Схема тормозной системы газ 51

Обновлено: 02.07.2024

Львовские автопогрузчики всех моделей имеют ножные тормоза барабанного типа, встроенные в передние ведущие колеса.

Тормозная система львовских погрузчиков состоит из рабочих тормозных цилиндров (диаметр 38мм) от автомобилей ГАЗ-52,53; главного тормозного цилиндра ГАЗ-51,52, укрепленного на кронштейне педалей сцепления и тормоза, а также системы тормозных трубок, которые соединяют главный и
рабочие тормозные цилиндры.

Привод гидравлический; внутри тормозного барабана каждого колеса помещены: рабочий тормозной цилиндр, две нажимные колодки, оттормаживающая пружина (оттягивающая колодки).

К рабочим тормозным цилиндрам тормозная жидкость подается от главного тормозного цилиндра ГАЗ-51,52 (утюг) при нажатии водителем на педаль (рис. 56): толкатель перемещает поршень вправо, манжета закрывает компенсационное отверстие В, давление в рабочей полости Г тормозного цилиндра возрастает и открывается выпускной клапан. В результате этого срабатывают колесные рабочие цилиндры, производится торможение.

После отпускания педали тормоза пружина перемещает поршень влево, давление в рабочей полости главного тормозного цилиндра понижается, тормозные колодки и поршни рабочих колесных цилиндров под действием оттягивающих пружин возвращаются в исходное положение.

При этом тормозная жидкость вытесняется из колесных рабочих цилиндров в главный тормозной цилиндр через впускной клапан.


Рис.54. Тормоза рабочие погрузчика Львов

1 - Колодка в сборе 130-3502090

2 – Заклепка 255925

3 - Накладка фрикционная 130-3502105-В

4 – Колодка В3-3502090

5 – Упор 4014М-3501064-01

6 - Винт М8х25 221666

7 - Цилиндр колесный в сборе 52-3502040

8 - Цилиндр колесный 52-3502046

10 – Колпачок 12-3501049

11 - Цилиндр с переходником в сборе 4014М-3501016

12 – Кронштейн 4014М-3501020

13 - Винт М10х20 221719

14 - Заклепка 252841

15 - Суппорт 130Г-3502014

16 - Шайба 10 252136

17 - Болт М10х35 201501

18 - Щиток левый 130-3502031-Б

19 - Шайба 8 252135

20 - Гайка М8 250510

21 - Болт М8х12 201452

22 - Щиток правый 130-3502030-Б

23 - Гайка М20х1,5 250565

24 - Шайба 20 252141

25 – Ось 130-3502132

26 – Кольцо 1А32

27 – Втулка 4014М-3501148

28 - Кольцо разжимное 4014М-3501150

29 – Стержень 4014М-3501140

30 - Колпак защитный 51-3502058

31 - Поршень в сборе 51-3502042-А

32 - Стержень упорный 51-3501044

33 - Поршень 51-3502055-А

34 - Манжета 51-3502051

35 – Чашка 53А-3502052

36 - Пружина 53А-3502053

37 - Пружина оттяжная 130-3502035


Рис. 55. Механизм рабочего тормоза

1 — рычаг, 2 — фиксатор, 3 — накладка, 4 — толкатель, 5 — колпак; 6 — поршень. 7 — манжета, 8, 10, 16 — пружины, 9 — гидроцилиндр, 12 — планка, 11 — диск, 13 — колодка. 14 — регулировочный механизм, 15 — гайка, 17 — барабан

Устройство стояночного тормоза львовского автопогрузчика - Опорный щит тормоза закреплен болтами на фланце кожуха полуоси, тормозной барабан — винтами на фланце ступицы со стороны внутреннего ведущего колеса.

Внизу к щиту привернуты два пальца, служащие опорами тормозных колодок с накладками, верхние концы которых стянуты пружиной и прижаты к поршням колесного тормозного цилиндра. Пружина удерживает колодки в незаторможенном положении.

При нажатии водителем педали тормозная жидкость из главного цилиндра поступает в колесные цилиндры, поршни их расходятся, преодолевая усилие пружины, и колодки прижимаются к тормозному барабану.

Положение колодок относительно барабана регулируется поворотом эксцентриков, установленных на болтах с амортизирующими пружинами. Для этой же цели предусмотрены эксцентрики опорных пальцев колодок. Колесный цилиндр соединен с главным тормозным цилиндром трубкой.


Рис. 56. Главный тормозной цилиндр ГАЗ-51,52 львовских автопогрузчиков

1 — пробка заливной горловины; 2 — отражатель; 3 — фильтрующая сетка; 4 — прокладка; 5 — крышка; 6 — корпус цилиндра; 7 — возвратная пружина; 8 — внутренняя манжета поршня; 9 — поршень; 10 — наружная манжета поршня; 11 — толкатель; 12 — резиновый колпак; 13 — тяга; 14 —
педаль; 15 — впускной клапан; 16 — пружина выпускного клапана; 17 — упорная тарелка пружины; 18 — выпускной клапан; А — нерабочая полость цилиндра; Б — перепускное отверстие; В — компенсационное отверстие; Г — рабочая полость цилиндра


Рис.57. Главный тормозной цилиндр ГАЗ-52

1 - Комплект ремонтный ВК21-3500105-А

2 - Пружина возвратная 51-3505031

3 - Клапан 51-3505020

4 - Прокладка 51-3505058

5 - Картер 51-3505015

6 - Пробка 51-3505075-А

8 - Шайба 252134-П29

9 - Крышка 51-3505006

10 - Прокладка 51-3505007

11 - Гайка М10 250512-П29

12 - Шайба 10 252136-П29

13 - Болт М10х35 201501-П29

14 - Держатель 51-3505022

15 - Манжета уплотнительная внутренняя 51-3505035

16 - Шайба 293535-П

17 - Манжета уплотнительная наружная 12-3501051

18 - Поршень 21-3505029

19 - Шайба упорная 51-3505048

20 - Кольцо стопорное 51-3505038

21 - Кольцо стяжное 51-3505046

22 - Кольцо стяжное 51-3505047

23 - Колпак защитный 51-3505065

На львовском погрузчике главный тормозной цилиндр соединяется с рабочими системой трубопроводов, которая состоит из металлических трубок, тройников, штуцеров и гибких шлангов.

Концы тормозных трубок развальцованы и соединяются с тройниками и штуцерами стяжными гайками.

Трубки закрепляются на раме и других деталях автопогрузчика с помощью металлических скобок. Тройники и штуцеры тормозной системы уплотняются медными шайбами.

Ручной стояночный тормоз ЗИЛ-130 имеет барабан, прикрепленный винтами к фланцу, установленному на шлицевом конце ведомого (вторичного) вала МОХ и предназначенному также для закрепления шарнира карданной передачи к переднему мосту погрузчика.

При торможении к внутренней поверхности барабана прижимаются две тормозные колодки, приводимые в действие рычагом посредством тяг, связанных коленчатым рычагом.


Рис.58. Тормоз центральный (стояночный) в сборе 4014-3507010

1 - Винт М8х20 221664

2 - Барабан центрального тормоза 130-3507052

3 - Барабан центрального тормоза с фланцем в сборе 130-3507050

4 - Прокладка 130-3507099

5 - Фланец в сборе 130-1701147

6 - Болт 130-2202163

7 - Кольцо стопорное 308150

8 - Колодка в сборе 130-3507015

9 - Сухарь 130-3507064

10 - Винт М6х25 221666-П8

11 - Пружина оттяжная большая 130-3507048

12 - Накладка фрикционная 130-357020-10

13 - Заклепка 304166-П

14 - Колодка 130-3507019

15 - Пружина оттяжная малая 130-3507043

16 - Болт М6х70 200223-П8

17 - Шайба 305777-П8

18 - Труба дистанционная 130-3507173

19 - Рычаг регулировочный 130-3507138

20 - Шпилька установочная 4014-3501065

21 - Кронштейн 130-3507010

22 - Втулка малая 130-3507069

23 - Втулка 4014-3507166

24 - Шайба 8 252135

25 - Болт М8х16 201454

26 - Шайба 6 252134

27 - Гайка М6 250508

28 - Гайка М18 250563

29 - Шайба 18 252140

30 - Щиток 130-3507091

31 - Прокладка 130-3507073

32 - Шайба 10 252136

33 - Болт М10х70 201511

34 - Ось 130-3507022

35 - Сальник в сборе 307860

36 - Кулак разжимной 130-3507110

37 - Болт М12х50 200369

38 - Втулка большая 130-3507126

39 - Шайба 12 252137

40 - Шайба 4014-1706186

41 - Гайка 4014-1706231

Регулировка ручного стояночного тормоза ЗИЛ-130 производится уменьшением зазоров между колодками и барабаном, возросших из-за износа накладок (обнаруживается по увеличению свободного хода рычага), в следующей последовательности.

Рычаг МОХ устанавливается в нейтральное положение. Тяга отсоединяется от рычага, после чего он переводится в крайнее переднее положение.

Длина тяги изменяется навертыванием на нее вилки 6 так, чтобы погрузчик затормаживался полностью при перестановке собачки с помощью тяги на 4—6 зубьев сектора, закрепленного на раме машины.

В случае перевода рычага в крайнее переднее положение тормозной барабан должен свободно вращаться, не касаясь колодок. Если торможение не достигается при минимальной длине тяги, необходимо переставить палец крепления конца тяги в следующее отверстие регулировочного рычага и заново установить нужную длину тяги с фиксацией ее гайкой.

По окончании регулировки тормоза палец крепления тяги на рычаге должен быть также надежно закреплен гайкой и шплинтом.



Рис.59. Привод стояночного тормоза ЗИЛ-130 на львовских погрузчиках

1 - Головка 4045-3508038

2 - Пружина 4045-3508036

3 - Рукоятка 4081-3508026

4 - Рычаг 4081-3508021

5 - Тяга 4081-3508028

6 - Шайба 252006-П29

7 - Шплинт 3,2х20 258039-П29

8 - Собачка 4065-3508030

9 - Шплинт 2х12 258012-П29

10 - Тяга 4081-3508043-10

11 - Гайка М10 250512-П29

12 - Тяга с наконечником 4081-3508044

13 - Сухарик 4081-3508035

14 - Палец 10х38 260061-П29

15 - Болт М10х35 201501-П29

16 - Шайба 252136-П29

17 - Сектор 4045М-3508048

18 - Палец 10х32 260059-П29

19 - Тяга в сборе 4081-3508042-10

ЗАПЧАСТИ ДЛЯ ЛЬВОВСКИХ ПОГРУЗЧИКОВ АП-4014, 40814, АП-4081, 40810, АП-40811, 40816, АП-41030 ЛЕВ

ИНСТРУКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛЬВОВСКИХ АВТОПОГРУЗЧИКОВ

Запасные части для львовских автопогрузчиков грузоподъемностью 5 тонн любых моделей

Тормозная система ГАЗ 53 гидравлическая, состоит она из 3 механизмов: рабочих, запасных и стояночных тормозов. На самом деле система гидравлики одна, но разделенная на контуры, каждый из которых условно и считается запасным. Интересно еще и то, что тормозная система ГАЗ 53 имеет сигнализатор на приборной панели. То есть в случае падения давления внутри гидравлики об этом водителю сообщить красная лампа.

тормозная система газ 53

Схема тормозной системы Газ 53


Сам же тормоз управляется через главный тормозной цилиндр, который в дальнейшем соединяется с усилителями гидропривода.

Принцип работы тормозов в ГАЗ 53

Начать стоит с того, что тормозная система ГАЗ работает раздельно по осям. Сделано это для той цели, чтобы предотвратить дополнительную нагрузку от кузова на трансмиссию в период резкой остановки. Из-за этого первым делом срабатывает тормоз на заднюю ось, а уже за ней — не переднюю. Если будет подсоединен прицеп, то первым будет тормозить он. То есть гидровакуумный усилитель тормозов срабатывает поочередно с отставанием в долю секунды.

тормоза газ 53

Конструкция самих тормозных прокладок идентичная, отличающаяся только размерами некоторых деталей. Износ колодок инспектируется через специальные отверстия (визуально). Объем тормозной жидкости в системе можно посмотреть через расширительный бачок, который расположен уже под капотом.

Именно с него должен начинаться ремонт тормозной системы ГАЗ 53.
А стояночный тормоз работает независимо по тягам. Так сделано по той причине, что в момент, когда двигатель не работает, поддерживать актуальное давление в гидроваккумной системе невозможно. Да и выходит из строя стояночный тормоз крайне редко, как правило, исключительно из-за износа колодок, которыми сжимается диск.

Неисправности тормозной системы

Основные неисправности тормозной системы ГАЗ-53 следующие:

газ 53 тормозная система

  1. Увеличение холостого хода педали тормоза (недостаточный уровень тормозной жидкости или непосредственно механическое повреждение колодок).
  2. Нерастормаживание (необходима проверка зазора цилиндра гидровакуумного усилителя).
  3. При торможении происходит занос (говорит о наличии замасливания или протечки тормозной жидкости). Схема подробно объясняет, почему так происходит: контур соединяет заднее и переднее колесо одновременно.
  4. Полное отсутствие тормозов (разгерметизация главного цилиндра или отсутствие тормозной жидкости).

Более того, его включение может привести к самопроизвольному включению двигателя газ 53 при скатывании транспортного средства. Тормозная система автомобиля ГАЗ сделана таким образом, что каждый из контуров функционирует раздельно (соответственно, задние и передние тормоза).

система тормозов газ 53

Работа тормозной системы грузовика ГАЗ 53


То есть если даже один из них выйдет из строя, автомобиль все равно можно будет остановить. Самые распространенные неисправности — это попадание воздуха в гидравлику и износ колодок. С последними все предельно ясно — их придется заменить на новые, а вот если в цилиндре воздух, то потребуется так называемая прокачка и дозаправка тормозной жидкостью. Выполняется это через дополнительный бачок с отсоединением металлической трубки.

В момент отсоединения рекомендуется снять крышку с расширительного бачка, так как у тормозов ГАЗ сохраняется определенное невысокое давление системы. Это предотвратит разливание тормозной жидкости.

Ремонт тормозной системы

Ремонт тормозной системы ГАЗ 53 нужно начинать с диагностики давления. Если с ним все в порядке, как и с колодками (не более естественного износа), то нужно изучать работу каждого контура. Не проблема, если не работает только один из них. При этом автомобиль сохраняет возможность своей эксплуатации, но при резком торможении может быть занос. Скорее всего, это либо поврежденный тормозной барабан, либо попадание масла в область тормозных колодок и диска, либо неисправный гидроусилитель.

Когда неисправен контур тормозной задний ГАЗ 53, то начинать поиск неполадки следует с запорного клапана. Нужно понимать, что одна сторона функционирует и за счет гидравлики, и за счет разреженного воздуха, однако он не может попасть за пределы того самого клапана и действует точно так же, как тормозная жидкость — передает усилие.

гидровакуумный усилитель газ 53


Неполадки гидроусилителей могут исправляться исключительно заменой, при чем непосредственно после его установки обязательно выполняется регулировка давления и, собственно, прокачка тормозов. Делается до тех пор, пока тяга сможет нормально двигаться при нажатии педали без чрезмерного усилия.

Если же поврежден барабан тормозной задний ГАЗ, то придется менять все искривленные втулки, а также сами колодки.

Обязательно это следует делать крайне внимательно, так как там могут оставаться металлические осколки и опилки, все их обязательно нужно убирать, иначе произойдет перегрев при торможении. И это, кстати, главный недостаток тормоза ГАЗ — открытая система, при которой под колодку может попадать любой мусор.

тормозные колодки газ 53

Тормозные колодки для Газ 53


Говоря о ремонте, нужно учитывать, что устройство тормозной системы при подсоединении прицепа будет несколько измененным, так как в работу включается дополнительный бачок. То есть обслуживание тормозов, как и поиск неисправности, лучше выполнять без него. И следует помнить, что тормозная система должна быть полностью герметичной. Если где-то слышно шипение воздуха или просачивание тормозной жидкости, то это не нормально.

Прокачка тормозов выполняется для выхода воздуха из трубок и самих цилиндров. Если все будет выполнено правильно, то сигнальная кнопка после включения двигателя и 10-20 нажатий педали погаснет. В противном случае нужно искать пробоину, через которую утекает тормозная жидкость.

Стояночное обслуживание тормозов

Система автомобиля ГАЗ 53 не нуждается в специализированном уходе. Единственное, за чем нужно следить, — это за износом колодок. Производитель рекомендует их менять через каждые 5-7 тыс. км. На практике стальные могут прослужить намного дольше.

Еще потребуется дозаправка тормозной системы ГАЗ 53 через бачок под капотом. Выполняется она по мере необходимости, когда уровень гидравлики падает ниже указанного (нужно смотреть по меркам самого бачка — там сделан маркер).

Регулировка тормозов выполняется через каждые 2-3 тыс. км эксплуатации в загруженном состоянии. Хотя можно ориентироваться на звук, который она издает. Скрип является нормальным только после замены колодок в период притирки. Если же это происходит постоянно, то, по всей видимости, втулки просто проржавели, либо сам диск и барабан деформированы.

тормозной механизм газ 53

Схема устройства тормозного механизма автомобиля ГАЗ-53


Если свист издает цилиндр ГАЗ, то это явная разгерметизация системы. Вот тут уже речь идет о полноценном ремонте, а не просто СТО. Таким образом, основные неисправности — это нарушение герметизации, а также износ цилиндров, колодок. Однако тормозная система ГАЗ сделана таким образом, что даже при нарушенном одном контуре тормоз остается рабочий. Передача усилия от педали к колодкам осуществляется через гидравлику и гидровакуумный усилитель.

Артем Головко

Сергей Монахов

Выбрасывает тормозную жидкость обратно в бачок и нет тормозов на задних колесах. Что делать.

Павел Даев

Влад Гасан

Роман Пешков

Что такое может быть,на педали тормоза чуть ли не стоя надо стоять что бы он остановился,на гружёном вообще беда .Тормозная система гидравлическая,педаль не проваливается с этим норм всё.

Эдуард Колесников

ГАЗ-51 Технические характеристики

ГАЗ-51 – самый массовый грузовик советского производства в период с конца 40-х по середину 70-х годов ХХ века. Универсальный автомобиль грузоподъёмностью 2,5 тонны получил широкое распространение во всех сферах народного хозяйства СССР и социалистических стран в тот период и последующие годы.

Всего за годы серийного выпуска (1946-1975) было произведено 3 481 033 автомашины ГАЗ-51. Ещё десятки тысяч этих грузовиков выпустили автозаводы, построенные с помощью Советского Союза в Польше, Китае и Северной Корее. Далее – подробности устройства и эксплуатации ГАЗ-51.

Краткая история модели

Этот грузовой автомобиль, пришедший на смену довоенным полуторкам ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ, по уровню своего технического исполнения был практически несопоставим с предшественницами.

Конструкция ГАЗ-51 в последние годы войны была подвергнута тотальной ревизии и модернизации. Группа конструкторов, во главе с Александром Просвирниным, постарались учесть передовой опыт, полученный в ходе эксплуатации грузовой техники в военное время. В том числе и грузовиков, поставленных из США по договору ленд-лиза.

В соответствии с этим опытом, были усовершенствованы не только двигатель и обслуживающие его системы. В конструкцию был заложен новый на тот момент гидравлический тормозной привод; изменения коснулись и кабины, и облицовки.

Размер колёс решено было увеличить, грузоподъёмность довести до оптимальных 2,5 тонн. Была проведена серьёзная работа по обеспечению значительной (до 80 %) унификации с полноприводным, будущим базовым армейским вариантом грузовика – ГАЗ-63.

Он был быстроходен (по тем временам, конечно, скорость 75 км/ч), надёжен, экономичен, прочен и вынослив, а также удобен и лёгок в управлении. По сравнению с предшественниками, ГАЗ-51 обладал более мягкой подвеской с новыми эффективными амортизаторами. Значительно опережал всех он и по производительности, демонстрируя меньший расход топлива.

Краткая история модели

ГАЗ-51 в цеху Горьковского автозавода.

Осенью 1947 года был проведён контрольный автопробег ГАЗ-51 по 5500-километровому маршруту: из Горького в Москву, оттуда через Белоруссию и Украину – в Молдавию, и обратно в Горький. Грузовик показал себя безупречно.

Технические характеристики ГАЗ-51

Особенности конструкции

Особенности конструкции

ГАЗ-51 на целине.

Некоторые технические новинки, использованные в конструкции автомобиля, в последующем были применены советскими и зарубежными автостроителями и на автомобилях других марок. Среди них:

  • износостойкие, выполненные из спецчугуна, гильзы цилиндров мотора;
  • покрытые хромированным сплавом поршневые кольца;
  • радиаторные вертикальные жалюзи;
  • предпусковой подогреватель, работающий посредством паяльной лампы (Незнающий человек может подумать, что речь идёт о прогреве поддона картера и масла, как подчас делают шофёры и сегодня. В действительности же нагревалась охлаждающая жидкость в котле подогревателя, и по принципу термосифона циркулировала в рубашке охлаждения, прогревая цилиндры и камеры сгорания);
  • маслорадиатор (их применение значительно укрепляло долговечность двигателя),
  • биметаллические тонкостенные вкладыши коленчатого вала (стале-баббитовые, вместо заливаемых баббитом подшипников без вкладышей, а впоследствии – стале-алюминиевые).

Задний мост получил принципиально новую конструкцию дифференциала и полуосей, упрощающую ремонт всего агрегата. Появились легкосъёмные и не зависящие от полуосей ступицы задних колёс на сдвоенных роликовых подшипниках. Рычажно-тросовый механический привод тормозов был заменён системой с гидроприводом и дифференцированным распределением тормозных усилий между передними и задними колёсами.

Общепринятыми в практике мирового грузового автомобилестроения стали впервые применённые на ГАЗ-51: алюминиевая головка блока, вставные сёдла клапанов, регулируемый подогрев смеси, двойная фильтрация масла, замкнутая вентиляция картера. Двойная очистка масла работала на дренаж, а к трущимся деталям масло подавалось после однократной грубой очистки. Новым словом в автопроме стали также применённые на ГАЗ-51 легкосъёмные тормозные барабаны. Для тех лет это были чрезвычайно передовые и прогрессивные решения.

Массово-габаритные характеристики

Массово-габаритные характеристики

  • Длина – 5,715 м; Ширина – 2,280 м; Высота – 2,130 м.
  • Дорожный просвет – 245 мм.
  • Колёсная база – 3,3 м.
  • Задняя колея – 1,650 м; Передняя колея – 1,589 м.
  • Снаряжённая масса – 2,710 тонны; Полная масса – 5,150 тонн.
  • Размер шин – 7,50:20.

Двигатель ГАЗ-51

  • Рабочий объём цилиндров — 3 485 см/кубич.;
  • Мощность – 70 лошадиных сил при 2750 оборотах в минуту;
  • Крутящий момент — 200 Нм при 1500 оборотах в минуту;
  • Количество клапанов — 12;
  • Диаметр цилиндра — 82 мм;
  • Степень сжатия — 6,2;
  • Расход топлива (низкооктановый бензин А-56, А-66) – 20-25 литров на 100 км.

Закрытая герметичная система охлаждения мотора на серийном грузовике этого завода была применена впервые.Это сводило до минимума потерю воды от испарения. А последнее, в свою очередь, вместе более редкой необходимостью доливки воды в жару, давало существенное уменьшение накипи в системе.

Впервые так же были применены жалюзи и термостат. За всё время производства машины, система охлаждения получила единственное принципиальное изменение. До 1955 года применялся привод вентилятора и водяного насоса сдвоенными узкими ремнями, а после двигатель получил только один, но более широкий и долговечный ремень привода агрегатов.

Система смазки получила два фильтра, а на довоенных полуторках фильтрации масла вообще не было, если не считать сетки у масляного насоса. Пластинчато-щелевой цельнометаллический фильтр грубой очистки очищал всё масло, забираемое насосом из поддона. Он имел механизм для ручного проворачивания пластин и их ежедневной очистки. Масло после первой ступени очистки поступало на смазку всех работающих деталей. После предварительной очистки в первом фильтре, часть масла поступала и в фильтр тонкой очистки типа АСФО, (автомобильный суперфильтр отстойник), с фильтрующим элементом из картонных пластин, собранных в единый блок. Очищенное масло после этого фильтра на смазку не подавалось, а через дренажную магистраль сливалось обратно в поддон. Но за счёт этого оборачиваемость масла через оба последовательных фильтра была достаточно интенсивной, что обеспечивало его нормальную очистку в течение сравнительно небольшого, (1 500 — 2 000 км), но предписанного заводом срока службы.

Оригинально по нынешним меркам был устроен и бензонасос со стеклянным стаканом-отстойником. Не разбирая его всегда можно было видеть его работу, контролировать чистоту фильтра, и проверять отсутствие подсоса воздуха по диафрагме и прокладкам. Не требовался и никакой инструмент для снятия колпака, очистки отстоя и продувки фильтра. Правда был и недостаток: в жару большой стеклянный отстойник провоцировал скопление внутри паровых пробок и отказ в бензоподаче. В таком случае не него вешалась тряпка, поливалась холодной водой, и машина могла продолжать путь.

Необходимо отметить, что двигатель ГАЗ-51 не обладал значительным запасом прочности в случае длительной работы на высоких оборотах и серьёзных нагрузках. Мотор мог выйти из строя вследствие выплавления баббита из биметаллических коренных вкладышей коленвала.

Трансмиссия, подвеска, ходовая часть, грузовая платформа ГАЗ-51

Компоновка ГАЗ-51, со сдвинутыми вперёд двигателем и кабиной (что при достаточно короткой базе позволяло иметь в распоряжении довольно длинную грузовую платформу) была традиционной для грузовых машин капотной компоновки в целом.

Трансмиссия ГАЗ-51 включает в себя сцепление однодискового сухого типа, 4-х ступенчатую коробку переключения передач без синхронизаторов и одноступенчатую главную передачу.

Задний мост ГАЗ-51.

На машине применялась четырёхскоростная трёхходовая коробка передач. В своей основе она повторяла КПП довоенной полуторки – те же передаточные числа, 1 – 6, 4; 2 – 3,09; 3 – 1,69; 4 – 1,0; З.Х. – 7,82, то же отсутствие синхронизаторов. Но эти агрегаты были невзаимозаменяемыми между собой из-за разных форм картеров, и разных концов вторичных валов, рассчитанных на соединение с совершенно разными по конструкции карданными передачами.

Карданная передача с двумя валами и промежуточной опорой имела три крестовины на игольчатых подшипниках.

Рама автомобиля с открытыми лонжеронами швеллерного типа и переменного сечения, имеет пять объединяющих их приклёпанных поперечин и съёмную поперечину задней опоры двигателя.

Амортизаторы в передней подвеске до середины 60-х годов применялись рычажного типа, а после были заменены телескопическими узлами.

Крепежные резьбовые изделия для передних и задних колёс были не одинаковыми. Имелись гайки для передних колёс, а так же комплекты для задних сдвоенных скатов, которые крепились независимо один от другого. Внутренние колёса заднего моста крепились специальными внутренними колпачковыми гайками – футорками, с наружной, и внутренней резьбами, а наружные баллоны, — специальными гайками, работавшими по наружным резьбам футорок. Внутренние резьбы и у футорок, и у гаек передних колёс, были одинаковыми, что давало возможность не только унифицировать шпильки передних и задних ступиц, но и при необходимости использовать футорки на передних ступицах.

Грузовая платформа автомашины была смонтирована из дерева. При необходимости откидной задний борт можно было использовать в качестве продолжения пола – для этого служили цепи, при откидывании удерживающие борт в горизонтальном положении. Внутренние размеры кузова ГАЗ-51 (длина х ширина х высота) таковы: 2,940 х 1,990 х 0,540 м. Высота увеличивалась на сколько нужно, с помощью надставных бортов. Новый кузов с тремя откидными бортами (+ боковые) на ГАЗ-51 начали устанавливать с 1955-го года.

Кабина грузовика ГАЗ-51

По современным меркам кабина грузовика выглядит более чем спартански. Однако по сравнению с кабиной полуторки она более чем комфортна и эргономична. На приборной доске, в отличие от той же полуторки, уже присутствует полный набор приборов, привычных и в современных автомобилях.

Рациональное оформление передней части машины, с зауживающимся вперёд капотом, было, в некоторой степени, возрождено в грузовиках Горьковского завода конца 90-х / начала 2000-х (ГАЗ-3307 и подобные этому семейству модели).

Модификации автомобиля ГАЗ-51 (в хронологическом порядке)

    • ГАЗ-51 Н – армейский вариант, с решётчатым кузовом от ГАЗ-63, укомплектованным лавками вдоль бортов, а также с дополнительным бензобаком на 105 литров. Выпускался с 1948 по 1975 годы.
    • ГАЗ-51 У – экспортный вариант, для умеренного климата. Производился с 1949 по 1955 годы.
    • ГАЗ-51 НУ – экспортная модификация армейского варианта грузовика, для стран умеренного климата. Выпускался с 1949 по 1975 годы.
    • ГАЗ-51 Б – газобаллонный вариант, работающий на сжатом газе. Выпускался с 1949 по 1960 годы.
    • ГАЗ-41 – опытная модификация на полугусеничном ходу, была построена в 1950 г.
    • ГАЗ-51 Ж – ещё один газобаллонный вариант, для работы на сжиженном газе. Выпускался с 1954 года по 1959 годы.
    • ГАЗ-51 ЖУ – экспортный газобаллонный вариант, работающий на сжиженном газе, для умеренного климата.
    • ГАЗ-51 А – модернизация базовой модели ГАЗ-51, пришедшая ей на смену в 1955-м и выпускавшаяся вплоть до 1975 года. Отличается от ГАЗ-51 грузовой платформой увеличенных размеров, откидными боковыми бортами, усовершенствованной тормозной системой.
    • ГАЗ-51 Ф – опытная партия, оснащённая двигателем 80 л.с., с зажиганием форкамерно-факельной конструкции мощностью 80 л.с. Была выпущена в 1955 году.
    • ГАЗ-51 АУ – экспортный вариант для умеренного климата, серийный выпуск продолжался с 1956 по 1975 годы.
    • ГАЗ-51 Ю – экспортный вариант для тропического климата, выпускался с 1956 по 1975 годы.
    • ГАЗ-51 С – вариант, оборудованный дополнительным 105-литровым топливным баком. Серийный выпуск осуществлялся с 1956 по 1975 гг.
    • ГАЗ-51 СЭ – вариант с дополнительным 105-литровым бензобаком и экранированным электрооборудованием.
    • ГАЗ-51 Р – грузопассажирский вариант, по бортам кузова которого оборудовались откидные скамейки, а в заднем борту была предусмотрена дверь и лестница. Выпускался с 1956 по 1975 годы.
    • ГАЗ-51 РУ — экспортный вариант грузопассажирской модификации, для умеренного климата, годы производства – 1956-1975й.
    • ГАЗ-51 Т – грузовое такси, 1956—1975.

    Седельный тягач ГАЗ-51П.

    Экскурсионный автобус на базе ГАЗ-51 в Гаграх.

    Бесчисленное количество больших, средних и малых предприятий на просторах союзных республик выпускали на шасси ГАЗ-51 разнообразные специализированные машины: мебельные и изотермические фургоны; хлебовозы и автоцистерны, пожарные и коммунальные спецмашины, автовышки, передвижные ремонтные мастерские и т.д.

    Отзывы водителей и владельцев ГАЗ-51

    Наши дни. ГАЗ-51 Дагомысской чайной фабрики.

    Установленную производителем нагрузку в две с половиной тонны автомобиль практически не чувствует, легко справляясь и с грузами большего размера. Проходимость потрясающая, несмотря на то, что это не полноприводной грузовик.

    Тормозная педаль была довольно тугой, особенно по нынешним меркам. Для того, чтобы достичь желаемого замедления, нужно было приложить весьма значительное физическое усилие.

    ГАЗ-51 участвует в ралли в Скандинавии.

    В интернете можно найти немало воспоминаний людей, которые в школьные или студенческие годы ездили на сельхозработы прямо в кузове грузопассажирского ГАЗ-51. В совершенно немыслимых, с точки зрения современных представлений о безопасности, условиях. А именно: более половины детей (или молодёжи), не поместившись на откидных лавках, просто садились в кузове на перевёрнутые вёдра на время поездки. И никто и никогда не слышал о каких-либо несчастных случаях, связанных с подобными перемещениями!

    Стоимость грузовика ГАЗ-51

    Читайте также: