Если одно колесо летнее зимой

Обновлено: 05.07.2024

Если коротко, то да, но с ограничениями и только в одной конкретной ситуации.

Можно ли ездить на зимней и летней резине одновременно

Ездить одновременно с летними и зимними покрышками на автомобиле можно, но с оговоркой — если речь идёт о запасном колесе.

Правда, все эти требования не распространяются на ситуацию, когда вы зимой пробили колесо и вынуждены вместо зимней, шипованной или нет, покрышки поставить запаску. На запасном колесе вряд ли кто-то меняет по сезону летнюю резину на зимнюю и наоборот, так что установка запаски зимой с летней покрышкой уже формально нарушает требования ПДД и техрегламента.

И возможно ли сочетать характеристики летней и зимней шины в одной?

Дважды в год большинство казахстанских водителей сталкивается с необходимостью переобувки автомобиля с летних колёс на зимние и наоборот. И даже если не брать в расчёт все прелести шиномонтажа, с которыми порой приходится иметь дело, одна только стоимость резины уже заставляет задуматься: зачем платить за два комплекта, когда можно купить один набор всесезонных шин?

Относится ли всесезонная шина к зимней?

Какие покрышки называют всесезонными

Под всесезонной резиной подразумевается продукция, имеющая маркировки All Season, All Weather, М+S и т. д. Однако, несмотря на громкие обозначения, таковой она является только в очень специфических климатических условиях. В частности, речь идёт о регионах, где зимняя температура редко опускается ниже 0 °C, а летняя не превышает 25 °C.

Для справки: первые всесезонные шины появились ещё в 1977 году. Это была Goodyear Tiempo. Однако особого успеха она не снискала, как, впрочем, и следующая разработка компании под названием Arriva, презентованная в рамках Зимней олимпиады в Нью-Йорке в

Почему всесезонка вовсе не всесезонка и даже не летняя

Дело в том, что покрышки, которые предлагаются использовать круглый год, представляют собой среднее между зимними и летними шинами. Их состав и конструкция — целая череда компромиссов.

В идеале резиновая смесь должна быть достаточно жёсткой и стойкой, чтобы пережить эксплуатацию на летнем горячем асфальте, и в то же время мягкой и эластичной для сохранения свойств при низких температурах. На деле всесезонка дубеет даже при небольшом минусе и быстро стирается в жару.

Относится ли всесезонная шина к зимней?

Несколько вариантов всесезонных шин, представленных на рынке

Уступки делаются и при проектировании протектора. Зачастую от летней обувки заимствуются скруглённые боковины, что хорошо для асфальта летом, но негативно сказывается на способностях шины в снегу и на льду. От зимнего типа резины всесезонке достались ламели, широкие канавки и отдельные шашки. Они, безусловно, помогают со сцеплением на скользких поверхностях, но снижают жёсткость, нужную летом.

В итоге мы имеем резину, которая пытается усидеть на двух стульях.

Относится ли всесезонная шина к зимней?

Интересный протектор всесезонной шины Continental AllSeasonContact

Что о всесезонке говорит закон

Пункт 5.6.3 же гласит, что зимними шинами в глазах закона считаются не только покрышки со знаком в виде горной вершины с тремя пиками и снежинкой внутри неё, но и маркированные литерами М+S, M&S и M S. Обратите внимание, что обозначений All Season и All Weather в списке нет.


Пробитие колеса – ситуация, в которой может оказаться любой водитель. Именно на этот случай в автомобиле должна быть запаска. И если с летней резиной практически все понятно (об основных моментах мы тоже расскажем), то с зимними покрышками все несколько сложнее.


В запасками на современных автомобилях все неоднозначно. Самый практичный вариант – полноценное колесо – сегодня встречается куда реже, чем пару десятилетий назад. В погоне за экономией места и пары килограмм веса производители все чаще дают в комплекте с авто докатку, которая как минимум меньше базового колеса.

[stextbox некоторых моделях сегодня нет даже докатки. В том же Mini, например, ее отсутствие должны компенсировать особые шины-ранфлеты, способные выдержать дорогу до СТО без критического снижения давления.[/stextbox]

Другой минус докатки в том, что она не рассчитана на длительную и скоростную эксплуатацию. На ней нужно доехать до ближайшего шиномонтажа, где уже производится ремонт пробитого колеса. В редких случаях на докатке можно разгоняться до 110 километров, чаще всего не рекомендуется превышать отметки в 80 км/ч.

Сами водители предпочитают поменять докатку на нормальную запаску (если для нее, конечно, есть место в машине). Запаска, напомним, должна быть из того же комплекта, что и основные шины, то есть покупать лучше комплект из 5, а не из 4 колес. Рекомендуется также время от времени менять запаску местами с другими колесами, чтобы износ был примерно одинаковым.


Если с покупкой пятого колеса из летнего комплекта некоторые водители еще готовы смириться, то на приобретение расширенного зимнего комплекта согласны не все, так и катаясь круглый год с летней запаской или с докаткой, что зимой особенно опасно.

Во времена, когда не все могут себе позволить менять покрышки по мере износа, покупка лишнего колеса, которое может и не понадобиться в течение нескольких лет, часто кажется нецелесообразной. Тем более, когда речь касается зимней резины, как правило, более дорогой.

А как быть, если все же заменить колесо зимой нужно, а нормального колеса с собой нет? Вариантов несколько.

  • Если позволяет погода, можно попробовать отремонтировать колесо. Способов сегодня предлагается много, начиная от традиционных заплат и жгутов до герметизирующих составов.
  • Другой вариант – поставить то запасное колесо, какое есть. Учтите, что крайне не рекомендуется ставить летнюю покрышку на переднюю ось: зимой летняя резина становится “деревянной” и хуже держит дорогу. Да и вообще использование любых шин, отличающихся от основного комплекта, так или иначе сказывается на динамике и на безопасности, особенно зимой.

Так что если вы пробили переднее колесо зимой, а с собой у вас только летняя запаска – придется сначала переставить заднее колесо вперед, а на его место поставить запаску.

[stextbox замечание: сработает это только с переднеприводными авто, для заднеприводных приобретение сезонной запаски становится еще более актуальным.[/stextbox]

После замены колеса на запаску (особенно на докатку) осторожно начинайте движение в сторону ближайшего шиномонтажа (осуществляя “транспортировку к месту ремонта”, согласно ПДД), не забывая о том, что динамика авто может существенно измениться.

Из этого видео вы подробнее узнаете о том, как ездить на докатке зимой:

Если у вас есть такая возможность, то лучше отказаться от докатки и приобрести полноценную запаску, причем как для летнего, так и для зимнего комплектов шин. Если такой возможности нет, то готовьтесь к ремонту на месте или же к тому, что придется долго и осторожно ехать до ближайшего шиномонтажа.

Частые ошибки при покупке/установке зимних шин: советы в вопросах и ответах.


Зимние шины должны иметь правильные параметры и быть в хорошем состоянии, чтобы эффективно справляться с тяжелыми условиями на дороге. Но как выбрать правильные шины? Как не ошибиться, чтобы потом не жалеть? Можно ли на зиму ставить тот же размер, что и летом, можно ли использовать зимнюю резину с глубиной протектора менее 4 мм? На эти и другие вопросы мы ответим в нашем кратком обзоре.

1. Должны ли зимние шины быть уже летних?


В этом нет необходимости… обычно. Как правило, у современных легковых автомобилей размер зимних шин может быть таким же, как и у летних. Конечно, размер шин, особенно их ширина и профиль (на практике — высота боковин), влияют на различные параметры сцепления с дорогой и поведение автомобиля в определенных ситуациях, но нужно помнить, что идеальных шин для всех случаев не бывает.

При выборе шин вы всегда должны учитывать их плюсы и минусы и идти на компромисс: более узкая шина может лучше работать в глубоком снегу и быть более устойчивой к аквапланированию, но особенно на сухой и гладкой поверхности такие шины будут тормозить хуже широких покрышек.

Поэтому лучше покупать зимние шины того же размера, что и летние.

Исключение: если на вашей машине стоят летние колеса нестандартных размеров (например, авто оснащено шинами разного размера, дисками разного диаметра и т. д.).

2. Я покупаю на зиму комплект новой резины — их диаметр должен быть таким же, как у летних?


Нет — приобретая комплект зимних колес, мы имеем возможность собрать колеса с параметрами, наиболее подходящими для зимних условий.

Поскольку, особенно в конце осенне-зимнего периода, дороги имеют большие повреждения, будет более практичным выбрать диски меньшего размера (в нашем примере — 16 дюймов), подобрав шины с более высоким профилем. Такие колеса также обойдутся значительно дешевле — диски будут дешевле, и шины — дешевле.

3. Могу ли я купить усиленные шины XL, если на моем автомобиле установлены обычные шины?


Пользы от этого не будет, но допустимо. Если у нас есть хорошее предложение на шины XL или выбранная вами модель доступна только в версии XL на данный момент, вы можете купить эти шины.

4. Можно ли купить зимние шины с индексом нагрузки ниже рекомендуемого?

Нет, не надо этого делать. Шины со слишком низким индексом нагрузки склонны к повреждению, а если автомобиль сильно загружен, они могут внезапно выйти из строя, сопровождаясь внезапной потерей давления, — это опасно!

5. Имеет ли значение ширина колесного диска с точки зрения ширины шины?

Однозначно да — есть таблицы, на основании которых можно определить, какая ширина шин оптимальна для данных дисков, а какая допустима. Нарушение правил в этом вопросе чаще всего приводит к плохой управляемости автомобиля, а также может увеличить риск повреждения колес.

6. Во всех ли случаях верны таблицы, используемые для определения взаимозаменяемых шин?


К сожалению, помимо высоты колеса (шины) также имеет значение следующее:

  • размер диска в сравнении с размерами тормозов — в зависимости от устройства тормозной системы часто так бывает, что слишком маленькие колесные диски нельзя установить на автомобиль, даже если расстояние между болтами правильное;
  • шины не могут быть слишком широкими — ведь в таком случае они не войдут в колесные арки;
  • шины не могут быть слишком узкими — ведь машина не будет нормально тормозить;
  • профиль шины не может быть слишком низким — ведь нужно не забывать о комфорте и риске их повреждения, а также о безопасности

Да, если автомобиль оборудован TPMS (система контроля давления в шинах). Дело в том, что шины Run-Flat также склонны к проколам, как и обычные шины, хотя потеря давления до определенной степени не ощущается водителем.

Шины Run-Flat можно использовать даже без воздуха, но, во-первых, на ограниченной скорости (до 80 км/ч), а во-вторых, только на ограниченном расстоянии (примерно до 80 км).

8. Протектор моей зимней резины 4 мм. Можно ли ездить на них еще одну зиму?


4 мм — это предел для зимних шин. Для летних шин, например, это значение составляет (для большинства моделей) 1,6 мм.

Итак: да, на них можно ездить до весны, но с ограниченным сцеплением и сниженным уровнем безопасности.

Совет: такие шины лучше заменить на новые. Зачем рисковать?

9. На какой оси лучше установить новые шины, если я куплю только две?


Однозначно новые парные покрышки лучше устанавливать на заднюю ось, в том числе это касается и переднеприводных автомобилей. Правда, имейте в виду, что более качественные и новые шины на задней оси никоим образом не уменьшают недостаточную поворачиваемость и не улучшают сцепление с дорогой (за исключением случаев, когда автомобиль является заднеприводным). Однако после установки более новой резины на переднюю ось риск потери контроля над автомобилем на повороте резко возрастает.

10. Можно ли не торопиться с покупкой/установкой зимней резины, ведь штрафа все равно нет?


Однозначно нет. Зачем рисковать собой, своими пассажирами? Да, согласно действующему законодательству за эксплуатацию автомобиля на летней резине в зимнее время нет административной ответственности. Да-да, вопреки мифам в Интернете, которые ходят среди автовладельцев, штрафов за езду на резине не по сезону в РФ нет.

Хотя стоит отметить, что согласно действующему Техническому таможенному регламенту Союзных государств, эксплуатация транспортного средства, оснащенного резиной не по сезону, запрещена.

Но отсутствие административной ответственности не означает, что вы должны медлить с установкой зимней резины. В том числе если отсутствуют зимние осадки, а температура на улице превышает нулевые значения.

Дело в том, что при температуре воздуха в 2-3 градуса есть риск попасть на обледенелый участок дороги (например, на низинах или на эстакаде). В этом случае есть риск, что летняя резина потеряет сцепление с дорогой, что чревато потерей управления над автомобилем.

В том числе не стоит забывать, что летняя и зимняя резина отличаются по своему химическому составу: летняя при низких температурах начинает становиться жесткой. Ну и, конечно, летняя резина имеет протектор, который создан для отвода воды и улучшенного сцепления с дорогой в теплое время года. Зимняя же, напротив, имеет протектор, обеспечивающий как отвод воды, так и максимальное сцепление на скользкой поверхности.

WhatsApp

Есть ли штраф за летнюю резину зимой в 2022 году?

Нет. Но всё может измениться в один прекрасный день. Немного ниже мы объясним подробнее, в чём тут дело.

А пока вам нужно знать только одно – штрафа за использование резины не по сезону по состоянию на 11 Января 2022 года не введено.

Дело в том, что обязанность переобувать машину на "зиму" регулирует Технический регламент. В частности, его пункт 5.5 Приложения №8 указывает, что в зимние месяцы запрещается езда на летней резине.

Однако, здесь есть важная тонкость. Техрегламент – это по сути своей ГОСТ, который регулирует конструкцию и комплектность транспортных средств, которые вводятся в обращение, а также находящихся в эксплуатации. То есть обязанность зимней резины указана вовсе не в ПДД. Вот и действующий на сегодня КоАП РФ не предусматривает штрафов за нарушения Техрегламента (кроме случая с тонировкой).

Но ведь обязанность есть!

Всё верно. Это как раз тот случай, когда требование законодательства установлено, но санкций за его нарушения не существует. Причём, такое положение дел отмечается и с другими нарушениями:

  • отсутствие штрафа за летнюю резину зимой, так как требование прописано в регламенте, а в КоАП нет наказания за это,
  • отсутствие санкции за превышение скоростименее чем на 20 км/ч, хотя по ПДД это запрещено,
  • ещё одно нештрафуемое предписание Правил – опасное вождение, законодатели просто не успели ввести в законную силу ответственность за это.

С какого числа нужно переобуваться, чтобы не было наказания, в 2022 году?

Готовится важное изменение ПДД

Если быть грамотнее, то это поправки не в Правила, а в отдельный нормативный акт, являющийся приложением к ПДД – Перечень неисправностей, при которых запрещена эксплуатация автомобилей.

Собственно, такой перечень работает и в 2022 году, но в нём список всех неисправностей устарел – документу уже порядка нескольких десятков лет, и в нём, например, нет таких условий, как неработоспособность ABS, ESP и других систем.

Суть новых поправок заключается в том, что большой перечень таких неисправностей может перекочевать в приложение к ПДД, в том числе и запрет использование летней резины в зимнее время. Ранее мы писали об этом изменении в законодательстве.

Обратите внимание на официальную формулировку по новому закону:

Транспортные средства категорий M1 и N1не укомплектованы зимними шинами в зимний период (декабрь, январь, февраль).
Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации сроки, определяющие летний и зимний период, могут быть изменены в сторону увеличения.

И вот в этом случае уже будет наказание, потому что Административный кодекс по части нарушений Перечня неисправностей имеет вполне реальные меры ответственности.

Так, за общие нарушения этого правового акта установлено наказание по части 1 статьи 12.5 со штрафом в размере 500 рублей или вынесением предупреждения.

Однако, по состоянию на 11 Января 2022 года данные изменения в силу не вступили, и потому штрафа за езду на летней резине зимой нет. Данная информация актуальна именно на сегодняшний день. Мы ежедневно мониторим обновления, знаем, вступили ли в силу поправки и своевременно обновляем статью.

Есть только 2 тонкости в этом вопросе:

  • штраф будет законным, когда внесут новые изменения в ПДД,
  • если ваша резина не соответствует другим условиям Перечня неисправностей (о них мы поговорим ниже).

Давайте сравним, как законодательное регулирование вопроса штрафа за не соответствующие зимнему сезону покрышки работает до и после поправок.

Таблица сравнения старого требования зимней резины и нового штрафа
Как сейчас? Как станет после изменений?
Обязанность переобуваться и запрет летней резины зимой содержится только в Техрегламенте. Требование надевать зимние шины будет закреплено в Перечне неисправностей – приложении к ПДД.
Запрет летних покрышек актуален в декабре, январе и феврале. Всё останется также – будет запрещено в 3 зимних месяца ездить на летних покрышках.
Штрафа за летнюю резину в зимнее время нет, потому как нет наказания за нарушения регламента. Есть действующий штраф за нарушения Перечня неисправностей, а, так как, запрет летних шин пропишут прямо в этом правовом акте, то ответственность будет касаться и этого нарушения.

То есть фактически никакого нового штрафа ГИБДД введено не будет. Просто в списке, где перечислены запреты, будет включен и запрет водить авто на несоответствующих сезону шинах. А за нарушение этого списка наказание уже есть – 500 рублей, как мы указали выше.

Изменения в ПДД и новый штраф за летнюю резину в зимнее время

С какого числа будет штраф?

Достоверно о том, когда нововведения вступят в силу, сейчас неизвестно. Для этого документ должен быть по меньшей мере подписан, но пока всё на стадии доработки и обсуждений.

Но даже если изменения введут, то это не будет значить, что в любом случае будет безусловный штраф. Дело в том, что, как вы могли увидеть из официальной трактовки Перечня выше, использование летних шин запрещается только в зимние месяцы: в декабре, январе и феврале. А вот в октябре, ноябре, марте и апреле – даже если в эти месяцы лежит снег и, к примеру, на улице -30 o мороза, формально ездить на летней резине можно. Исключение составляет лишь один случай – если на региональном уровне введено отдельное ограничение, как этого допускает формулировка нового закона. Однако, такое допускалось и Техрегламентом, но на практике ни один регион вплоть до 2022 года не вводил специальных ограничений.

Поэтому, если вы где-либо прочитаете, что штраф возможен за езду на летних шинах в ноябре, марте или апреле, например, то это неправда и фейк, не соответствующий правде.

Обязательно должны быть шипы?

Нет. Как видно из официальной трактовки Перечня, требование относится к любой зимней резине. Совсем не обязательно, чтобы она была шипованной – просто зимней. Допускается в том числе и "липучка".

Если автомобиль грузовой?

Здесь всё также очень просто. Как и сейчас, так и в случае принятия поправок и вступления последних в силу, требование переобуваться на зиму действует только для 2 категорий машин (это также указано в трактовке):

  • M1 – сюда относятся легковые автомобили с числом мест не более 8,
  • N2 – это легковые и лёгкие грузовики, но с массой до 3,5 тонн.

Таким образом, на грузовые автомобили запрет использовать летнюю резину зимой не распространяется.

Будет ли наказание за всесезонку?

Да. Опять же, всесезонные покрышки не относятся ни к зимним, ни к летним. Это именно "всесезонка", которая обозначается отдельной маркировкой. Поэтому после введения изменений штраф за всесезонную резину зимой в размере 500 рублей будет законен для легковых автомобилей.

К слову о маркировке.

Как сотрудники ГИБДД проверяют, зимняя или летняя резина?

Всё достаточно просто. Любая шина имеет маркировку на боковине – вы все её видели. В числе прочих надписей и знаков есть и значок сезонности использования этой покрышки. В частности, зимняя резина обозначается вершиной горы с 3 пиками и/или надписью "M+S" или "M•S".

Вот так это выглядит:

За какую резину штрафуют зимой? Маркировка

Таким образом, если в декабре, январе или феврале вас остановит инспектор ДПС, посмотри на покрышки и не обнаружит такой маркировки, то имеет право выписать штраф.

За что ещё может быть штраф?

Как мы указали в самом начале статьи, штраф есть за иные требования к покрышкам – помимо запрета езды на летней в зимний период.

Так, штраф ГИБДД будет выписан, если:

  • у вас на автомобиле используются зимние шипованные покрышки совместно с нешипованными или летними (нельзя ставить на ведущие колёса зимнюю резину, а на неведущие – летнюю),
  • глубина протектора конкретно зимних шин менее 4 мм (для легковых авто),
  • есть повреждения на шинах, через которые видно корд,
  • есть отслоения или расслоения протектора,
  • не хватает болта или гайки крепления колеса,
  • маркировка покрышек по индексу веса и скорости не соответствует вашему автомобилю,
  • на одной оси машины стоят разные покрышки, в том числе по износу.

Все эти требования регулируются разделом 5 Перечня неисправностей в его текущей редакции. А вот так она будет выглядеть после введения изменений.

Читайте также: