Тахометр это средство измерения

Обновлено: 07.07.2024

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР

Общие технические условия

Tachometers. General specifications

Дата введения 1983-07-01

Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 17 мая 1982 г. N 1948 срок действия установлен с 01.07.83 до 01.07.88**

** Ограничение срока действия снято постановлением Госстандарта СССР от 29.12.90 N 3554 (ИУС N 4, 1991 год). - Примечание изготовителя базы данных.

* ПЕРЕИЗДАНИЕ (ноябрь 1986 г.) с Изменением N 1, утвержденным в декабре 1983 г. (ИУС 3-84)

ВНЕСЕНЫ: Изменение N 2, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета CCCP по стандартам от 16.12.87 N 4546 с 01.07.88, Изменение N 3, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 20.12.88 N 4303 с 01.05.89, Изменение N 4, утвержденное и введенное в действие Постановлением Государственного комитета СССР по управлению качеством продукции и стандартам от 29.12.90 N 3554 с 01.07.91

Изменения N 2, 3, 4 внесены изготовителем базы данных по тексту ИУС N 3 1988 год, ИУС N 3 1989 год, ИУС N 4 1991 год

Настоящий стандарт распространяется на тахометры непосредственного измерения и дистанционные тахометры, предназначенные для измерения и показания частоты вращения частей машин и механизмов и изготовляемые для нужд народного хозяйства и экспорта.

Стандарт не распространяется на автотракторные тахометры.

Требования пп.1.7, 2.13-2.16, разд.3 и 5 являются обязательными, другие требования - рекомендуемыми.

Перечень показателей качества, устанавливаемых при разработке технического задания и технических условий на тахометры конкретного вида, приведены в приложении 2.

(Измененная редакция, Изм. N 4).

1. ТИПЫ И ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

1.1. По принципу действия тахометры следует изготовлять типов:

магнитоиндукционные - ТМ (непосредственного измерения) и ТМи (дистанционные);

электрические (электронные) - ТЭ;

1.2. Тахометры должны быть изготовлены со следующими дополнительными функциями, различными сочетаниями этих функций или без них:

с выходным аналоговым сигналом - А;

с выходным кодированным сигналом - К;

с сигнализацией - С.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1.3. По устойчивости к ударным нагрузкам тахометры и их составные части следует изготовлять обыкновенными и ударопрочными.

Исполнения по устойчивости к ударным нагрузкам первичных преобразователей, промежуточных преобразователей и показывающих приборов, входящих в комплект дистанционных тахометров, могут быть различными.

1.4. Климатические исполнения, категории тахометров, а также рабочие значения температуры воздуха при эксплуатации должны соответствовать ГОСТ 15150-69.

По заказу потребителя верхние рабочие значения температуры воздуха при эксплуатации допускается устанавливать в пределах:

до 60 °С - для тахометров непосредственного измерения, показывающих приборов и промежуточных преобразователей дистанционных тахометров;

до 80 °С - для первичных преобразователей.

Категории размещения и значения температуры воздуха при эксплуатации первичных преобразователей, промежуточных преобразователей и показывающих приборов, входящих в комплект дистанционных тахометров, могут быть различными.

1.5. Тахометры следует изготовлять классов точности: 0,01; 0,02; 0,05; 0,1; 0,2; 0,5; 1,0; 1,5; 2,0; 2,5; 4,0.

1.6. Нижние пределы измерений или показаний тахометров в об/мин следует устанавливать в технических условиях на тахометры конкретного вида.

Верхние пределы измерений или показаний тахометров в об/мин следует выбирать из ряда:



или - для цифровых тахометров, где - одно из чисел: 1,0; 1,2; 1,5; (1,6); 2,0; 2,5; 3,0; (3,2); 4,0; 5,0; 6,0; (7,5); 8,0;

и - одни из чисел: -3; -2; -1; 0; 1; 2; . 6.

Примечание. Значения, указанные в скобках, в новых разработках не применять.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

1.7. Параметры выходных электрических аналоговых сигналов тахометров - по ГОСТ 26.011-80, ГОСТ 26.011-80*, дискретных сигналов - по ГОСТ 26.013-81.

* Соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

Выходные электрические кодированные сигналы - по ГОСТ 26.014-81.

1.8. Число и значения уставок срабатываний сигнализирующих тахометров следует устанавливать в технических условиях на тахометры конкретных видов.

1.9. (Исключен, Изм. N 2).

1.10. Параметры питания тахометров от внешнего источника питания следует выбирать из рядов:

6; 12; 24; 27; 48; 60; 110; 220 В постоянного тока;

12; 24; 36; 127; 220 и 380 В переменного тока с частотой (50±1) Гц или (400±12) Гц.

Параметры питания тахометров со встроенными источниками питания следует устанавливать в технических условиях на тахометры конкретного вида.

Для тахометров, предназначенных для экспорта, допускается частота переменного тока (60±1) Гц.

(Измененная редакция, Изм. N 2).

1.11. Циферблаты и шкалы тахометров - по ГОСТ 5365-83.

Цена деления шкалы аналоговых тахометров должна быть не менее половины предела допускаемой основной погрешности.

1.12, 1.13. (Исключены, Изм. N 4).

2. ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

2.1. Тахометры следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технических условий на тахометры конкретного вида по рабочим чертежам, утвержденным в установленном порядке.

Внешний вид тахометров должен соответствовать образцу, утвержденному в установленном порядке.

Тахометры, изготовляемые для работы в районах с тропическим климатом, по условиям воздействия климатических факторов должны соответствовать ГОСТ 15151-69.

2.2. Основная погрешность тахометров должна выражаться по ГОСТ 8.401-80.

(Измененная редакция, Изм. N 2).


2.3. Для цифровых тахометров предел допускаемой погрешности допускается выражать в виде ,

где - число, выбираемое по п.1.5, выраженное в процентах от верхнего предела измерения или от значения измеряемой величины;

- погрешность, обусловленная дискретностью измерений (цена деления наименьшего разряда).

(Измененная редакция, Изм. N 2, 3).

2.4. Вариация показаний тахометров, а также значений аналоговых сигналов тахометров не должна превышать абсолютного значения предела допускаемой основной погрешности.

2.5. Вариация показаний ударопрочных тахометров не должна превышать полуторакратного значения предела допускаемой основной погрешности.

2.6. Время установления указателей аналоговых тахометров на соответствующей отметке шкалы не должно превышать:

4 с - для дистанционных тахометров;

3 с - для тахометров непосредственного измерения.

2.5, 2.6. (Измененная редакция, Изм. N 2).

2.7. Двойная амплитуда колебаний указателя тахометра при установившейся частоте вращения не должна превышать значения, соответствующего допускаемой основной погрешности.

2.8. Наибольшее допускаемое изменение погрешности показаний, сигнализации, а также значений выходных сигналов тахометров, вызванное изменением температуры окружающего воздуха от 20 °С до крайнего значения рабочей температуры по п.1.4 на каждые 10 °С, не должно превышать половины абсолютного значения предела допускаемой основной погрешности.

Если в качестве показывающего прибора тахометра применяют электроизмерительный прибор по ГОСТ 22261-82*, изменение показаний тахометра, вызванное изменением температуры окружающего воздуха, - по стандартам и техническим условиям на средства измерения конкретного вида.

________________
* Действует ГОСТ 22261-94, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

2.9. Наибольшее допускаемое изменение погрешности показаний, сигнализации, а также значений выходных сигналов тахометров, вызванное изменением напряжения питания от номинального на плюс 10 минус 15%, не должно превышать половины абсолютного значения предела допускаемой основной погрешности.

2.10. Тахометры должны работать при воздействии вибрации в диапазоне частот с нижним пределом 5 или 10 Гц, верхний предел выбирают из ряда: 25; 30; 40; 50; 60; 80; 120; 200; 300; 400; 600; 800; 1000; 5000 Гц с ускорением, выбираемым из ряда: 2,5; 5; 10; 15; 20; 30; 40; 100; 150 м/с.

Частоты и ускорения для первичных и промежуточных преобразователей и показывающих приборов дистанционных тахометров могут быть различными.

2.11. Ударопрочные тахометры или их составные части должны работать после воздействия не менее 2000 ударов с ускорением 50 м/с длительностью импульса 6-12,5 мс.

Приборная панель с тахометром

Что это?

Регулирует количество затраченного топлива.

Водитель получает возможность устанавливать верный режим езды.

На трансмиссию в процессе переключения скоростей не оказывается ударного влияния.

Если водитель будет следовать показаниям, то есть начинать движение и завершать его в заданном диапазоне вращения коленчатого вала, то ресурс мотора увеличится по максимуму.

Разновидности

Многим водителям интересно не то, что измеряет тахометр, а как точно это он делает. Точность определения оборотов полностью зависит от датчика. Сегодня устройства классифицируют по методу отображения данных или способу монтажа. Последние подразделяются на встроенные и бесконтактные. На спорткарах, в основном, используют бесконтактные тахометры, чтобы максимально точно определять число оборотов и корректировать его.

На автомобилях сегодня устанавливают механические, аналоговые и цифровые тахометры. Все они имеют свои особенности и принцип работы. Например, механический тип уже утратил свою востребованность. Его применяли в XX веке, поскольку других вариантов измерения оборотов просто не существовало. Сегодня такой тахометр можно встретить на очень старых авто или на мотоциклах.

Аналоговый тахометр изобрели позже. В нем изменили механизм действия. Его принцип работы был схож с механическим, но обороты при этом отображались стрелкой на циферблате. Считывание значений происходило за счет энергии, подаваемой на магнитную катушку. На коленвале находился датчик, который высчитывал количество оборотов, после чего создавался электросигнал, переходящий на катушку. Она отклоняла стрелку и показывала результат. По сравнению с механическим прибором, аналоговый более надежный, но все равно не точный. Его погрешность - 500 об/мин. К преимуществам такого тахометра можно отнести отсутствие троса и простая установка.

Ни для кого не секрет, что даже на дорогих авто устанавливают аналоговый тип прибора. Он привычен для глаз водителя, при этом быстро высчитывает показания. С его помощью автолюбитель сможет поймать момент для смены передачи, а также помочь двигателю достичь оптимального режима работы.

Принцип работы

Принцип работы тахометра

Водители, которые не разбираются в механической составляющей мотора, обязаны знать, как работает тахометр в автомобиле. Это поможет понять им, для чего все-таки предназначено данное устройство.

Как использовать информацию

За рулем спорткара

Разобравшись, что показывает тахометр в автомобиле, водители, как правило, не знают, как действовать дальше и как использовать полученную информацию.

Какие неисправности могут быть

Тахометр механического типа может быть неисправен, если возникло повреждение элементов его конструкции. К примеру, при возникновении деформаций, обломе троса или появлении люфта. Что касается электронных устройств, то здесь причин поломки может быть несколько. Рассмотрим их подробнее:

Повреждена электропроводка, в т.ч. сигнальный провод.

Возникло окисление контактов, либо они имеют неплотный контакт.

Повреждены элементы измерительного блока (перегорание микросхем, вздутие резисторов).

Если устройство подключено от генератора, значит, не работает сам генератор. О неполадке сигнализирует индикатор низкого заряда аккумулятора. Бывает, что стрелка начинает прыгать без каких-либо на это причин. Водителю стоит внимательно осмотреть проводку, элементы двигателя и сам аппарат.

Если показатели прибора не меняются даже при сильном нажатии педали акселератора, то необходимо проверить целостность проводки. В этом водителю поможет тестер.

Как выбрать прибор для авто?

Тахометр Гелиос

Сегодня каждому водителю важны точные показания тахометра, поскольку устаревшие приборы не всегда демонстрируют правильные значения. Кроме того, не все авто, особенно малолитражные, оснащены данным устройством. Именно владельцы таких машин больше всего нуждаются в приборе. Приобретая электронную модель, покупатель должен изучить ее технические характеристики. Также стоит помнить, что установка тахометра для бензинового и для дизельного двигателя отличаются. Способ установки зависит от размера и дизайна модели.

Большой популярностью пользуется тахометр Helios. Он имеет стандартный вид. Предназначается для авто с карбюраторными моторами, где число цилиндров варьируется от 1 до 16. К преимуществам модели относят стоимость, множество дополнительных опций и низкую погрешность.

Менее универсальной считается модель MULTITRONICS. Тахометр DD5 обладает большим количеством функций, включая таймер и часы. Все остальные типы этого бренда не имеют дополнительных опций, кроме вольтметра. Погрешность при больших оборотах - до 3%.

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод, что тахометр - это полезный прибор, помогающий водителям корректировать работу двигателя и вовремя переключать передачи. Обязательность наличия устройства не регламентировано. Если в авто нет прибора, то водитель вправе его не устанавливать. Если пришло время заменить тахометр, то подбирать его нужно с учетом технических характеристик авто. Решив установить устройство, покупателю следует обратить внимание на отечественных производителей Helios и Multitronics.

Автомобильный тахометр - что это такое и для чего нужен


Любой владелец авто хорошо знает, что в его транспортном средстве находится дополнительное окошко со стрелками и цифрами - тахометр. Между тем, многие автолюбители не придают этому значения и даже не представляют, для чего он нужен. Однако, если бы в тахометре не было потребности, то конструкторы не стали бы его размещать на приборной панели. Для чего же используется прибор? Что это за устройство и что он показывает?

Что такое тахометр?

Своим происхождениям термин "тахометр" идет корнем в греческий язык и состоит из двух слов - τάχος (скорость) и μέτρον (мера). Исходя из этимологии, можно было бы допустить, что прибор измеряет скорость. В общем понимании так и есть, только при его работе учитывается не скорость движения автомобиля, а частота вращения отдельных деталей.

Изобретателем тахометра является немецкий инженер Дитрих Ульхорн. Еще в 1817 году он придумал специальное механическое устройство, которое измеряло центробежную силу, аналогичную работе центробежного генератора. С 1840 года его начали ставить на железнодорожные локомотивы, а впоследствии - и на автомобильный транспорт.

Тахометрами называют измерительные приборы, которые позволяют установить частоту вращения дисков, валов и других деталей, которые вращаются в том или другом агрегате.

Автомобильный тахометр - это прибор, который устанавливают на автомобилях с целью измерения частоты вращения коленчатого вала двигателя (об/мин). Он показывает частоту вращения двигателя и необходим, чтобы водитель не превышал максимально допустимые обороты мотора.

В качестве единицы измерения используются обороты в минуту. Обычно в автомобили встраиваются приборы с точностью измерения до 500 оборотов, хотя наиболее достоверными считаются тахометры до 100 оборотов.

Сегодня известно два вида тахометров, которые различаются по конструкции и принципу действия. Аналоговый прибор включает у себя магнитную катушку, элементы для считывания информации из коленчатого вала и индикатор, установленный на приборной панели. Более современный цифровой тахометр являет собой сложную конструкцию из процессора, оптрона, АЦП, микросхем и специальной жидкокристаллической панели, на которой выводятся полученные данные.

Кроме того, тахометры могут подразделяться на штатные и выносные. Первые встраиваются в приборную панель авто, вторые могут устанавливать на торпедо или на других частях транспортного средства.

Как работает тахометр?

Чтобы понять принцип работы тахометра, желательно для начала разобраться в функционирования двигателя внутреннего сгорания. Его задание заключается в превращении поступательного движения во вращательный. Подобный процесс происходит благодаря расширению газов в камере сгорания и дальнейшего приведения в действие специальных поршней, которые заставляют двигаться коленвал.

Частота вращения коленвала и записывается тахометром. Простыми словами, если нажать на педаль газа, то объем топлива, которое подается в камеру сгорания, растет, а следом за ним увеличивается скорость обращения коленвала и повышаются показатели тахометра.

Зачем нужен тахометр?

Невзирая на то, что многие водители не придают значения этому прибору, в действительности он играет важную роль в диагностике авто. С помощью тахометра можно легко выявить неисправность транспорта, не покидая салона. Мотор, находится в исправном состоянии, работает равномерно, то есть с одинаковой частотой на холостых оборотах.

Если при запуске двигателя вы заметили, что обороты резко изменяют значение - это повод проверить мотор, электронику, свечи зажигания или выяснить, насколько качественное топливо в баке. Кроме того, использование тахометра в авто позволяет водителю получить наиболее оптимальное тяговое усилие и при своевременном переключении скоростей "поймать" наилучший разгон.


Тахометр — прибор, помогающий определять скорость вращения каких-либо элементов различных механизмов. Существует множество модификаций данных устройств: как простейшие – счетчики оборотов, так и более усовершенствованные тахометры, показывающие текущую скорость (число оборотов за единицу времени).

Обычно данные приборы состоят из датчика скорости и индикатора. Датчик регистрирует число импульсов и паузы между ними. Разные модели могут работать от разных источников питания — как от переменного, так и от постоянного тока, и нередко оснащены режимом экономии энергии.

Функциональные ]]> тахометры ]]> повсеместно используются в автомобилях. Также они находят широкое применение в промышленности — например, при использовании машин, работа которых должна постоянно контролироваться. Нередко изменения скорости вращения вала свидетельствуют о возникновении какой-либо технической проблемы. Поэтому тахометры часто используются в промышленности в двигателях внутреннего сгорания, насосах с паровым двигателем и т.д.

Типы тахометров

В зависимости от возможности установки тахометры могут быть стационарными, дистанционными и ручными. Также данные устройства могут отличаться по принципу действия. Наиболее распространенные следующие типы устройств.

  • Механические. Это наиболее часто используемый тип тахометров. В данных устройствах есть вал со скользящей муфтой. Ее перемещение позволяет фиксировать количество оборотов и определять скорость. Главное преимущество механических тахометров – высокая точность.
  • Электрические. Данные приборы вырабатывают напряжение, пропорциональное скорости вращения вала. Индикатор данного устройства измеряет его и преобразует полученные данные в показания количества оборотов в минуту.
  • Магнитные. Работа этого прибора основывается на взаимодействии магнитных полей. Первое поле постоянное, второе — переменное, которое образует вращающийся ротор.
  • Стробоскопические. Работа этих устройств заключается в измерении частоты вспыхивающего источника света, который отражает скорость вращения вала.

Читайте также: