. Точнее говоря, стратегическая наступательная операция российских Вооруженных сил на западном театре военных действий — нашими фронтами, общевойсковыми и танковыми армиями, с использованием на современном уровне оперативно-маневренных групп и рейдовых отрядов.

Реально западные военные специалисты осознают: если Россия решится на такую наступательную операцию, то сметет в Европе все подчистую. Именно поэтому воссоздание ряда дивизий Западного военного округа — в частности, 150-й, 144-й, Первой гвардейской танковой армии — многих на Западе очень сильно напрягает.

Всерьез усилить НАТО новые А7V не смогут. Сама Германия располагает на сегодня танковым парком примерно из 400 машин, половина которых небоеспособны.

Из-за гаджетов пешеходы стали получать травмы на дороге в восемь раз чаще

FOI: Россия не сможет заблокировать Статьи 14 и 18 Конвенции Монтре о пересмотре водоизмещения нечерноморских военных кораблей

Читайте также: