Почему финны лучшие водители

Обновлено: 04.07.2024

По данным ГИБДД, за первые 5 месяцев 2019 года в России произошло 55 722 ДТП, в которых погибло 5287 человек и более 70 тысяч было ранено.

Из них 49 381 авария произошла из-за нарушения правил водителями. В ДТП по вине водителей погибло 4482 человека и пострадало более 65 тысяч.

Напомню, что официальная статистика, скорее всего, неполная, потому что у ГИБДД слишком больше расхождение с данными Всемирной организации здравоохранения. Например, в 2016 году ВОЗ насчитала в России 25 969 погибших в результате ДТП, а ГИБДД – "всего" 20 308. Происходит это, вероятно, потому, что у нас перестали учитывать жертв аварий, которые погибли не на месте. ВОЗ же считает и тех, кто умер в больнице в течение месяца после ДТП.

Как бы то ни было, только за вчерашний день ДТП в России унесли жизни 37 человек. По данным вице-мэра Москвы Максима Ликсутова, с начала 2019 года в столице конкретно из-за превышения скорости произошло 173 ДТП, в которых погибли 19 человек и 218 получили ранения.

Одна из главных причин такого количества аварий и смертей на наших дорогах – наплевательское отношение водителей к скоростному режиму. По оценке ВОЗ, скорость превышают 40-50% водителей.

В России, я думаю, показатели намного выше. Только за 11 месяцев 2018 года инспекторы ГИБДД вынесли 81,3 млн постановлений о превышении скорости на 20-40 км/ч. Эта статистика не учитывает тех, кто гоняет ещё быстрее, и тех, кто превышает скорость на 10-15 км/ч и считает это нормальным. До 2013 года у нас штрафовали и таких водителей. Но потом власти решили позволить им убивать ещё больше людей и устроили "скоростную амнистию". То есть если ты превышаешь скорость на 19 км/ч, ты как бы не превышаешь вообще.

При этом даже превышение скорости на 1 км/ч несёт в себе угрозу. Вот некоторые пояснения ВОЗ по этому поводу:

1. Превышение средней скорости напрямую связано как с вероятностью аварии, так и с тяжестью ее последствий. Так, например, повышение средней скорости движения на 1% приводит к увеличению риска ДТП со смертельным исходом на 4% и риска серьезных аварий на 3%.

2. Риск смерти пешеходов, сбитых машиной, быстро возрастает (риск при скорости 65 км/час в 4,5 раза превышает аналогичный показатель при скорости 50км/час).

3. Риск смерти водителей и пассажиров в результате боковых ударов машин при скорости 65 км/час составляет 85%.

Мне тут на глаза попалась новость, которая наверняка заставила большинство российских водителей крутить пальцем у виска и глупо хихикать, кивая в сторону финнов.

Хоккеист Расмус Ристолайнен вернулся из НХЛ домой и в родном городе Турку превысил скорость на жалкие 40 км/ч. А его взяли и оштрафовали на 120 тысяч евро! Кажется, для Финляндии это исторический рекорд. Но в Швеции, например, штрафовали и на миллион евро.

Как же так вышло? Во-первых, и в Финляндии, и в Швеции размер штрафа прямо пропорционален доходам человека: чем больше ты зарабатываешь, тем больше платишь за нарушения. Хоккеист Ристолайнен даже по меркам благополучной Финляндии очень богат, он получает $5,4 миллиона в год. Соответственно, и штраф вышел немаленький. Можете себе представить, чтобы наши олигархи и чиновники вдруг начали платить сотни тысяч рублей за превышение скорости?

Во-вторых (и это самое важное), в странах, которые добиваются полного искоренения смертельных ДТП, нельзя превышать скорость даже на 3 км/ч.

В той же Финляндии за превышение скорости на 3-6 км/ч ты получишь предупреждение от инспектора. За превышение на 7-15 км/ч в черте города тебя уже ждёт штраф в размере 170 евро (более 12 тысяч рублей). Превысил на 20 км/ч – платишь 200 евро (14,2 тыс. рублей), а дальше уже вступает в действие так называемый дневной тариф.

"Дневной тариф вычисляется следующим образом: из чистой прибыли, которая представляет собой сумму ежемесячного дохода, оставшуюся после вычитания налогов, вычитается €255. Полученный результат делится на 60. Кроме того, наличие на попечении каждого несовершеннолетнего ребенка снижает сумму дневного тарифа на €3".

Если у тебя нет детей и ты получаешь, например, 3000 евро, то твой дневной тариф составит 46 евро. Если твоя зарплата 5000 евро, то дневной тариф увеличивается до 79 евро. Если зарабатываешь 10 000 евро, то ставка возрастает до 162 евро, ну и так далее.

За превышение скорости на 40 км/ч в финском городе ты должен будешь уплатить штраф в размере 24 дневных тарифов. Если твой доход составляет 5000 евро в месяц, ты из них отдашь государству 1896 евро.

Давайте теперь попробуем перенести эту схему на российские реалии.

По данным Росстата и Владимира Путина, средняя зарплата в России на сегодняшний день составляет около 48 000 рублей. Это 676 евро. Если бы финский нарушитель столько зарабатывал в месяц, его дневной тариф составил бы 7 евро (минимальный в Финляндии – 6 евро). Соответственно, за превышение скорости на 40 км/ч он заплатил бы 24x7 = 168 евро. Это 11 925 рублей, почти четверть зарплаты.

А какие штрафы за превышение у нас?

Вы уже знаете, что превышение на 20 км/ч и меньше превышением вообще не считается. За превышение скорости до 40 км/ч российские водители платят всего 500 рублей. Тут финны уже, наверное, ржут "над этими русскими", которые за 7 евро покупают лицензию на убийство себя и окружающих. Самое интересное, что превышать на 20-40 км/ч можно сколько угодно раз, потому что при повторном нарушении штраф не увеличивается.

Только этой весной ГИБДД начала говорить о повышении штрафов , а с прошлого года обсуждается снижение порога превышения с 20 до 10 км/ч.

Это правильные меры, но им противостоит сильное автомобильное лобби в лице "ЕдРа". Даже когда где-то приходится отступать, "Единая Россия" хватается за любой шанс, чтобы защитить право водителей убивать на дорогах.

Что я думаю?

Нужно срочно ввести ограничение скорости 50 км/ч в городах. Допустимую погрешность превышения надо сразу же снизить до 10 км/ч, а через год – до 5 км/ч. В перспективе, надеюсь, её уберут совсем, потому что современные спидометры вполне в состоянии верно измерить скорость.

Штрафы за превышение скорости, конечно, надо повышать в несколько раз, причём наказание должно быть прогрессивным, как в Финляндии, чтобы люди платили штрафы в зависимости от своего дохода.

Всех достали эти нищеброды на "Бентли", которые стыдливо прикрывают бумажками номера. Не хватает цивилизованности, чтобы платить за парковку – пусть платят десятки и сотни тысяч рублей в бюджет за превышение скорости. Важно, чтобы человек с доходом 1 миллион рублей в месяц, превысивший скорость на 40 км/ч, был готов заплатить штраф в размере 380 тысяч, как это произошло бы с ним в Финляндии. Только тогда эти меры будут эффективными.

Зажатые в холоде. Почему финны не любят длинных разговоров

Майкл Бут английский автор и журналист; пишет о еде и путешествиях

Те, кто бывал в Финляндии в качестве туриста, вряд ли смогли в полной мере оценить сдержанность и молчаливость финнов, которой поражаются даже другие скандинавы, тоже люди неболтливые. Журналист Майкл Бут, достаточно хорошо узнавший финнов, пытается понять причины их немногословности — и дает советы, как не попасть впросак, путешествуя по Финляндии.

Не открывать рот, пока не спросят

"Иностранцев, посещающих Финляндию, поражает неразговорчивость местных мужчин", пишет в своей книге "Финляндия, волк-одиночка мировой культуры" английский ученый Ричард Д. Льюис, эксперт по Финляндии.

Он утверждает, что финны не любят сплетни и пустой треп, полагая, что климат и природа Финляндии сформировали характер ее жителей: "Низкие температуры требуют лаконичности. При 20 градусах ниже нуля не пококетничаешь. Широкая американская улыбка на хельсинкском ветру может закончиться зубной болью".

Климат и ландшафт Финляндии наверняка сыграли роль в формировании национального характера. Однако вполне возможно, что своей неразговорчивостью финны в какой-то мере обязаны однородному составу населения.

Этническое разнообразие в Финляндии крайне невелико — иммигранты составляют лишь 2,5 процента общего числа жителей, в то время как в соседней Швеции их более 30 процентов. Таким образом, в рамках теории высоко- и низкоконтекстуальных культур американского антрополога Эдварда Т. Холла финское общество будет считаться одной из самых высококонтекстуальных мировых культур.

Холл называет высококонтекстуальной культуру, в которой людям присущи одинаковые ожидания, опыт, воспитание и даже гены. Они меньше нуждаются в вербальной коммуникации, потому что и так достаточно информированы друг о друге и о типичных ситуациях, в которые попадают. В высококонтекстуальных культурах словам придается большее значение, но потребность в них меньше.

В низкоконтекстуальных культурах — например, в Лондоне с его национальным, расовым и религиозным разнообразием, — потребность в вербальной коммуникации, призванной обеспечивать взаимопонимание между людьми, намного выше. Там меньше общепризнанного, меньше подразумеваемого и больше лакун, требующих заполнения.

Другие скандинавские страны тоже отличаются относительно однородным составом населения и могут считаться высококонтекстуальными. Норвежский социальный антрополог Торд Ларсен указывает на похожее явление в своей стране, где все более или менее похожи друг на друга и "парадоксы и сюрпризы случаются редко".

Не открывать рот, пока не спросят

В таких высококонтекстуальных странах, как Финляндия и Норвегия, обычно очень просто понять людей, с которыми имеешь дело: как они мыслят, каковы будут их действия и реакции. Финнам почти не нужно разговаривать друг с другом.

"Финский бытовой разговор может содержать минимум слов, но с точки зрения информативности равняться двухчасовой беседе, — соглашается Роман Шац. — Сидишь с каким-нибудь финном в полной тишине несколько минут, и вдруг он говорит: "Дай мне кофе". Ты думаешь: "О, это как-то грубовато". А на самом деле имеется в виду: мы друзья, нам не нужны лишние словечки типа английских "ужасно боюсь побеспокоить" или "позвольте вас премного поблагодарить, пожалуйста".

Молчать между собой у финнов получается неплохо. Но когда они попадают за границу или работают с иностранцами, начинаются проблемы, особенно у мужчин, которые могут высказываться слишком откровенно и слишком прямо, иногда на грани невежливости. Финнам особенно трудно дается светская беседа ни о чем. А ведь она получается даже у норвежцев, если они берутся за дело всерьез.

"Финны с подозрением относятся к многословию. Если говорить четыре-пять минут подряд, они начнут думать, что от них хотят что-то скрыть, — пишет Ричард Д. Льюис. — Они принадлежат к реактивной культуре, или культуре слушания, в которой принято не инициировать разговоры, а больше наблюдать за развитием событий и лишь потом включаться в происходящее". Льюис согласен, что на это есть исторические и географические причины: "Зажатые в холоде между шведскими и русскими господами, финны старались не открывать рот, пока их не спросят".

Мой финский знакомый рассказал историю, которая, по его мнению, прекрасно иллюстрирует отношение финнов к общепринятым нормам общения. Они с шурином ехали по загородному шоссе в метель, и их машина сломалась. Через полчаса появилась другая машина. Водитель остановился и вышел помочь.

Не открывая рта, он залез под капот, каким-то образом запустил двигатель, так же молча сел в свою машину и укатил. Мой знакомый клянется, что не было произнесено ни единого слова. Он сказал шурину: "Как нам повезло! Интересно, кто это был?". На что шурин ответил: "Да это же Юха. Мы с ним в школе вместе учились".

Финну спокойнее в одиночестве

Финну спокойнее в одиночестве

Другая моя финская приятельница рассказала, что по выходным любит ходить в походы, но предпочитает делать это в одиночестве. Ее раздражает, когда кто-то выражает желание к ней присоединиться. "Если в походе приходится ночевать на какой-нибудь турбазе, а там уже есть другая группа, я очень расстраиваюсь — наверное, как и большинство финнов. Нам больше нравится, когда мы одни", — рассказала она, проявив нетипичную разговорчивость.

А вот датчане, наоборот, были бы в восторге, встретив других датчан и получив повод обнаружить общих знакомых, попить вместе пивка и попеть песни.

"Если я нахожусь в Хельсинки больше двух дней, у меня начинается мигрень. Слишком много людей, слишком мало личного пространства, — поделилась другая финка. — Я как-то ездила в Гонконг. Это запредельно. Столько народу!" — Она содрогнулась при одном воспоминании.

Как-то раз, пролетая на самолете над Финляндией, я смотрел в иллюминатор. Меня поразило, что даже посреди лесной глуши (75 процентов площади Финляндии составляет лесная глушь, а еще 10 — студеные озера) виднелись то огоньки домов, то дымки саун, отстоящих от цивилизации на десятки километров. "Финну спокойнее, когда ближайших соседей не видно", — подумал я, и эта мысль прозвучала странно обнадеживающе.

Финские мужчины — самые тяжелые собеседники

Сдержанность финнов можно принять за застенчивость. Обозначающее ее финское слово ujo не имеет негативных оттенков, присущих английскому shy. Это характерно и для других языков Северной Европы. В этой части мира застенчивость рассматривается не как препятствие к общению, а скорее как свидетельство скромности, сдержанности и готовности прислушиваться к мнению окружающих.

Есть несколько степеней скандинавской застенчивости. В категории "отличный сосед по многочасовому авиаперелету, но плохой — на званом ужине" лидируют самые тяжелые собеседники — финны. За ними идут шведы, тоже любящие помолчать. Далее располагаются норвежцы с исландцами.

Датчане в этом смысле практически нормальные люди, возможно, из-за того, что они всегда занимались торговлей и живут ближе к континентальной Европе. Им лучше удается поддерживать непринужденные разговоры, которые к тому же требуются для hygge на работе. Поэтому остальная Скандинавия относится к датчанам несколько настороженно, считая их главными хитрецами и болтунами региона. "В них есть немного южной крови", — на полном серьезе сообщил мне один норвежец.

Приписывать датчанам почти латиноамериканский темперамент и видеть в них разгульных, бесшабашных, разговорчивых искателей приключений — смелое преувеличение в глазах тех, кто побывал в Дании. При первом знакомстве датчане показались мне немцами, которых поместили в улучшенные интерьеры. Пожив среди них и получше узнав их собратьев по региону, я понимаю, почему у датчан такой имидж. По сравнению с финном или шведом любой датчанин — просто конферансье из кабаре в Лас-Вегасе.

У нордической застенчивости есть гендерные особенности. Скандинавские мужчины чаще предпочитают молчание, тогда как женщины с большей готовностью помогают иностранцу почувствовать себя непринужденно. Это можно счесть результатом моего выдающегося личного обаяния, но финские женщины показались мне куда более разговорчивыми, чем мужчины. Правда, последним следует отдать должное: приняв тщательно обдуманное решение вступить в разговор, финский мужчина выскажет свое окончательное мнение, не обременяя себя этикетами и политесами.

Рекламой занимаются только легкомысленные люди

В некоторых аспектах финнов можно считать сверхскандинавами. Традиционно шведы, датчане и норвежцы держат себя в рамках Законов Янте: нельзя хвастаться своими достижениями или материальными благами, нельзя считать себя лучше других и тому подобное. Финны вывели эту скромность на новый уровень, причем многие считают, что она вредит экспортным возможностям страны.

"Нам не хватает нахальства прилюдно хвастаться, какие мы хорошие, — говорил недавно руководитель туристического ведомства Финляндии. — Мы тихонько стоим в уголке и надеемся, что кто-то обратит на нас внимание".

Примерно так же относится к финской скромности и Роман Шац. "Возьмем, скажем, болт. Американец представит вам его примерно так: „Этот болт изменит вашу жизнь! Он осчастливит вас! Это лучший болт в мире“ — а затем два с половиной часа будет расписывать его технические достоинства. А финн просто скажет: „Вот болт“. Рекламировать что-либо противоречит финской ментальности. Рекламой и маркетингом занимаются только легкомысленные люди. И разумеется, на мировом рынке это финнам мешает".

Иногда это мешает и в финских условиях. Редактор международного отдела финской общенациональной газеты Helsingin Sanomat Хейкки Аиттокоски рассказывал, что коллеги часто огорчают его своей сдержанностью. "Мне нравится финская скромность, — говорит Аиттокоски, раньше работавший корреспондентом в Берлине и Брюсселе, — но она идет во вред работе, если журналистам нужно продвигать свои идеи или удачные репортажи. Они никогда не скажут: „Это находка! Здесь нужен аршинный заголовок!“.

Я постоянно твержу им, что своими идеями нужно гордиться. Однажды я искал в других отделах человека с хорошим английским. Мне находят одну девушку, и я спрашиваю, действительно ли она знает язык. „Ну, наверное. Я немножко учила английский“, — отвечает девушка. Оказалось, что английский — ее специальность по диплому! Она знает его в совершенстве".

Я задался вопросом, связана ли патологическая замкнутость финнов с тем, что принято считать негативными аспектами финского общества — меланхоличностью, депрессивностью, агрессивностью и т.п. Или это, наоборот, следствие исторических травм, нежелания обсуждать многочисленные конфликты и потери? Или же просто побочный эффект климата, который, как считает Ричард Льюис, в этих местах слишком суров, чтобы побуждать к веселой болтовне?

Снег обидчивыми сугробами остался лежать за полярным кругом, обделил Европу. Зато там, далеко на севере, настоящая зимняя сказка. Безмолвные стражи-снеговики провожают удивленным взглядом проезжающий автомобиль, а тот мчит себе, разбрасывая из-под шипованных колес фонтаны пушистого, дефицитного теперь снега. Машина летит по обледенелой дороге вглубь загадочной страны, казалось бы, совсем непригодной для вождения — настолько сурова здесь бывает погода. И все же мороз не запугал, а закалил местных жителей, научил их ездить зимой. А они передали этот навык всем остальным. Мы в Финляндии, на родине зимних шин.

Одна очень финская история

Это Нокиа? Да

Наш путь лежит в Лапландию: это почти тысяча километров до Хельсинки, а затем еще столько же на север, туда, где за полярным кругом живет финский Дед Мороз — Йоулупукки. Путь неблизкий, поэтому развлечемся-ка хорошей историей.

В 1900 году были приняты, как сказали бы сейчас, антикризисные меры: у предприятия сменилось руководство. Техническим директором стал Антти Антеро, которого сегодня называют не иначе как основателем финской резиновой промышленности. Тогда ему было 30: еще молодой, но уже с достаточным опытом и образованием инженера-химика, Антти оставался на руководящих должностях следующие 40 лет.


Рабочие перед заводом Gummitehdas, 1907 год. Антти Антеро — шестой справа во втором ряду. Фото: Nokian Tyres

Новое правление Suomen Gummitehdas перенесло производство из Хельсинки, где стало тесновато, в городок Нокиа. История обошлась с ним причудливо: каждый, наверное, слышал это название, но мало кто связывает его с населенным пунктом в окрестностях Тампере. Да, именно там рождался промышленный потенциал Финляндии.

Впрочем, это потом, а пока Антти Антеро изо всех сил старался сделать продукцию компании конкурентоспособной. Чего и говорить: хватало сильных игроков на калошном рынке в те годы, потеснить их было непросто.


Отгромыхала Первая мировая, разодрав Европу траншеями и гусеницами изобретенных танков. Мир возвращался к миру, и людям снова нужны были простые вещи в хозяйстве. Дела у Suomen Gummitehdas пошли в гору: калоши и прочие резиновые изделия стоили дорого и были нарасхват. На этой волне компания скупила акции других предприятий, в том числе Nokia, которая занималась и производством бумаги, и выработкой электроэнергии, а также фирмы Suomen Kaapelitehdas, производившей электрические кабели. Образовалась объединенная компания, одно из подразделений которой выпускало резиновые изделия, другое производило электронные устройства, третье имело дело с древесиной и так далее.

Много лет спустя, во время очередного экономического кризиса, это предприятие распадется, подразделения уйдут в свободное плавание. Появится финская Nokia, казалось бы, совсем недавно удивлявшая мир своими мобильными телефонами. Появится Nokian Tyres, которая поставляет свои автомобильные шины в 61 страну.


Шины из Финляндии








Все материалы добавляются пользователями. При копировании необходимо указывать ссылку на источник.

Читайте также: