Признаки забитого воздушного фильтра инжектор ваз

Обновлено: 02.07.2024

Воздушный фильтр может значительно изменить рабочие характеристики автомобиля. Чистый и правильно установленный воздушный фильтр повышает экономию топлива, продлевает срок службы двигателя, снижает вредные выбросы и значительно повышает приемистость. Впечатляюще для компонента, который часто упускают из виду.

Для штатной работы двигатель внутреннего сгорания должен смешать примерно 10 000 литров воздуха с каждым литром топлива. Воздух поступает в двигатель через воздушный фильтр. Без надлежащего забора воздуха топливо-воздушная смесь будет перенасыщена топливом и поэтому не будет сгорать должным образом, а двигателю будет крайне недоставать необходимого ему кислорода.

Большинство производителей рекомендуют заменять воздушный фильтр примерно через каждые 20 000 км пробега или каждые 12 месяцев – в зависимости от того, что наступит раньше. Однако воздушный фильтр следует заменять чаще, если вы живете в сельскохозяйственных районах или любой другой местности с большим содержанием пыли и прочих загрязнений в воздухе.


Ниже приведены семь распространенных проблем, который можно устранить, заменив воздушный фильтр:

1. Странные шумы двигателя

При работе двигателя на холостом ходу или когда автомобиль стоит, чувствуются и слышны плавные вибрации эффективно работающего двигателя. Если появляются необычные шумы, в частности похожие на кашель или хлопок, это означает, что приток воздуха в двигатель недостаточен, и воздушный фильтр необходимо заменить.

То, что на самом деле имеет место в вашем двигателе — это загрязненный или засоренный воздушный фильтр. Такой фильтр уменьшает приток воздуха, изменяя состав топливо-воздушной смеси. Богатая топливная смесь способствует образованию черной сажи, которая оседает на свечах зажигания. Шум возникает из-за свечей зажигания, которые не работают должным образом из-за этих отложений. Грязные свечи зажигания могут также вызывать проблемы с запуском двигателя и пропуски воспламенения.

2. Ухудшение рабочих характеристик

Автомобиль реагирует правильно на нажатие педали газа? Или он продолжает двигаться медленно и разгоняется вяло? Если второе, то есть высокая вероятность того, что грязный воздушный фильтр не дает двигателю получать чистый воздух, который необходим ему для оптимальной работы. Простая замена воздушного фильтра может устранить эту неисправность.

3. Снижение топливной экономичности

Снижение топливной экономичности является четким признаком неисправного или загрязненного воздушного фильтра. Неисправный или загрязненный воздушный фильтр ограничивает приток воздуха, уменьшая количество кислорода в смеси. Двигатель компенсирует эту нехватку, потребляя больше топлива, чтобы генерировать мощность, достаточную для перемещения на то же самое расстояние или с той же самой скоростью, что и с чистым фильтром.

4. Черный дым или пламя из выхлопной трубы

При недостаточной подаче воздуха двигатель работает на смеси, богатой топливом, которая не сгорает полностью до попадания в выпускную систему и выбрасывается из автомобиля в виде напоминающего сажу черного осадка. Этот осадок проявляет себя как дым черного цвета. Или же имеющееся в выпускной системе тепло может воспламенять несгоревшее топливо, что вызывает пламя на конце выхлопной трубы и хлопки.

5. Запах бензина в выхлопных газах

Если при пуске двигателя появляется запах бензина, это значит, что в систему впрыска топлива поступает недостаточное количество воздуха и избыточное несгоревшее топливо выходит из выхлопной трубы автомобиля (поэтому и появляется запах). После замены воздушного фильтра запах должен исчезнуть.

6. Воздушный фильтр внешне загрязнен

Новый воздушный фильтр имеет белый или белесый цвет, который постепенно темнеет по мере накопления в нем со временем пыли и грязи. Визуальный осмотр воздушного фильтра при ярком свете выявит большое количество грязи, но увидеть все мелкие частицы может быть нелегко.

Воздушные фильтры Champion

Воздушные фильтры Champion обеспечивают защиту двигателя в течение длительного времени, километр за километром. Ознакомьтесь с номенклатурой плоских, кольцевых и цилиндрических фильтров Champion здесь.

Материалы, содержащиеся в этой статье, предназначены только для информационных целей и не могут служить заменой профессиональным рекомендациям сертифицированных технических специалистов или механиков. По конкретным вопросам или проблемам, относящимся к любой из тем, затронутых в этой статье, рекомендуем консультироваться с сертифицированными техническими специалистами или механиками. Ни при каких обстоятельствах мы не несем ответственности ни за какие потери или повреждения, связанные с вашей интерпретацией содержания.




Многие автовладельцы, заметив симптомы забитого воздушного фильтра, снимают устройство, затем прочищают либо промывают или продувают его. После указанных манипуляций фильтровальный материал имеет безупречный внешний вид. Учтите: отфильтровывающий материал имеет определенный эксплуатационный период, который определяется его механическими свойствами. Использование очищенного фильтра может привести к его разрыву либо увеличению пористости — это негативно скажется на работе автодвигателя.

Если учитывать, что стоимость воздушного фильтра небольшая, а периодичность замены составляет до 50 тыс. км. пробега, то нет необходимости в очистке старого агрегата. Лучше приобрести новый, так как ремонт мотора (он неизбежен при применении неподходящего или некачественного фильтра для очистки воздушного потока) стоит значительно дороже.

Забивается воздушный фильтр двигателя



Неисправность — забивает (засорен) воздушный фильтр двигателя, не редко встречается на автомобилях с пробегом.
Она приводит к возникновению ряда проблем в его работе. На примере воздушного фильтра карбюраторного двигателя 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 попробуем выяснить ее причины.

Двигатель 21083 автомобилей ВАЗ 21083, 21093, 21099 оборудован бумажным воздушным фильтром, позволяющем не пропускать в него пыль и грязь. Одновременно с этим пропускная способность фильтра достаточна для обеспечения поступления в двигатель определенного объема воздуха, необходимого для его работы.

Сильно загрязненный фильтрующий элемент воздушного фильтра двигателя автомобиля

Затрудненный запуск прогретого двигателя

Засоренный воздушный фильтр двигателя выступает в роли еще одной воздушной заслонки карбюратора. При чем заслонки закрытой. Что сильно обогащает топливную смесь при пуске. А для пуска прогретого двигателя богатая смесь не нужна.

Нарушение работы двигателя на холостом ходу

Снижение мощности и приемистости двигателя автомобиля

Повышенный расход топлива

Забитый воздушный фильтр двигателя не позволяет карбюратору приготавливать оптимальный состав топливной смеси для каждого режима работы двигателя. Топливная смесь выходит постоянно обогащенной. Расход топлива растет в зависимости от степени засорения воздушного фильтра. Попутно появляются хлопки и (или) выстрелы в глушителе, чернеет его выхлопная труба и свечи зажигания, двигатель дымит.

Причины засорения воздушного фильтра двигателя

Не своевременная замена воздушного фильтра

Воздушный фильтр двигателя необходимо заменять каждые 15.000 км пробега автомобиля. До этой цифры он нормально выполняет свою функцию фильтрации и позволяет нужному количеству воздуха поступать в карбюратор. После нее засорение идет по нарастающей и так же по нарастающей появляются негативные последствия (признаки) этого засорения.

Усугубить ситуацию может длительная эксплуатация автомобиля в пыли, грязи и на бездорожье. В таком случае рекомендуется воздушный фильтр менять чаще.

Засорение системы вентиляции картера двигателя

Газы из картера двигателя с трудом отсасываются в карбюратор и корпус воздушного фильтра через загрязненную систему вентиляции картера и маслоотделитель. Давление в картере при этом сильно возрастает, заставляя частицы масла интенсивно выбрасываться в корпус фильтра забивая фильтрующий элемент и попутно жиклеры карбюратора.



Масло в корпусе воздушного фильтра двигателя

Износ поршневой группы двигателя

Износ колец, поршней и цилиндров приводит к повышенному давлению газов в картере двигателя (они прорываются туда из-за больших зазоров в изношенной ЦПГ). Масло из поддона начинает активно выбрасываться в корпус воздушного фильтра забивая его и жиклеры карбюратора.

Если проблема всего лишь в самом фильтре, то заменить его.

Если засорена система вентиляции картера, то прочистить ее.






Расход топлива, мощность автодвигателя

Воздушный фильтр в автомобиле влияет на скорость сгорания топлива внутри двигателя и как следствие — мощность мотора. Полное сгорание горючей смеси возможно при условии, что в ее составе присутствует около 20 раз больше воздуха, нежели топлива. Забор воздуха автомобилем производится из окружающей среды, поэтому в воздушном потоке присутствует пыль, частички насекомых, споры растений и так далее. Все эти вредные примеси, попав внутрь мотора, выступают как абразивные частицы, приводят к нарушению работы силового агрегата. Задачей фильтрующего устройства есть очистка поступающего воздуха от вредных примесей пыли и грязи. Проходя через него, воздух очищается, затем смешивается с топливом и приводит к полному сгоранию горючего из-за присутствия в его объеме большого количества кислорода, способствует уменьшению расхода топлива.

Указанное устройство также влияет на мощность мотора благодаря создаваемому сопротивлению поступающего воздуха. Фильтрующий элемент может иметь различную конструкцию и оказывать, в зависимости от количества слоев фильтрации сопротивление потоку поступающего воздуха. С увеличением сопротивления мощность мотора уменьшается, так как снижается количество поступающего кислорода в двигатель, топливо сгорает не полностью. Уменьшить расход горючего поможет замена износившегося устройства для фильтрации новым.

Рекомендуем посмотреть видео о влиянии воздушного фильтра автомобиля:

Как понять что пора заменить воздушный фильтр в машине

Понравилась статья? Следите за новыми идеями полезных авто советов в нашем канале. Подписывайтесь на нас в Яндекс.Дзене. Подписаться.

Примерно за каждые 100 км пробега машиной потребляется около 15 кубометров воздуха из атмосферы. Если не производить его очистки, то частицы пыли и грязи, которые присутствуют в нем, могут попасть в мотор. В итоге работа автомобиля ухудшится, следствием всего станет ремонт двигателя. Для защиты от подобных проблем присутствует специальный фильтр. Он также способен поглощать шум и регулировать температуру топлива.


Как определить негодность воздушного фильтра

Из-за недостаточного количества воздуха двигатель начинает работать на смеси обогащенного типа, при этом топливо не может полноценно сжигаться из-за недостатка воздуха. Основными признаками неисправности воздушного фильтра являются:

    Топливо начинает поглощаться в большом объеме.

Двигатель заводится с трудом или вовсе не запускается.


Если имеются подобные признаки, следует обязательно проверить воздушный фильтр. Поскольку из-за его загрязненности лишь частично сгорает топливный заряд, происходит коксование мотора, свечи заливаются, а топливо частично проникает в масло, что приводит к выводу из строя кислородного датчика и катализатора в выпускной системе. В общем, агрегат не может нормально работать.


Когда вы проводите замену воздушного фильтра, стоит обращать внимание на производителя данного устройства. Приобретая качественные фильтрующие элементы, вы защищаете двигатель автомобиля от преждевременного износа.

В продаже представлен большой выбор фильтров для любой марки авто по выгодным ценам. Также имеется возможность изготовления воздушных фильтров на заказ.

Когда производить замену фильтра

Как уже было сказано загрязнения воздушного фильтра приводит к некоторым проблемам, поэтому его своевременно необходимо менять. Различаются разные виды фильтров: цилиндрические, панельные, бескаркасные. В основном замену рекомендуется делать на каждом плановом ТО, учитывая рекомендации изготовителя ДВС. Для того чтобы оценить состояние воздушного фильтра, потребуется его снять. Это под силу сделать любому автовладельцу.


В современных моделях машин данный элемент находится под капотом в коробе из пластика. Его крышка закреплена на защелках или же на винтах. После того как крышка окажется открытой, фильтр можно извлечь. В зависимости от цвета, наличия пылевых и грязевых частиц и масла, определяют загрязненность элемента. Можно просто поднести фильтр к свету, чтобы увидеть, насколько сильно он грязный. Чаще всего производителями делаются яркие фильтры, это облегчает задачу при осмотре. Если предмет оказался чистым, то его следует поставить на свое место и продолжать эксплуатацию автомобиля.


Наличие загрязнений станет говорить о том, что пропускная способность потоку воздушных масс довольно низкая, то есть предмет подлежит замене. Лучше осуществить замену воздушного фильтра предварительно, не дожидаясь полной выработки ресурса, только это даст гарантию того, что двигатель будет работать без проблем. В засорившемся фильтре не происходит фильтрация пыли с дороги, следовательно, работа мотора затрудняется. Когда на машину ставится свежий фильтр, ощущается добавление мощности, особенно, если прежний элемент был излишне загрязнен.

Грязный фильтр – симптомы

Вот мы и подошли к самому интересному, что будет — если его не менять? То есть он оброс у нас грязью, а мы катаемся и катаемся на нем, скажем 30 – 50 000 километров! Очень просто – из информации сказанной мной чуть выше следует, что фильтрующий элемент, это просто преграда на пути воздуха и поршень когда идет вниз, должен с силой его засасывать! А вот теперь представьте – грязный, он еще хуже пропускает воздух, иногда в 2 – 3 раза, площадь его закупорена грязью, пухом, мошками и т.д.

Двигатель должен намного больше тратить энергии чтобы преодолеть это сопротивление, поэтому симптомы здесь какие:

  • Снижение мощности, потому как нужно затратить энергии на всасывание
  • Увеличение расхода, иногда очень существенно, например, у меня на практике было на 2 – 3 литра — когда поменяли, расход упал.
  • Зачастую даже двигатель плохо запускается.
  • Нет тяги.
  • Детонация увеличивается.

Просто представьте и это обычный фильтрующий элемент, который, по сути стоит копейки.



Можете себе представить, на 1 кг бензина двигатель расходует 15 кг воздуха! И весь этот воздух пропускает через себя очистительный элемент, который в итоге быстро загрязняется. Поэтому в озьмите себе за правило менять воздушный фильтр каждые 10000 км или даже чаще, в зависимости от дорожных условий местности, где вы проживаете.

При интенсивной работе очистительный элемент постепенно забивается частичками пыли, вследствие чего у него снижается пропускная способность. Иногда он может даже начать деформироваться, не выдержав дополнительной нагрузки, которая приходится на забитый фильтр. Результатом деформации фильтра является то, что пыль вместе с воздухом устремляется мимо удерживающего элемента прямо в механизм двигателя, ускоряя его износ.

Где располагается воздушный фильтр

Некоторые автовладельцы наивно полагают, что если вытащить старый воздушный фильтр, промыть, продуть его и поставить на место, то он заработает, как новенький, а они сэкономят копеечку. К сожалению, не все так просто на самом деле. Ресурс очистительного элемента ограничен его физическими свойствами, поэтому пусть вас не смущает его облагороженная, чистая поверхность, выход здесь только один – замена.

На различных марках и моделях автомобилей места установки воздушного фильтра могут быть различными. Хотя везде соблюдается один принцип и в чем-то есть схожесть.

К примеру, на карбюраторных двигателях фильтрующий компонент установлен внутри воздухозаборника, сверху на карбюраторе. На инжекторных двигателях воздушный фильтр обычно находится в пластмассовом футляре, к которому подсоединен воздушный патрубок.

Как самому заменить воздушный фильтр?

Перед тем, как приступить к установке воздушного фильтра, необходимо воспользоваться инструкцией по эксплуатации автомобиля, поскольку требуется приобрести фильтр, аналогичный тому, что установлен на двигателе вашей машины. В случае если у вас нет данной инструкции, вы можете найти информацию в сети или обратиться за помощью к специалисту.

Как правило, поменять воздушный фильтр самому несложно. Данная процедура предельно проста и занимает около двух минут.

Где находится воздушный фильтр?


Место установки данного фильтра зависит от марки автомобиля и типа двигателя.

  1. На двигателях карбюраторного типа в таких автомобилях, как ЗИЛ, а также старых отечественных моделях, он установлен внутри воздухозаборника.


  1. На двигателях инжекторного типа в таких автомобилях (большинство моделей Хендай, Лада Приора, автомобили Мазда, БМВ, Рено, КИА и другие) воздушный фильтр устанавливается внутри пластикового корпуса, от которого отходит гофрированный шланг.


Пошаговая инструкция по замене воздушного фильтра на карбюраторных двигателях

  • Прежде всего, перед процедурой замены воздушного фильтра приобретите новый очистительный элемент, такой же, как установлен на вашем автомобиле. При поиске нужной модели фильтра, обратитесь к руководству по эксплуатации авто или к консультанту магазина запчастей.
  • Поставьте автомобиль на ровную поверхность и поднимите рычаг ручного тормоза. Включите первую передачу (на механической коробке) или паркинг (на автоматической коробке) и выключите зажигание.
  • Поднимите крышку капота и зафиксируйте ее упором .
  • Найдите модуль воздушного фильтра. Как правило, он располагается сверху двигателя. Будьте осторожны, так как, если только что автомобиль был на ходу, то некоторые узлы могут быть горячими на ощупь. На старых моделях авто с карбюраторными двигателями, фильтр обычно находится под большой, круглой крышкой из металла или пластика. Более новые модели с системой впрыска топлива, имеют прямоугольный либо квадратный корпус воздушного фильтра, который можно обнаружить между радиаторной решеткой и двигателем, чуть в стороне от центра.


  • Далее следует снять крышку воздушного фильтра, предварительно ослабив хомут, который фиксирует воздуховод. Открутите все болты, крепящие крышку очистительного элемента. Различные модификации воздушных фильтров имеют разновидные крепления. Одни фиксируются с помощью барашковых гаек, другие держатся на клипсах. Выкрученные винтики и другие мелкие детали воздушного фильтра положите в безопасное место, так, что вы потом долго их не искали. Потяните крышку воздуховода вверх, чтобы она открепилась от нижней части корпуса.

Пошаговая инструкция по замене воздушного фильтра на инжекторных двигателях

  • Перед тем как начать процедуру замены воздушного фильтра, приобретите новый очистительный элемент, а из инструментов запаситесь крестовой отверткой .
  • Поставьте автомобиль на ровную поверхность и поднимите рычаг ручного тормоза. Включите первую передачу (на механической коробке) или паркинг (на автоматической коробке) и выключите зажигание.
  • Поднимите крышку капота и зафиксируйте ее упором .
  • Отсоедините штекер питания от датчика массового расхода воздуха.


  • Затем открутите 4 винта, с помощью которых фиксируется верхняя крышка футляра. Если крышка кожуха держится на клипсах, то просто отщелкните их по очереди.


  • Далее поднимите крышку и извлеките старый фильтр.


  • После этого тщательно вытрите пыль внутри кожуха и только теперь устанавливайте новый фильтр. Обратите внимание, что ребра фильтра должны быть направлены по ходу движения автомобиля.


На пути к цилиндрам


Но главной причиной пылевых загрязнений становится неквалифицированная работа с воздушным фильтром. Вот несколько характерных случаев, приведенных в документации MS Motorservice International.

  • Пропущенное техническое обслуживание, превышение интервала замены воздушных фильтров.
  • Неаккуратность при замене воздушных фильтров, когда в мастерской грязь попадает на штору, в том числе и на поверхность, обращенную к двигателю. Словом, перед нами механик-неряха.
  • Неисправные, деформированные и поврежденные фильтрующие элементы. А еще – фильтры, предназначенные для других двигателей, но подогнанные под воздуховод данной модели.
  • Фильтрующие элементы, по­­вреж­денные при продувании или чистке, о чем мы еще скажем. И даже покажем картинки.

Признаки грязного воздушного фильтра

Признаки грязного (забитого) воздушного фильтра

Воздушный фильтр автомобиля очищает воздух, поступающий в цилиндры двигателя. Признаки забитого воздушного фильтра включают в себя пропуски воспламенения двигателя, шумы и увеличение расхода топлива.

Немного теории – двигатель внутреннего сгорания работает на топливно-воздушной смеси, поступающей в цилиндры. Воздух во впускной коллектор подается через воздушный фильтр, основная задача которого – очищать поступающий воздух от любых твердых частиц (пыль, песок, щепки и т.д.) которые могут повредить двигатель. Поэтому воздушный фильтр должен обладать двумя важными свойствами, с одной стороны он должен надежно очищать воздух, с другой стороны должен обладать максимальной пропускной способностью. Ведь чем больше воздуха поступает в двигатель, тем лучше – больше мощность, меньше расход топлива. Со временем воздушный фильтр загрязняется и перестает пропускать нужное количество воздуха в двигатель, можно провести аналогию с пылесосом, у которого забит фильтр.

Большинство автопроизводителей рекомендуют заменять воздушный фильтр каждые 10 000-20 000 километров или каждые 12 месяцев. Однако, если вы эксплуатируете автомобиль в пыльных или сельских районах, то лучше если ваш механик будет проверять и менять его чаще, например, каждые 5000 километров. Езда в городе с интенсивным движение, где много частых поездок на короткие расстояния, пробок также требует замены фильтра чаще.

Симптомы загрязнения воздушного фильтра

Водители, которые привыкли обслуживать автомобиль на сервисе, должны знать симптомы, при которых им требуется самостоятельно заменить воздушный фильтр. Небольшая расходная деталь способна привести не только к проблемам с двигателем, если в него начнет попадать мусор, но и в целом скажется на работе автомобиля. Вот лишь некоторые симптомы, которые возникнут, если воздушный фильтр загрязнен:

Увеличится расход топлива автомобилем. Из-за необходимости затрачивать больше усилий на всасывание воздуха сквозь загрязненный фильтр, увеличивается и расход топлива. Если фильтрующий элемент загрязнен сильно, то расход может увеличиваться на 2-3 литра на 100 километров;

  • Пропадает тяга и увеличивается детонация;
  • Могут появиться проблемы с пуском двигателя;
  • Из-за дополнительных затрат на всасывание воздуха, упадет мощность двигателя.

Как часто нужно проходить техническое обслуживание и менять воздушный фильтр


При эксплуатации автомобиля в условиях излишне повышенной влажности и запыленности проводить ТО и замену воздушного фильтра стоит через каждые 5-7,5 тысяч км пробега.

Преимущества таких действий понятны каждому автомобилисту — обеспечив двигатель автомобиля притоком чистого воздуха, можно не только снизить расход топлива, но и предотвратить поломки.

Как очистить воздушный фильтр


Несмотря на низкую стоимость фильтрующего элемента, у водителей может возникать желание сэкономить на нем, продлив его срок службы. Сам по себе воздушный фильтр состоит из пластикового корпуса и фильтрующего элемента, который представляет собой бумагу с большими порами, использующимися для пропуска воздуха. В эти поры забивается грязь, и именно она мешает дальнейшему прохождению воздуха.

Задаваться вопросом о том, как очистить воздушный фильтр, даже не стоит. Дело в том, что без повреждения бумажного элемента вычистить грязь из пор не получится. Соответственно, удастся убрать только большие частички мусора, застрявшие между фильтрующими элементами. Коренным образом на ситуации это не скажется, и проблемы, связанные с загрязнением воздушного фильтра, никуда не уйдут.

Как поменять воздушный фильтр

Замена воздушного фильтра – простая процедура, которая не займет больше 10 минут, если имеются все необходимые инструменты. Чтобы подготовиться к замене фильтра, потребуется:

Купить новый воздушный фильтр. Фильтры бывают различной формы: прямоугольные, овальные, круглые. Подобрать необходимо вариант под конкретную модель автомобиля. В продаже можно найти оригинальные фильтры и неоригинальные. Дело в том, что неоригинальные фильтры стоят в 2-3 раза дешевле, но они не прошли предварительный контроль качества со стороны производителя машины. Использовать такие фильтры можно без опаски, но рекомендуется выбирать варианты от проверенных компаний, например, Filtron или Sakura.

Сама процедура замены воздушного фильтра следующая:

    Необходимо открыть капот и найти в подкапотном пространстве место расположения воздушного фильтра. Лучше заранее узнать о том, где он находится, при помощи технической литературы к машине или на специализированных сайтах по автомобилю в интернете. Обычно фильтр устанавливают со стороны переднего пассажирского сидения. Фильтр находится в пластмассовом корпусе;


Как можно видеть, процедура замены воздушного фильтра довольно простая, и ради нее не следует обращаться в сервисный центр. Если старый фильтр был сильно загрязнен, то сразу после замены станет заметно, что мощность машины выросла, а работать двигатель стал немного тише, плюс снизился расход топлива.

Влияние засорённого топливного фильтра на характеристики авто



Устройство ТФ изнутри

Не стоит говорить о том, что засорённый ТФ легко приводит не только к ухудшению работы двигателя, но и его поломкам. Загрязняется же фильтр по разным причинам, среди которых основным являются:

  • скапливание внутри фильтра веществ с содержанием смол;
  • большое количество пыли и грязи, попадающие в ТФ из-за некачественного топлива с примесями воздуха и металла;
  • закупоривание шлангов топливной системы твёрдыми частичками воды, попавшей вместе с горючим.

Засорённый фильтр можно легко определить по классическим признакам.

  1. Неожиданно повышается расход горючего автомобиля.
  2. Спадает мощность силовой установки.
  3. Автомобиль трудно поднимается на горку, начинает резко дёргаться.
  4. Машина ни с того ни с сего может заглохнуть в режиме ХХ. Особенно неприятно такое, когда стоишь под светофором, загорается зелёный свет и надо двигаться дальше.
  5. Троение силового агрегата.
  6. Остановка автомобиля без каких-либо действий водителя на педаль тормоза.
  7. Провалы при попытке ускориться и во время повышения оборотов.

Известны также симптомы засорённого ТФ, характерные для конкретных типов ДВС. Например, ярким примером этого является ситуация с фильтром дизеля. Если он забивается, запустить мотор с первого раза никак не получается, наблюдаются рывки при движении автомобиля.

А вот на системах с форсунками признаком засорённого фильтра становится резкий спад мощности двигателя. Это объясняется тем, что инжекторный мотор характеризуется большей степенью очистки. Но микрочастички, всё же, проникают в инжектор, не повреждая его, но существенно воздействуя на коэффициент полезного действия двигателя.



Расположение фильтра на большей части авто

Надо понимать, что перебои с работой ТФ не возникают сами по себе. Они лишь кажутся несерьёзными, но оставлять без внимания их нельзя! Если оставить всё как есть, фильтр и даже двигатель автомобиля могут легко выйти из строя.

Особенно сложна ситуация с засорением топливного фильтра дизельного мотора. В данном случае рекомендуется обратиться в СТО, где замену произведут с учётом знания специфики.

Одним словом, предназначение ТФ — очищать горючее от примесей, забивающих форсунки двигателя.

Можете себе представить, на 1 кг бензина двигатель расходует 15 кг воздуха! И весь этот воздух пропускает через себя очистительный элемент, который в итоге быстро загрязняется. Поэтому в озьмите себе за правило менять воздушный фильтр каждые 10000 км или даже чаще, в зависимости от дорожных условий местности, где вы проживаете.

При интенсивной работе очистительный элемент постепенно забивается частичками пыли, вследствие чего у него снижается пропускная способность. Иногда он может даже начать деформироваться, не выдержав дополнительной нагрузки, которая приходится на забитый фильтр. Результатом деформации фильтра является то, что пыль вместе с воздухом устремляется мимо удерживающего элемента прямо в механизм двигателя, ускоряя его износ.












На что нужно обратить внимание?

Устройство для фильтрации

Воздушный фильтр забит - признаки и способы ремонта

Назначение воздушного фильтрующего устройства это очистка поступающего в автодвигатель воздуха от мелких частиц пыли, сажи, растений, насекомых и так далее. Все эти элементы способны повредить внутренние детали мотора.

  • Пропускная способность. Сгорание топливной смеси внутри движка возможно если есть необходимый объем поступающего воздуха. Если фильтр не обеспечивает нужное количество воздушной смеси, то нарушается процесс сгорания топливной жидкости.
  • Стойкость. Материал, используемый для фильтрации не должен рваться, прорезаться мелкими частичками.
  • Пористость. Поры фильтрующего материала должны препятствовать прохождению мелких вредных частиц пыли, спор, растений и так далее, обеспечивая при этом поступление необходимого объема воздуха, в зависимости от конструктивных особенностей двигателя. Приобретение фильтрующего материала с неподходящим размером пор снижает качество фильтрации, вместо 98% можно получить 75%, частицы крупного размера попадут в мотор, повредят внутренние элементы автодвигателя.
  • Сопротивление воздушному потоку. Фильтр служит своеобразной преградой на пути у всасываемого мотором воздуха, для преодоления создаваемого им сопротивления движку приходится затрачивать силу. Фильтр должен быть правильно подобран, чтобы затрачиваемые дополнительные усилия силовым агрегатом были минимальными и не нарушали его работу.

Использование неподходящего по параметрам элемента фильтрации приводит к нарушению работы мотора, что уменьшает его ресурс в несколько раз.

Где располагается воздушный фильтр

Некоторые автовладельцы наивно полагают, что если вытащить старый воздушный фильтр, промыть, продуть его и поставить на место, то он заработает, как новенький, а они сэкономят копеечку. К сожалению, не все так просто на самом деле. Ресурс очистительного элемента ограничен его физическими свойствами, поэтому пусть вас не смущает его облагороженная, чистая поверхность, выход здесь только один – замена.

На различных марках и моделях автомобилей места установки воздушного фильтра могут быть различными. Хотя везде соблюдается один принцип и в чем-то есть схожесть.

К примеру, на карбюраторных двигателях фильтрующий компонент установлен внутри воздухозаборника, сверху на карбюраторе. На инжекторных двигателях воздушный фильтр обычно находится в пластмассовом футляре, к которому подсоединен воздушный патрубок.

Пошаговая инструкция по замене воздушного фильтра на карбюраторных двигателях

  • Прежде всего, перед процедурой замены воздушного фильтра приобретите новый очистительный элемент, такой же, как установлен на вашем автомобиле. При поиске нужной модели фильтра, обратитесь к руководству по эксплуатации авто или к консультанту магазина запчастей.
  • Поставьте автомобиль на ровную поверхность и поднимите рычаг ручного тормоза. Включите первую передачу (на механической коробке) или паркинг (на автоматической коробке) и выключите зажигание.
  • Поднимите крышку капота и зафиксируйте ее упором .
  • Найдите модуль воздушного фильтра. Как правило, он располагается сверху двигателя. Будьте осторожны, так как, если только что автомобиль был на ходу, то некоторые узлы могут быть горячими на ощупь. На старых моделях авто с карбюраторными двигателями, фильтр обычно находится под большой, круглой крышкой из металла или пластика. Более новые модели с системой впрыска топлива, имеют прямоугольный либо квадратный корпус воздушного фильтра, который можно обнаружить между радиаторной решеткой и двигателем, чуть в стороне от центра.


  • Далее следует снять крышку воздушного фильтра, предварительно ослабив хомут, который фиксирует воздуховод. Открутите все болты, крепящие крышку очистительного элемента. Различные модификации воздушных фильтров имеют разновидные крепления. Одни фиксируются с помощью барашковых гаек, другие держатся на клипсах. Выкрученные винтики и другие мелкие детали воздушного фильтра положите в безопасное место, так, что вы потом долго их не искали. Потяните крышку воздуховода вверх, чтобы она открепилась от нижней части корпуса.

Чем же страшна пыль и прочие отложения?

Все просто – пыль зачастую может состоять из мелких частичек песка, при высокой температуре они могут начать плавится, по сути, превратятся в стекло – это стекло будет оседать всюду и везде, например на клапанах (как впускных так и выпускных), из-за этого работа будет нарушаться – начнет падать компрессия. Также осадок будет на стенках цилиндра, на поршневых кольцах – а это уже приведет к быстрому износу и разрушению. В общем, пыль внутри никак не нужна, поэтому устанавливаются воздушные фильтры, которые призваны с ней бороться.

корпус фильтра

Как я уже написал сверху, в экстремальных случаях фильтр также уловит воду и не даст ей попасть внутрь. Однако нужно понимать, он уловит лишь небольшое количество воды, а вот если ее много реально потоп, он будет не в силах ее остановить. Так что если ваша машина утопленник, ее нужно нормально просушивать – это важно!

Пошаговая инструкция по замене воздушного фильтра на инжекторных двигателях

  • Перед тем как начать процедуру замены воздушного фильтра, приобретите новый очистительный элемент, а из инструментов запаситесь крестовой отверткой .
  • Поставьте автомобиль на ровную поверхность и поднимите рычаг ручного тормоза. Включите первую передачу (на механической коробке) или паркинг (на автоматической коробке) и выключите зажигание.
  • Поднимите крышку капота и зафиксируйте ее упором .
  • Отсоедините штекер питания от датчика массового расхода воздуха.


  • Затем открутите 4 винта, с помощью которых фиксируется верхняя крышка футляра. Если крышка кожуха держится на клипсах, то просто отщелкните их по очереди.


  • Далее поднимите крышку и извлеките старый фильтр.


  • После этого тщательно вытрите пыль внутри кожуха и только теперь устанавливайте новый фильтр. Обратите внимание, что ребра фильтра должны быть направлены по ходу движения автомобиля.


Признаки грязного воздушного фильтра

Признаки грязного (забитого) воздушного фильтра

Воздушный фильтр автомобиля очищает воздух, поступающий в цилиндры двигателя. Признаки забитого воздушного фильтра включают в себя пропуски воспламенения двигателя, шумы и увеличение расхода топлива.

Немного теории – двигатель внутреннего сгорания работает на топливно-воздушной смеси, поступающей в цилиндры. Воздух во впускной коллектор подается через воздушный фильтр, основная задача которого – очищать поступающий воздух от любых твердых частиц (пыль, песок, щепки и т.д.) которые могут повредить двигатель. Поэтому воздушный фильтр должен обладать двумя важными свойствами, с одной стороны он должен надежно очищать воздух, с другой стороны должен обладать максимальной пропускной способностью. Ведь чем больше воздуха поступает в двигатель, тем лучше – больше мощность, меньше расход топлива. Со временем воздушный фильтр загрязняется и перестает пропускать нужное количество воздуха в двигатель, можно провести аналогию с пылесосом, у которого забит фильтр.

Большинство автопроизводителей рекомендуют заменять воздушный фильтр каждые 10 000-20 000 километров или каждые 12 месяцев. Однако, если вы эксплуатируете автомобиль в пыльных или сельских районах, то лучше если ваш механик будет проверять и менять его чаще, например, каждые 5000 километров. Езда в городе с интенсивным движение, где много частых поездок на короткие расстояния, пробок также требует замены фильтра чаще.

Симптомы загрязнения воздушного фильтра

Водители, которые привыкли обслуживать автомобиль на сервисе, должны знать симптомы, при которых им требуется самостоятельно заменить воздушный фильтр. Небольшая расходная деталь способна привести не только к проблемам с двигателем, если в него начнет попадать мусор, но и в целом скажется на работе автомобиля. Вот лишь некоторые симптомы, которые возникнут, если воздушный фильтр загрязнен:

Увеличится расход топлива автомобилем. Из-за необходимости затрачивать больше усилий на всасывание воздуха сквозь загрязненный фильтр, увеличивается и расход топлива. Если фильтрующий элемент загрязнен сильно, то расход может увеличиваться на 2-3 литра на 100 километров;

  • Пропадает тяга и увеличивается детонация;
  • Могут появиться проблемы с пуском двигателя;
  • Из-за дополнительных затрат на всасывание воздуха, упадет мощность двигателя.

Проблемы с зажиганием


Загрязненный фильтр двигателя обычно не мешает вашей машине заводиться. Однако если для этого необходимо несколько раз повернуть ключ, то возможно необходима замена фильтра. Это связано с тем, что грязный фильтр препятствует попаданию нужной воздушной смеси в свечи зажигания, что может помешать их правильному искрению и воспламенению топлива.

Как очистить воздушный фильтр


Несмотря на низкую стоимость фильтрующего элемента, у водителей может возникать желание сэкономить на нем, продлив его срок службы. Сам по себе воздушный фильтр состоит из пластикового корпуса и фильтрующего элемента, который представляет собой бумагу с большими порами, использующимися для пропуска воздуха. В эти поры забивается грязь, и именно она мешает дальнейшему прохождению воздуха.

Задаваться вопросом о том, как очистить воздушный фильтр, даже не стоит. Дело в том, что без повреждения бумажного элемента вычистить грязь из пор не получится. Соответственно, удастся убрать только большие частички мусора, застрявшие между фильтрующими элементами. Коренным образом на ситуации это не скажется, и проблемы, связанные с загрязнением воздушного фильтра, никуда не уйдут.

Можно ли очистить старый?

отчистить

Так что чистить старый фильтрующий элемент — это тоже самое, что использовать грязную туалетную бумагу, примерно равнозначно. В принципе возможно, но незачем.

В заключении хочу сказать — сейчас в принципе появляются фильтры, нулевого сопротивления, они вообще не задерживают воздушный поток, то есть как бы панацея, но вот многие производители не торопятся их устанавливать и этому есть ряд причин, про это поговорим в этой статье.

Что же касается стандартных, я сегодня вам дал информацию, меняйте с каждой заменой масла, и ваш двигатель проработает многие тысячи километров.


Всем привет! Вчера поменяла воздушный фильтр на своем Бандите. Так же, с машиной произошли еще кое-какие изменения, о которых чуть позже.

Честно говоря, надеялась увидеть вылет летучих мышей при открытие короба воздушного фильтра, но тем не менее, всё оказалось не так плачевно, как я себе представляла(видела картину и похуже), за что бывшему владельцу за это спасибос)))



Пока готовилась к процессу, вычитала некоторое кол-во общей полезной информации о устройстве воздушных фильтров и принципе их работы и сроке службы. Хочу вас немного посвятить в матчасть. Может быть, кому-нибудь это пригодится. Девочки, двигайтесь ближе, парни — всем добра-бобра, спасибо за внимание, можно расходится)))))

Итак, что же такое воздушный фильтр и с чем его едят? Воздушный фильтр двигателя – это бумажный, войлочный или иной воздухоочистительный элемент предотвращающий попадания пыли и частиц грязи в систему приготовления топливовоздушной смеси. Так же как масляный и топливный фильтра, воздушный способствует стабильной и бесперебойной исправной работе двигателя внутреннего сгорания. Для чего же он нужен? Прежде всего, фильтр пропускает через себя воздух, необходимый двигателю, отфильтровывая пыль, при попадании которой двигатель перестает работать нормально. Периодичная замена воздушного фильтра двигателя – процесс, к которому нужно отнестись крайне серьезно. В особенности эта проблема актуальна для большинства российских автолюбителей, поскольку уровень загрязнения отечественных дорог намного выше, чем в Европе.
Принцип работы воздушного фильтра: в основном, на 1 килограмм топлива, двигатель потребляет 13-15 килограмм воздуха, забор которого происходит вне транспортного средства, а также вне зависимости от погодных условий. Из-за этого в двигатель попадает пыль, мелкие камни и части асфальта, влага и прочие вещества. Фильтр же предназначен для того, чтобы очистить воздух, поступающий в двигатель автомобиля, от множества вредоносных примесей.


Со временем, при интенсивном использовании автомобиля, воздушный фильтр может забиться частицами пыли или веществ, из-за чего значительно понизиться пропускная способность, соответственно – повыситься нагрузка на сам фильтр, который может деформироваться.
Для нормальной работы двигателя периодичность замены воздушного фильтра должна производится два раза в год.
Если к замене воздушного фильтра относится халатно, то вредные вещества и примеси, минуя забитый фильтр, попадут прямо в двигатель, тем самым значительно ускоряя износ.

Несколько признаков забитого воздушного фильтра:
Автомобиль расходует больше топлива, чем обычно;
Автомобиль значительно потерял в мощности;
Уровень CO2 в выхлопе значительно повышен.

Некоторые водители, в желании сэкономить лишнюю копейку, вытягивают и прочищают старый фильтр. Делать это категорически запрещено, поскольку ресурс каждого фильтра ограничен и, несмотря на чистый вид, автомобилю он пользы не принесет ровным счётом никакой. Именно поэтому замена является самым очевидным и актуальным вариантом.

Виды воздушных фильтров:
инерционно-масляные;
бумажные;
нулевого сопротивления;
многоступенчатые.

Читайте также: