Шар противоугонный для сцепной головки как работает

Обновлено: 03.07.2024

Приветствую подписчиков и гостей канала. Сегодня хочу рассказать о видах сцепных головок караванов, их отличиях, общих правилах содержания и технического обслуживания.

Не затрагиваю в этой статье тему сцепных устройств целиком, чтобы не валить всё в одну кучу. Кратко и ёмко пройдусь по общему устройству для понимания темы новичками и людьми интересующимися караванингом как новым видом автотуризма. Это поможет понять, с чем можно столкнуться при покупке подержанного каравана и его дальнейшей эксплуатации.

Сцепная головка (СГ) это устройство, одевающееся на шар тягово-сцепного устройства вашего автомобиля. Она крепится к сцепному устройству прицепа. На караванах европейского производства СГ представлены в основном фирмами "AL-KO", "KNOTT", "BPW", "WINTERHOFF", "WESTFALIA". Первые две фирмы сейчас объединились, а третья, четвертая и пятая встречаются крайне редко на караванах 90-х годов выпуска.

Сцепная головка "WINTERHOFF" с полноценной системой стабилизации. Большой рычаг-флажок слева - это механизм открытия замка СГ.

Сцепная головка "WINTERHOFF" с полноценной системой стабилизации. Большой рычаг-флажок слева - это механизм открытия замка СГ.

Более современная СГ фирмы "WINTERHOFF" с системой стабилизации и замковым устройством. Хорошо виден сигнальный флажок состояния зажимных колодок.

Более современная СГ фирмы "WINTERHOFF" с системой стабилизации и замковым устройством. Хорошо виден сигнальный флажок состояния зажимных колодок.

Главная задача системы стабилизации: не позволять прицепу раскачиваться во время движения. Гасить продольные и, самые опасные, поперечные колебания.

Реализовано это встраиванием в механизм зацепления СГ специальных зажимных колодок, которые при опускании верхнего рычага зажимают шар прицепа. Степень сжатия весьма значительна и для того, чтобы облегчить маневрирование с прицепом на ограниченной площадке у СГ со стабилизатором существует три положения рукоятки.

1. Рукоятка опущена до конца вниз. Замковое устройство СГ закрыто. Колодки зажаты полностью. Эта функция реализуется только если СГ надета на шар. Используется при буксировке прицепа.

2. Рукоятка в промежуточном положении. Слегка приподнята. При этом замковое устройство СГ закрыто. Но колодки отпущены. Эта функция используется при маневрировании с прицепом на стояночной площадке.

3. Рукоятка поднята вверх. Замковое устройство СГ готово к открытию. СГ можно снимать с шара ТСУ.

На самой сцепной головке всегда есть цифровая маркировка, обозначающая номер детали. Она позволит выбрать необходимые запчасти и аксессуары для нее в фирменном каталоге.

Не стоит забывать и про соразмерность СГ и шара ТСУ. Очень редко, но бывает, что шар не стандартного европейского диаметра 50 мм, а американский на 50,8 мм и более. В этом случае сову на глобус натянуть никак не получится!))) Здесь статья про американские жилые прицепы.

Главное правило при использовании СГ с системой стабилизации : НЕ СМАЗЫВАТЬ ШАР ТСУ ПЛАСТИЧНЫМИ СМАЗКАМИ.

Если ваш шар был смазан и смазка попала на колодки системы стабилизации, то необходимо обязательно промыть все керосином или уайт-спиритом до полного удаления остатков пластичной смазки с механизмов.

Колодки зажимающие шар со временем истираются, поэтому нужно следить за их состоянием и своевременно менять. Для контроля степени их износа на СГ существует специальный флажок-указатель. При закрытой ручке он хорошо виден слева в окошке ручки. На окошке понятная маркировка: зеленый, красный. Если при закрытой ручке флажок в красной зоне, то колодки уже на обжимают шар с рассчитанным усилием, не гарантируют безопасность и требуют замены.

Заказать необходимые детали можно в специализированных магазинах и в фирменных каталогах на сайтах компании-изготовителя. Если сделать этого не получится по причине древности механизма, то нужно разобрать механизм и извлечь старые колодки. С которым обратиться к токарю не очень высокого разряда, способного замерить штангенциркулем вашу старую колодку и выточить из текстолита новый комплект.

В случае, если при зацеплении СГ за ТСУ тягача прицеп не находится в "горизонте", то необходимо обязательно добиться его ровного положения. Это важно для корректной работы всего сцепного устройства прицепа. И шанс оторвать заднюю стенку каравана тоже значительно уменьшается. Сделать это можно либо заменив крюк с шаром на аналогичный с другой геометрией, либо специальной проставкой для СГ. Иногда помогает простая перестановка сцепного устройства с верха дышла на его низ. Или наоборот.

При покупке подержанного каравана необходимо обращать внимание на СГ прежде всего. У европейцев безопасность в приоритете, поэтому, если на караване даже 2000-х годов выпуска нет СГ со стабилизацией, значит продавец просто решил сэкономить и, убрав изношенную СГ, поставил дешевую простую.

Конечно же на СГ и сцепном устройстве в целом не должно быть ярко выраженных механических повреждений. По флажку контроля состояния колодок можно понять сколько вы сможете безопасно проехать с этой СГ. По личному опыту могу сказать, что новые колодки механизма стабилизации СГ позволяют проехать до их замены около 20 тысяч километров. Наличие смазки на колодках СГ тоже подлежит обязательной проверке.

Сами механизмы внутри СГ весьма надежны и неприхотливы. Пружины замков оцинкованы. Если вы не пахали глиняные холмы сцепной головкой, то небольшого количества жидкой смазки WD-40 на пружины раз в год будет достаточно. Специальные чехлы (которые несложно изготовить и самому), закрывающие весь узел сцепного устройства во время длительной стоянки тоже будут не лишними для длительной и безаварийной эксплуатации вашего каравана.

ВИДЫ ФАРКОПОВ


Современные автомобили при продаже имеют дополнительную опцию по установке специальных тяговых или транспортных устройств, позволяющих использовать автотранспорт для стыковки с прицепом и транспортировки каких-либо грузов.

На автомобилях не имеющие данные устройства, владельцы желающие установить прицепное устройство для прицепа должны ознакомиться с правилами по монтажу, регистрацией и эксплуатации конструкций.

О назначении, видах прицепных устройств для прицепов

Для стыковки прицепного устройства с автомашиной требуется тяговый механизм или специальное тягово-сцепное приспособление, в народе его называют фаркоп. Данное устройство предназначено для обеспечения надёжного крепления прицепа с автомобилем и способно распределять нагрузку равномерно.

Фаркоп обеспечивает безопасное движение при транспортировке, имеет конструктивный приятный внешний вид. Раньше под выражением фаркоп можно было понимать подвесочное устройство на телеге для перевозки на конной упряжке разных грузов.

В современное время под фаркопом понимается тягово-сцепное устройство (ТСУ), смонтированное на автомобиле и предназначенное для стыковки с прицепом.

Фаркопы подразделяются на классы грузовой перевозки:

  • Малого класса, грузоподъёмностью до 1,5 тонны;
  • Среднего, может перевозить до 2,5 тонны груза;
  • Большого, с массой до 3,5 тонны.

Виды фаркопов

Последний класс применяется для транспортировки перевозимых домов, торговых киосков и монтируются на внедорожниках, микроавтобусах. Технологически, от разных производителей прицепной механизм отличается внешним видом и конструкцией соединения. Фаркоп имеет конструкцию двух видов: европейскую и американскую. В России применяется больше европейский тип фаркопа.

Поэтому существуют следующие виды прицепных устройств:

ТИПЫ ФАРКОПОВ

  • Прицепной механизм в виде кронштейна, способно обеспечивать надёжное сцепление с прицепом и выполнять транспортировку груза большого веса на прицепе. Широко распространены модификации моделей за границей, имеется устройство запирания для защиты от угона;
  • Механизм прицепной в виде шара. Очень распространена сцепная головка для прицепа на отечественном автомобильном рынке, обладает простотой в монтаже и в эксплуатации. Имеет хорошие характеристики в сцепном состоянии и манёвренности, имеет свободный ход в зависимости от применяемой головки, хорошие данные при торможении с прицепом. Сцепная головка для легкового прицепа внешне не портит вид машины, обеспечивает некоторую защиту сзади от не санкционированного прямого столкновения с другой машиной;
    В зависимости от исполнения шара фаркопы делятся ещё на подгруппы:
    • сварного типа шаровой механизм с монтажом для постоянной эксплуатации и съёмные шаровые устройства;
    • с креплением болтами, защёлкивающие с рычагом.
  • Сцепное устройство для прицепа в виде стыковочного крюка, предназначенный для буксировки. В основном применяется при сложных, тяжеловесных грузах, требующие повышенной проходимости. В процессе движения может обеспечиваться движение с ударными нагрузками, что сказывается на не высоких эксплутационных данных прицепного устройства. Поэтому они менее надёжны и мало применяемы.

Сцепка для прицепа состоит из стыковочного элемента шара или кронштейна, смонтированные на фаркопе машины и сцепной головки установленной на дышле прицепа. При выборе фаркопа прицепа следует знать модель автомобиля, с датой выпуска и тип кузова, а так же максимальный вес прицепа с подбором требуемого ТСУ.

О монтаже прицепных устройств заводского и самодельного типа

Выбор прицепного устройства, выполняющего роль ТСУ для автомобиля зависит от качественного производства марки продукции, стоимости и способа крепления.

Следует при выборе продукции отдавать предпочтение проверенным заводским крепёжным узлам к примеру от компаний:

  • Лидер-Плюс;
  • Трейлер;
  • Thule и другие.

Прицепное устройство для прицепа: назначение, виды, монтаж и регистрация

Устройства крепления фаркопа бывают разные и рассчитанные на разные веса. Конструкция может быть цельной или состоять из элементов: поперечной рамы и соединительного шарового узла, важен узел крепления с замком.

ФАРКОП

Поэтому, конструкции подразделяются на следующие:

  • цельно сварные;
  • со съёмными элементами;
  • со стыкующими фланцевыми соединениями и элементами защёлкивания.

Сварные конструкции монтируются сразу к задней части машины. Обладают высокой степенью надёжности и грузоподъёмности. Съёмные элементы крепятся болтами и могут быть демонтированы в любой момент, так же считаются надёжными по стоимости дороже сварных. И последний фланцевые устройства, устанавливаются в специальную площадку рамы фаркопа и имеют защёлкивающий механизм.

Прицепное устройство для прицепа: назначение, виды, монтаж и регистрация

При применении следует выбирать только сертифицированные узлы, дающие гарантию качества изделия. Сцепная головка для прицепа современного образца имеет обязательно замковое сцепное устройство, обеспечивающее надёжность соединения с головкой фаркопа. Замок, как правило, располагается на самом корпусу дышла в конце и может иметь разную форму крепления под дышло.

Выбирается замковый механизм исходя из следующих параметров:

  • Общего веса прицепа с грузом;
  • Формы дышла (труба круглая, прямоугольная или форма фартука);
  • Расположения крепёжных отверстий, сбоку или вертикально и размеры расположения креплений.

В основном все устройства замкового типа имеют европейский шар, диаметром 50мм и для подбора достаточно знать тип сцепного устройства (или стандарт). От замкового механизма зависит безопасность в дороге, поэтому они не ремонтируются, а просто заменяются на новый.

Комплект ТСУ включает ещё узел розетки с 7,13 или 15 контактами, а на прицепном устройстве соответственно должна располагаться вилка с таким же количеством контактов.

Прицепное устройство для прицепа: назначение, виды, монтаж и регистрация

Если в конструкции машины нет места для установки ТСУ и не предусмотрено документацией завода-изготовителя его установка, то монтаж устройства будет считаться изменением конструкции машины.

Если прицеп изготовлен самостоятельно или были внесены какие-либо доработки в конструкцию прицепа, следует применять для сцепления с автомобилем только заводского исполнения, сертифицированные замковые элементы или съёмные узлы для стыковки с фаркопом.

Имея такие механизмы можно проходить испытания в лаборатории на качество с уверенностью получения свидетельства на самостоятельно смонтированное сцепное устройство на круглое дышло.

Об ответственности и необходимости регистрации прицепного устройства

Современные автомобили имеют возможность установку ТСУ согласно технической документации на ТС. Так же можно уточнить через дилерские центры о возможности применении ТСУ на данную модель машины.

Запрет на использование автомашины в качестве тяговой силы может быть только в ограниченном заводом случае, невозможность конструктивного и технического монтажа данных средств.

Прицепное устройство для прицепа: назначение, виды, монтаж и регистрация

Как правило, фаркоп не следует регистрировать в органах ГИБДД в случае:

  • установки тягового устройства на заводе изготовителе;
  • при наличии паспорта и сертификата на ТСУ;
  • устройство смонтировано по инструкции и неизмененна конструкция машины.

Так же следует учитывать эксплуатацию прицепа легкового автомобиля по массе, следует не превышать суммарной массы для ТСУ и показатель общей массы автопоезда не должен превышать показатель в 3,5 раза.

Для безопасной эксплуатации ТС требуется при управлении с подключённым прицепным механизмом иметь следующие документы:

  • Паспорт на установленное оборудование с отметкой сервисной службы о монтаже оборудования;
  • Сертификат на оборудование.

При участии в ДДП с прицепом данные документы будут очень кстати, что позволит улучшить ответственность за техническое состояние прицепа.

По новым правилам дорожного движения и тех. регламенту п.77 регистрация в ГИБДД не требуется если:

  • Устройство фаркоп ТСУ предназначен для данной модели машины;
  • Выполнен монтаж ТСУ на заводе;
  • Применяемое ТСУ может использоваться для авто и имеются документы соответствия.

Как известно, использование прицепа к легковому автомобилю намного упрощает жизнь водителям и их семьям,

Легковой прицеп

Прицеп уже сегодня считается важным помощником при проведении работ, при совершении туристических поездок, выполнении

Размеры прицепа играют важную роль при выборе нужного дополнительного помощника – прицепа, при транспортировке

Несомненно, в настоящее время такое удобное средство, как прицеп для легкового автомобиля является просто

ПРИЦЕП БЛОГ

Здравствуйте. Фаркоп авто – это специальный механизм, предназначенный для соединения авто со съемным прицепом. ТСУ установлено на большинстве автомобилей легкового типа. При необходимости прибор устанавливается отдельно, если конструкция машина не предусматривает наличие этого оборудования. Тягово-сцепные изделия автомобиля отличаются способами крепления, техническими характеристиками, и задачами.
Фаркоп – тягово-прицепное оборудование, используемое для перевозки габаритных предметов без вреда для авто. С его помощью к машине присоединяется прицеп, снижая на нее нагрузку. Прибор позволяет использовать с легковыми автомобилем не только прицепы, но и трейлеры. В этом случае нужно учитывать технические характеристики машины и механизма ТСУ на предельные нагрузки.

Дополнительно фаркоп нужен для буксировки других машины, снегоходов, катеров, при условии, что их вес не превышает три тонны. Этот прибор не является обязательным в конструкции каждого автомобиля. На некоторых авто он может вовсе быть не предусмотрен, по причине чего устанавливать его придется самостоятельно. В большинстве случаев он необходим людям, использующим машину для путешествия на большие расстояния или транспортировки габаритных грузов. Благодаря ТСУ не нужно хранить крюк в багажнике.

Добрый день,
Когда речь заходит о прицепах, начинающие автомобилисты уверенно обсуждают вопросы грузоподъёмности и манёвренности. Но вопросы тягово-сцепного устройства ставят в тупик только из-за определения понятия. То ли это сцепное устройство для легкового прицепа, то ли сцепная головка прицепа, а может дышло – это фаркоп?!
Выгода приобретения фирменного фаркопа для машины понятна. Что же такое ТСУ (тягово-сцепное устройство) или фаркоп – это крюк с металлическим шаром, торчащий ниже бампера, для накидывания на него сцепной головки, установленной на конце прямого или V-образного дышла прицепа. Когда возникает нужда перевозки груза, непомещающегося в салон или багажник, выбор прицепа сопровождается вопросами о фаркопе. Ведь в зависимости от крепления рассчитывается допустимая нагрузка на раму автомобиля. Конечно же, таблицы масс имеются в сертификатах и на обратной стороне капота. Но что делать, если сцепное не установлено?

Правила эксплуатации сцепных головок

Сцепная головка является одним из важных элементов в легковом прицепе. Именно поэтому очень важно следить за ее состоянием, а в случае необходимости производить ее замену.

Все сцепные головки и замковые устройства имеют ограничения по максимально допустимой нагрузке. Нагрузка бывает вертикальная и тяговая. На легковых автоприцепах с полной разрешенной массой до 750 кг обычно устанавливаются сцепные устройства с тяговой нагрузкой до 750 кг и вертикальной нагрузкой до 75 кг.

Для каждой конкретной модели прицепов производитель устанавливает максимально допустимую нагрузку для сцепного устройства, ее можно узнать из инструкции по эксплуатации прицепа или на шильдике, где выбит VIN номер прицепа.

Нормальной вертикальной нагрузкой для прицепов с полной массой до 750 кг считается нагрузка в 10-25 кг. Вертикальная нагрузка не может быть отрицательной, так как сцепная головка не рассчитана на такую работу и прицеп может отцепиться. Поэтому каждый раз, загружая прицеп, обязательно проверяйте вертикальную нагрузку и регулируйте ее, меняя расположение груза в кузове прицепа.

Все сцепные головки и замковые устройства должны обязательно смазываться литолом или солидолом. Исключением являются сцепные головки оборудованные функцией стабилизации курсовой устойчивости – их смазывать запрещается.

Смазка на сцепном устройстве и шаре фаркопа всегда должна быть чистой, без песка и грязи. Если в смазке будет присутствовать грязь, то она будет работать как наждачная бумага, что приведет к преждевременному износу сцепного механизма и шара фаркопа.

Для защиты смазки от загрязнений, когда автомобиль используется без прицепа, на шар фаркопа, надевают специальный резиновый колпачком. Это колпачок также убережет вашу одежду от смазки, когда вы будете доставать вещи из багажника автомобиля.

Когда нужно менять сцепную головку и шар фаркопа?

Как и любой устройство, сцепная головка и шар фаркопа рано или поздно изнашиваются и их нужно своевременно менять. Скорость износа зависит от интенсивности использования и соблюдения правил эксплуатации прицепа.

Основным признаком того, что пришло время менять сцепную головку или шар фаркопа, является появление люфта в соединении сцепной головки и шара фаркопа. По ГОСТ все шары фаркопов в нашей стране имеют диаметр 50 мм, если его диаметр становится менее 49,6 мм, то это говорит о том, что пришло время сменить сцепной шар. Если диаметр шара в норме, то значит, износилась сцепная головка и менять нужно ее.

Также причиной для смены сцепной головки может стать попадание прицепа в ДТП или появление на замковом устройстве трещин и дефектов.

Конструкция этого кронштейна подразумевает установку замкового устройства 50 мм, т.к. 40 мм на кронштейн уже не налезет.

Регулятор высоты замкового устройства на дышло 60 мм

Если у вас дышло шириной 40 мм (бортовые прицепы МЗСА до середины 2017 года), вам нужен другой кронштейн.

Сцепная головка (замковое устройство) Al-ko Kober АК 7/I — 750/75 кг, на квадратное дышло шириной 40 мм, крепление вертикальное.

Сцепная головка Knott KQ14 Ausf. D (KQ14 Ausf. G) 40х40 верт

Усиленное замковое устройство (сцепная головка) на квадратное дышло 40 мм Knott KQ14 Ausf. D (в настоящее время называется Knott KQ14 Ausf. G). Крепление вертикальное. Допустимая нагрузка 1400 кг / 100 кг.

Сцепная головка Knott KQ14 Ausf. A 50х50 гор/верт

Усиленное замковое устройство (сцепная головка) на квадратное дышло 50 мм Knott KQ14 Ausf. A. Крепление горизонтальное или вертикальное. Допустимая нагрузка 1400 кг / 100 кг.

Сцепная головка Knott KQ14 Ausf. B 60х60 гор/верт

Усиленное замковое устройство (сцепная головка) на квадратное дышло 60 мм Knott KQ14 Ausf. B. Крепление горизонтальное или вертикальное. Допустимая нагрузка 1400 кг / 100 кг.

Сцепная головка (замковое устройство) Al-ko Kober АК 7/D — 750/75 кг, на квадратное дышло шириной 50 мм. Крепление вертикальное.

Сцепная головка Knott KQ14 Ausf. С 70x70 гор/верт

Усиленное замковое устройство (сцепная головка) на квадратное дышло 70 мм Knott KQ14 Ausf. С. Крепление горизонтальное или вертикальное. Допустимая нагрузка 1400 кг / 100 кг.

Сцепная головка Knott KZE 7,5 K 7,5H N3 (с фланцем)

Головка сцепная с фланцем. Допустимая нагрузка 750 кг / 75 кг.

Сцепная головка (замковое устройство) Al-ko Kober АК 7/E - 750/75 кг на квадратное дышло шириной 60 мм, крепление вертикальное или горизонтальное.

Сцепная головка (замковое устройство) Al-ko Kober АК 7 исполнение H (оно же исполнение F) — 750/75 кг, d = 70 мм (на квадратное дышло), крепление вертикальное.

Сцепная головка Knott KZE 35 110/120 K 35C N3 (с фланцем)

Головка сцепная с фланцем. Допустимая нагрузка 3500 кг / 150 кг.

Сцепная головка Knott K7,5 Ausf. R 45х45 верт

Сцепное устройство на прямоугольное дышло. Тип монтажного крепления 45x45, вертикальное. Допустимая нагрузка 750 кг / 75 кг.

Сцепная головка Knott K14 Ausf. A d=50 верт

Сцепное устройство на круглое дышло 50 мм Knott K14 Ausf. A. Допустимая нагрузка 1400 кг / 100 кг.

Сцепная головка Knott K14 Ausf. B d=60 верт

Сцепное устройство на круглое дышло 60 мм Knott K14 Ausf. B. Допустимая нагрузка 1400 кг / 100 кг.

Замковое устройство AK 750

Сцепное устройство АК 750.

Замковое устройство AK PLUS - 75V

Сцепное устройство V75-AK7 750 кг, под V-образное дышло.

Замковое устройство AK 7 ausf. A d=35 мм

Сцепное устройство АК7 750 кг, диаметр 35 мм

Сцепное устройство АК7 750 кг, диаметр 50 мм

Замковое устройство AK 7 d=60 мм

Сцепное устройство АК7 750 кг, диаметр 60 мм

Замковое устройство AK 7 Ausf. C (d=70 мм)

Сцепное устройство АК7 750 кг, диаметр 70 мм

Сцепная головка Knott K14 Ausf. С d=70 верт

Сцепное устройство на круглое дышло 70 мм Knott K14 Ausf. С. Допустимая нагрузка 1400 кг / 100 кг.

Сцепная головка Knott K20 Ausf. A d=50 гор/верт

Сцепное устройство на круглое дышло Knott K20 Ausf. A. Тип монтажного крепления d=50, горизонтальное / вертикальное. Допустимая нагрузка 2000 кг / 100 кг.

Сцепная головка Knott K20 Ausf. B d=45 гор/верт

Сцепное устройство на круглое дышло Knott K20 Ausf. B. Тип монтажного крепления d=45, горизонтальное / вертикальное. Допустимая нагрузка 2000 кг / 100 кг.

Предлагаем широкий ассортимент сцепных устройств для прицепа (часто их также называют сцепное устройство для прицепа, сцепными головками, замковыми устройствами, замком прицепа, прицепным устройством), а также сцепных (буксировочных) петель для прицепов с тормозом.

Если мы не знаете артикул или название необходимого вам замкового устройства, можно подобрать подходящее вам устройство, учитывая следующие параметры:

  • Полная масса прицепа. Можно взять замковое устройство, рассчитанное на больший вес, чем вы перевозите, но не на меньший (есть риск расцепления или преждевременного выходы из строя).
  • Форма дышла (круглая труба, прямоугольная труба или V-образное дышло из прямоугольных труб)
  • Расположение отверстий для крепления замкового устройства (отверстия расположены сбоку или вертикально), их диаметр и расстояние между собой. Иногда встречаются старые прицепы с редким расположением креплений замкового устройства на дышле. В этом случае проще просверлить новые отверстия в дышле.

Все замковые устройства рассчитаны на европейский шар фаркопа (50 мм). Для правильного подбора буксировочной петли необходимо знать ее тип (стандарт сцепного устройства) — DIN, NATO, Англия, Франция, Италия.

Читайте также: