Маркировка на поршнях ниссан

Обновлено: 17.06.2024

Поршневые кольца подлежат замене в обязательном порядке.

2. При помощи специального приспособления снимите кольца с поршней, - постарайтесь случайно не повредить стенки последних.
3. Соскоблите с днищ поршней следы угольных отложений. После удаления основного слоя отложений зачистите поверхность вручную проволочной щеткой или куском мелкозернистой наждачной бумаги.

Ни в коем случае не используйте для зачистки изготовленных из мягкого материала и легко подверженных эрозии поршней проволочные насадки к электродрели!

4. При помощи специального приспособления прочистите канавки под установку колец на поршнях.

Альтернативно можно воспользоваться для этой цели обломком старого поршневого кольца, однако соблюдайте осторожность, - не оцарапайте дно и стенки канавки и не порежьте пальцы.

5. Удалив основные отложения, промойте шатунные сборки растворителем и тщательно просушите их, по возможности с применением сжатого воздуха. Проверьте проходимость масловозвратных отверстий в задних стенках канавок под установку поршневых колец, а также масляных отверстий в нижних головках шатунов.

При пользовании сжатым воздухом не забывайте надевать защитные очки!

6. Если стенки поршней и зеркала цилиндров не повреждены и чрезмерно не изношены, а блок двигателя не протачивался и не заменялся, необходимость в замене поршней также отпадает. Нормальный износ поршней проявляется в виде вертикальных следов выработки по упорной поверхности и небольшой слабины посадки верхнего компрессионного кольца в своей канавке. Не забывайте, что замена поршневых колец производится в обязательном порядке, вне зависимости от их состояния.
7. Внимательно осмотрите каждый из поршней на наличие трещин в юбке, вокруг выступов под установку поршневых пальцев и в районе расположения колец.
8. Проверьте упорные поверхности юбки поршня на наличие царапин, днище - на наличие сквозных отверстий и прогаров по краю. Присутствие царапин на юбке можно расценивать как признак длительных перегревов двигателя, либо слишком раннего зажигания воздушно-топливной смеси, - проверьте исправность функционирования системы охлаждения. Прогары по краям днища являются свидетельством детонации. В любом случае, причина выявленного нарушения должна быть устранена во избежание рецидивов. В качестве возможных причин образования перечисленных дефектов могут выступать также утечки всасываемого воздуха, неправильная компоновка воздушно-топливной смеси, нарушение установки угла опережения зажигания, неправильное функционирование систем зажигания и EGR.
9. Точечная коррозия поршней в виде каверн говорит о попадании в камеры сгорания и/или картер двигателя охлаждающей жидкости. Опять-таки, позаботьтесь, чтобы причина внутренних утечек была устранена.

10. Оцените величину бокового зазора посадки поршневых колец в своих канавках, для чего вложите новое кольцо снаружи в свою канавку на поршне и щупом лезвийного типа измерьте остающийся зазор. Повторите измерение в двух-трех точках по периметру канавки. Следите за тем, чтобы не перепутать компрессионные кольца (верхнее отличается от второго). Если величина зазора превышает допустимое значение , поршни подлежат замене.

11. Оцените величину бокового зазора посадки поршневых колец в своих канавках, для чего вложите новое кольцо снаружи в свою канавку на поршне и щупом лезвийного типа измерьте остающийся зазор. Повторите измерение в двух-трех точках по периметру канавки. Следите за тем, чтобы не перепутать компрессионные кольца (верхнее отличается от второго). Если величина зазора превышает допустимое значение , поршни подлежат замене.

На 4-цилиндровых двигателях предусмотрена выборная посадка поршней в цилиндрах. При этом поршни отличаются маркировкой. Выпускается два типа поршней: с маркировкой в виде литеры А (либо вообще без маркировки) и с маркировкой в виде литеры В .

12. Если посадочный зазор поршня в цилиндре превышает допустимое значение , блок следует отдать в проточку с подборкой новых поршней ремонтного диаметра.
13. Оцените правильность посадки поршней на шатунах, попытавшись повращать компоненты в противоположных направлениях. Наличие сколько-нибудь заметного люфта говорит о чрезмерном износе сочленения. Для исправления ситуации шатунно-поршневые сборки следует доставить в мастерскую автосервиса, где будут произведены необходимый восстановительный ремонт и замена пальцев.
14. Выполнение процедуры снятия поршней с шатунов (в случае возникновения такой необходимости) также должно быть поручено специалистам автосервиса. Параллельно, шатуны могут быть проверены на наличие признаков изгиба, скручивания и прочих деформаций с применением специального диагностического оборудования.

Без необходимости не следует снимать поршни с шатунов.

15. Проверьте шатуны на наличие трещин и прочих механических повреждений. Временно снимите крышки нижних головок, извлеките вкладыши старых подшипников, протрите постели в крышках и головках и проверьте их на наличие заусениц, задиров и шероховатостей. Закончив проверку, вложите на место старые вкладыши, установите крышки на нижние головки шатунов и от руки затяните крепежные болты.

Если двигатель ремонтируется с целью устранения стука пальцев, замените шатунные сборки.

16. При помощи микрометра или нониусного штангенциркуля измерьте толщину болтов крепления нижних головок шатунов в двух точках. Сравните между собой результаты измерений. Разница более чем в 0.102 мм свидетельствует о вытягивании болтов и необходимости их замены (в комплекте).

17. По завершении проверки шатунов и шатунных болтов посадите на свои места крышки нижних головок и от руки затяните крепеж.

1. Очистите головку поршня от нагара. Если на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины, замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца (это удобно делать обломком старого кольца).

2. Подходящим кусочком проволоки прочистите в поршне отверстия для стока масла.

Отверстия для стока масла Nissan Cashqai

4. Также прочистите масляный канал в шатуне и отверстие для подачи масла к днищу поршня.

Чистка масляного канала шатуна

4. Проверьте на поршне зазоры между кольцами и канавками, предварительно очистив кольца от нагара.

Проверка зазоров колец и канавок Nissan Cashqai

5. Наиболее точно зазоры можно определить замером колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину колец в нескольких местах по окружности и с помощью набора щупов замерьте ширину канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки). Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимое значение, замените поршень с кольцами.

Кольца и канавки на поршне Nissan Cashqai

6. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр, в котором оно работало (или будет работать, если кольцо новое), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов и измерьте щупом зазор в замке кольца.

Измерение зазоров замков колец Nissan Cashqai

7. Если зазор для верхнего компрессионного кольца (например, двигателя МR20DE) меньше 0,20 мм, для нижнего меньше 0,50, а для маслосъемного кольца меньше 0,15 мм, аккуратно сточите надфилем торцы кольца.

8. Измерьте диаметры цилиндра в двух взаимоперпендикулярных плоскостях (X вдоль, Y поперек блока цилиндров) и в трех поясах (А, Б и В), как показано на рисунке ниже. Для этого необходим специальный прибор - нутромер. Овальность не должна превышать 0,015 мм, конусность 0,01 мм.

Если максимальное значение износа больше 0,2 мм или овальность и конусность превышают указанные значения, снимите двигатель с автомобиля, полностью разберите его и расточите цилиндры до ближайшего ремонтного размера поршней, оставив припуск 0,03 мм на диаметр под хонингование. Затем отхонингуйте цилиндры, выдерживая такой диаметр, чтобы при установке поршня расчетный зазор между ним и цилиндром был 0,015-0,035 мм.

Измерение диаметров цилиндра Nissan Cashqai

Предупреждение:

Дефектовку, расточку и хонингование блока проводите в мастерских, располагающих специальным оборудованием.

9. Проверьте отклонение от плоскостности поверхности разъема блока с головкой блока цилиндров. Приложите штангенциркуль (или линейку) по диагоналям поверхности. В каждом положении плоским щупом определите зазор между линейкой и поверхностью - это и есть отклонение от плоскостности. Если отклонение больше 0,1 мм, замените блок.

Проверка отклонения от плоскостности Nissan Cashqai

10. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами. Если зазор не превышает предельно допустимый, можно подобрать поршни из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному. Если зазор превышает предельно допустимый, расточите цилиндры и установите поршни соответствующего ремонтного размера.

Измерение диаметра поршня Nissan Cashqai

Измерение диаметра поршня производится на определенном расстоянии от верхнего края поршня в плоскости, перпендикулярной поршневому пальцу.

11. При замене деталей шатунно-поршневой группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы по массе, поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними. В запасные части поставляют поршни номинального размера двух классов (1-го и 2-го) и двух ремонтных размеров (1-й ремонтный размер увеличенный на 0,25 мм, 2-й на 0,5 мм).

12. Поршневые пальцы с трещинами замените. Палец должен легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень. При замене поршня подберите к нему палец по классу.

13. Замените сломанные кольца и расширитель маслосъемного кольца.

14. Замените сломанные или треснувшие стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените.

Стопорное кольцо штопорного пальца Nissan Cashqai

15. Замените погнутые шатуны.

16. Замените шатун, если во втулке верхней головки появились задиры и глубокие царапины. Замените шатун, если при разборке двигателя шатунные вкладыши провернулись в шатуне.

Втулка верхней головки шатуна Nissan Cashqai

Предупреждение:

Шатуны обрабатываются совместно с крышками, поэтому их нельзя разукомплектовывать.

17. Вставьте палец в верхнюю головку шатуна. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. При замене шатуна подберите к нему палец.

Палец верхней головки шатуна Nissan Cashqai

18. Осмотрите вкладыши. Если на их рабочей поверхности обнаружены риски, задиры и отслоения антифрикционного слоя, замените вкладыши новыми. Все шатунные вкладыши одинаковы и взаимозаменяемы.

19. Измерьте нутромером внутренний диаметр Dв нижней головки шатуна в сборе с крышкой в трех направлениях: А, В и С. Определите эллипсность нижней головки шатуна, для чего надо определить разность измеренных значений. Если эллипсность более 0,05 мм, замените шатун вместе с крышкой.

Внутренний диаметр головки шатуна Nissan Cashqai

20. Измерьте микрометром толщину шатунных вкладышей.

Измерение толщины шатунных вкладышей Nissan Cashqai

21. Измерьте микрометром диаметр Dн шатунных шеек коленчатого вала.

Измерение диаметра шатунных шеек Nissan Cashqai

22. Измерьте нутромером внутренний диаметр Dв нижней головки шатуна.

Внутренний диаметр головки шатуна Nissan Cashqai

23. Рассчитайте смазочный зазор z между шатунными вкладышами и шейками коленчатого вала по формуле z = Dв 2T Dн.

Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены. Если зазор больше предельно допустимого, можно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины подходящего класса. Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).

Примечание:

Номинальный расчетный зазор составляет: для двигателя HR16DE 0,029-0,039 мм; для двигателя MR20DE 0,037-0,047 мм. Предельно допустимый зазор для двигателя HR16DE 0,1 мм, для двигателя MR20DE 0,07 мм.

24. Измерьте микрометром диаметр Dн коренных шеек коленчатого вала. Фактический зазор между вкладышами коренных подшипников и коренными шейками коленчатого вала определяется по методике, изложенной для шатунных вкладышей.

Измерение диаметра коренных шеек Nissan Cashqai

25. Измерьте микрометром диаметр Dв постели коренного подшипника коленчатого вала (измеряется при установленной крышке коренного подшипника на расстоянии 5 мм от поверхности постели в двух перпендикулярных направлениях).

Примечание:

Номинальный расчетный масляный зазор: для двигателя HR16DE 0,024-0,034 мм; для двигателя MR20DE: шейки 1, 4 и 5 0,024-0,034 мм; шейки 2 и 3 0,012-0,022 мм. Предельно допустимый зазор 0,065 мм.

26. Если фактический расчетный зазор меньше предельно допустимого, можно снова использовать вкладыши, которые были установлены. Если зазор больше предельно допустимого, можно заменить вкладыши на этих шейках новыми номинальной толщины подходящего класса. Если шейки коленчатого вала изношены и перешлифованы до ремонтного размера, замените вкладыши ремонтными (увеличенной толщины).

Предупреждение:

27. Измерьте внутренний диаметр d втулки верхней головки шатуна.

Внутренний диаметр втулки шатуна Nissan Cashqai

28. Измерьте наружный диаметр поршневого пальца.

Измерение наружного диаметра пальца Nissan Cashqai

29. Рассчитайте зазор втулки шатуна как разность диаметров втулки и пальца. Номинальный зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна составляет 0,005 0,023 мм. Если зазор отличается от нормы, замените шатун в сборе. Для измерения смазочного зазора в шатунных подшипниках удобно пользоваться пластиковым калибром "Plastigagе".

Примечание:

Упаковка пластикового калибра Nissan Cashqai

Упаковка пластикового калибра

1. Выверните два болта крепления крышки шатуна

Болты крепления крышки шатуна Nissan Cashqai

2. Извлеките болты из отверстий

Извлечение болтов из отверстий Nissan Cashqai

3. Снимите крышку.

Снятие крышки шатуна Nissan Cashqai

4. Удалите всю пыль и посторонние частицы с шатунной шейки коленчатого вала и рабочей поверхности подшипника.

5. Отрежьте калибр необходимого размера.

Калибр необходимого размера Nissan Cashqai

6. Аккуратно уложите пластиковый калибр на шатунную шейку коленчатого вала.

Шатунная шейка коленчатого вала Nissan Cashqai

7. Аккуратно установите крышку шатуна, чтобы не допустить смещения калибра.

8. Вверните болты крепления крышки шатуна и затяните их динамометрическим ключом в четыре этапа: затяните оба болта моментом 27,5 Н·м; ослабьте затяжку обоих болтов; затяните оба болта моментом 19,6 Н·м; доверните каждый болт крепления шатунной крышки на 60°.

9. Выверните болты крепления крышки шатуна.

10. Снимите крышку шатуна.

Предупреждение:

Не поворачивайте коленчатый вал.

11. Приложите шаблон и измерьте ширину оттиска на шейке коленчатого вала. Она должна составлять 0,029-0,039 мм для двигателя HR16DE, 0,037-0,047 мм для двигателя МR20DE.

Измерение ширины оттиска Nissan Cashqai

12. Аналогично измерьте шаблоном и ширину оттиска на вкладыше крышки шатуна.

Ширина оттиска на вкладыше Nissan Cashqai

Примечание:

Измерить ширину достаточно только на одной из сопрягаемых деталей, по наиболее удобному и читаемому оттиску. Для измерения смазочного зазора в коренных подшипниках также можно использовать пластиковый калибр "Plastigagе".

1. Выверните болты крепления крышки замеряемого коренного подшипника и снимите крышку.

2. Отрежьте калибр необходимого размера.

Берём калибр нужного размера Nissan Cashqai

3. Удалите всю пыль, посторонние частицы, масло с шеек коренных подшипников коленчатого вала и рабочей поверхности подшипника крышки.

4. Уложите калибр в направлении оси коленчатого вала, не заслоняя смазочное отверстие.

5. Аккуратно установите крышку коренного подшипника, чтобы не допустить смещения калибра.

6. Вверните болты крепления крышки коренного подшипника и затяните их динамометрическим ключом в два этапа: затяните оба болта моментом 34,3 Нм; доверните каждый болт крепления шатунной крышки на 60°.

Предупреждение:

Не поворачивайте коленчатый вал.

7. Выверните болты крепления крышки коренного подшипника и снимите крышку.

Примечание:

Оттиск пластикового калибра Nissan Cashqai

Оттиск пластикового калибра на шейке коленчатого вала.

Оттиск на коренном подшипнике Nissan Cashqai

Оттиск на коренном подшипнике после обжатия и снятия крышки коренных подшипников.

8. Приложите шаблон к коленчатому валу и измерьте ширину оттиска по шкале на ее упаковке.

Измерение ширины оттиска Nissan Cashqai

Примечание:

Зазор должен составлять: для двигателя HR16DE 0,024-0,034 мм; для двигателя MR20DE: шейки 1, 4 и 5 0,024-0,034 мм; шейки 2 и 3 0,012-0,022 мм. Предельно допустимый зазор 0,065 мм.

9. Аналогично измерьте ширину оттиска на крышках остальных коренных подшипников.

Ширина оттиска на крышках Nissan Cashqai

Примечание:

Измерить ширину достаточно только на одной из сопрягаемых деталей, по наиболее удобному и читаемом оттиску.

По диаметру поршни разбиты на три группы для номинального размера и на две группы для ремонтного размера (табл. 2.2).

Размерные группы маркируются цифрами на днище поршня. Поршни ремонтных размеров предназначаются для установки в блок цилиндров после расточки. Метка на днище поршня должна быть обращена в сторону привода распределительных валов.

Поршневые пальцы пустотелые, стальные, закаленные и шлифованные, свободно вращаются во втулке шатуна и запрессовываются небольшим усилием в холодном состоянии в отверстие бобышек поршня. От осевого перемещения пальцы удерживаются двумя пружинными стопорными кольцами.

Натяг в отверстии бобышки поршня 0—0,004 мм. Зазор между поршневым пальцем и втулкой верхней головки шатуна 0,005—0,017 мм.

Установка поршневых колец

Рис. 2.4. Установка поршневых колец: I — порядок установки поршневых колец; II — расположение замков поршневых колец; 1 — метка на поршне, направляемая в сторону привода распределительных валов; 2 — стык расширителя маслосъемного кольца; 3 — замок верхнего компрессионного и верхнего маслосъемного кольца; 4 — замок маслосъемного кольца; 5 — замок нижнего компрессионного кольца

На каждом поршне установлено по три кольца (рис. 2.4): верхнее компрессионное хромированное, с бочкообразной поверхностью; нижнее компрессионное скребкового типа; маслосъемное с расширителем, верхним и нижним кольцами.

Шатуны стальные, кованые, двутаврового сечения, нижняя головка шатуна с прямым разъемом. При установке метка на крышке нижней головки шатуна располагается напротив метки на шатуне; отверстие для смазки ориентируется в сторону стартера.

Расстояние между центрами отверстий верхней и нижней головок шатуна двигателей GA составляет 140,45—140,55 мм.


Рассматриваемые автомобили комплектуются 4-цилиндровыми бензиновыми двигателями объемом 1.0, 1.2 или 1.4 л. Двигатели имеют конструкцию DOHC (с расположенными в верхней части двумя распределительными валами и с двумя клапанами на цилиндр).

Но поршне находятся 2 компрессионных и одно маслосъемное кольцо.

Коленчатый вал расположен в пяти коренных подшипниках.

Головка цилиндров закреплена на блоке болтами.

Два распределительных вала размещены в головке цилиндров и приводят клапаны через коромысла, закрепленные на толкателях с гидрокомпенсаторами клапанных зазоров. Коромысла передают движение на клапаны через ролики с игольчатыми подшипниками. Привод распределительных валов осуществляется от коленчатого вала через цепь.

Масляный насос находится в передней крышке блока цилиндров и приводится напрямую от коленчатого вала.

Компоненты и схема системы смазки двигателя



Перед проведением каких-либо процедур обслуживания двигателя произведите чистку двигательного отсека и наружных поверхностей силового агрегата с применением специального растворителя. Такая обработка позволит избежать попадания грязи внутрь двигателя.

В случае необходимости, определяемой характером предстоящей работы, можно снять капот с целью обеспечения свободы доступа к подлежащим обслуживанию компонентам (смотрите главу Кузов). Во избежание случайного повреждения лакокрасочного покрытия прикрывайте крылья автомобиля специальными чехлами или старыми одеялами.

Чрезмерный расход двигательного масла можно считать сигналом о необходимости проведения проверки состояния поршневых колец, маслоотражательных колпачков и/или направляющих втулок клапанов. Естественно, прежде всего, следует удостовериться, что потери масла не связаны с развитием его внешних утечек. Проверьте компрессию в цилиндрах (смотрите главу Компрессия двигателя), чтобы определить общее состояние двигателя.

Потеря развиваемой мощности, нарушение стабильности оборотов, чрезмерный шум клапанного механизма и повышенный расход топлива обычно являются достаточно характерными признаками необходимости выполнения капитального ремонта двигателя, в особенности, когда все эти факторы проявляются одновременно. Если выполнение полного спектра настроек не поможет в устранении проблем, единственным выходом из положения будет проведение общих механических работ по восстановлению двигателя.

Капитальный ремонт двигателя не требует от исполнителя высокой профессиональной подготовки, однако отнимает достаточно много времени. Следует спланировать отказ от пользования автомобилем на срок не менее двух недель, в особенности при необходимости обращения за помощью в механическую мастерскую с целью выполнения отдельных восстановительных работ.

В заключение можно заметить, что все усилия по выполнению восстановительного ремонта изношенных компонентов окажутся потраченными впустую при небрежном отношении к требованию соблюдения чистоты при сборке агрегата.

Общие сведения и технические данные

Фазы ГРМ (без учета динамической корректировке)

Читайте также: