Проблемы в психологии в ооо тойота мотор

Обновлено: 02.07.2024

Стоило компании Toyota оступиться, как толпы недоброжелателей тут же принялись предрекать бесславный конец лидера отрасли. Стоит ли хоронить Toyota? Профессор менеджмента швейцарской бизнес-школы IMD Билл Фишер уверен, что компания остается лучшей в отрасли, а всем управленцам стоит внимательно взглянуть на ситуацию и сделать правильные выводы. Итак, в чем состоит главная ошибка компании?

Все еще эталон

Вообще-то, если взглянуть на ситуацию трезво и немного поразмыслить, становится ясно, что учитывая плачевное состояние мировой автомобильной индустрии, Toyota все еще является эталоном. Даже несмотря на недавний отзыв нескольких миллионов транспортных средств - а это, вероятно, крупнейший подобный отзыв в истории - Toyota все еще выделяется на фоне конкурентов, потому что делает хорошие машины и создает инновации, которые, вероятно, станут стандартом будущего. Тем не менее, компания потерпела поражение. Погнавшись за ростом, она упустила из виду кое-что важное и хорошо ей известное.

Тактическое знание

Глобальный успех невозможен, если вы отправляетесь в путешествие без знания, составляющего основу для преимущества вашей организации. Это знание может использоваться в виде предложения существующих продуктов на новых рынках или в виде создания новых продуктов на существующих заводах, где работают опытные работники, или в виде опытной команды сотрудников, собранной для решения новой задачи на существующем рынке. Самое главное - это всегда опираться на нечто хорошо знакомое, пробуя нечто новое. Поступая иначе, вы рискуете, как и Toyota, сбиться с пути к успеху

Еще

Toyota Motor Corporation — японский автомобильный гигант является одним из ведущих мировых автопроизводителей, с целым рядом брендов, среди которых Toyota, Lexus и Scion. Является крупнейшей автомобилестроительной публичной компанией в мире, а также крупнейшей публичной компанией в Японии.

Компания разрабатывает, производит, собирает и продает легковые автомобили, минивэны и грузовые автомобили, а также сопутствующие детали и аксессуары.
Компания предлагает гибридные автомобили под моделями: Prius, Prius PHV, C-HR, LC HV, LS HV, Camry, JPN TAXI, Avalon, Crown, Century HV, UX HV, Corolla SD, Corolla Sport и WG HV; автомобили на водородных топливных элементах под торговыми марками MIRAI и SORA; автомобили с обычным ДВС двигателем, включая малолитражные и компактные автомобили под названиями Yaris, Aqua, Passo, Roomy, Tank, Etios, Vios, AGYA, Rush, GLANZA и Raize.

Компания предлагает мини-автомобили, легковые автомобили, грузовые автомобили и автозапчасти под маркой Toyota, среднеразмерные автомобили с моделями Camry и REIZ; люксовые автомобили под марками Lexus, Avalon и Crown; Лимузины; спортивные автомобили с названиями LC и Supra; внедорожники под названиями Sequoia, 4Runner, RAV4, Highlander и Land Cruiser. Компания предлагает пикапы под марками Tacoma и Tundra; Минивэны, Cabwagons и Semi-Bonnet Wagon под названиями Alphard, Vellfire, Noah / Voxy, Esquire, Calya, Estima, Sienta и Sienna; грузовики и автобусы.

Предоставляет финансовые услуги, такие как розничное кредитование и лизинг, корпоративное кредитование, страхование и кредитные карты.

Компания также проектирует, производит и продает сборные дома.

Компания была основана в 1933 году, ее штаб-квартира находится в городе Тоёта, префектура Айти, Япония.

Свою деятельность компания начинала с выпуска автоматических ткацких станков.

Во время Второй мировой войны компания практически занималась только производством грузовиков для Японской императорской армии.

Toyota Motor является крупнейшим автопроизводителем в мире в 2007—2009 годах и с 2012 года удерживает это звание постоянно. В 2013—2015 годах марку Toyota признают самым дорогим автомобильным брендом в мире.

Toyota Century Royal — это официальный государственный автомобиль в японской императорской семье.

Today, Tomorrow, Toyota.😉


🚗Как зарабатывает

Деятельность компании разделена на три сегмента:

— Автомобильный (89,7% от чистых доходов в 2020 финансовом году) — обслуживает внутренний рынок, а также рынки Северной Америки, Европы, Азии и других регионов, включая Ближний Восток. Toyota имеет научно-исследовательские центры в США, Японии, Китае и Европе, которые используются для создания новых и обновления существующих автомобилей. Кроме того, компания имеет несколько производственных мощностей по всему миру, которые производят автомобильные бренды — в том числе Toyota, Lexus, Hino и Daihatsu, а также автомобильные комплектующие.

Toyota имеет заводы в большинстве стран мира, производящие или собирающие автомобили для местных рынков в Японии, Австралии (до 2017 г.), Бангладеш, Индии, Шри-Ланке, Канаде, Индонезии, Польше, Южной Африке, Турции, Колумбии, Великобритании, США, Франция, Бразилия, Португалия, а в последнее время Аргентина, Чешская Республика, Мексика (Тихуана), Малайзия, Таиланд, Пакистан, Египет, Китай, Вьетнам, Венесуэла, Филиппины и Россия.


— Финансовый сектор (7,3%) — в основном финансирует дилеров и клиентов для покупки или аренды автомобилей Toyota

— Прочее (3%) — включает в себя проектирование и производство сборных домов и деятельность, связанную с информационными технологиями, в том числе платформу электронной коммерции GAZOO

✅Типичное распределение доходов с привязкой по географии:

Япония — 25%
Океания — 3%
Азия — 11%
Средний Восток — 7%
Африка — 4%
Европа — 14%
Латинская Америка — 4%
Северная Америка — 32%

В 2020 финансовом году консолидированные продажи автомобилей составили 8 958 423 единиц, что на 18 372 единицы меньше, чем в 2019 финансовом году. Продажи автомобилей компании в Северной Америке и Азии также заметно снизились. Однако, продажи в Японии, Европе и других регионах (включая Центральную и Южную Америку, Океанию, Африку и Ближний Восток) выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В течение финансового года доходы Toyota снизились на 1% в годовом исчислении и составили 29,9 триллионов йен.


🚗Аргументы в пользу компании

— Фокус фирмы на электромобилях (EV) и беспилотных автомобилях обеспечивает хорошие драйвера роста. Toyota ставит перед собой цель достичь 40% мировых продаж электромобилей к 2025 году и почти 70% к 2035 году. Партнерство с Subaru и Mazda, скорее всего, станет движущей силой планов Toyota по электрификации. Сотрудничество с Hino, Aurora, Uber и Pony.ai является хорошим драйвером для компании. Например, Toyota с Hino сотрудничают по производству электрического грузовика на водородных топливных элементах для тяжелых условий эксплуатации.

— Сотрудничество с Subaru и Mazda, вероятно, поможет Toyota в достижении амбициозных целей электрификации автомобилей. Помимо того, что компании сосредоточат свое внимание на электромобилях, они будут использовать сильные стороны друг друга. В частности, автопроизводители будут применять полноприводные технологии Subaru и технологии электрификации транспортных средств Toyota. Toyota и Mazda недавно расширили производство на заводе в Alabama, чтобы внедрить новые передовые производственные технологии в производственные линии компаний. Это позволит сократить расходы на 20%.

— В марте 2021 года Toyota, ее дочерняя компания Hino и Isuzu объявили о создании стратегического партнерства между тремя компаниями. Toyota приобрела 4,6% акций Isuzu, а последняя планирует приобрести акции Toyota на эквивалентную стоимость. Три компании заявили, что к апрелю создадут новое совместное предприятие под названием Commercial Japan Partnership Technologies Corporation с целью разработки топливных элементов и легких грузовиков с электроприводом. Toyota будет владеть 80% акций предприятия, а Hino и Isuzu — по 10% каждая.

— Toyota делает ставку на беспилотные автомобили. Беспилотные автомобили Toyota Siennas, которые будут производиться в сотрудничестве с Aurora, будут использоваться Uber и другими сетями такси. Стартап по производству беспилотных автомобилей из Кремниевой долины Aurora Innovation заявила, что договорилась о долгосрочном партнерстве с Toyota и поставщиком запчастей Toyota Denso, в рамках которого партнеры будут массово производить автономные автомобили.

— В 2018 году Toyota считалась отстающей в области технологий умных автомобилей и нуждалась в инновациях. Компания инвестировала 4 миллиарда долларов в научно-исследовательский институт робототехники и искусственного интеллекта для создания более безопасных транспортных средств. Наряду с центром робототехники и искусственного интеллекта Toyota запустила компанию по производству самоуправляемых автономных автомобилей стоимостью 2,8 миллиарда долларов под названием Toyota Research Institute-Advanced Development или TRI-AD с поставщиками Aisin Seiki и Denso

— В начале 2019 года было объявлено, что Япония планирует посадку на Луну в 2029 году и хочет, чтобы ее астронавты исследовали лунную поверхность на автомобиле, построенном японским автопроизводителем Toyota.

— Toyota является миноритарным акционером Mitsubishi Aircraft Corporation, инвестировав 67.2 млн. долларов США в новое предприятие по производству регионального реактивного самолета Mitsubishi SpaceJet.
19 июня 2019 г. компания Mitsubishi подписала Меморандум о взаимопонимании с неназванным американским заказчиком на 15 новых 76-местных самолетов SpaceJet M100, которые будут поставлены в 2024 г.
5 сентября 2019 года американская региональная авиакомпания " Mesa Airlines" подписала Меморандум о сотрудничестве на поставку до 100 самолетов SpaceJet M100, 50 из которых являются твердыми заказами, а 50 — правами на покупку. Поставки начнутся в 2024 году.

— Пересмотр фискального прогноза на 2021 год в сторону увеличения обнадеживает. В настоящее время компания прогнозирует операционный доход до 2021 года в размере 2 000 млрд. йен, что выше по сравнению с предыдущей оценкой в 1 300 млрд. йен.

— Неплохие отзывы как о работодателе

— Дивидендная доходность 3,1% годовых. Тратят 34% прибыли на выплаты

— Tesla (Обзор) и Toyota рассматривают возможность совместной работы над платформой небольшого внедорожника. В рамках предлагаемого сотрудничества Toyota предоставит Tesla автомобильную платформу, а Tesla — часть платформы электронного управления и программного обеспечения для автомобильной платформы. Toyota когда-то была одним из первых инвесторов Tesla.


🚗Минусы и риски

— Как мы знаем, автомобильная промышленность в настоящее время борется с нарастающим дефицитом полупроводников, что мешает их бизнесу и вынуждает их простаивать производственные линии по всему миру. Хотя компания не ожидает, что дефицит микросхем в мире скажется на производстве в ближайшем будущем, она признает эти риски. Если дефицит микросхем продлится долго, это может повлиять на производство и продажи Toyota.

— Акции торгуются близко к целевым ценам аналитиков

— По мультипликаторам акции компании торгуются дороже аналогов

— Роста прибыли компании нет, сейчас вовсе он отрицательный

— Свободный денежный поток, падает с марта 2018 и с сентября 2019 года упал втрое. Высокие капвложения и затраты на НИОКР на фоне снижения доходов еще больше сократят денежный поток. Капзатраты на 2021 фискальный год прогнозируются на уровне 1,35 триллиона йен, что почти не отличается от уровня 2020 фискального года.

— Высокие расходы на НИОКР на передовые технологии и альтернативные виды топлива для разработки электрических и автономных транспортных средств предвещают большие перспективы на будущее, но, скорее всего, в ближайшей перспективе они приведут к снижению маржинальности и уменьшению денежных потоков компании. К издержкам компании добавляются также расходы на оплату труда и увеличение стоимости сырья во всех обслуживаемых регионах.

— Курсовая разница валют при оценке доходов также риск, не забываем что компания присутствует во многих регионах мира.

— Как и любая другая крупная компания, которая работает по всему миру, подвержена штрафам, судам и т.д.
В 2003 году Toyota была оштрафована на 34 миллиона долларов за нарушение Закона США о чистом воздухе.
В январе 2021 года Toyota была оштрафована на 180 миллионов долларов за нарушение правил выбросов в США с 2005 по 2015 год.

— Слабая Profitability, хуже чем в среднем по сектору

— Акции компании сильно отстают от широкого рынка

— Прогнозы доходов на 2021 и2022 ниже чем в прошлых годах

— Не растет чистая прибыль, с 2014 года она вышла на плато.

🚗Фундаментальные показатели
🚗Технический анализ

Зона поддержки от 149.48 до 155.63
Зона поддержки от 140,40 до 140,51
Поддержка 117.58

Зона сопротивления от 160.50 до 161.57

🚗Прогнозы аналитиков

✅Сводный прогноз Reuters: 3.91 (Buy)
Прогнозная цена Reuters: 9521.05 JPY

High: $202.18
Median: $179.79
Low: $138.94

✅Zacks Rank: 1-Strong Buy

✅Wall St. Analysts Rating Bullish — PRICE TARGET — $167.84


🚗Распределение акций и фонды

Тренд: ▼ Хедж-фонды уменьшили свои владения на 17,8 тыс. акций в прошлом квартале.

Я в недавнем прошлом владелец двух автомобилей от данной компании и за все годы владения я не испытывал дискомфорта в их обслуживании. У меня не было ни одной поломки, заливал бензин, омывайку, делал своевременно ТО — это все проблемы. Тойота и Лексус это показатель надежности, именно с надежностью у меня ассоциируются эти марки.

Компания достаточно консервативна, сбалансирована, последовательна и нетороплива в достижении своих целей — это видно в отделке автомобилей, движениях акций компании, неторопливости внедрения новых, не проверенных временем технологий. Это такой сгусток баланса сильных и слабых моментов. С одной стороны это хорошо, ты всегда знаешь чего ждать и как это будет работать, с другой стороны ты смотришь на конкурентов и их новые фишки, ведь тебе это тоже хочется, но тут же вспоминаешь про риски оказаться постоянным клиентов автосервисов)))

Для меня Toyota это идеал баланса и идеал философии в автомобильном мире, чего не могу сказать про акции компании, они постоянно находятся у меня в листе наблюдений. На данный момент к акциям компании я отношусь нейтрально и может быть настанет момент, когда я добавлю их к себе в портфель.

Компания пока что находится в относительной тени в плане электромобилей, не заявляя о себе громко как это делает Тесла. Но это не значит, что компания не занимается разработкой этого направления, просто это пока что не носит массовый характер на рынке. Тойота делает все достаточно вовремя, может быть с небольшим опозданием, но при этом учитывает все недостатки и сложности с которыми сталкиваются первопроходцы. Быть первым на старте, не значит быть первым потом. Тут как нельзя кстати, можно вспомнить анекдот про двух бычков на холме.

В этот обзор много чего не попало, Тойота слишком огромна, чтобы рассказать про нее в одной статье.

🔔 Дисклеймер

Решения принимаются инвестором самостоятельно. Информация, представленная здесь, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, а упоминаемые финансовые инструменты могут не подходить вам по инвестиционным целям, допустимому риску, инвестиционному горизонту и прочим параметрам индивидуального инвестиционного профиля. При подготовке представленных материалов была использована информация из источников, которые, по мнению автора, заслуживают доверия. При этом данная информация предназначена исключительно для информационных целей, не содержит рекомендаций и является выражением частного мнения. Невзирая на осмотрительность, с которой автор отнесся к составлению этой страницы, автор не дает никаких гарантий в отношении достоверности и полноты содержащейся здесь информации. Никто ни при каких обстоятельствах не должен рассматривать эту информацию в качестве предложения о заключении договора на рынке ценных бумаг или иного юридически обязывающего действия. Автор не несет никакой ответственности за любые убытки или расходы, связанные прямо или косвенно с использованием этой информации. Данная информация, действительна на момент ее публикации, при этом автор вправе в любой момент внести в информацию любые изменения. Результаты инвестирования в прошлом не определяют доходы в будущем. Автор предупреждает, что операции с ценными бумагами связаны с различными рисками и требуют соответствующих знаний и опыта.

toyota_open

• В последнее время руководство Toyota было сфокусировано на росте компании, и это снизило внимание к качеству.
• Качество продукции конкурентов повысилось.
• Восприятие качества публикой находится под большим влиянием СМИ.

Потребители были удивлены, когда в октябре 2009 года случился первый из получивших широкую огласку отзывов автомобилей Toyota в США. Ссылаясь на потенциальную проблему с неправильно установленными или дефектными ковриками под сиденьем водителя, которые могли привести к неконтролируемому набору скорости в некоторых моделях, Toyota объявила, что отзывает 3,8 млн. автомобилей в США. Отзыв произошел после страшной аварии в Калифорнии, когда педаль газа в седане Lexus запала и водитель машины погиб. Повторные заявления о непреднамеренном наборе скорости из-за застрявших педалей газа заставили Национальный комитет дорожной безопасности США оказать давление на Toyota для отзыва других автомобилей.

Представление о серьезности проблем Toyota с качеством в некоторой степени зависит от того, рассматриваем ли мы их в абсолютных цифрах или относительно конкурентов, и от величины разрыва между восприятием потребителей и объективно имеющимися проблемами. Даже до того, как на Японию в марте 2011 года обрушились землетрясение и цунами, компания пострадала от огромных финансовых и репутационных потерь после отзывов продукции и последовавших публикаций в СМИ. Последствия землетрясения и цунами для Toyota и многих ее поставщиков были тяжелыми, что привело к снижению объемов производства и задержкам выпуска новых моделей. Поскольку автомобили Toyota стали менее доступными, некоторые потенциальные покупатели, вероятно, выберут другого производителя. Долгосрочный риск состоит в том, что кто-то из этих покупателей обнаружит, что другие брэнды вполне соответствуют их ожиданиям по уровню качества.

Определяем проблему

Первым сигналом о проблемах с качеством у Toyota в США стал отзыв автомобилей в конце 2009 года из-за проблем с ковриками, но на этом они не закончились. За следующие четыре месяца компания отозвала еще 3,4 млн. машин, и вместе с первыми 3,8 млн. получилось более 7 млн. автомобилей. Проблем было несколько: потенциальное западание и застревание педали газа, а также програм­мные ошибки, которые влияли на торможение в некоторых моделях.

Кроме того, количество отзывов, связанных с угрозами безопасности, продолжало расти. Между февралем и августом 2010 года было проведено 13 отдельных отзывов. Они затронули и новые, и старые модели и были вызваны широким диапазоном проблем (включая контроль за рулевым управлением и утечку топлива). А когда прошлой зимой стало казаться, что все пошло на лад, компания объявила о двух новых отзывах — в январе и феврале 2011 года. В мае 2011 года издание Automotive News сообщило, что с осени 2009 года было отозвано более 20 млн. автомобилей Toyota.

Взгляд со стороны потребителей

Другой фактор, который стоит отметить, — изменившееся восприятие владельцев. Люди, купившие Toyota в 2009 году, вероятнее всего, сделали это в убеждении, что покупают высококачественный автомобиль. Они были под влиянием того, что маркетологи называют позитивным эффектом ореола. При прочих равных, покупатели в этой ситуации обращают меньше внимания на маленькие проблемы (или вообще не замечают их), участвуя в опросах. Но в 2010 году под воздействием шквала негативных известий о проблемах Toyota потребители стали меньше прощать недостатки автомобилям этой марки. Если в 2009 году потребители были склонны переоценивать объективное качество Toyota, сообщая о меньшем количестве дефектов, то в 2010-м они недооценивали качество, сообщая о большом количестве дефектов.

Объективные проблемы Toyota с качеством, значительные сами по себе, были во много раз преувеличены СМИ. В то время как объективные данные о качестве автомобилей показывают ухудшение, нет никаких свидетельств, что оно пришло в полный упадок. Но изменившиеся методы измерений вкупе с негативными отзывами в прессе и улучшившимся качеством конкурентов привели к дальнейшему очернению репутации Toyota и ослабили доверие потребителей к брэнду. Многие годы главной темой в рекламе брэнда Toyota в США и Европе были качество и надежность (с дополнительным акцентом на стоимость). Теперь эти темы становятся все менее эффективными. Самое время поинтересоваться, как Toyota будет в дальнейшем продвигать свои автомобили.

Ущерб брэнду

Можно провести параллель между трудностями, с которыми столкнулась Toyota, и проблемами компании Ford в 2000-м и 2001 годах, когда из-за дефектов шин Firestone стали переворачиваться автомобили Explorer, производимые компанией. Как и Toyota, концерн Ford стал тогда объектом пристального внимания со стороны СМИ. В Ford довольно быстро решили проблему, сменив поставщика шин и переконструировав модель. Но ущерб был долгосрочным. Если в 2000 году Ford лидировал на высокоприбыльном рынке пикапов, продавая на 100 тыс. единиц больше, чем GM, то в 2005 году отставание от GM составило 500 тыс. единиц.

Основа проблем

Базовый принцип управления рисками — обнаруживать риски рано и уничтожать их, пока они создают лишь небольшие проблемы. Руководители Toyota и раньше получали предупреждения об ухудшающемся качестве. Например, в начале 2009 года, еще до массовых отзывов, Toyota распустила команду высококвалифицированных специалистов, созданную в 2005 году для решения проблем качества. Руководители Toyota, объясняя это решение, заявили, что контроль качества стал частью ДНК компании, и поэтому нет необходимости в отдельной комиссии для его осуществления.

Рост

Под семейным руководством Toyota придерживалась осторожной стратегии роста: например, она последней из крупных японских автомобильных компаний наладила производство машин в США. Учитывая значительные преимущества в стоимости и качестве, Toyota, вероятно, могла бы завоевывать долю рынка в США гораздо быстрее. Однако руководство компании не стало эксплуатировать возможность снизить цены ради увеличения доли рынка, а положилось на надежность и долговечность продукции.

Окуда же убедил лидеров компании нацелиться на быстрое увеличение продаж и доходов, пре­уменьшив риски такой стратегии. При доле рынка в 15% Toyota превзошла бы GM и стала глобальным лидером по объему производства. Но при этом пришлось бы нанимать значительное количество новых сотрудников, заключать контракты с новыми поставщиками и привлекать большое количество инженеров на контрактной основе.

С 2002-го по 2008 год количество зарубежных производств Toyota выросло с 37 до 53, а глобальные продажи росли в среднем на 9% в год. Такая экспансия не давала возможности руководству адаптировать системы и процедуры к столь быстрому росту. В отсутствие специальных процедур, сохраняющих традиционной фокус на качестве, ключевые решения, влияющие на разработку продуктов, управление поставками и производство, оказались подчинены целям по увеличению продаж и снижению издержек. Многие изменения были eдва заметными (например, сдвиг критериев продвижения персонала), и они могли быть совсем не такими, как предполагали Окуда и топ-менеджеры Toyota. Но их кумулятивный эффект негативно отразился на качестве. Высшее руководство компании, как правило, недооценивает степень искажения поручений и поставленных задач при движении вниз по иерархической структуре организации.

Сложность продукта

Несмотря на то что на модели Toyota Lexus и Prius пришлось менее 25% от объема продаж в 2010 году, они были среди самых технологически сложных продуктов и фигурировали более чем в половине случаев всех отзывов. Сочетание быстрого роста и повышения сложности продуктов имело крупные последствия для системы управления поставками Toyota. Примерно 70% добавленной стоимости в автомобилях Toyota — это детали и предварительно собранные узлы, произведенные поставщиками. Поэтому последствия роста и усложнения продукта сказались на всей сети поставок компании.

Во-первых, персонал Toyota получал все больше нагрузок по мере роста компании. В ответ на рост Toyota должна была передать больше конструкторских задач внешним инженерам, работающим по контракту, и привлечь новых поставщиков. Один из топ-менеджеров компании публично признал в 2010 году, что, столкнувшись с нехваткой персонала внутри компании, Toyota была вынуждена привлечь большое количество новых инженеров по контракту, чтобы усилить конструкторские мощности. По его мнению, это способствовало повышению количества дефектов. Доля внешних инженеров среди разработчиков, работавших на Toyota по всему миру, достигла 30%. Это означало наем инженеров по контракту за рубежом и появление новой практики найма временных инженеров в Японии, что ставило под вопрос привычные способы ведения дел. Инженеры Toyota привыкли общаться между собой и с японскими поставщиками, с которыми были налажены долгосрочные отношения. Интенсивный приток новых, часто не говорящих по-японски инженеров и зарубежных поставщиков привел к проблемам с согласованностью и коммуникациями. Менее опытные инженеры Toyota все чаще получали назначения в международные технические центры, чтобы наблюдать за новыми зарубежными поставщиками, которые были менее осведомлены о стандартах Toyota.

Однако остается вопрос, поднятый недавними проблемами с качеством Toyota: что отзывы продукции говорят об эффективности легендарной системы производства Toyota? Зачем другим компаниям пытаться повторить ее, если Toyota сама страдает от серьезных проблем?

На самом деле проблемы Toyota были вызваны не плохими управленческими решениями и несовершенной системой производства. В частности, руководство компании не смогло адекватно отреагировать на ранние сигналы о проблемах с качеством. Проблемы Toyota — яркое напоминание о том, что не существует корпоративного ДНК. Как бы ни были важны отличные системы производства, сами по себе они отнюдь не являются гарантией от неудач. Когда к рулю приходят новые управленческие команды, они должны осознавать: нет никаких гарантий, что системы и ценности, лежавшие в основе успеха организации, будут поддерживаться без заново взятых обязательств. Обеспечение преемственности требует поощрения лучших практик и процессов (особенно тех, что обеспечивают разрешение проблем), гибкости, эффективной социализации новых сотрудников и поддерживающей организационной культуры. В любой организации будут внешние и внутренние факторы, угрожающие ослабить основу компании, будь то возможности роста, соблазн сэкономить на тренингах или давление по снижению издержек. Поэтому руководство компании должно бдительно поддерживать практики и ценности, обеспечивающие высококачественную производственную систему, даже в то время, когда они учатся приспосабливаться к возникающим сложностям.

Несмотря на уязвимость, система производства Toyota до сих пор остается шедевром и служит важной моделью для компаний разных отраслей.

Об исследовании

Copyright © Massachusetts Institute of Technology. All Rights Reserved


Автор: Валерий Моторин Раздел: TOYOTA

Нет никакой необходимости в маркетинговых исследованиях, чтобы определить ожидания покупателей автомобилей Тойота. Безусловно, все они рассчитывают на долговечность - заслуга простых двигателей. Впрочем, сегодня этого порой уже недостаточно.

Чтобы продать большее количество автомобилей, приходится привлекать динамикой и низким расходом топлива. Здесь перевес на стороне агрегатов, оснащенных современным оборудованием. Однако, сложная конструкция зачастую идет в паре с меньшей отказоустойчивостью либо с огромными затратами на содержание. Как на этом фоне выглядят моторы Тойоты?

В ассортименте японского производителя легко найти очень удачные двигатели, но не обошлось и без просчетов. Рекомендаций достоин литровый двигатель (в течение нескольких последних лет производится практически в неизменном виде), серия агрегатов 1.6-2.0 ZR и большие бензиновые V6 и V8. Все они совершенны и долговечны!

1.0 R3 – громкий, но стойкий

Несложная конструкция и высокая прочность двигателя объемом 1,0 литр способствовали успеху Yaris и Aygo. Недостатки? Прежде всего, низкая культура работы (шум и вибрации). В соответствии с современными стандартами, литровый двигатель Тойота можно назвать устаревшим – не имеет непосредственного впрыска и наддува, а система управления фазами газораспределения контролирует только впускной вал. Конечно, в этом есть как хорошие, так и плохие стороны.


Блок имеет три цилиндра, алюминиевые блок и головку. Для привода ГРМ используется цепь. Масса двигателя – 69 кг.

А что может пойти не так? Например, довольно быстро изнашивается сцепление (иногда его приходится менять уже после 50 000 км). Часто выходит из строя насос охлаждающей жидкости. Бывает, что мотор начинает потреблять много масла. Но это проблема встречается в автомобилях, прошедших свыше 200 000 км. Перевешивающим преимуществом послужит относительно простая конструкция, которая не требует от механика специальных знаний или инструментов.

  • - простая конструкция
  • - высокая прочность
  • - низкие затраты на ремонт
  • - низкий расход топлива
  • - небольшой собственный вес
  • - невысокий запас тяги
  • - вибронагруженность (три цилиндра без балансировочных валов) и шумность

1.6-2.0 ZR – отличный выбор!

Семейство ZR представлено тремя блоками - объемом 1.6, 1.8 и 2.0. Они изготовлены из алюминия (масса блока и головки 1.8 равна 97 кг), имеют два распределительных вала и цепной привод ГРМ.

Об их высоком качестве свидетельствует тот факт, что с момента внедрения и до сегодняшнего дня (они предлагаются уже более 10 лет) не было сделано практически никаких изменений. Единственное усовершенствование – это система управления клапанами Valvematic (с 2008 года). Она позволяет регулировать ход клапана в диапазоне от 1 до 11 мм, что обеспечивает более плавную работу и экономию топлива на низких оборотах.

Еще одно доказательство долговечности – это сравнительно невысокая стоимость контрактных агрегатов с небольшим пробегом. Это означает, что на них практически нет спроса.


Двигатели серии ZR – одни из наименее проблемных за последние годы. Их можно найти в различных моделях Тойота – от компактов до внедорожников.

Даже спустя длительное время довольно сложно говорить о типичных неисправностях. В 1.6 VVT-i с самого начала иногда сдавались гидравлические толкатели клапанов. Порой возникала необходимость замены насоса охлаждающей жидкости или прокладки под головкой блока. Чаще ремонтировать приходится двигатели с сомнительной историей обслуживания. Однако, все это не способно испортить хорошее мнение об этих агрегатах.

Стоит отметить, что, хотя динамика с такими моторами и кажется не плохой, но автомобиль не показывает хороших результатов во время агрессивного вождения. Эти двигатели для спокойных водителей.

  • - приличная надежность
  • - приемлемые динамические характеристики
  • - умеренный расход топлива (по отношению к мощности)
  • - удовлетворительная культура работы
  • - ограниченный список возможных вариантов объема и мощности

3.5 и 4.0 GR – большие и долговечные

Минивэнам и внедорожникам не обязательно использовать дизельные двигатели. Надежный бензиновый агрегат в долгосрочной перспективе дешевле в содержании и определенно создает меньше проблем.

Тойота специализируется не только на популярных малых объемах, но и больших. Такие агрегаты пользуются спросом в больших седанах, внедорожниках и фургонах. V8 UZ вошел в историю, как практически несокрушимый!

Из более новых моторов можно выделить серию GR, которая включает мотор 4.0 (Prado) и 3.5 (Toyota Camry, Highlander). Несмотря на то, что двигатели сохранили непосредственный впрыск и не имеют наддува, их нельзя назвать устаревшими. Ряды цилиндров имеют угол развала 60 градусов, а чугунные гильзы впрессованы в блок.


Четырехлитровый двигатель был адаптирован для продольной сборки и используется на внедорожниках.

Отказы? В 4.0 порой пробивает прокладку ГБЦ. Немного более длинный список имеет 3.5. Довольно часто отказывает насос охлаждающей жидкости и приходится менять катушки зажигания (до 2010 года). Проблемы порой доставляет и муфты VVT-i – шум, неисправности датчика. Впрочем, обычно эти недостатки не слишком дороги в устранении.

  • - сравнительно простая конструкция
  • - хорошая долговечность
  • - достойная динамика
  • - низкий уровень шума и вибраций
  • - высокий расход топлива (в сравнении с дизельным двигателем)
  • - недостаточно эффективен в сочетании со старой 4-ступенчатой автоматической коробкой передач

Турбодизель 1.4 D-4D – экономичный и долговечный

Удачная и сравнительно простая конструкция, высокая популярность (в Европе), низкие эксплуатационные расходы. Покупка даже 10-летней Тойоты с дизельным 1.4 – небольшой риск!


Турбодизель 1.4 имеет 4 цилиндра, алюминиевые блок и головку, а так же непосредственный впрыск Common Rail (давление 1600 бар).

Двигатель 1.4 D-4D – это жемчужина в ассортименте Toyota. В отличие от остальных японских дизельных моторов, риск дорогостоящего ремонта здесь действительно невелик. В этом заслуга не только сравнительно простой и удачной конструкции, но и высокой популярности, что позволило механикам набить руку.

С тех пор многое изменилось, например, нормы выбросов – от Евро-3 до Евро-6. Но кроме введения сажевого фильтра и пьезоэлектрических форсунок (и то, и другое удорожает эксплуатацию), силовая установка не претерпела существенных модернизаций.

Высокая оценка не означает, что машину можно покупать вслепую. Многие экземпляры уже прошли свыше 300 000 км, а это может означать расходы, как минимум, на восстановление турбины или форсунок.

Часть двигателей 2004-2006 года охватывает проблема повышенного расхода масла (причина в поршнях), другим требуется перепрограммирование ЭБУ. Важно отметить, что Тойота по-прежнему бесплатно устраняет некоторые сбои в рамках сервисной акции.

  • - высокая долговечность
  • - простая конструкция
  • - низкие эксплуатационные расходы
  • - достаточно хорошая производительность
  • - невысокий расход топлива
  • - хлопоты с фильтром твердых частиц
  • - дорогостоящая замена пьезоэлектрических форсунок

Рискованные двигатели

Японский производитель не избежал просчетов. Среди бензиновых агрегатов их мало, но они есть. Когда Тойота предложила систему изменения фаз газораспределения VVT-i, появились проблемы с вариаторами. К счастью, недуг оказался недорогим в устранении.


Среди более новых бензиновых моторов можно выделить 1.33. Он дебютировал в 2009 году. Двигатель изначально собирал лестные отзывы. Он оказался экономичным и динамичным. Однако довольно быстро обнаружились изъяны: помимо дефектного лямбда-зонда появлялся нагар на поршнях. Для ремонта требовался демонтаж головки блока, что увеличивало расходы. Другой дефект – проблемы с компрессией.

Двигатели объемом 1,6 и 1,8 л серии ZZ имеют склонность к повышенному расходу масла (доработали в 2004 году).

Проблемы с дизельными двигателями начались с появлением системы впрыска Common Rail. Первые варианты (90 и 110 л.с.), как сравнительно простые, еще не были худшими. Вместе с тем, дополнительные компоненты, такие как двухмассовый маховик, турбина с регулированием потока выхлопных газов и сажевый фильтр, значительно увеличивали эксплуатационные расходы. К этому добавились издержки на топливные форсунки и другое оборудование, сопутствующее более современному впрыску. К счастью, чугунный блок и ременный привод ГРМ оказались прочными.

Полная противоположность этому двигатели серии AD - 2.0 и 2.2, появившиеся в 2005 году. Оборудование значительно улучшилось, однако алюминиевый блок в процессе эксплуатации подвергался эрозии. Первый ремонт возможен, но требует больших затрат. Двигатель был значительно переработан в 2010 году.


В последние годы были представлены турбодизели BMW, которые сегодня получают нелестные отзывы.

Проблемы затронули и 3.0 D-4D (Prado и Hilux). Это хороший двигатель, но все чаще вызывают беспокойство форсунки. Проблемы с ними заканчиваются повреждением цилиндров.

Заключение

В Тойота вы имеете право рассчитывать на идеальные силовые агрегаты, и вы их легко найдете. Предвидя тенденции, компания практически отказалась от дальнейшего развития дизельных моторов, сделав ставку на гибриды.

Читайте также: