Как проверить реле стартера на мотоцикле

Обновлено: 02.07.2024

Некоторые мотоциклисты, владельцы не только Stels SB 200, Racer Skyway 200, но и абсолютно любых других мотоциклов Stels, Racer, Patron, Irbis, Minsk, Omaks, Lifan и любых других, могут столкнуться с неприятной ситуацией, когда байк не заводится. И есть только один симптом: что-то взрывается. В этой статье мы поможем вам разобраться с этой проблемой.

Для начала подробно опишем эту ситуацию. Подойдите к байку, поверните ключ зажигания, нажмите кнопку остановки двигателя. Затем нажмите кнопку электрического запуска. И вместо того, чтобы запустить стартер и, конечно же, коленчатый вал, вы слышите неожиданный треск где-то внутри мотоцикла. Кроме того, вы можете увидеть на вольтметре (если у вашего велосипеда, такого как Stels SB 200, есть вольтметр), как падает напряжение. Так в чем проблема?

Если вы начнете разбирать байк и искать источник потрескивания, вы услышите его от реле стартера. Это именно то, что вырывается наружу. Причин может быть две. Начнем с самой частой причины: слабый заряд аккумулятора. Вам может показаться, что это ерунда, ведь вы недавно заряжали аккумулятор или еще какой-то повод не верить. Но поверьте мне и заряжайте аккумулятор хорошо. О том, как правильно зарядить аккумулятор, вы можете прочитать на нашем сайте. После этого вы сможете заводить мотоцикл. Если аккумулятор постоянно разряжается во время езды, и в результате мотоцикл не запускается в какой-то момент, рекомендуется проверить реле зарядки.

Если все-таки вы не можете завести мотоцикл с правильно заряженным аккумулятором, менее распространенной проблемой является плохой контакт проводов, составляющих систему запуска двигателя. Это провода от аккумулятора к реле, от реле к стартеру и масса к раме и двигателю. Необходимо осмотреть все провода на предмет хорошей затяжки, чистоты контактов.

Таким образом, вы решите проблему не заводится мотоцикл Stels SB 200, что сопровождается аварией. Регулярно проверяйте техническое состояние вашего мотоцикла.

Если вы просто слышите громкий треск при повороте ключа зажигания со стороны моторного отсека, не спешите сразу винить стартер во всех своих бедах. Причин такого явления может быть несколько, и выход из строя втягивающего реле стартера — лишь одна из самых частых неисправностей. Сегодня мы поговорим о том, почему начал ломаться стартер и что делать, чтобы восстановить его работоспособность.

Трещит реле стартера на мотоцикле

Причины возникновения неисправности

Перед тем, как приступить к изучению причин неисправности, напоминаем, что ниже речь идет о потрескивании стартера, которое очень похоже на сильный дребезг контактов электромагнитного реле. Если из-под капота слышен неприятный скрежет металла, то он появляется из-за неправильного зацепления односторонней муфты (бендикс стартера) с зубьями маховика — это совсем другая история.

Чаще всего скрипит стартер при повороте ключа зажигания по трем причинам:

1. Разряженная аккумуляторная батарея

Чтобы понять причину дребезжания из-за разряда аккумулятора, вспомним стартерное устройство. При повороте ключа зажигания напряжение бортовой сети поступает на обмотку его реле подзавода. Возникающие электромагнитные силы заставляют якорь устройства двигаться. Он замыкает силовые контакты, с помощью которых стартер соединен с аккумулятором, и, кроме того, заставляет шестерню изгиба сцепляться с маховиком.

Трещит реле стартера на мотоцикле

При разряженном аккумуляторе его энергии может хватить, чтобы привлечь металлический сердечник — дело не в проворачивании коленчатого вала. Как только контакты стартера замыкаются и на его электродвигатель подается питание, напряжение падает до такой степени, что электромагнит не может удерживать металлический сердечник. Под действием возвратной пружины он стремится занять исходное положение и размыкает силовые контакты. Восстановленное натяжение облегчает снятие брони, и ситуация воссоздается многократно.

Трещит реле стартера на мотоцикле

Чтобы убедиться, что причиной проблемы является глубокая разрядка аккумулятора, просто включите несколько утилит (освещение, двигатель электрического обогревателя и т.д.) и нажмите звуковой сигнал. Последний либо не загорится совсем, либо будет шипение, уменьшение амплитуды или затухание.

Картина происходящего практически неотличима от рассмотренного выше случая с той лишь разницей, что тест на разряд аккумулятора заканчивается отрицательным результатом: все потребители, включая звуковой сигнал, работают на полную мощность.

Трещит реле стартера на мотоцикле

Трещит реле стартера на мотоцикле

3. Обрыв или замыкание обмотки реле стартера

Еще одна причина выскакивания электромагнитного реле — короткое замыкание между витками или обрыв его удерживающей обмотки. Другими словами, усилия электромагнита становятся недостаточными для удержания силовых контактов реле стартера в замкнутом состоянии и для зацепления шестерни свободного хода с зубчатым венцом маховика. Под действием возвратной пружины бендикс стремится занять исходное положение, а контактная площадка, расположенная на якоре, размыкает электрическое соединение. Впоследствии снова включается втягивающая обмотка, и ситуация повторяется много раз, что становится причиной крепитации.

Трещит реле стартера на мотоцикле

определить, что реле катушки стартера вышло из строя в этом случае, можно по поведению сигнальных ламп, расположенных на панели приборов. В момент, когда слышны громкие щелчки зажигания стартера, их яркость не меняется: переключение стартера происходит на такое короткое время, что напряжение аккумуляторной батареи практически не падает.

Еще кое-что полезное для вас:

Как устранить треск стартера

Устранение неисправности зависит от ее причины. Если стартер не может нормально работать из-за разряда аккумулятора, просто зарядите его до необходимых параметров. Зарядка обычно производится током 0,1 C, где C — емкость аккумулятора в ампер-часах. При этом сильно разряженные источники тока и кальциевые батареи необходимо заряжать малыми токами (1-2 А) не менее чем до 25% заряда (этот параметр контролируется плотностью электролита). Режим сохранения продлится дольше, но убережет аккумулятор от многих неприятных моментов.

Трещит реле стартера на мотоцикле

Трещит реле стартера на мотоцикле

Видео: Почему трещит стартер.Полезный совет автоэлектрика.

Иногда бывает такой эффект: нажимаешь кнопку пуска и под сиденьем четко щелкает реле, но стартер не двигается. Или в какой-то момент он (стартер) на долю секунды вроде схватывается, но сразу перестает работать. Это особенно актуально зимой, когда для запуска стартера требуется большой ток. Для этого может быть две причины.

Первая — неисправность реле втягивающего устройства стартера (деталь 9010-150310-1000). Обычно это проявляется в окислении контактов внутри корпуса реле. Хоть и герметичен, но . вода всегда найдет трещину. В этой ситуации необходимо заменить реле. Или попробуйте открыть его и почистить изнутри. Об этом рассказывается во второй части статьи.

А есть еще второй вариант — окисление контактов проводов стартера. Я даже не думал, что может быть значительное окисление, но это то, что я видел на самом деле.

Снял разъем и открутил оба конца кабеля питания стартера головкой на 10.

Вытащил реле — а потом оказалось, что контактная площадка заметно окислилась. Но именно в этом месте течет ток. Хорошо, теперь давайте очистим это.

Но это так! Снял зеленую часть с контактами (ее надо тонкой отверткой вынимать из замков), увидел, что это вообще кошмар.

На одном контакте еще больше окисления, а на другом — вообще толстый слой ржавчины! Как это работало, неясно. Я соскребла ржавчину ножницами и очистила дремелем.

Теперь по порядку. Вы можете делать ставки.

Только перед этим смазал все контактные поверхности тонким слоем смазки. Конечно, было бы неплохо иметь токопроводящую смазку для контактов или клемм аккумулятора, но где ее найти в стране… Не беда, моя смазка Castrol LMX тоже хороша для электриков;). По крайней мере, все контакты, которые я когда-либо смазывал ею, в отличном состоянии, нигде не было окислов и коррозии, а ток прошел. Так что все будет хорошо. Вообще правильно смазывать не сами контакты, а их стороны снаружи, но это именно то, что я делаю, неправильно.

Да, и, конечно же, мы должны не забыть очистить и смазать кабельные наконечники. Для чистки хорошо подходит мелкая наждачная бумага, например, я использовал наждачную бумагу с зернистостью 1000.

Так что даже если у вас все работает нормально, я рекомендую вам потратить 10 минут на то, чтобы разобрать, почистить и смазать контакты этого блока.

Вскрываем реле

Если процедура очистки внешних контактов не помогла, то реле можно разомкнуть. Правда, можно сказать, что операция эта разовая, так как необходимо нарушить конструкцию корпуса. Другого понятия не имел, как открыть кейс.

Таким образом, крышка удерживается тремя вдавленными замками. И как их объяснить — я не понял. Металл толстый, поэтому тонкой отверткой или шилом его не расправишь.

Я взял дремель и отрезал эти пряди фрезой.

Открыл реле, а это не болото, а очень влажно. А металлические детали сильно покрыты оксидами. Да, здесь обращаю ваше внимание на то, что реле не срабатывает на две половинки, так как провода держат его со стороны контактов.

Как это работает? Кабель питания стартера идет к двум силовым контактам. Между ними изнутри проложена подпружиненная перемычка. Это все медь. Подпружиненный стальной сердечник давит на конец перемычки (вы видите справа, она снята). Его пружина сильнее пружины переборки. Поэтому в нормальном состоянии контакты разомкнуты. Когда на реле поступает сигнал пуска, включаются обмотки электромагнита и стальной сердечник втягивается внутрь электромагнита. Пружина перемычки вступает во владение, и перемычка замыкает контакты.

Проблема в том, что необходимо очистить контактную группу от оксидов изнутри (!). Было бы неплохо сделать это с кислотой (немного цилита), но есть опасность повредить пружину. Вы можете на короткое время налить в крышку слабую кислоту, например, уксусную кислоту. И нажмите перемычку, чтобы механически очистить поверхности.

Если у вас есть очиститель контактов, обязательно используйте его.

Наполнить, замочить, очистить.

А по окончании уборки нужно все хорошо просушить.

Корпус реле теперь нужно собрать с помощью клея. В противном случае тело не выдержит. Однако можно немного загнуть углы молотком и отверткой.

Но, конечно, лучший способ отремонтировать реле — это заменить его. Кстати, реле от какого-нибудь ВАЗа вполне могло прийти сюда, хотя подробностей я не знаю. Может кто поделится своим опытом в комментариях.

Примечание. Эта статья и изображения, содержащиеся в ней, защищены авторским правом. Частичное или полное воспроизведение на других ресурсах без согласия запрещено.

Читайте также: